Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности государственного управления основными сферами общественной жизни (на примере государственного регулирования экономики)





Государство управляет всеми сферами общественной жизни: социальной сферой, экономикой, духовной жизнью и т.д. В управлении различными сферами общественной жизни есть как общие элементы, так и различия, которые вызваны главным образом спецификой самой общественной сферы. Тем не менее, в целом структуру ответа на данный вопрос можно упорядочить по следующей схеме:

1. Характеристика самой сферы, ее особенностей, роли в жизни общества, тенденций развития.

2. Определение структурных элементов, составляющих данную сферу, например, для экономики это будет промышленность, сельское хозяйство, торговля и т.д.

3. Выявление институциональных структур, организаций, работающих в этих структурных сегментах, реализующих их. Так, для промышленности это будут предприятия различных видов, общественные организации (например, объединение промышленников) и т.д.

4. Характеристика государственных органов, в той или иной мере управляющих данной сферой. Таких организаций может довольно много, и они выполняют самые разные управленческие задачи.

5. Описание методов и технологий, используемых государственными органами в управлении данной сферой общества.

6. Проблемы государственного управления данной сферой. Проблемы могут быть обусловлены как проблемами самой сферы, так и непрофессионализмом кадров государственных органов, недостаточным организационным, правовым, технологическим обеспечением и т.д.

7. Пути и способы решения указанных проблем.

Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес.

Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Оно гарантирует равные условия хозяйствования, стабильность правил экономического поведения, способствует проявлению эффективных сторон рыночных отношений и лимитирует их негативные последствия. Если полагаться только на рыночные силы, то структурная перестройка окажется делом отдаленного будущего без гарантии оптимальности пропорций, а если не регулировать цены и тарифы, то оборвутся экономические связи между европейской и азиатской частями страны, возникнет автаркия. Без государственного регулирования снижается эффективность производства, невостребованной оказывается фундаментальная наука, сокращается из-за удорожания социальная инфраструктура, движение к цивилизованным формам жизни осуществляется стихийно с издержками и потерями.

В переходный период государство выполняет также ряд функций, которые не характерны для условий рыночной экономики. Оно остается самым крупным субъектом рынка и регулирует деятельность других субъектов, сохраняет некоторые распределительные функции, активно содействует развитию самого человека как главного фактора прогресса, культуры в широком смысле слова.

В современных условиях важнейшей задачей государственного регулирования становится обеспечение экономической безопасности страны. Наиболее реально экономической безопасности угрожают: деформированность структуры производства (усиление топливно-сырьевой направленности); возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов; расслоение общества; криминализация хозяйственной деятельности.

Кроме того, в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в своих экономических и политических целях. При чрезмерной либерализации без должного государственного регулирования экономика развивающейся страны легко может попасть под их диктат, получить однобокое развитие. Поэтому важно сохранить государственный контроль за стратегическими ресурсами, количественными и качественными параметрами состояния экономики (пороговыми значениями), выход за пределы которых угрожает экономической безопасности.

В России имеются благоприятные условия для регулирования экономики. Капитал и производство сконцентрированы в крупных предприятиях, имеется многолетний опыт планирования и программирования. Постоянно анализируются хозяйственные связи между регионами, предприятиями, спрос и предложение, состояние рынков. Действуют информационные сети, рассчитываются параметры в масштабе страны.

Государственное регулирование опирается на использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов и осуществляется с помощью функций управления. Основными рычагами воздействия на экономику являются инвестиции, финансы, денежное обращение, кредит. Различные аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможню. В процессе регулирования активно используются прогнозирование, планирование, контроль и другие функции управления.

Государственное регулирование предполагает установление общих правил и порядка, ответственности за их соблюдение и исключает прямое вмешательство в деятельность экономических структур. Оно базируется на выбранной хозяйственной стратегии, механизме правового принуждения, экономических интересах хозяйствующих субъектов.

Компетенция федеральных органов управления в сфере регулирования экономики сводится к следующим направлениям: формирование и преобразование экономических служб и институтов, замена устаревших новыми; правовые основы единого рынка; федеральные энергетические системы, транспорт, связь; федеральный бюджет; финансовое, кредитное, валютное, таможенное регулирование: ценовая политика; денежная эмиссия.

Нормативной основой государственного регулирования экономики является Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» и другие акты. Закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития РФ и программ социально-экономического развития РФ, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ. Предусматривается разработка прогнозов развития на долгосрочную перспективу (раз в пять лет на десятилетний период), на среднесрочную перспективу (на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется) и краткосрочную перспективу (ежегодно).

Главная роль в регулировании экономики отводится Министерству экономического развития РФ, осуществляющему проведение единой государственной социально-экономической политики. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации.

Решающее воздействие на развитие экономики оказывают ежегодно утверждаемые параметры и направления деятельности государства, среди них:

· инвестиционная программа;

· перечень основных социально-экономических проблем (задач), решаемых в следующем году;

· федеральные целевые программы, предлагаемые к финансированию за счет федерального бюджета;

· объем и структура поставок продукции для федеральных государственных нужд;

· проектировки развития государственного сектора экономики;

· программа приватизации;

· международные договоры РФ, вступившие в силу;

· программа государственных внешних заимствований и предоставления кредитов Россией другим странам;

· программа внутренних заимствований и др.

Мощным средством государственного воздействия на экономику является бюджетное регулирование. Государство создает финансовую систему, в которую входят федеральный, региональные и местные бюджеты, внебюджетные государственные фонды, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Государственные финансы опосредуют почти 45 % стоимости ВВП. Бюджеты и фонды обеспечиваются наличием собственных источников доходов и правом определения направлений их расходования.

Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансово-бюджетной, налоговой, валютной политики и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ.

Активно влияет на экономику, оживляя и расширяя производство, государственный заказ. Он является общепринятой во многих странах формой регулирования экономики в условиях рынка. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для федеральных и региональных государственных нужд. К федеральным государственным нуждам относятся потребности Российской Федерации в продукции для жизнеобеспечения страны, безопасности, реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. Потребности субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач регионов, реализации региональных целевых программ определяются и обеспечиваются органами государственной власти субъектов РФ.

Поставка продукции для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки. Для казенных предприятий Правительство РФ может вводить режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных нужд. Поставщики, обладающие монополией на производство продукции, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.

Контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принятого поставщиком (исполнителем). Заказ выдается как промышленным, так и сельскохозяйственным предприятиям, строительным организациям, как правило, на конкурсной основе, кроме закупок вооружений и продукции специального назначения. Выполнение заказа обеспечивается централизованно распределенными ресурсами.

Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за обеспечение федеральных государственных нужд. Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах выделенных из бюджета средств.

Государство регулирует хозяйственную деятельность предприятий на всех этапах от их учреждения до ликвидации. Юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции. В соответствии со сложившейся практикой регистрацию коммерческих организаций осуществляют органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов РФ. Во многих регионах для регистрации создаются специальные органы — регистрационные палаты. На Банк России возложена регистрация коммерческих банков и иных кредитных учреждений. Государственная регистрационная палата наделена функциями регистрации предприятий с иностранными инвестициями.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензионную деятельность на основании положений, утверждаемых Правительством РФ, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, иные специально уполномоченные на это органы.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществлять указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока. На основании лицензии отдельные виды деятельности осуществляют предприятия, организации, учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Стандартизацией устанавливаются нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Средствами защиты выступает обеспечение безопасности продукции, работ, услуг; их качество в соответствии с уровнем развития науки и техники; единство измерений; экономия ресурсов.

Продукция, услуги и другие объекты подлежат обязательной и добровольной сертификации в целях подтверждения соответствия установленным требованиям. Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, организациями. Формирует и реализует государственную политику в области сертификации федеральная регистрационная служба. Она устанавливает общие правила и рекомендации по сертификации, проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия.

Для производства отдельных видов продукции требуется предварительно получить гигиенический сертификат. Он является разрешением на производство (ввоз) продукции, соответствующей установленным требованиям, и служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека при соблюдении определенных условий. Обязателен для продукции, способной оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека в условиях производства, хранения, транспортировки, применения и утилизации.

Экологический контроль обеспечивает наблюдение за состоянием окружающей среды, выполнением мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов, требований природоохранного законодательства. Государственный экологический контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), другие органы власти РФ и субъектов РФ, а также специально уполномоченные госорганы охраны природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Службы наблюдения действуют в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, в космосе.

В государственном регулировании экономики важное значение имеет правильный выбор макроэкономических показателей, надежных социально-экономических критериев, индикаторов курса реформ. Без них не ответить на вопрос: имеется ли потребность в реформировании, в том ли направлении осуществляется регулирование.

В прежней системе для оценки результатов государственной политики использовались валовые показатели производства, затрат, доходности. Наблюдался постоянный рост валовых показателей, хотя было очевидно неблагополучие в экономике.

В связи с переходом к рынку внедряется система национальных счетов (СНС), в которой показатели основных счетов (производство, образование доходов, капитальные затраты, продукты и услуги, финансы) распределяются по секторам: предприятия, финансовые учреждения, общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства, внешнеэкономические связи. Одновременно на вооружение берутся финансовые показатели: инфляция, денежная масса, обменный курс и т. д. Считается, что их набор обеспечивает надежный контроль за ходом реформ.

Мировой опыт свидетельствует, что система регулирования, обеспечивающая выход из кризиса, обязательно включает такие меры, как перевод капитала из сферы высокого потребления во внутренние инвестиции, опора на внутренний долг и сокращение внешних займов, формирование среднего класса и выравнивание доходов, увеличение массового спроса, разумный протекционизм собственной продукции. Таким образом, во главу угла ставится стимулирование материального производства.

К сфере материального производства относится совокупность отраслей, производящих материальные блага – средства производства и предметы потребления. Она составляет основу жизни людей, создает условия для развития производственной сферы – здравоохранения, просвещения и т. д. Чем эффективнее труд в материальном производстве, тем выше уровень развития экономики, больше национальный доход. В отраслях материального производства создается продукт (промышленность, сельское хозяйство, строительство) или увеличивается стоимость произведенного продукта (транспорт, связь и др.).

Производство материальных благ осуществляется в различных организационных формах трудового процесса и типах предприятий и имеет, как правило, предпринимательский характер, т. е. является инициативным, самостоятельным и направлено на получение прибыли.

Сегодня российское государство проводит активную политику регулирования и поддержки предпринимательства, чтобы создать гражданам благоприятные условия для частной инициативы и установить цивилизованные отношения между деловым миром, обществом и государством. Регулируется как сфера малого бизнеса, так и крупные монополии.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.