Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Заочного обучения по направлениям подготовки бакалавриата





Л. М. КУРАКИНА

СОЦИОЛОГИЯ

Перечень заданий и

методические указания по выполнению контрольных (самостоятельных) работ для студентов

Заочного обучения по направлениям подготовки бакалавриата

Сызрань - 2013

 

ББК 60.5

С 17

 

Социология: Перечень заданий и методические указания по выполнению контрольных (самостоятельных) работ для студентов заочного обучения по направлениям подготовки бакалавриата / Составитель Л.М. Куракина. – Сызрань: Сф СамГТУ, 2013. – 40 с.

 

Пособие включает комплект методических материалов, необходимых студентам заочного обучения для успешного выполнения контрольных (самостоятельных) работ по дисциплине «Социология»: требования к выполнению работы, перечень заданий, образцы оформления и выполнения контрольной (самостоятельной) работы.

 

Рецензент: канд. соц. наук И.А. Ясеницкий

 

Печатается по решению НМС инженерно-экономического факультета филиала ФГБОУ ВПО «СамГТУ» в г. Сызрани.

 

© Л.М. Куракина, 2013

© Филиал ФГБОУ ВПО «СамГТУ»

в г. Сызрани, 2013


ВВЕДЕНИЕ

 

Социология – это такой учебный предмет, который интегрирует в себе социальные знания, в том числе и практические, необходимые для успешной жизнедеятельности и самореализации человека в обществе. Конечно, достичь социальных успехов можно и без специальной подготовки. Но именно такие победы делают людей заложниками выработанных стереотипов. Это, в свою очередь, приводит к тому, что люди не готовы оперативно осмыслить и эффективно отреагировать на новые социальные обстоятельства и явления, найти общий язык с партнерами в решении насущных проблем.

Социологические знания можно сравнить с картой для путешественника, без которой невозможно ориентироваться в современном социальном пространстве. Они содержат информацию о том, как складываются и влияют на нашу жизнь общественные нормы, связи и отношения, по каким правилам строится и функционирует современное общество.

Человек не может знать все. Но он может знать достаточно много. Социология даже в ее учебном изложении помогает войти в мир самых актуальных для человека знаний, которые могут принести конкретную практическую пользу. Изучение социологии является важной частью формирования целостного гуманистического мировоззрения современного выпускника вуза. Социологические знания дают возможность овладеть основными социологическими категоpиями и их хаpактеpистиками; формируют умение оpиентиpоваться в истоpии социологических учений и напpавлений; дают представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения; формируют знания и навыки социологического анализа, умения применять его в своей будущей профессиональной деятельности.

Предлагаемое методическое пособие включает перечень заданий, методические указания по выполнению контрольных (самостоятельных) работ для студентов ФЗДО. К пособию прилагаются образцы оформления титульного листа и выполнения одного из заданий контрольной (самостоятельной) работы.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ФЗДО

Контрольная (самостоятельная) работа является обязательной составной частью учебного процесса на факультете заочного и дистанционного обучения. В ней студент-заочник должен показать свое умение логично, с использованием литературы, грамотно изложить содержание темы.

Выполнение контрольной (самостоятельной) работы активизирует познавательную деятельность студентов, приучает к библиографическому поиску, сбору и обработке материала, умению излагать свои мысли четко и аргументировано, расширяет кругозор, способствует углубленному изучению предмета, позволяет приобрести навыки оформления научно-справочного аппарата.

Контрольная (амостоятельная) работа должна основываться на глубоком знании студентом-заочником всей рекомендованной к теме литературы. В списках литературы вниманию студентов предложены работы как универсального, так и специализированного содержания: это монографии известных зарубежных и отечественных авторов, а также учебники и статьи из периодических изданий.

Каждый студент при выполнении контрольной (самостоятельной) работы должен выполнить по одному заданию по каждой из девяти тем дисциплины «Социология».

Варианты заданий контрольной (самостоятельной) работы определяются по номеру студента в списке группы. Например, номер студента по списку «4», номера заданий по каждой теме - 4. Тем самым, каждый студент должен выполнить 9 заданий.

Объем каждого отдельного задания должен составлять 1,5 – 2 страницы формата А 4. При выполнении задания необходимо сначала полностью изложить содержание задания в виде теста со всеми вариантами ответов. Написать правильный вариант ответа. Далее дать текстовое обоснование ответа. Образец выполнения задания дан в приложении № 2.

Содержание контрольной (самостоятельной) работы излагается своими словами. Цитаты из учебной и научной литературы должны быть заключены в кавычки, а в сноске необходимо указать в квадратных скобках номер цитируемого источника и через запятую номер страницы. Например, [2, с. 57].

Особое внимание надо обратить на правильное оформление контрольной (самостоятельной) работы. Работа выполняется на компьютере (объем 18-20 машинописных страниц, полуторный интервал, шрифт 12 - 14) и лишь, в крайнем случае, в школьной тетради (разборчивым почерком с нумерацией страниц и полями шириной 4-5 см).

На титульном листе указываются фамилия и инициалы студента, факультет, специальность, номер варианта. В конце контрольной (самостоятельной) работы дается список использованной литературы. Образцы оформления титульного листа и списка использованной литературы даны в приложениях № 1 и № 3.

Студент-заочник обязан написать и отправить контрольную (самостоятельную) работу в определенный учебным планом срок. Если работа не зачтена, студент должен в кратчайший срок, и не позже чем за месяц до зачетов и экзаменов, написать работу по тому же варианту с учетом замечаний рецензента и отправить её для повторной проверки.

Студент-заочник, не имеющий зачтенной контрольной (самостоятельной) работы, к зачету (экзамену) не допускается.

На зачете (экзамене) студенты-заочники представляют экзаменатору контрольную (самостоятельную) работу с рецензией.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЫ

Кто из ученых выдвинул идею определять социологию как науку о социальных фактах, под которыми понимаются, прежде всего, политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей?

1) Г.Зиммель;

2) Э.Дюркгейм;

3) О.Конт;

4) К.Маркс.

 

Назовите виднейших представителей «субъективного метода» в отечественной социологии.

1) А.Е. Де-Роберти, Н.И.Кареев;

2) Н. Михайловский, П.Лавров;

3) П.Струве, М. Туган-Барановский;

4) П. Сорокин.

Какой из этапов эволюции каждой культуры связан, по О. Шпенглеру, с органическим началом?

1) этап культуры;

2) этап дифференциации;

3) этап цивилизации;

4) этап иерархизации.

 

7. Общину и общество разделял:

1) В. Дильтей;

2) М. Вебер;

3) Ф. Теннис;

4) Э. Дюркгейм.

 

Что такое страта?

1) исполнение социальной роли;

2) профессиональный престиж;

3) слой общества;

4) рычаг социальной мобильности.

 

8. Эгалитаризм – это:

1) стремление к правовому обществу;

2) стремление к всеобщему равенству;

3) доминирование государства;

4) социальное движение.

 

Приложение № 2

Образец выполнения самостоятельного задания

Тема 3

Задание 6. Какой из этапов эволюции каждой культуры связан по О. Шпенглеру, с органическим началом?

а) этап культуры;

б) этап дифференциации;

в) этап цивилизации;

г) этап иерархизации.

Ответ: а) этап культуры.

Освальд Шпенглер (1880 – 1936 гг.), немецкий социальный философ, автор культурологического подхода к типологии общества. По мнению О. Шпенглера культура подчинена жесткому ритму, определяющему основные фазы ее внутреннего развития:

1) рождение и детство;

2) молодость и зрелость;

3) старость и «закат».

О. Шпенглер выделяет два главных этапа культуры:

1. Восхождение – соответствует культуре, характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах человеческой жизни – социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной.

2. Нисхождение – соответствует цивилизации, «механический» тип эволюции, представляющий собой «окостенение» органической жизни культуры и ее распад.

В своей работе «Закат Европы» О. Шпенглер так говорит об этом:

«Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения. Культура умирает после того как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию… Когда цель достигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются – она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, еще многие столетия может топорщить свои гнилые сучья. Мы наблюдаем это на примерах Египта, Китая, Индии и мусульманского мира…»

«Всякая культура переживает возрасты отдельного человека. У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость. Юная, робеющая, чреватая предчувствиями душа проявляется на рассвете романской эпохи и готики… Чем больше приближается культура к полудню своего существования, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно утвердившийся язык форм, тем увереннее становится она в ощущении своей силы, тем яснее становятся ее черты. В раннем периоде все это еще темно, смутно, в искании, полно тоскливым стремлением и одновременно боязнью … наконец, при наступлении старости, начинающейся цивилизации, огонь души угасает. Угасающие силы еще раз делают попытку, с половинным успехом … проявить себя в творчестве большого размаха; душа еще раз с грустью вспоминает … о своем детстве. Наконец, усталая, вялая и остывшая, она теряет радость бытия и стремится … из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики, назад в материнское лоно, в могилу…» [5, с. 28]

Особенности

Центральное понятие данного подхода – культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни.

Культура – автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность.

Культура зарождается, живет и умирает.

Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее уходу.

Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине ХХ века.

Типы культур

1. Индийская

2. Китайская

3. Вавилонская

4. Египетская

5. Античная

6. Арабская

7. Русская

8. Западноевропейская

 

Приложение № 3

Образец оформления списка использованной литературы

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [1]

Василенко И.А. Геополитика: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2003.

Капица С.П. Население земли и предвидимое будущее цивилизации // СОЦИС. 2003. № 1.

Ковалевский М.М. Социология: В 2-х т. - СПб.: АЛЕТЕЙЯ - Российская социология, 1997.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………4

Раздел 1. Цели, задачи и требования к освоению дисциплины………………………………5

Раздел 2. Распределение часов на изучение социологии по учебным планам подготовки

бакалавриата………………………………………………………………………… 7

Раздел 3. Практические занятия: общие требования …………………………………………8

Раздел 4. Планы практических занятий …………….…………………………………………9

Тема 1. Социология как наука ……………..………………………………………………9

Тема 2. Становление и основные этапы развития социологии …………………………12

Тема 3. Общество как система …………..………………………………………………..14

Тема 4. Социальная структура общества…………………………………….…………...18

Тема 5. Социальная стратификация и социальная мобильность ……………………….21

Тема 6. Социальные институты и социальные организации …………………………....25

Тема 7. Личность, общество, культура …………………………………………………..28

Тема 8. Социальные изменения и социальное развитие…………………………………32

Тема 9. Россия и мировая социальная система…………...................................................36

Раздел 5. Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Социология»…………39

 

 

 


[1] Список оформляется в алфавитном порядке.

Л. М. КУРАКИНА

СОЦИОЛОГИЯ

Перечень заданий и

методические указания по выполнению контрольных (самостоятельных) работ для студентов

заочного обучения по направлениям подготовки бакалавриата

Сызрань - 2013

 

ББК 60.5

С 17

 

Социология: Перечень заданий и методические указания по выполнению контрольных (самостоятельных) работ для студентов заочного обучения по направлениям подготовки бакалавриата / Составитель Л.М. Куракина. – Сызрань: Сф СамГТУ, 2013. – 40 с.

 

Пособие включает комплект методических материалов, необходимых студентам заочного обучения для успешного выполнения контрольных (самостоятельных) работ по дисциплине «Социология»: требования к выполнению работы, перечень заданий, образцы оформления и выполнения контрольной (самостоятельной) работы.

 

Рецензент: канд. соц. наук И.А. Ясеницкий

 

Печатается по решению НМС инженерно-экономического факультета филиала ФГБОУ ВПО «СамГТУ» в г. Сызрани.

 

© Л.М. Куракина, 2013

© Филиал ФГБОУ ВПО «СамГТУ»

в г. Сызрани, 2013


ВВЕДЕНИЕ

 

Социология – это такой учебный предмет, который интегрирует в себе социальные знания, в том числе и практические, необходимые для успешной жизнедеятельности и самореализации человека в обществе. Конечно, достичь социальных успехов можно и без специальной подготовки. Но именно такие победы делают людей заложниками выработанных стереотипов. Это, в свою очередь, приводит к тому, что люди не готовы оперативно осмыслить и эффективно отреагировать на новые социальные обстоятельства и явления, найти общий язык с партнерами в решении насущных проблем.

Социологические знания можно сравнить с картой для путешественника, без которой невозможно ориентироваться в современном социальном пространстве. Они содержат информацию о том, как складываются и влияют на нашу жизнь общественные нормы, связи и отношения, по каким правилам строится и функционирует современное общество.

Человек не может знать все. Но он может знать достаточно много. Социология даже в ее учебном изложении помогает войти в мир самых актуальных для человека знаний, которые могут принести конкретную практическую пользу. Изучение социологии является важной частью формирования целостного гуманистического мировоззрения современного выпускника вуза. Социологические знания дают возможность овладеть основными социологическими категоpиями и их хаpактеpистиками; формируют умение оpиентиpоваться в истоpии социологических учений и напpавлений; дают представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения; формируют знания и навыки социологического анализа, умения применять его в своей будущей профессиональной деятельности.

Предлагаемое методическое пособие включает перечень заданий, методические указания по выполнению контрольных (самостоятельных) работ для студентов ФЗДО. К пособию прилагаются образцы оформления титульного листа и выполнения одного из заданий контрольной (самостоятельной) работы.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ФЗДО

Контрольная (самостоятельная) работа является обязательной составной частью учебного процесса на факультете заочного и дистанционного обучения. В ней студент-заочник должен показать свое умение логично, с использованием литературы, грамотно изложить содержание темы.

Выполнение контрольной (самостоятельной) работы активизирует познавательную деятельность студентов, приучает к библиографическому поиску, сбору и обработке материала, умению излагать свои мысли четко и аргументировано, расширяет кругозор, способствует углубленному изучению предмета, позволяет приобрести навыки оформления научно-справочного аппарата.

Контрольная (амостоятельная) работа должна основываться на глубоком знании студентом-заочником всей рекомендованной к теме литературы. В списках литературы вниманию студентов предложены работы как универсального, так и специализированного содержания: это монографии известных зарубежных и отечественных авторов, а также учебники и статьи из периодических изданий.

Каждый студент при выполнении контрольной (самостоятельной) работы должен выполнить по одному заданию по каждой из девяти тем дисциплины «Социология».

Варианты заданий контрольной (самостоятельной) работы определяются по номеру студента в списке группы. Например, номер студента по списку «4», номера заданий по каждой теме - 4. Тем самым, каждый студент должен выполнить 9 заданий.

Объем каждого отдельного задания должен составлять 1,5 – 2 страницы формата А 4. При выполнении задания необходимо сначала полностью изложить содержание задания в виде теста со всеми вариантами ответов. Написать правильный вариант ответа. Далее дать текстовое обоснование ответа. Образец выполнения задания дан в приложении № 2.

Содержание контрольной (самостоятельной) работы излагается своими словами. Цитаты из учебной и научной литературы должны быть заключены в кавычки, а в сноске необходимо указать в квадратных скобках номер цитируемого источника и через запятую номер страницы. Например, [2, с. 57].

Особое внимание надо обратить на правильное оформление контрольной (самостоятельной) работы. Работа выполняется на компьютере (объем 18-20 машинописных страниц, полуторный интервал, шрифт 12 - 14) и лишь, в крайнем случае, в школьной тетради (разборчивым почерком с нумерацией страниц и полями шириной 4-5 см).

На титульном листе указываются фамилия и инициалы студента, факультет, специальность, номер варианта. В конце контрольной (самостоятельной) работы дается список использованной литературы. Образцы оформления титульного листа и списка использованной литературы даны в приложениях № 1 и № 3.

Студент-заочник обязан написать и отправить контрольную (самостоятельную) работу в определенный учебным планом срок. Если работа не зачтена, студент должен в кратчайший срок, и не позже чем за месяц до зачетов и экзаменов, написать работу по тому же варианту с учетом замечаний рецензента и отправить её для повторной проверки.

Студент-заочник, не имеющий зачтенной контрольной (самостоятельной) работы, к зачету (экзамену) не допускается.

На зачете (экзамене) студенты-заочники представляют экзаменатору контрольную (самостоятельную) работу с рецензией.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЫ







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.