Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 13. Этапы профессионализации





1. Профессиональное самоопределение как поиск возможностей развития личности.

2. Психологическое профессиоведение.

3. Продукты труда и их разнообразие.

4. Общая классификация результатов трудовой деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Возможна ли классификация продуктов трудовой деятельности человека? Аргументируйте свой ответ.

2. Что такое ориентация в мире профессий и ее влияние на профессиональное самоопределение личности?

3. Творческая мастерская: составьте кроссворд (сканворд) на тему «Мир профессий»; постарайтесь внести в него новые, малоизвестные профессии; поменяйтесь работами с товарищем по группе. Решите кроссворды друг друга.

Тема 14. Разновидности социальных норм

1. Идейно-политические.

2. Философско-методологические.

3. Научные.

4. Правовые.

5. Нравственные

6. Этические.

7. Эстетические.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как могут влиять на выбор профессии идейно-политические и нравственные социальные нормы?

2. В чем может заключаться проблема влияния на человека таких социальных норм, как научные, нравственные, философско-методологические?

3. Какова проблема этических и эстетических норм в современном профессиональном мире (на примере телевидения, печатных изданий и др.)?

 

Тема 15. Развитие человека, как субъекта труда.
Фазы развития профессионала

1. Этапы допрофессионального развития.

2. Дошкольный онтогенез.

3. Школьный онтогенез.

4. Основные фазы развития профессионала (оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что означают понятия «оптант», «адепт», «адаптант»? Что, на ваш взгляд, их объединяет?

2. Что может быть общего в понятиях «мастер», «авторитет», «наставник» и в чем заключается их различие.

3. В чем заключается влияние игры (игровой деятельности ребенка дошкольного возраста) в становлении профессионального самоопределения?

 

Тема 16. Психологические аспекты изучения
профессиональной деятельности

1. Субъективное отражение объективной реальности.

2. Индивидуальная и совместная деятельность людей.

3. Характер, форма и динамика отражения объективной реальности субъектом труда.

4. Факторы, обусловливающие конкретные типы этого отражения в профессиональной деятельности.

5. Психологические признаки труда и их градации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит «деятельность человека»? Дайте определение этому понятию. Чем отличается деятельность человека от деятельности животного?

2. Какие вы находите положительные и отрицательные аспекты в индивидуальной и совместной деятельности людей? Как влияет группа на качество результата деятельности индивида?

3. Как вы понимаете определение способности психики «субъективно отражать объективную действительность»?

 

Тема 17. Основные принципы профессионального
самоопределения

1. Равное уважение разных видов труда.

2. Полное представление о психологической структуре труда.

3. Отношение к знаниям о мире профессий, как к знаниям об обществе.

4. Формирование профессиональной пригодности.

5. Хозяин выбора - сам человек.

6. Право на выбор профессии.

7. Руководство профессиональным самоопределением.

8. Ориентация на личностные качества человека и на жизненные, социальные ситуации.

9. Соблюдение педагогического такта.

10. Согласование интересов человека, выбирающего профессию, с интересами общества и страны.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы интерпретируете выражение: «Все профессии нужны. Все профессии важны»?

2. Согласны ли вы с выражением: «Хозяин выбора профессии - сам человек»?

3. В чем, по-вашему, заключается «свобода личности» и что она предопределяет?

 

Психодиагностические методы

Система методов

профессионального консультирования.

 

В профессиональном консультировании, психолог пользуется системой методов и показателей, которые наглядно можно представить в следующей таблице:

 

Показатели Методы
  Состояние здоровья и физического развития Медицинское освидетельствование
  Любимые занятия в свободное время Интервью
  Способности Тесты
  Интересы и склонности Вопросники
  Знания Школьная успеваемость. Тесты достижений
  Умения и навыки Школьная характеристика. Тесты квалификаций. Интервью.
  Социально-экономическое положение семьи. Анкеты. Интервью. Беседы.
  Личностные особенности ребенка Наблюдение. Личностные тесты. Интервью. Школьная характеристика

Тема I. Определение сформированности
профессионального плана

Вводные замечания

Направленность выступает как системно-образующее качество личности, определяющее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективное отношение к различным сторонам действительности.

В связи с этим С.Л. Рубинштейн писал: «Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М.- Л., 1946.- С. 385).

Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотношения. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, отстает, что сказывается и на результате овладения деятельностью. Каждый период жизни человека приводит к изменению мотивационной сферы.

Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен; 17% - по совету родителей; 9% - под влиянием средств массовой информации; еще 9% - руководствуются в выборе малозначительными факторами (близость к дому и др.).

Только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности, хотя многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения более устойчивы, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности в профконсультации используется ряд методик, представленных в данном пособии. Начать профориентационную работу рекомендуем с «анкеты оптанта», целью которой является выявление сформированности профессионального плана старших школьников.

 

Цель занятия: определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.

 

Порядок работы: испытуемому предлагается заполнить анкету и дается инструкция: «Для того чтобы обсудить с вами возможные варианты выбора профессии, прошу вас ответить на ряд вопросов».

 

Анализируя результаты анкеты, профконсультант должен сформулировать следующие выводы:

 

1) о наличии профессионального плана;

2) степени его сформированности:

а) сделан выбор профессии или еще нет;

б) продуманы пути ее получения или нет;

в) имеется ли уверенность в правильности выбора или нет;

г) самостоятельно ли сделан выбор или под воздействием внешних факторов (влияние родителей, учителей, товарищей и др.);

3) об осознанности выбора профессии:

а) выбор построен с учетом интересов подростка или нет;

б) с учетом предшествующего опыта самого ребенка (раньше этим занимался) или нет;

в) с учетом способностей оптанта или нет;

г) выбор осознан или нет;

д) выбор адекватно мотивирован или нет.

 

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.