|
Динамика материального благосостояния и экономическая дифференциация населения
Экономические основы социальной работы предполагают, что при формировании системы минимальных государственных стандартов уровня жизни на первое место выдвигается задача утверждения на государственном уровне минимума материальной обеспеченности и материального благосостояния. Благосостояние - это обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, то есть предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности. Благосостояние населения зависит от уровня развития производительных сил и характера господствующих производственных отношений. Оно характеризуется уровнем и качеством жизни; обеспечением конституционных прав населения и степенью участия в управлении государством; средней продолжительностью жизни как обобщающим показателем. Уровень жизни - это потребление населением материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах на данной ступени развития общественного производства. В свою очередь он зависит от таких количественных и качественных показателей, как: - уровень и структура потребления товаров и услуг; - уровень и динамика цен на основные предметы потребления, тарифов коммунальных и транспортных услуг; - продолжительность рабочего дня и рабочей недели; - условия труда; - жилищные условия; - объем выплат и льгот из общественных фондов потребления; - развитие социальной инфраструктуры в обществе. Качество жизни характеризуется уровнем образования и медицинского обслуживания, характером труда, состоянием окружающей среды, социальным положением, чистотой морально-этических норм в обществе. Обобщающий показатель уровня жизни - реальные доходы населения, т. е. количество материальных благ, которое может быть приобретено на эти Доходы и использовано в процессе получения платных и бесплатных услуг. Реальные доходы исчисляются на основе конечных доходов населения, полученных в тот или иной период времени, за вычетом из них уплачиваемых налогов, различных денежных взносов и сборов и др. Уровень реальных доходов населения за определенный период зависит от динамики конечных доходов и ее тенденции к увеличению (снижению), от изменения индексов цен на предметы потребления и услуги за этот период. Он может быть исчислен также на душу населения. В условиях перехода к рынку наряду с традиционными видами доходов (заработная плата, премии, надбавки, доплаты, пенсии, стипендии и т.д.) появились новые, связанные с доходами от собственности и предпринимательской деятельности, доля которых в совокупном доходе работника возрастает. Однако сложность настоящего момента в России состоит еще и в том, что сокращение объемов производства, распад конституционных связей привели к большой разнице в доходах населения по различным регионам страны (табл. 6). Таблица 6 Показатели уровня жизни по регионам России
Большинство населения России лишилось в ходе экономических реформ такого твердого источника доходов, обеспечивавших существование их самих и членов семей, как заработная плата и дотации государства на транспорт, связь, продукты питания, детские товары и многое другое. Система социальной защиты населения, сложившаяся за годы Советской власти, была основана на преимущественном использовании общественных фондов потребления (табл. 7). Таблица 7[4] Выплаты и льготы из общественных фондов потребления по годам
Суммы государственных дотаций населению вливались значительной прибавкой в семейный бюджет (табл.8). Таблица 8 Выплаты и льготы из общественных фондов потребления в расчете на душу населения по годам
В условиях рынка самообеспечение индивидом себя и своей семьи становится определяющим. К этому создаются социальные, правовые и экономические предпосылки. В многообразии форм собственности все больше утверждается частная собственность. Создается реальный рынок труда. Развивается предпринимательская деятельность, на основе объединения труда и собственности растет численность самозанятого населения. Появились новые формы доходов. Наряду с государственным и личным усиливается частный интерес его носителей - предпринимателей разнообразной ориентации в финансовой, производственной, посреднической и других сферах. Появились доходы от собственности: дивиденды по акциям, прибыль от капитала и ценных бумаг - от негосударственного страхования. Все это расширило возможность экономической самостоятельности и возможности укрепления своего экономического положения и социального статуса. В настоящее время значительно ослабла патерналистская функция государства. Но это не сопровождается реальной поддержкой малого и среднего предпринимательства, семейного бизнеса, созданием эффективной системы помощи бедным. В ходе реформ уровень жизни официально снизился в два раза. До 60% населения имеют ныне реальные доходы на уровне 20-25% от того, что они имели до начала 90-х годов. Это сопровождается усиливающейся дифференциацией населения. Произошло резкое расслоение общества на богатых и бедных (табл. 9). Таблица 9[5] Дифференциация населения РФ по уровню дохода на душу в месяц по данным ВЦИОМ
Изменение экономического статуса сопровождается экономическим расслоением и влечет за собой социальную стратификацию общества, определяемую различием социального статуса как соотносительного положения индивидов или групп в обществе по различным признакам, первый из которых - экономический. Иначе говоря, дифференциация экономического статуса есть основа социального расслоения общества. Экономический статус — это уровень экономического положения индивида, социальной или демографической группы населения, определяемый по доходам. Различается экономический статус отдельного человека, семьи или общности, страны в целом. Рассматривая изменения экономического статуса отдельных групп населения во времени, можно говорить о динамике экономического расслоения, или экономической стратификации общества. Стратификация - это, с одной стороны, процесс, непрерывно идущий в обществе, с другой - это одновременно и результат процесса изменения экономического положения личностей, групп и слоев. Процесс экономического расслоения общества не закончен, он продолжается. Анализ источник в получения доходов и их соотношения свидетельствует, что в общей сумме возросла доля доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Их получает в основном наиболее богатая прослойка населения и жители крупных городов. Одновременно при возрастании доли доходов от собственности уменьшается доля оплаты труда, а эти выплаты получает основная часть населения. Как видно из данных табл. 10, распределение доходов носит явно асимметричный характер. А если учесть низкий средний уровень доходов населения (см. табл. 11), то можно с уверенностью говорить о почти полном отсутствии в России так называемого среднего слоя, который является основой стабильности и экономического процветания. Это подтверждает и показатель коэффициента концентрации доходов, который вырос с 0,256 до 0,379 в первом полугодии 1996 г. Основными факторами, определяющими экономическую дифференциацию, являются наличие собственности, источник и уровень доходов. И это различие год от года увеличивается. Если в 1994 г. средняя заработная плата и социальные выплаты в Москве превышали аналогичные доходы населения Ивановской области в 2,1 раза, Калмыкии - в 2,6 раза, Дагестана - в 3,4 раза, то через два года - соответственно в 2,2-2,9-4,7 раза. Денежные доходы на душу населения в 1994 г. в Москве были в 2,3 раза выше, чем в среднем по России, в 5,1 раза - чем в Ивановской области, в 5,0 раз - в Калмыкии, в 4,8 раза - в Дагестане. В 1996 году разрыв соответственно составил 3,9-8,4-11,1-13,0 раз, т.е. возрос в 1,5-2,7 раза. Денежные доходы зависят и от того, в какой хозяйственной сфере, отрасли трудится человек. По данным официальной статистики, в 1995 г. средняя заработная плата в промышленности составляла 558,1 тыс. руб. Работавшие в сельском хозяйстве получали от них 40,4%, в строительстве -121,8%, на транспорте - 136,3%, в сфере бытового обслуживания - 74,9%, в сфере культуры, образования, медицины, науки соответственно 50,6-65,3%, в сфере кредитов, финансов и страхования - 141,9, в аппарате органов управления -95,5. В большой степени уровень доходов зависит от служебного положения индивида. Главной «горячей» точкой общественного развития становится факт неравенства в распределении богатства, собственности, прав и контроля над капиталом. Как следствие этого неравенства - расслоение населения по уровню материальной обеспеченности с поляризацией доходов (табл. 10). Таблица 10 Распределение общего объема денежных доходов населения, %
Поляризация доходов сопровождается колебаниями экономического статуса общества. Социологи выделяют два типа флуктуации (отклонение, колебание). Первый тип - это флуктуация экономического статуса в целом: — возрастание экономического благосостояния; — уменьшение экономического благосостояния; Второй тип - флуктуация высоты и профиля экономической стратификации внутри общества: — возникновение экономической пирамиды; — уплотнение экономической пирамиды; Рассмотрим первый тип флуктуации. Анализ благосостояния различных обществ и групп внутри них показывает, что благосостояние и доход различных обществ существенно меняются от одной страны, одной группы к другой. Это относится не только к территориям, но и к семьям, группам, социальным слоям; - средний уровень благосостояния и дохода в одном и том же обществе не постоянны, а динамично меняются во времени. Едва ли существует семья, доход и уровень материального благосостояния которой оставался бы неизменным в течение многих лет и при жизни нескольких поколений. Материальные «подъемы» и «падения» бывают иногда резкими, значительными, иногда - небольшими и постепенными. И это нормальное явление в экономической истории каждой семьи (организации, нации, государства). В истории семьи, нации или другой группы не существует устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. Всем хорошо известны тенденции фиксирования только для ограниченного периода времени, а затем они могут действовать в обратном направлении. Говоря о флуктуации экономического статуса второго типа, следует обратить внимание на следующие вопросы: 1. Постоянны или переменны величины высоты и профиля экономической стратификации от группы к группе и в одной группе во времени? 2. Если они изменяются, то насколько регулярно и периодично? 3. Существует ли постоянное направление этих изменений и каково оно, если есть? Ученых давно занимали эти вопросы, и были предложены различные гипотезы по этому поводу. Так, суть гипотезы В. Парето (1848-1923) заключалась в утверждении, что профиль экономической стратификации или частность распределения дохода в обществе есть нечто постоянное. Гипотеза К. Маркса (1818-1883) утверждала, что в европейских странах происходит процесс углубляющейся экономической дифференциации. Жизнь показала, что хотя и нет строгой тенденции ни к уменьшению, ни к увеличению экономического неравенства, гипотеза колебания высоты и профиля экономической стратификации правомерна, стратификация нарастает до какой-то степени насыщения, точки чрезмерного напряжения. Для разных обществ эта точка различна и зависит от их размеров, окружения, характера распределительных отношений, человеческого материала, высоты планки потребностей, коммунально-исторического развития, культуры и т.д. Как только общество приближается к точке перенапряжения, создается социальная напряженность, которая заканчивается революцией или своевременной реформой. Определить момент перенапряжения в обществе чрезвычайно сложно. Одним из показателей нестабильности обстановки в обществе, отражающим распределение реальных доходов между отдельными слоями населения, является «Джини»-коэффициент. Это коэффициент экономического неравенства, характеризующий степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения. Его величина может варьироваться от 0 до 1. При этом чем выше значение показателя, тем выше напряжение в связи с более неравномерным распределением доходов в обществе. Для понимания степени экономической дифференциации населения на уровне, близком к индивидуальному, особое значение имеет децильный коэффициент, то есть соотношение средних доходов 10% самого богатого к 10% наиболее бедного населения. В советский период в СССР (и в России) велась политика выравнивания доходов. Так, децильный коэффициент составлял по годам: 1946 - 7,24; 1956 - 4,44; 1966 - 3,26; в начале 80-х годов - 3,0. С середины 80-х годов в обществе начала нарастать дифференциация и стал стремительно расти деци-коэффициент: 1985 г. - 5,35; 1988 г. - 8,2; 1994 г. - 11,2. В середине 1995 г. он уже был равен 15 (по доходам - 11 и по зарплате - 30). Независимые эксперты оценивают деци-коэффициент как 1:50 и выше. Объективно представить экономическую стратификацию современного российского общества не представляется возможным в отсутствие закона об обязательном декларировании доходов всем населением, ибо в официальную статистику не попадают реальные доходы наиболее богатой верхушки общества и криминальных структур теневой экономики, а также реальные доходы мелких предпринимателей, базарных розничных торговцев, бомжей, безработных, нищих и т.п. В начале 90-х годов в России произошла радикальная идеологическая, социально-политическая переориентация в понимании справедливости и целесообразности в движении к социальному равенству, от социальной однородности на поощрение социальной дифференциации с ориентацией на ценности предпринимательства. Ослабли реальные гарантии социальной защиты населения в связи с тем, что из системы выпало основное, низшее звено социальной защиты - предприятия. Социальная защита населения сосредоточилась у государства в условиях отсутствия достаточных экономических ресурсов. При этом надо иметь в виду, что слои населения, которым сейчас требуется социальная поддержка, в перспективе потребуют специальных программ социальной реабилитации, восстановления их жизненных сил, ибо более 5 лет жизни на прожиточном (физиологическом) минимуме не пройдут для страны без негативных последствий (табл.11). Таблица 11 Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума по годам
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Причины глубины экономической стратификации в переходный период кроются, во-первых, в разрушении сложившихся ранее отношений в оплате труда. Расслоению общества способствовала приватизация жилья, когда 20% семей, стоявших в очереди за муниципальным жильем, потеряли всякую надежду на его получение. Наконец, неравенство в имуществе. В 1992 г., когда были обесценены государством накопления основной части населения, «дельцы» вышли из-под государственного контроля и стали получать непомерную прибыль. Богатство сформировалось (и продолжает формироваться) на фоне тотального обнищания основной массы населения. Таким образом, причиной экономической стратификации является неравенство доходов. Основной показатель бедности - среднедушевой доход, если он ниже бюджета прожиточного минимума и ниже среднего дохода по региону. Значение этого показателя для социальной работы чрезвычайно важно, ибо он является критерием для определения нормативов в системе адресной социально-экономической поддержки бедных слоев населения. Эта система предполагает: - ведение систематического анализа семей и их распределения по среднедушевому доходу с учетом социально-экономического потенциала семьи; - определение нуждающихся в адресной помощи не по категориям, а по основному критерию - среднедушевому доходу и его соразмерности с бюджетом прожиточного минимума в регионе; — создание в регионах условий для предупреждения бедности и обнищания населения. Программы адресной социальной помощи разработаны и введены в 1993 г. Тогда же определен статус получателя ежеквартальной социальной помощи на региональном и местном уровнях в виде пособия по малообеспеченности и помощи в натурально-вещественной форме. Система адресной денежной и натуральной помощи имеет заявительную форму и увязывается с уровнем нуждаемости, размером регионального прожиточного минимума, экономическими возможностями и демографической ситуацией в регионе. Итак, специфика социально-экономической компоненты в обществе экономических преобразований, структура и динамика материального благосостояния населения, и особенно семей с детьми, должны в полной мере учитываться в социальной политике государства и социальной работе. Необходима социально-экономическая стратегия, направленная на максимальное использование всех экономических инструментов рыночного механизма, что будет способствовать повышению эффективности социальной защиты населения по всему ее комплексу: от стимулирования самообеспечения и самозащиты населения до предоставления прямой материальной помощи бедным для выживания. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|