Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «АЛЕТЕЙЯ» СПб. 1998г.





З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «АЛЕТЕЙЯ» СПб. 1998г.

Стр. 151:

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Из психоанализа мы узнали, что сущность процесса вытеснения состоит не в том, чтобы устранить или уничтожить представление, воплощающее в сознании влечение, а в том, чтобы не допустить его до осознания. Тогда мы говорим, что представление находится в состоянии «бессознательного», и можем привести вес­кие доказательства того, что, оставаясь бессознатель­ным, представление все-таки может оказать действия и даже такие, которые в конце концов достигают сознания. Все вытесненное должно оставаться бессо­знательным, но мы с самого начала установим, что вытесненное не покрывает собою всего бессознатель­ного. Бессознательное имеет более широкий объем:

вытесненное составляет часть бессознательного.

Как дойти нам до познания бессознательного? Мы его познаем, разумеется, только как сознательное после того, как оно проделало превращение или переведено в форму, доступную сознанию. Психоаналитическая работа ежедневно дает нам возможность убедиться в том, что такой перевод возможен. Для этого необхо­димо, чтобы анализируемый преодолел известные со­противления, а именно те, которые в свое время пре­вратили бессознательное в вытесненное, удалив его из сознания.

Многозначность бессознательного

Прежде чем продолжать, мы установим тот важ­ный, но и ставящий нас в затруднительное положение факт, что бессознательность является только призна­ком психического, однако, никоим образом не харак­теризующим его. Встречаются психические акты само­го различного значения, но обладающие этим одина­ковым признаком бессознательности. Бессознательное содержит, с одной стороны, акты только латентные, временно бессознательные, а во всем прочем ничем не отличающиеся от сознательных, а с другой сторо­ны — вытесненные, которые отличались бы самым рез­ким образом от остальных сознательных, если бы проникли в сознание. Всем недоразумениям был бы положен конец, если бы при описании самых различ­ных психических актов мы не обращали внимания на то, сознательны они или бессознательны, а классифи­цировали бы их и устанавливали бы между ними связь только в зависимости от их отношений к вли­яниям и целям и от их состава и принадлежности друг к другу. Но это невозможно сделать по различным причинам, а потому мы не в состоянии избежать двусмысленности, употребляя слова сознательный и бессознательный то в описательном смысле, то в сис­тематическом в тех случаях, когда они означают при­надлежность к определенным системам или обладают известными свойствами. Можно было бы еще сделать

 

Стр.159:

попытку избежать путаницы, давая произвольные на­звания установленным психическим системам, в кото­рых признак сознательности не указывается. Но в таком случае следовало бы заранее точно определить, на чем основывается различие систем, а при этом не было бы возможности обойти вопрос о сознательности, так как он является исходным пунктом всех наших исследований. Может быть, некоторую помощь можно ожидать от предложения, по крайней мере письменно, заменять сознание буквами Bw, а бессознательное соответствующим сокращением Ubw, если мы упот­ребляем оба слова в систематическом смысле.

Топическая точка зрения

При позитивном изложении мы указываем как на результат психоанализа на то, что психический акт в общем проходит через две фазы различных состояний, между которыми включено своего рода испытание (цензура). В первой фазе всякий психический акт бессознателен и принадлежит к системе Ubw; если цензура при испытании его отвергает, то ему закрыт переход во вторую фазу, — он тогда называется «в ы-тесненным» и должен оставаться бессознательным. Если же он выдерживает испытание, то он переходит во вторую фазу, входит в состав второй системы, которую мы назовем Вw. Но отношение этого акта к сознанию еще не вполне определяется принадлеж­ностью к системе. Он еще не сознателен, но спосо­бен проникнуть в сознание (по выражению J. Breuer'a) (Bewusstseinsfahig), т. е. при со­впадении известных условий он может без особого сопротивления стать объектом сознания. Принимая во внимание эту способность проникнуть в сознание, мы назовем систему Bw также «предсознательным». Если бы оказалось, что осознание предсозна-

 

Стр.160:

тельного определяется посредством известной цензуры, то мы будем строже отделять одну от другой системы Vbw от Вw. Пока достаточно помнить, что система Vbw имеет те же особенности, что и система Bw, и что строгая цензура стоит на страже при переходе из Ubw к Vbw (или Bw).

С принятием этих (двух или трех) психических систем психоанализ отдалился еще на один шаг от описательной психологии и обогатился новым содер­жанием и новой постановкой вопроса. До настоящего времени психоанализ отличался от психологии пре­имущественно динамическим пониманием душев­ных процессов; теперь прибавляется еще то, что он принимает во внимание и психическую топику и стре­мится указать, в пределах какой системы или между какими системами протекает любой психический акт. Благодаря этому стремлению он получил название глубинной психологии (Tiefenpsycholo-gie). Дальше мы услышим, что он может быть обо­гащен еще и другой точкой зрения.

Если мы серьезно отнесемся к топике психических актов, то мы должны обратить внимание на возни­кающее в этом месте сомнение. Если какой-нибудь психический акт (ограничимся здесь актом, состоящим из одного представления) испытывает превращение из системы Ubw в систему Bw (Vbw), то следует ли нам предполагать, что вместе с этим превращением связана новая фиксация, как бы вторичная запись означенного представления, которая, следовательно, может иметь место в новой психической локальности, и первоначальная бессознательная запись сохраняется наряду с этой новой? Или нам следует полагать, что это превращение состоит в изменении состояния, ко­торое совершается над тем же материалом и над тою же локальностью? Этот вопрос может показаться не­лепым, но должен быть поднят, если мы хотим со-

Стр.161:

ставить себе определенное представление о психичес­кой топике и о психической глубине. Это вопрос трудный, потому что он выходит за пределы чистой психологии и касается отношения душевного аппарата к анатомии. Мы знаем, что в самом грубом виде такие отношения существуют. Непоколебимым результатом исследования явился тот факт, что душевная деятель­ность связана исключительно с функцией мозга. Одна­ко неизвестно, насколько далеко ведет нас открытие неравноценности различных частей мозга и их исклю­чительные отношения к определенным частям тела и к определенным видам психической деятельности. Но все попытки открыть более детальную локализацию душевных процессов, все старания вообразить себе, как представления накапливаются в нервных клетках, а возбуждения идут по нервным волокнам, окончились полной неудачей. Такая же судьба постигла бы учение, которое пыталось бы определить анатомическое поло­жение системы Вw, сознательной душевной деятель­ности, в мозговой коре, а бессознательные душевные процессы в субкортикальных частях мозга. Тут имеется пробел, заполнение которого пока невозможно, и это не входит в задачи психологии. Наша психическая топика пока не имеет ничего общего с анатомией. Она относится к областям душевного аппарата неза­висимо от их местоположения в теле, а не к анато­мическим локализациям.

Наша работа в этом отношении свободна и может вестись дальше согласно собственным требованиям. Нам следует также твердо помнить, что наши пред­положения пока имеют значение подсобных для боль­шей наглядности. Первая из возможностей, которая должна быть принята во внимание, а именно, что сознательная фаза представления означает новую за­пись на новом месте, несомненно более груба, но и более удобна. Второе предположение, состоящее в

 

Стр.162:

функциональном изменении состояния, более ве­роятно, но оно менее пластично, и им труднее опе­рировать. С первым топическим предположением свя­зано топическое разделение систем Ubw и Вw и возможность одновременного существования какого-нибудь представления в двух местах психического аппарата; возможно даже, что если какое-нибудь пред­ставление не задерживается цензурой, то оно всегда продвигается с одного места к другому, причем иногда не теряет своего первого местонахождения или записи. Это может казаться странным, но оправдывается впе­чатлениями из психоаналитической практики.

Если говоришь пациенту об угаданном в свое время вытесненном им представлении, то сначала ничего не меняется в его психическом состоянии. Главное же то, что этим не уничтожается вытеснение и не устра­няются его последствия, как можно было ждать, оттого что неизвестное прежде представление стало извест­ным. Наоборот, сперва получается только новое от­клонение вытесненного представления. У пациента действительно имеется теперь то же представление в двух формах в различных местах его душевного ап­парата: во-первых, он имеет сознательное воспомина­ние со слов аналитика благодаря сообщению пред­ставления, во-вторых, как нам точно известно, он сохраняет в себе в прежней форме бессознательное воспоминание о пережитом. В действительности вы­теснение уничтожается не прежде, чем сознательное представление, преодолев сопротивление, вступает в связь с бессознательным воспоминанием. Успех достигается только тогда, когда именно это последнее, становится сознательным. Таким образом, при поверх­ностном рассуждении может показаться доказанным, что сознательные и бессознательные представления составляют различные и в топическом отношении обо­собленные записи одного и того же содержания. Но

 

Стр.163:

ближайшее соображение показывает, что тождествен­ность сообщенного и вытесненного воспоминания па­циента только кажущаяся. То, что слышишь, и то, что переживаешь, по психологической природе своей совершенно различные вещи даже в том случае, если они имеют одно и то же содержание.

Мы пока не в состоянии решить, какая из двух ука­занных возможностей приемлема более. Может быть, мы позже встретимся с моментами, которые разрешат вопрос в пользу одной из этих двух возможностей. Мо­жет быть, нам предстоит еще открыть, что сама наша постановка вопроса была неправильной и что различие между бессознательными и сознательными представле­ниями нужно определить совсем иначе.

Узнавание бессознательного

Изложенными выше рассуждениями исчерпывается все, что можно сказать об Ubw, поскольку пользу­ешься материалом только из знакомства со сновиде­нием и неврозами перенесения. Это, безусловно, не­много, местами производит впечатление неясного и спутанного и оставляет желать возможности привести Ubw в классификационную связь с уже известным или ввести его в состав уже знакомого. Только анализ заболеваний, названных нами нарциссическими пси­хоневрозами, обещает нам открыть необходимые точки зрения, благодаря которым загадочное Ubw станет нам более знакомым, как бы легко осязаемым.

Со времени работы Abraham'а (1908 г.), повод к которой добросовестный автор приписывает мне, мы пытаемся характеризовать Dementia praecox Кгаеpelin'a (Schizophrenia Bleuler'a) ее отношением к противоположности между «Я» и объектом.При нев­розах перенесения (истерии страха и конверсионной истерии, неврозе навязчивости) не было ничего такого, что могло бы выдвинуть на первый план это противо­речие. Правда, было известно, что невозможность ов­ладеть объектом ведет к возникновению невроза и что невроз влечет за собой отказ от реального объекта, а также что отнятое у реального объекта либидо возвра­щается к воображаемому объекту и дальше к вытеснен­ному — Introversio. Но привязанность к объектам во­обще удерживается при этих болезнях с большой энер­гией, и более детальное изучение процесса вытеснения

Стр.185:

показало нам, что в системе Ubw, несмотря на вытес­нение или, правильнее, — вследствие его — сохраня­ется привязанность к объектам. Способность к перене­сению чувств, которые мы используем при этих забо­леваниях с терапевтической целью, предполагает не­нарушенную привязанность к объектам.

При шизофрении же мы вынуждены были остано­виться на предположении, что после процесса вытесне­ния отнятое у объектов либидо не ищет нового объекта, что в данном случае, следовательно, привязанность к объектам прекращается и снова восстанавливается при­митивное состояние нарциссизма, при котором нет объ­ектов. Неспособность этих пациентов к перенесению чувств — поскольку распространен процесс болез­ни, — вытекающая отсюда их недоступность для тера­пии, свойственное им отрицание внешнего мира, прояв­ляющиеся признаки преувеличенной привязанности к собственному «.Я», конечная апатия в последней фазе болезни — все эти клинические признаки как будто прекрасно подтверждают предположение об отказе от привязанности к объектам. Что касается взаимоотноше­ния обеих систем, то всем наблюдателям бросилось в глаза, что при шизофрении высказывается вполне со­знательно много такого, что при неврозах перенесения должно было быть открыто в бессознательном при по­мощи психоанализа. Но сначала не удавалось устано­вить понятную связь между взаимоотношением «Я» — объект и относительной степенью сознания.

Искомая связь, как кажется, открывается следу­ющим неожиданным путем. При шизофрении можно наблюдать, особенно в поучительных начальных ста­диях, определенные изменения языка, из которых некоторые заслуживают рассмотрения с определенной точки зрения. Способ выражения часто становится предметом особой заботливости, он становится «неес­тественным», «манерным». В фразах проявляется осо-

 

Стр.186:

бая дезорганизация построения, благодаря которой они становятся непонятными, так что мы считаем речи больных нелепыми. В содержании этих речей на пер­вый план часто выдвигаются отношения к органам или иннервациям тела. К этому можно еще прибавить, что в подобных симптомах шизофрении, соответству­ющих истерическим или навязчивым, заменяющим об­разованиям, отношения между заменяющим и вытес­ненным показывают особенности, которые нас удивили бы при обоих упомянутых неврозах.

Доктор V. Tausk (Вена) предоставил в мое распо­ряжение некоторые из своих наблюдений над началь­ными стадиями шизофрении, которые отличаются тем преимуществом, что больная сама еще охотно объясня­ла свои речи. На двух из его примеров покажу, какой взгляд я собираюсь защищать; впрочем, я ничуть не сомневаюсь, что всякому наблюдателю будет нетрудно раздобыть такой материал в большом количестве.

Одна больная Tausk'a, девушка, попавшая в кли­нику после ссоры со своим возлюбленным, жалуется:

«Глаза стоят неправильно, они отведены (Die Augen sind nicht richtig sie sindverdreht)». Она сама это объясняет, в совершенно связной речи, рядом упреков по адресу возлюбленного. «Она его совсем не может понять, всякий раз у него другой вид, он — льстец, он отводит глаза (ein Augen verdreher), он отвел ей глаза, теперь у нее отведенные глаза, у нее уже больше не ее глаза, она смотрит на свет другими глазами».

То, что больная говорит по поводу своей непонят­ной речи, равноценно анализу, так как содержит экви­валент этой речи в общепонятных выражениях; в то же время ее слова объясняют значение и происхождение шизофренического словообразования. В согласии с Тausk'ом я подчеркиваю в этом примере то, что отно­шение к органу (глазу) замещает все содержание речи.

 

Стр.187:

Шизофреническая речь имеет здесь ипохондри­ческую черту — она стала языком органов.

Другое заявление этой же больной: «Она стоит в церкви, вдруг она чувствует толчок, она должна стать иначе (Sich anders stellen), как будто ее кто-то поставил (als stellte sie jemand), как будто она поставлена (als wiirde sie gestellt)».

К этому относится анализ целого ряда упреков по адресу возлюбленного: «Он пошляк, сделавший ее, такую утонченную по своему воспитанию, также пош­лой. Он сделал ее похожей на себя, так как убедил ее, что превосходит ее; теперь она стала такой же, как он, потому что думала, что станет лучше, если будет похожа на него. Он представлялся (скры­вался — er hat sich verstellt), теперь она такая же, как и он (идентификация!), он ее подменил (er hat sie verstellt)».

Движение, состоящее в том, что «она иначе» ста­ла, — замечает Tausk — является изображением слова «представляться» и отождествлением с возлюб­ленным. Я опять подчеркиваю преобладание того эле­мента из всего хода мыслей, который имеет своим содержанием телесную иннервацию (правильнее, ощу­щение этой иннервации). Истеричка в первом случае судорожно бы закатила глаза, во втором — действи­тельно произвела бы толчок, вместо того чтобы по­чувствовать импульс к этому или ощущение этого, и в обоих случаях у нее не было бы сознательной мысли об этом и впоследствии она не в состоянии была бы высказывать такие мысли.

Вот что показывают оба наблюдения по поводу того, что мы назвали ипохондрическим языком орга­нов. Но, что нам кажется более важным, они указы­вают и на другое положение вещей, которое очень часто можно доказать, например, на собранных в монографии Bleuler'a случаях, и которое можно

 

Стр.188:

выразить в определенной формуле. При шизофрении слова подвергаются тому же процессу, который де­лает из латентных мыслей сновидения картины сно­видения и который мы назвали первичным пси­хическим процессом. Они подвергаются сгуще­нию и при помощи сдвига передают одно другому без остатка свои активные энергии; процесс может пойти так далеко, что единственное слово может заменить целую цепь мыслей, если только это слово пригодно к этому благодаря своей многозначности. Работы Bleuler'a, Jung'a и их учеников содержат много материала, доказывающего именно это положение.1

Прежде чем мы сделаем вывод из этих впечатле­ний, упомянем еще о тонком, но производящем стран­ное впечатление различии между шизофреническими и истерическими и навязчивыми, заменяющими образо­ваниями. Пациент, которого я в настоящее время на­блюдаю, отвлечен от всех жизненных интересов дур­ным состоянием кожи на своем лице. Он утверждает, что на лице у него угри и глубокие дыры, видные вся­кому. Анализ доказывает, что он разыгрывает на своей коже свой кастрационный комплекс. Сначала он без всякого раскаяния возился со своими угрями, выдавли­вание которых доставляло ему большое удовольствие, потому что, как он говорил, при этом кое-что выбрыз­гивалось. Затем он начал думать, что всюду, где он удалял угри, образовалась ямка, и он делал себе жес­точайшие упреки за то, что вследствие «постоянной возни с рукой» он навсегда испортил себе кожу. Совер­шенно очевидно, что выжимание содержимого угрей за­меняло ему онанизм. Затем образующаяся по его вине ямка, представляет собой женские гениталии, т. е. осу-

' Иногда работа сновидений обращается со словами как с вещами и создает тогда очень похожие «шизофреничес­кие» речи или новообразования слов.

 

 

Стр.189:

ществление вызванной онанизмом угрозы кастрации (или заменяющие ее фантазии). Это заменяющее обра­зование, несмотря на свой ипохондрический характер, имеет много сходства с истерической конверсией, и все же здесь чувствуется, что в данном случае происходит что-то другое, что нельзя допустить подобного заменя­ющего образования при истерии, еще до того, как воз­можно указать, на чем основано это различие. Малень­кую ямочку, вроде кожной поры, истерик вряд ли пре­вратит в символ вагины, которую он обычно сравнивает со всевозможными предметами, заключающими какую-нибудь полость. Мы также полагаем, что большое ко­личество ямочек удержит его от того, чтобы заменить ими женские гениталии. То же можно сказать об одном юноше-пациенте, о котором Тausk несколько лет тому назад сделал сообщение в Венском психоаналитичес­ком обществе. Он держал себя обычно совсем как стра­дающий навязчивостью, часами совершал свой туалет и т. п. Но странным было у него то, что он мог без всякого сопротивления рассказывать о значении своих задержек. При натягивании чулок, например, ему ме­шала мысль, что он может растянуть сеть ткани, т. е. дырки, а каждая дырка имела для него значение сим­вола женских половых отверстий. И этого нельзя до­пустить у страдающего навязчивостью. Такой больной, которого наблюдал R. Rеitleг, страдавший тем, что также испытывал задержки при надевании чулок, на­шел, после того как преодолел сопротивление, объяс­нение: что нога является символом penis'a, а натяги­вание чулка — онанистическим актом; и он должен был беспрерывно надевать и снимать чулок отчасти для того, чтобы усовершенствовать картину онанизма, от­части, чтобы отрицать, что он совершал его.

Если мы себя спросим теперь, что придает стран­ный характер шизофреническому заменяющему обра­зованию и симптому, то поймем, наконец, что это дела-

 

Стр.190:

ет преобладание словесных отношений над предметны­ми. Между выдавливанием угря и эякуляцией из pe­nis'а имеется очень маленькое предметное сходство, и еще меньшее — между бесчисленными мелкими пора­ми кожи и вагиной; но в первом случае и тот и другой раз выбрызгивается что-то, а ко второму случаю до­словно подходит циничная фраза: «дырка есть дырка». Сходство словесного выражения, а не сходство обознача­емых вещей предписывает замену. Там, где слово и вещь не совпадают, шизофреническое заменяющее образова­ние отличается от такового при неврозах перенесения.

Приведем этот взгляд в связь с предположением, что при шизофрении исчезает привязанность к объ­ектам. В таком случае мы должны изменить: привя­занность к словесным представлениям объектов сохра­няется. То, что мы можем назвать сознательным пред­ставлением об объекте, распадается для нас теперь на словесное представление и предметное представление, состоящие в активности, если не непосредственных образов воспоминания о предметах, то, по меньшей мере, более отдаленных, отходящих от них следов воспоминаний.Тут мы вдруг узнаем, чем отличается сознательное представление от бессо­знательного. И то и другое являются не различными, как мы думали, записями того же содержания в раз­личных психических местах и не различными функ­циональными состояниями активности в одном и том же месте, а сознательное представление обнимает пред­метное представление плюс соответствующее словесное представление, бессознательное — состоит только из одного предметного представления. Система Ubw со­держит предметные активные силы объектов, первые действительные привязанности к объекту;система Vbw образуется благодаря тому, что активность этих предметных представлений возрастает вследствие свя­зи с соответствующими представлениями. Такие имен-

 

Стр.191:

но усиления активной силы, как мы можем предпо­лагать, создают более высокую психическую органи­зацию и делают возможной замену первичного про­цесса господствующим в Vbw вторичным процессом. Теперь мы можем также точно выразить, в чем именно отказывает вытеснение при неврозах перенесения от­вергнутому представлению: выражению словом, кото­рое должно содержаться связанным с объектом. Не­выраженное словом представление или не обладающий усиленной активностью психический акт остается тогда в Ubw — как вытесненный.

Я должен обратить внимание, как давно уже нам было известно то, благодаря чему нам теперь понятен один из самых странных признаков шизофрении. На последней странице опубликованного в 1900 г. «Толко­вания сновидений» указывается, что мыслительные процессы, т. е. наиболее отдаленные от восприятий процессы активирования, сами по себе качественно без­различны, бессознательны и получают способность ста­новиться сознательными только благодаря связи с ос­татками словесных восприятий. Словесные представле­ния, в свою очередь, происходят от чувственных восприятий таким же образом, как и предметные пред­ставления, так что возникает вопрос, почему представ­ления объектов не могут быть осознаны посредством их же собственных остатков восприятий. Но, вероятно, мышление происходит в процессах столь отдаленных от первоначальных остатков восприятий, что они ниче­го больше не получают от их качеств и нуждаются в усилении новыми качествами для того, чтобы стать со­знательными. Кроме того, благодаря создающейся свя­зи со словами качество могут приобрести и такие актив­ные представления (Besetzungen), которые не получи­ли никакого качества от восприятий, потому что соответствуют только взаимоотношению между объек­тами. Такие, только благодаря словам, ставшие улови-

Стр. 192:

мыми взаимоотношения составляют главную часть на­ших мыслительных процессов.Мы понимаем, что вступление в связь со словесными представлениями еще не совпадает с осознанием, а создает только воз­можность его, что оно, следовательно, характеризует только систему V bw. Но тут мы замечаем, что с этими соображениями мы отступаем от нашей настоящей темы и попадаем в самую суть проблем предсознательного и бессознательного, которые мы считаем более целесооб­разными отложить от специального исследования.

Относительно шизофрении, которой мы здесь каса­емся лишь постольку, поскольку нам это кажется необ­ходимым для общего ознакомления с Ubw, у нас воз­никает сомнение, имеет ли процесс, названный вытес­нением при этом заболевании, вообще что-нибудь общее с вытеснением при неврозах перенесения. Фор­мула, что вытеснение — процесс, происходящий меж­ду системами Ubw и Vbw ( Bw ) и ведущий к устра­нению вытесненного из сознания, нуждается, во всяком случае, в изменении, чтобы ее можно было распростра­нить и на Dementia ргаесох, и на другие нарциссические заболевания. Но в общем все же остается по­пытка к бегству «Я», выражающаяся в отнятии созна­тельных привязанностей. Уже самое поверхностное соображение показывает, насколько глубже и основа­тельнее это бегство «Я» при нарциссических неврозах.

Если при шизофрении это бегство состоит в отнятии активной силы влечений в тех местах, которые заняты бессознательными представлениями объектов, то стран­ным кажется, что относящаяся к системе Vbw часть тех же представлений объектов — соответствующие им словесные представления — приобретают более интен­сивную активность. Скорее следовало бы ожидать, что словесные представления в качестве предсознательной части этих бессознательных представлений объектов должны принять первый удар вытеснения и лишиться

 

Стр.193:

совершенно своей активности, раз вытеснение дошло до бессознательных предметных представлений. Во всяком случае это довольно трудно понять. Это объяс­няется тем, что восстановление активности словесных представлений не относится к акту вытеснений, а явля­ется первой попыткой к исцелению или выздоровле­нию, которая так явно преобладает в клинической кар­тине шизофрении. Попытки последнего рода стремятся вновь овладеть утерянными объектами и весьма воз­можно, что с этой целью они направляются к объекту через словесную его часть; но тут они вынуждены, од­нако, удовлетвориться словами вместо предметов. На­ша душевная деятельность вообще развивается в двух противоположных направлениях: или от влечений че­рез систему Ubw к сознательному мышлению, или под влиянием внешних возбуждений через систему Ubw и Bw до бессознательных активных представлений (Ве-setzungen) «Я» и объектов. Этот второй путь, несмотря на имевшее место вытеснение, должен оставаться сво­бодным, и некоторая часть его остается открытой для попыток невроза снова овладеть объектами. Когда мы мыслим абстрактно, нам грозит опасность пренебречь взаимоотношениями между словами и бессознательны­ми предметными представлениями, и нельзя отрицать, что наше философствование в таких случаях приобре­тает нежелательное сходство по содержанию и форме выражения с мыслительной работой шизофреников. С другой стороны, можно попытаться охарактеризо­вать образ мышления шизофреников в виде оперирова­ния в мыслях над конкретными предметами, как если бы они были отвлеченными.

Если мы действительно верно распознали Ubw и правильно определили различие бессознательного представления от предсознательного, то наши иссле­дования, исходящие из ряда других областей, должны привести нас к такому же взгляду.

 

 

З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «АЛЕТЕЙЯ» СПб. 1998г.

Стр. 151:

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Из психоанализа мы узнали, что сущность процесса вытеснения состоит не в том, чтобы устранить или уничтожить представление, воплощающее в сознании влечение, а в том, чтобы не допустить его до осознания. Тогда мы говорим, что представление находится в состоянии «бессознательного», и можем привести вес­кие доказательства того, что, оставаясь бессознатель­ным, представление все-таки может оказать действия и даже такие, которые в конце концов достигают сознания. Все вытесненное должно оставаться бессо­знательным, но мы с самого начала установим, что вытесненное не покрывает собою всего бессознатель­ного. Бессознательное имеет более широкий объем:

вытесненное составляет часть бессознательного.

Как дойти нам до познания бессознательного? Мы его познаем, разумеется, только как сознательное после того, как оно проделало превращение или переведено в форму, доступную сознанию. Психоаналитическая работа ежедневно дает нам возможность убедиться в том, что такой перевод возможен. Для этого необхо­димо, чтобы анализируемый преодолел известные со­противления, а именно те, которые в свое время пре­вратили бессознательное в вытесненное, удалив его из сознания.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.