Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эффективность социальной работы





 

Эффективность - это одна из главных характеристик человеческой деятельности. Она является важнейшей категорией экономической науки, так как характеризует результативность всего общественного производства. Национальная экономика считается эффективной, если наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах.

Соотношение цели и результата и дает представление об эффективности работы. Не случайно определение: эффективность суть степень реализации цели, что может быть выражено формулой

 

Р

ЭФ=-------,

Ц

 

где ЭФ - эффективность; Р- результат; Ц - цель.

 

Чем лучше результат и меньше затраты, тем выше эффективность. В определении эффективности обязательно присутствуют элементы: цель, результат, затраты, общепринятые нормы. Главным и в этом перечне являются цель и результат, представляющие собой начало и конец деятельности.

Характерно, что эффективность рыночной экономики -это такое ее состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества.

Особенность социальной работы в том, что ее эффективность зависит от степени социально-экономической помощи именно тому, кто оказался тем «другим» членом общества, попавшим в ситуацию экономического риска.

Смысл слова «эффективность» обычно определяется как «результативность, продуктивность». Но более точно его можно определить в зависимости от вида деятельности.

Эффективность (эффект - от латинского effectus - исполнение, действие) - это результат действия, следствие действий; средство, прием и т.д.

Сущность эффективности социальной работы выражается в способности государства и общества, системы социальной защиты населения или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. Поэтому понятие «эффективности» социальной работы можно выразить как максимально возможное достижение цели по удовлетворению потребностей населения (клиента социальной службы) при оптимальных затратах. Иначе говоря, эффективность социальной работы отражает характеристику результата целенаправленной деятельности по достижению поставленной цели.

Социальная работа представляет собой целостную систему, включающую субъект, содержание, средство, управление, объект и связывающие их в единое целое функции и цели.

Исходная цель социальной работы - изучение социальных потребностей различных категорий людей. После того как потребности изучены и оценены, выявлены возможности и методы их удовлетворения перед социальными работниками возникает цель: защита социальных интересов людей, в первую очередь, не способных самостоятельно обеспечить свое существование.

Важной целью социальной работы в условиях рынка является раскрытие творческих способностей людей, благодаря чему они обретают самостоятельность в решении своих проблем.

Распространено не совсем правильное мнение о том, что социальная работа преследует цель оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся, установление опеки над немощными. Действительно, сегодня в России она является главной в деятельности государственных и общественных органов социальной защиты населения. Однако, если социальная работа ограничится только подобными целями, она будет содействовать развитию иждивенчества у нуждающихся, что сегодня довольно широко проявляется.

Мировая практика социальной работы показывает, что главное - это стимулирование инициативы, творчества, создания для нуждающихся таких условий, в которых они могли бы найти выход из затруднительного положения, смогли бы, опираясь на социальную поддержку, обрести способность самостоятельно обеспечивать свои потребности.

Создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения - это концептуальная цель социальной работы.

Достижение перечисленных выше целей с логической неизбежностью должно привести к утверждению в обществе духа гуманности, взаимного уважения, требовательности и помощи, что можно рассматривать как итоговую цель социальной работы. В этом случае ее конечная цель сливается с целями других видов общественной деятельности: экономической, правовой, культурной и др.

Понятно, что цели социальной работы реализуются не сразу, а путем решения более мелких задач, составляющих содержание ее целей.

Цели и задачи социальной работы всегда конкретны. Они вызываются реальными потребностями реальных людей. В определении целей и задач социальной работы важно исходить из этих живых потребностей. Построенная на реальных потребностях социальная работа может быть высокоэффективной.

Существенным показателем понятия «эффективность социальной деятельности» следует принять также общепринятую норму или идеал. Этические нормы (уважение к старости, сострадание к больному, почитание матери и т.п.) служат критерием нравственного здоровья (или нездоровья) общества. А социальная работа направлена на их поддержание.

Стремление к идеалу - показатель эффективности всей общественной деятельности, в том числе и социальной работы.

Социальная работа всегда нуждалась в объективной оценке помощи, оказываемой клиентам. В 1978 г. в США К. Вуд опубликовала обзор работ по вопросам эффективности социальной деятельности. Она сделала вывод о неэффективности социальной работы. Но вместе с тем ей удалось выявить шесть принципов, на которых основывается успех работы с клиентом. По мнению К. Вуд, практики должны:

1) уметь точно сформулировать проблему;

2) тщательно проанализировать проблему и те факторы, которые способствуют ее возникновению, препятствуют решению или, наоборот, благоприятствуют ему;

3) оценить вместе с клиентом, в какой мере проблема поддается разрешению;

4) поставить задачи, обсудить с клиентом условия контракта;

5) спланировать действия;

6) оценить достигнутый клиентом прогресс.

В 1981 г. Э. Маллен, выступая на симпозиуме, организованном Национальной Ассоциацией социальных работников, назвал четыре фактора, мешающие социальным работникам доказать эффективность своих усилий:

1) трудности в конкретизации целей оказываемой помощи. В этой связи он рекомендовал социальным работникам научиться ставить перед собой цели, которые поддаются оценке;

2) комплексный характер проблем, стоящих перед социальным работником;

3) смена приоритетов финансирующих организаций. Темы исследований чаще диктуются наличием денежных ресурсов, чем насущными потребностями изучения того или иного комплекса вопросов;

4) необходимость уделять больше внимания и средств развитию исследовательской работе в сфере эффективности.

Э. Маллен пришел к заключению о зависимости эффективности между конечным результатом и способностями работника, спецификой ведомства и отношениями с клиентом, особенностями клиентуры и методикой вмешательства.

В 1982 г. У. Рейд и П. Ханахан вновь поставили вопрос об эффективности. Они пришли к более утешительным результатам. Впервые крупномасштабный обзор результатов социальной работы свидетельствовал об ее эффективности.

Для объективной оценки эффективности социальной работы необходимы научно обоснованные критерии. Критерий - это признак, на основании которого оценивается результативность социальной работы, мерило оценки ее эффективности.

В связи с тем, что социальная работа направлена на удовлетворение социальных потребностей человека, правомерно признать главным критерием эффективности социальной работы, как и определяющим критерием гуманности общества, полноту удовлетворения интересов отдельного человека или различных сообществ людей во всех сферах жизни.

Следует отметить, что социальные интересы проявляются в разных сферах общественной жизни: в экономике, политике, культуре, быту, праве и т.д. Кроме того, они могут быть индивидуальными, коллективными, групповыми, национальными или характеризовать все общество в целом. Исходя из этих особенностей, следует подходить к определению критериев социальной работы.

Традиционный способ изучения практической эффективности социальной работы состоит в том, что собираются данные обо всех относящихся к теме исследования случаях и их результаты анализируются методом интегральной оценки или с помощью статистических расчетов. Интегрирование предполагает изучение материалов и выведение на их основе общей оценки.

Методы практического определения эффективности социальной работы включают:

— статистический анализ, когда на основе статистических данных устанавливаются тенденции развития и результатов социальной работы;

—сравнительный анализ, т.е. сопоставление однотипных данных для определения степени достижения цели;

—социально-демографический анализ динамики смертности и рождаемости, изменения уровня и качества жизни и др., что позволяет судить об эффективности социальной политики;

—целенаправленное наблюдение за изменениями в жизнеобеспечении клиента в результате проводимой с ним работы;

—социологические исследования, выявляющие мнение клиентов о результативности социальной работы;

— математическое моделирование, способствующее выявлению наиболее эффективных моделей социальной работы и др.

Наиболее плодотворный путь - это определение эффективности социальной работы путем сравнения получаемых результатов с ранее выдвигавшимися целями и сложившимися социальными нормами.

Критерии эффективности социальной работы многообразны: количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий и др.); нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов и др.).

В качестве обобщенного критерия оценки эффективности социальной деятельности выступают социальные нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели.

Социальные нормативы - это расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в социальной практике. К ним относятся нормативы потребления, системы социальных гарантий, защиты, поддержки населения и др. Например, формирование системы социальных гарантий связано прежде всего с определением их критериев. Такими критериями могут служить социальные нормативы, т.е. минимально необходимые в тот или иной период времени потребности человека в материальных благах и услугах.

Нормативы потребления - это экономические показатели, характеризующие уровень потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров.

Важнейшим социальным нормативом применительно к социальному обеспечению является бюджет прожиточного минимума. Каждому периоду времени соответствует определенный минимум материальной обеспеченности, необходимый для поддержания нормальной жизнедеятельности человека. Например, обоснование минимальных размеров пенсий, с одной стороны, должно базироваться на расчетах нормативного потребительского бюджета, а с другой - увязываться с минимальной заработной платой. При этом должны соблюдаться определенные требования (нормы-пределы):

- минимум заработной платы должен быть выше минимума пенсии;

- темп роста минимальной пенсии не должен быть выше темпа роста минимальной заработной платы.

Со стоимостью бюджета прожиточного минимума должны быть увязаны также пособие по бедности и адресная социальная помощь. Следует иметь в виду, что объективная оценка эффективности социальной работы невозможна без опоры на научно обоснованные концептуальные подходы. Рассмотрим некоторые из них.

Проблемно-ориентированный подход проявился в практике социальной работы в начале 70-х годов и до сих пор в основном остается неизменным. Он предусматривает пределы использования таких критериев, как:

- четкость выявления и определения социальной проблемы;

- оценка возможности разрешения проблемы;

- установка временных границ разрешения проблемы и т.д.

При этом подходе оказываемая помощь непосредственно связывается с проблемами клиентов и их осознанным отношением к проблеме. Цель и программа четко формулируются и согласовываются с клиентом. Таким образом, клиент рассматривается как потребитель, имеющий право решать, какие услуги он хочет получить, и знать о том, что намеревается сделать для этого социальный работник. Отношения клиента и социального работника по разрешению проблемы оформляются в виде договора, на основе которого производится оценка результатов их совместной деятельности по достижению цели.

Непременным условием достижения результата в социальной работе должна стать научная разработка социальных программ и их оценка с точки зрения эффективности. Цель оценки социальных программ состоит в том, чтобы получить информацию, которая может быть использована для повышения их результативности. Может быть выделено пять моделей для оценки социальных программ:

- модель результата - оцениваются все достижения программы;

- модель цели фиксирует внимание лишь на результатах в рамках декларированных целей;

- системный анализ изучает степень позитивного и негативного воздействия других организаций и окружения на социальные программы;

- стоимостная аналитическая модель использует затраты для определения их влияния на результат действия программы, что характеризует ее эффективность;

- дискрептивная модель служит для корректировки программ, опирающихся на предписанные стандарты. Целью оценивания здесь является наблюдение за тем, в какой степени персонал и управляющие программами придерживаются стандартов.

Однако в практике разработки и реализации социальных программ в России явно прослеживается недооценка конечных результатов, экономической эффективности с точки зрения окупаемости затрат.

В зарубежной практике наряду с традиционными исследователи предложили и начали применять такие методы оценки эффективности, как:

- метаанализ, предполагающий систематический отбор исследований с последующим изучением их результативности, а не только статистической значимости; обычно результативность определяется путем вычитания средней величины, выведенной по контрольной группе, из средней величины по экспериментальной группе и последующего деления полученной разницы на стандартное отклонение в контрольной группе. Результативность является некоторой усредненной величиной;

- оценка клинической результативности (или практической результативности, практического улучшения). Социальные работники считают, что клинические показатели должны получить преимущество перед статистическими, поскольку последние не всегда служат свидетельством существенного клинического (или практического) улучшения. К сожалению, у клинических показателей нет точных критериев, что затрудняет их использование.

Оценка клинической результативности предполагает выявление степени положительных изменений в жизнедеятельности клиента в результате осуществлённого социального воздействия.

Профессиональные социальные работники содействовали распространению метода «одиночного клиента», основанного на учете специфической связи между результатами социальной работы и личными характеристиками клиента, такими, как возраст, источник и острота проблемы, мотивация в пользу изменений.

Этот метод эффективен для оценки как конечного, так и промежуточного результата, так как позволяет клиенту высказывать свое мнение в ходе медико-социальной реабилитации, лечения различных видов асоциального поведения и т.д. Кроме того, он позволяет накапливать базовую информацию, проверять достоверность данных, стандартизированных средств, дающих возможность быстрее оценивать эффективность использования статистического метода, метаанализа и др.

Растущее применение компьютерной техники стимулировало развитие количественного анализа. Компьютеры облегчили применение статистических методов, исключив трудоемкие расчеты, и дали возможность обрабатывать данные оперативно и точно.

Компьютерная система накопления базы данных, поступающих от социальных служб, обладает огромным потенциалом в смысле создания новых форм исследования контингента клиентов, набора услуг, повышения эффективности социальной работы.

Для оценки эффективности социальной работы используются и другие методы: метод измерений, комплексного подхода. Не следует забывать о гносеологических (эксперимент, анализ, синтез и др.) и аксиологических (аксиология - исследование природы ценностей) критериях эффективности социальной работы.

Следует отметить, что эволюция социальных идей постепенно выработала критерии оценки социально-экономического развития человечества. Они воплощаются в критериях экономической эффективности и социальной справедливости.

Критерий экономической эффективности характеризует не только уровень развития производительных сил, но и умение предвидеть и предотвращать опасные для жизни и здоровья людей последствия вносимых в природу антропогенных изменений.

Критерий социальной справедливости оценивает качество общественных (в частности, экономических) отношений с позиций обеспечения благосостояния, свободы и других человеческих ценностей не в ущерб таким же интересам других людей.

В условиях рыночных отношений усиливается связь первичного (распространяющегося на экономически активное население) распределения социальных благ с критерием экономической эффективности, а конечного (с учетом тех, кто вне производства) - с критерием социальной справедливости.

В цивилизованном правовом обществе на протяжении последнего столетия неуклонно возрастает значимость социального критерия как критерия социальной справедливости и социальной ориентации экономики.


Список литературы к изучению курса «Экономика социальной работы»

1. Антология социальной работы. Т.З. М., 1995.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

3. Асеев В.Г. Нормативное управление социальным развитием. М., 1989.

4. Ветров Н.С. Финансирование социальных программ в странах Запада. М., 1993.

5. Грейсон Дж. младший, О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М., 1991.

6. Де Джон Н„ Иденбург Ф. Работа общинных центров в Голландии // В сб. Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт. Т. 1. М.-Тула, 1993.

7. Денисов Н. Социальное расслоение общества: причины, последствия, меры по ограничению// Экономист. 1997. № 1.

8. Долотин Б. Для детей России// Социальное обеспечение. 1995. № 5.

9. Жижина Л.Н., Петин Б.Ф., Щербин Л.И. К проблеме моделирования социальных служб малого города// Социальная работа. Выпуск № 8. М., 1993.

10. Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. М., 1995.

11. Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития россиян. М., 1995.

12. Измерения в социальной работе. Энциклопедия социальной работы в 3-х т. Т. 1. / Пер. с англ. М., 1993.

13. Киселева Т.Т., Красильников Ю.Л. Сущность и место куль-турно-досуговой деятельности в социальной практике государства. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., 1993.

14. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1991.

15. Курс экономической теории. Киров, 1995.

16. Ланцев М. Социально-экономические основы дифференциации обеспечения нетрудоспособных. Т. 3. М., 1991.

17. Левин В.К., Петрович М.В. Экономическая функция семьи. М., 1984.

18. Ли Якокка. Карьера менеджера / Пер с англ. М., 1991.

19. Организационно-правовой механизм социального обеспечения населения. Теория и методика социальной работы. Часть 11, глава XXV. МГСУ, 1994.

20. Организация социального обслуживания. // Сборник нормативных актов (1993-1994). Мин. соц. защиты населения РФ. М., 1994.

21. Отдельные положения концепции реформы социального обеспечения в Российской Федерации// Социальное обеспечение. 1994. № 6.

22. Павлов B.C. Социальное страхование и социальное обеспечение в России. - М., 1994.

23. Российская энциклопедия социальной работы. Т. 1, 2. 1994. № 1.

24. Россия разделилась на богатые и бедные регионы // Известия. 1994. 13 февраля.

25. Рубин И.И., Котляров И.В. Материальный достаток, как его понимать? Минск, 1990.

26. Рыночная экономика. М., 1993.

27. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1-2. М.-Тула, 1992.

28. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1992.

29. Финансовая система пенсионного обеспечения; проблемы плательщиков и пенсионеров//Пенсия. № 3. 1997.

30. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996.

31. Червякова Г.А. Финансирование социальной работы // Материалы международной научно-практической конференции 1-3 июня 1993 г. на тему «Личность-семья-общество».

32. Ч ерник Д. и др. Налоги. М., 1995.

33. Чобринский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М., 1992.

34. Эволюция теории и практики «государства благосостояния» в 80-е годы / Отв. ред. О.В. Сальковский. - М., 1991.

35. Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. М., 1991.

36. Экономическая теория: политэкономия. Подг. Акад. Нар. Хозяйства им. Г.В. Плеханова. М.,1997.

37. Эгенике Е.В. Оценка численности пенсионеров // Пенсия. 1997. № 4. I

38. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991.


Оглавление

2ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................................... 3

Глава ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ............................................................................................................................................................. 5

§ 1. Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы»............................................................ 5

§ 2. Принципы и методы экономики социальной работы.............................................................................................. 10

§ 3. Экономическое пространство социальной работы................................................................................................... 14

Глава 2.......................................................................................................................................... 25

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.............................................................. 25

§ 1. Объективная необходимость социальной защиты населения и ее место в политике государства........ 25

§ 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения 32

§ 3. Организационно-экономические основы социального обеспечения и социального страхования населения 41

§ 4. Динамика материального благосостояния и экономическая дифференциация населения.................... 51

§ 5. Возрастание роли экономической функции семьи в системе социальной защиты населения............... 59

Глава 3 ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.............................................. 68

§ 1. Виды и основные источники финансирования.......................................................................................................... 68

§ 2. Налогообложение - важнейший инструмент финансирования социальной работы................................... 80

§ 3. Предпринимательская деятельность в системе социальных служб.................................................................... 88

Глава 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ............................................................................... 98

§ 1. Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб.................................................... 98

§ 2. Кадровое обеспечение и оплата труда работников социальных служб.......................................................... 103

§ 3. Эффективность социальной работы............................................................................................................................. 117

Список литературы к изучению курса «Экономика социальной работы»........................................................... 125

 


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1. С. 413.

 

[2] См.: Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М., 1996. С. 678.

 

[3] Журнал «Пенсия». 1996. № 3. С. 7.

 

[4] Здесь и далее: Народное хозяйство СССР в 1989 г. М., 1990.

 

[5] Аргументы и факты. 1997. № 11. 3* 67

 

[6] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

 

[7] 1 Дмитриев М. Политика социальных расходов в современной России //Экономист. 1996. № 10.

 

[8] Дмитриев М. Политика социальных расходов в современной России//Экономист. 1996. № 10.

 

[9] Статистическое обозрение. 1994. № 2.

 

[10] Лопатко И. Трансфертом сыт не будешь // Ваше право. 1997. № 13. С. 9.

 

[11] Ефимова Е.Г. Межбюджетные отношения // Экономические реформы в России: итоги первых лет (1991-1996). М., 1997. С. 137.

 

[12] Черник Д.Г. и др. Налоги. М., 1995.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.