Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 13. Моделирование технологий консультирования





Вопросы:

1. Базовые технологии консультирования как основа моделирования.

2. Стратегические модели консультирования в отечественной практике.

Вопрос 1. Базовые технологии консультирования как основа

Моделирования

Сегодня мировая консультативная практика располагает более чем 400-ми технологическими моделями консультирования, которые можно распределить в соответствии со следующими научно-теоретическими подходами:

· психодинамическое (психоаналитическое) направление, в т.ч.:

- психоанализ З. Фрейда и др.;

- индивидуальная психология А. Адлера;

- аналитическая психология К.Г. Юнга;

- самоанализ К. Хорни;

· аналитически-действенное направление, в т.ч.:

- эмоционально-образная терапия Н.Д. Линде;

· поведенческое (бихевиоральное) направление, в т.ч.:

- рационально-эмоционально-поведенческая терапия А. Эллиса (иногда её относят к когнитивному направлению);

- клиническая поведенческая терапия Марвина Р. Голдфрида и Герольда Дэвисона (А. Эллис относит его к когнитивному направлению);

· гештальт-терапевтическое направление Ф. Перлза (иногда его относят к гуманистическому направлению);

· психодраматическое направление Я.Л. Морено;

· когнитивное направление, в т.ч.:

- социально-когнитивное консультирование А. Бандуры;

- когнитивное консультирование А. Бека;

- краткосрочная терапия Ирвинга Джайниса;

· экзистенциально-гуманистическое направление, в т.ч.:

- экзистенциальное консультирование И.Д. Ялома и Р. Мэя;

- личностно-центрированное консультирование К. Роджерса;

- транзактный анализ Э. Берна;

- логотерапия В. Франкла;

- консультирование по реализму У. Глассера;

· конструктивистские направления, в т.ч.:



- нарративное направление;

- диалогическое направление, в том числе:

- теория диалогического «Я» Г. Херманса;

- феминистское направление;

· эклектическое и интегративное направление, в т.ч.:

- мультимодальное консультирование А.А. Лазаруса;

- консультирование по жизненным умениям Р. Нельсона-Джоунса.

Моделированиев консультативной практике- это создание новых технологий

на основе имеющихся научных подходов и методов работы с клиентами.

Процесс разработки новых моделей продолжается.

Цель моделирования - поиск способов более эффективной психологической помощи людям, обращающимся за консультацией. Насколько уникален каждый человек, настолько уникальна и его ситуация. Поэтому базовые технологии консультирования нуждаются в адаптации применительно к личностным особенностям

клиента и особенностям его ТЖС.

Ключевую роль в том, какая базовая технология и как будет применена консультантом в каждом конкретном случае, играют стиль работы консультанта и его позиция по отношению к клиентам и их проблемам. На этом основании можно выделить 6 основных типов технологий психологического консультирования:

- технологии фасилитации;

- технологии внушения;

- технологии медиации;

- технологии, основанные на методе сократовской беседы;

- технологии экспертного консультирования;

- технологии ведения диалога с клиентами.

Ниже на рис.1 представлена схема моделирования технологий с учётом специфики индивидуально-групповой работы психолога с женщинами.

Рис. 1. Схема моделирования социально-психологических технологий

(для работы с женщинами)

Пример: модель первичного собеседования с клиентом-женщиной, столкнувшейся с ситуацией супружеской измены

1) обеспечение условий для консультации (место и время встречи, предварительная информация о клиентке);

2) встретить женщину у двери, усадить и предложить познакомиться;

3) ориентация в ситуации общения (оценка состояния женщины и степени её готовности к работе);

4) вступление в контакт (использование приёмов вызывания доверия);

5) оптимизация взаимодействия: выслушивание и отзеркаливание первичного запроса, использование методов психодиагностики, обеспечивающих терапевтический эффект (методика «Кто я?» и др.).

Используется специальная методика, позволяющая уже на первой консультации определить место женщины в семье, уровень её компетентности в семейных взаимоотношениях, способность разграничивать понятия «Моя семья» и «Семья моих родителей», осознать свои семейные роли. Для этого заранее заготовлены - вырезаны из бумаги небольшие треугольники и кружки. Психолог просит клиента построить из этих фигур модель его семьи («Моя семья»). Клиент, используя символы: мужчина - треугольник, женщина - круг, - выстраивает свою семейную систему. Далее психолог спрашивает о каждой фигуре: «Кто это?» - и просит клиентку её подписать, например, «Мой муж Саша». Когда «семья построена» и её члены идентифицированы, психолог задаёт вопросы относительно того, кто «выше» всех в семье, «ниже» других, из другой семейной системы, где сама клиентка и к кому она ближе всех, кто находится в её подчинении и кому подчиняется она, кто исключён из семьи и почему, есть ли среди представленных членов семьи чужие люди, умершие родственники и т.п. Подобным образом выявляются многие факторы, свидетельствующие о (не)благополучии женщины в семье, высвечиваются её истинные потребности и мотивы поведения, которые она, скорее всего, не осознаёт. Методика также позволяет использовать её в целях психокоррекции: для этого женщина сама производит реконструкцию в созданной ею системе «Моя семья».

После этого эксперимента можно приступать к переформулированию проблемы; затем следует уточнение запроса, определение проблемы для проработки, т.е. того, что должно быть достигнуто (цель), и того, по каким признакам женщина узнает, что получила желаемое (критерии); экспертиза адекватности и реалистичности социального заказа: является ли социальный заказ клиентки удовлетворением её подлинной потребности? (Что было бы идеальным решением всех Ваших проблем? Что Вы почувствуете, когда достигнете желаемого? Что почувствуете позже? А потом?); обсуждение условий получения помощи - индивидуальная работа, работа с диадой, групповая работа; письменное заключение договора).

6) завершение беседы: обобщение выполненной работы, подведение её итогов, процедура прощания с использованием приёмов эмоционально-психологической поддержки (подбадривания), обмен координатами для связи, договорённость о следующей встрече.

7) документирование процесса консультирования (заполнение социально-психологичес-кого паспорта «Я женщина»).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.