Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Диагностический инструментарий





Диагностика структуры семьи

- Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)

- Тест «Семейная социограмма»

- Опросник «Семейные роли»

- Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи»

- Системный семейный тест Геринга (FAST)

Изучение семейной истории

- Генограмма

- Геносоциограмма

Диагностика супружеских взаимоотношений

- Опросник удовлетворенности браком

- Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)

- Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность)

- Опросник «Шкала любви и симпатии»

- Метод диагностики межличностных отношений

- Методика «Мое письмо о супруге»

Диагностика детско-родительских отношений

- Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)

- Опросник «Родителей оценивают дети» (РОД)

- Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI)

- Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок»

- Методика диагностики родительского отношения

- Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»

Диагностика эмоционального состояния членов семьи

- Опросник «Анализ семейной тревоги» ACT)

- Шкала определения уровня депрессии

- Методика определения уровня депрессии

Вопрос 2. Анализ речи клиента в целях психодиагностики причин

Его затруднений

Речь клиента является ценным объектом диагностики в рамках психологического консультирования. По речи можно, например, можно определить тип

человека и его свойства.

Типы клиентов с качествами «Я»,

которые возможно определить по их речи:

1) тип «Я как все». Клиенты этого типа употребляют фразы: «У меня всё, как у всех. Я как все нормальные люди. Все врут. Все хотят иметь больше, а отдавать меньше». Они страдают от бессилия, т.к. тонут в общей массе. Их проблема - неразвитая индивидуальность;



2) тип «Все люди разные». А значит и Я разный. У таких клиентов по семь пятниц на неделе. Они трудно сходятся с людьми, трудно поддерживают контакты, отличаются непостоянством в выражении чувств;

3) тип «Я - человек!». Это взрослый эгоцентризм. Таким клиентам следует

задавать уточняющие вопросы:

- А какой Вы человек? Что Вы за человек?

- Какой Вы для супруга? Для своего ребёнка? Для шефа?..

4) тип «Я есть Я». О таких говорят: твердолобый, чёрствый, непробиваемый,

ограниченный, эгоистичный. Эти качества лишают человека возможности воспринимать других людей со стороны. Люди для него - предметы окружающего мира. Консультанту следует активизировать процесс внутреннего оппонирования (диалога) клиента.

Психодиагностика личностных особенностей клиентов

на основе анализа используемых ими частей речи

Глаголы (если они преобладают в речи клиента):

- прошедшего времени (означают: регрессивные тенденции, депрессия);

- будущего времени и сослагательного наклонения (чувство нереализованности, зависимость от внешних условий, низкая автономия);

- возвратной формы (чувство зависимости от внешних обстоятельств, потеря субъектности, безынициативность);

- повелительного наклонения (репрессивные и аутопрессивные тенденции, потребность в доминировании, трудности самоконтроля);

- настоящего времени (психологическая зрелость, автономия, свобода от обусловленности - если в сочетании с местоимением Я).

Местоимения:

- Я (если преобладает местоимение первого лица, то у клиента развито чувство субъектности, а также ответственности - в случаях сочетания местоимения Я с глаголами настоящего времени); если это местоимение употребляется редко или вовсе отсутствует, то клиенту свойственно недоверие к личному опыту, конформизм, тревожность;

- Ты, он, они (местоимения второго и третьего лица). В случае преобладания они репрезентируют следующие свойства клиента: делегирование ответственности, манипулятивные тенденции, приписывание вины, неспособность к отстранению, низкий уровень рефлексии (если часто используется прямая речь).

Существительные:

- если преобладают в речи клиента, то ему свойственны: ригидность, фиксация на своём состоянии, нарушение временной перспективы;

- если существительных мало или они отсутствуют - личность характеризуется утратой субъектности, низким уровем ответственности.

Прилагательные:

- в случае преобладания - эмоциональность, демонстративность;

- в случае недостатка или отсутствия - слабая дифференцированность восприятия.

Наречия:

- в случае преобладания - возведение частностей в закон, самоотчуждение, ригидность;

- в случае недостатка или отсутствия - низкая способность к обобщению, ситуативность.

Психодиагностика причин затруднений клиента

на основе анализа семантических неточностей

1) клиент употребляет глаголы и существительные с неопределённо широким содержанием (любовь - любить, понимание - понимать, уважение - уважать и т.п. Например: «Меня никто не любит.»). Это свидетельствует о сопротивлении, о бессознательной защите проблемы или симптома.

Консультанту следует задать вопросы:

- Как именно Вас не любит?

- Как Вы об этом узнаёте?

2) клиент употребляет слова-обобщения: все, всегда, никто, никогда и т.п. Ему свойственны: внутренняя ориентация на «всеобщие» законы, защита индивидуальности от психологической травмы. Например: «Все мужчины теперь изменяют». Консультанту следует задать вопрос:

- Были ли исключения?

3) клиент употребляет слова-сравнения: лучше - хуже, больше - меньше, чаще - реже. Вероятно, что у него недостаточно развита дифференцированность

восприятия. Консультанту следует уточнить:

- По каким признакам Вы узнаёте, что стало хуже, чаше, больше?..

4) клиент часто использует слова-долженствования: нужно, должен, обязан, вынужден и т.п. Очевидно влияние родительских директив, ориентация на «личные» законы, защита от психотравм через самоприказ. В беседе с такими клиентами уместен вопрос: «От кого Вы это услышали (в первый раз)»?

Проявления сопротивления:

- клиент делает длинные паузы (сначала нужно предоставить клиенту время, а потом задать вопрос: «Что Вам мешает ответить на этот вопрос?»);

- клиент проявляет негативизм; стремится скрыть истину, обмануть; ищет правильный ответ, пытается оправдать ожидания; у него мутизм (в этих случаях консультанту следует обеспечить клиенту чувство безопасности, установить контакт другими средствами).

Литература

1. Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании. - М.: Академия, 2002.

2. Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: Учебно-практическое руководство. - СПб.: Речь, 2012.

3. Де Гольжак В. - История в наследство: Семейный роман и социальная траектория. М.: Ин-т психотерапии, 2003.

4. Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему… - М.: Академия практической психологии, 1995.

5. Основы социально-психологических исследований: Учебник / под ред. А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - М: Гардарики, 2007.

6. Рабочая книга практического психолога / под ред. А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - М.: Ин-т психотерапии, 2006.

7. Словарь-справочник по психодиагностике / под ред. Л.И. Бурлачук. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. - М.: Ин-т психотерапии, 2002.

9. Филонов Л.Б., Ананьева Н.А. Словарь-компендиум психолого-антропо-логической диагностики: Учебно-метод. пос. - М.: МГОУ, 2006.

10. Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Индивидуальный фактор в контексте проблем клиента (схема описания индивидуальной социальной истории клиента) // Теория социальной работы. - М.: ВЛАДОС, 1999. - С.353-355.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.