|
Классификация форм движения материи.Онтологическая структура той части Бытия, где мы сейчас находимся (Земля и околоземный космос) в философии отражена в классификациях форм движения материи. Исчерпывающая классификация вряд ли будет когда-либо возможна, так как в современной науке признается бесконечное разнообразие видов материи и форм движения. Классификация форм движения является относительным знанием, так как в науке открываются все новые и новые формы движения материи. Для примера сравним классификации, созданные в XIX и XX веках. (I.) Классификация, предложенная Ф.Энгельсом в середине XIX в. Выделяется пять основных форм движения материи: - Механическое движение - перемещение макротел в пространстве; - Физическое движение - движение молекул; - Химическое движение - взаимодействие атомов; - Биологическое движение - жизнь - движение белковых тел; - Социальное движение - развитие общества и человека [4]
Основные принципы энгельсовской классификации: ü принцип генетического построения: от простого к сложному; более сложные формы возникают на основе более простых; ü принцип связи всех форм движения: в процессе развития возможен переход от низших к высшим формам и наоборот; высшие включают в себя низшие в снятом виде; Ф.Энгельс писал, что физику можно назвать механикой молекул, химию - физикой атомов, биологию - химией белков. [5] ü связь каждой формы движения материи с конкретным материальным носителем - субстратом; (макротело, молекула, атом, живая клетка-организм, человек); ü классификация форм движения соответствует иерархической классификации наук: механика - физика - химия - биология - социология.
II. В XX веке, в связи с новыми открытиями в естествознании, энгельсовская классификация подверглась изменениям и прежде всего в верхней ее части. II. 1.
Каждому материальному носителю соответствуют специфические формы движения. В современных классификациях не выделяется отдельно механическое движение, оно входит в качестве элемента во все известные формы. На основе приведенной классификации строится следующая схема научного знания: I-V - науки о неживой природе; V-VI - науки о живой природе; VII - науки о человеке. Внутри каждой из основных форм выделяются специфические взаимодействия - качественно различные формы движения материи. Например, основная форма - биологическая, специфические - взаимодействие в нуклеиновых кислотах, белке, внутриклеточных органеллах, клетке, организме, виде, популяции, биоценозе. II. 2. В одной из современных классификаций за главный критерий принято единство типов взаимодействия в неживой природе.
II. 3. Кедровым Б.М. предложена нелинейная классификация, в которой выделяется две группы форм движения материи: 1. Абстрактно-общие: - квантово-механическая - макромеханическая - термодинамическая - кибернетическая; 2. Частно-конкретные: - субатомная – физика - атомная – химия - молекулярная – физика - биологическая – социология.
В современной литературе высказывается точка зрения, что классификация форм движения материи не имеет философского характера, оставаясь на уровне общенаучного знания[6]. Однако, более общей классификации пока не существует - это одна из открытых проблем философии. Конкретные онтологические схемы всегда носят относительный характер. Непрерывно развивающийся мир и углубляющиеся познание его наверняка какие-то схемы отбросят, какие-то заставят изменить - на этом стоит диалектика, диалектический метод познания - предмет следующего раздела. Пополните свой словарь определениями следующих категорий: бытие, реальность, объективная реальность, субъективная реальность, человек, духовная культура, общественное сознание, индивидуальное сознание, материя, движение, пространство, время.
Проверьте себя, подумайте над следующими упражнениями.
Задание 1 Все вещи мира преходящи, со временем они уничтожаются, разрушаются. Почему же мир как совокупность данных вещей продолжает вечно существовать?
Задание 2 Что такое бытие? Можно ли включить в понятие "бытие" - бога? Почему на протяжении многих столетий идет борьба мировоззрений по вопросу бытия или небытия бога?
Задание 3 Сравните понятия "ничто" и "нечто". Какой смысл вкладывается в понятие "небытие"?
Задание 4 Сравните понятие "субстанция" и "субстрат". В основе бытия одна, две или множество субстанций. Приведите аргументацию, доказывающую одну из точек зрения.
Задание 5 Проанализируйте мнение А.Швейцера, утверждающего, что нет никакого понятия бытия, а есть только бесконечное бытие в бесконечных проявлениях. Какое из основных противоречий бытия здесь отражено? Задание 6 Какие онтологические философские принципы следуют из формулы Е=m·c2?
Задание 7 Если представить "колесо бытия" следующее цепочкой: Бытие ® Рождение ® Существование ® Смерть ® Бытие..., то можно ли сказать, что бытие - это жизнь после смерти, а жизнь до смерти - это существование?
Задание 8 По какому поводу Ф.Энгельс употребляет следующую фразу: "От того, что сапожную щетку мы зачислим в единую категорию с млекопитающими, - от этого у нее еще не вырастут молочные железы."? (Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел Первый., гл. IV).
Задание 9 "Быть может, эти электроны - Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков! Еще, быть может, каждый атом - Вселенная, где сто планет; Там все, что есть, в объеме сжатом, Но также то, чего здесь нет Их меры малы, но все та же Их бесконечность как и здесь; Там скорбь и страсть, как здесь, и даже Там та же мировая спесь". Валерий Брюсов Какой из философских принципов здесь поэтически выражен?
Задание 10 Что имел ввиду Николай Кузанский, говоря, что в действительности - так как бы есть все, он - также и ничто?
Задание 11 Как вы понимаете высказывание Гераклита. “В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем?”
Задание 12 Можно ли заменить понятие "материя"? Аргументируйте свой ответ. Дайте соответствующие определения.
Задание 13 Проанализируйте следующее определение материи: "В начале рассуждения о материи надо поместить определение ей: "Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части". Ломоносов С.В. Избр. филос. произв. - М.: 1950. - С.92. Задание 14 Выразите Ваше отношение к следующему утверждению русского физика Н.А. Умова. На 2-м Менделеевском съезде в 1911 году он сказал: "Последнее развитие физики есть процесс против материи, окончившийся ее изгнанием... Не пора ли изгнать и материю? Материя исчезла, ее разновидности заменены системами родственных друг другу электрических индивидов, и перед нами рисуется вместо привычного материального глубоко отличный от него мир электромагнитный". Умов Н.А. Соч. - Пг.: 1917. - Т.3. - С. 403-404.
Задание 15 Дайте анализ ленинского определения материи. Почему В.И.Ленин говорит о своем определении:"...говорить о том, что такое понятие может "устареть", есть младенческий лепет..." Как Ленин доказывает, что нельзя дать иного определения материи? См.: Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - Гл. II, §4; Гл. III, §I.
Задание 16 Правильно ли с философской точки зрения выражение "аннигиляция материи"? Какой смысл вкладывает в него физика? Какая ступень философского развития нашла отражение в этом выражении?
Задание 17 Проанализируйте следующее определение материи: "...Материя есть возбужденное состояние динамической геометрии... Геометрия предопределяет законы движения материи..." Уилер Дж.А. Предвидение Эйнштейна. – М.: 1970. – С.15,18. Задание 18 Из положения о том, что покой есть частный случай движения, а движение абсолютно, некоторые делают вывод об абсолютности покоя. Покажите несостоятельность данного умозаключения.
Задание 19 Проанализируйте следующую точку зрения: "Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой материи может теоретически быть объяснено в терминах физики и химии". Б.Рассел. Человеческое сознание. – М.,1957. – С.71.
Задание 20 Проанализируйте следующий аргумент Платона: Всякое тело, движимое извне, неодушевленно. Всякое тело, движущееся само по себе, должно иметь внутренний принцип движения (=душа), который не зависит от внешних сил. Чтобы привести в движение материальное тело, требуется приложение силы, человек же, движется сам по себе, по велению разума.
Задание 21 Оцените точку зрения немецкого естествоиспытателя Э.Геккеля, который писал: "Согласно материалистическому мировоззрению, материя, или вещество, существует раньше, чем движение, или живая сила; вещество создало силу !" Цит. по: К.Маркс, Ф.Энгельс. - Соч.Т.20. - С.523.
Задание 22 Проанализируйте следующий отрывок художественного текста:"По сравнению со скоростью мышления скорость света - ничто; мысль, то уходя в прошлое, может двигаться в обратном направлении во времени и в пространстве, быстрее всего..." Ч.Айтматов. Плаха // Новый мир. - 1986. - №6. - С. 44.
Задание 23 Существует точка зрения, что при исчезновении всех материальных объектов исчезают пространство и время... Как можно опровергнуть или доказать эту точку зрения?
Задание 24 Согласны ли Вы со следующим рассуждением Гегеля: "Время не есть как бы ящик, в котором все помещено, как в потоке, увлекающем с собой в своем течении и поглощающем все, попадающего в него. Время есть лишь абстракция поглощения. Так как вещи конечны, то они находятся во времени, но вещи исчезают не потому, что они находятся во времени, а сами вещи представляют собою временное; их объективным определением является то, что они таковы. Процесс самих действительных вещей составляет, следовательно, время, и если время называет самым могущественным, то оно также и самое бессильное"... Гегель. Соч. Т.2. – М.-Л.:, 1934. – С.50.
Задание 25 "Девочка, протанцевавшая на Новогоднем балу до утра, не сможет ответить, каково было ее ощущение времени на балу - долгим или, наоборот, коротким. И шлиссельбуржец, отбывший 25 лет заключения, скажет: "Мне кажется, что я провел в крепости вечность, но одновременно мне кажется, что я провел в крепости короткие недели...", в сумрачном однообразии смены месяцев и годов время сжалось, сморщилось... Так возникло одновременно ощущение краткости и бесконечности" Гроссман В. Жизнь и судьба // Октябрь. – 1988. - №I. – С.20. Какие философские идеи отражены в этом фрагменте художественного текста?
Задание 26 В связи с чем В.И.Ленин употребляет следующую фразу: "Поэтому напрасно многие теологи, испытывающие затруднения насчет того, куда им поместить ад, а также спириты пожелали извлечь для себя пользу из четвертого измерения". См.: Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - Гл.III, §5 // Полн. собр. соч. - Т.18. Как соотносятся n-мерные пространства с реальным трехмерным?
Задание 27 Какая концепция пространства - времени здесь отражена? "Время и пространство - вот пределы человеческой жизни, какова она ныне. Но, прежде всего, кто может мне запретить вырваться из удручающих объятий времени? Откуда почерпнул я саму идею времени? Из памяти о прошедших событиях. Но что же такое эта самая память? Не что иное, как действие воли... Все времена мы создаем себе сами, в этом нет сомнения! Бог времени не создал. Он дозволил создать его человеку". Чаадаев П.Я. Философские письма. – М.: Правда, 1989. – С.561.
Задание 28 "Если, в конце концов, пространство, не заполненное телами (как это представляют себе), не совсем пусто, то я спрашиваю тогда: чем оно заполнено? Может быть, существуют протяженные духи или нематериальные субстанции,... которые там бродят и проникают друг в друга, не мешая друг другу, словно тени двух тел на поверхности стены?". Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. – М.: Мысль, 1982. – Т.1. – С.481. Как бы Вы ответили на вопросы, поставленные Лейбницем?
Задание 29 Как определяют пространство и время А.Пуанкаре, К.Пирсон? Сравните их с определениями, данными современной науки См.: Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Гл.III. – С.205.
Задание 30 Дайте философскую интерпретацию следующего отрывка художественного текста: "Но пространство, измеренное металлическими стержнями и линейками; время, отмеренное совершеннейшими часами, вдруг стали искривляться, растягиваться и сплющиваться. Их незыблемость оказалось не фундаментом науки, а решетками и стенами ее тюрьмы. Пришла пора страшного суда, тысячелетние истины были объявлены заблуждениями. В старинных предрассудках, ошибках, неточностях, словно в коконах, столетиями спала истина". Гроссман В. Жизнь и судьба // Октябрь. – 1988. – №1. – С.37. О каком периоде и о какой ситуации в науке идет речь? Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|