Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МОТИВАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ЖИВОТНЫХ





Академические психологи, обращаясь к проблеме мотивации, как правило,опираются на данные, полученные в ходе экспериментов над животными. Гордоезаявление о том, что человек ╬ не лабораторная крыса, может показаться ибанальным, и смешным, но, к сожалению, я вынужден прибегнуть к подобнойаргументации, потому что теоретические рассуждения академических психологовслишком часто основываются только на результатах подобных лабораторныхэкспериментов.10 Разумеется, данные, полученные на животных, могут принестибольшую пользу при аккуратном их использовании и разумной интерпретации. Хочется привести еще несколько доводов в пользу выдвинутого здесьтезиса о необходимости антропоцентрического подхода к исследованиюмотивации, в противовес зооцентрическому подходу. Обратимся к концепцииинстинкта. Если мы определим инстинкт как мотавационную единицу, в которойпозыв, мотивированное поведение и объект-цель, или желанный аффект,наследственно детерминированы, то, поднимаясь по филогенетической лестнице,мы обнаружим устойчивую тенденцию к угасанию инстинктов. Если лабораторнаякрыса демонстрирует яркие проявления пищевого, сексуального и материнскогоинстинктов, то у обезьян сексуальный инстинкт (в нашем понимании инстинкта)угасает, а пищевой инстинкт модифицируется; в неизменном виде у обезьянсохраняется только материнский инстинкт. У человека мы не обнаружим ниодного из выше перечисленных инстинктов в чистом виде; его поведение,связанное с выбором объекта-цели, мотивировано сплавом, конгломератомразличных наследственных рефлексов, врожденных позывов, индивидуального икультурального опыта (см. главу 6). Например, сексуальный позыв, позыв вчистом виде и у человека имеет наследственную природу, но выбор сексуальногообъекта или выбор конкретных форм сексуального поведения является функциейопыта и научения. То же самое можно сказать и о пищевом инстинкте. Чем выше уровеньорганизации животного, тем менее значимой становится роль голода в мотивациипищевого поведения, и тем более важное значение приобретают вкусы ипристрастия. Крысы не столь разборчивы в еде, как обезьяны, а обезьяне вэтом отношении очень далеко до человека (302). И наконец, на вершине филогенетической лестницы, утратив один за другимвсе животные инстинкты, мы обретаем культуру как инструмент адаптации. Разуж нам приходится подкреплять свои теоретические рассуждения о мотивацииданными, полученными на животных, то мы должны четко осознавать всюограниченность этих данных. Может быть, тогда мы предпочтем эксперименты,проведенные не на крысах, а на обезьянах, хотя бы по той простой причине,что человек гораздо больше похож на обезьяну, чем на крысу, что вполнеубедительно продемонстрировали Харлоу и другие исследователи приматов (172,202).

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

До сих пор я говорил только о природе организма, но настало времясказать хотя бы несколько слов о ситуации, или среде, в которой существуеторганизм. Прежде всего, мы должны признать, что мотивация редко проявляетсебя в поведении, не связанном с конкретной ситуацией или с конкретнымилюдьми. Теория мотивации обязана учитывать культуральные факторы и должнаисходить из того, что они определяют не только среду существованияиндивидуума, но и его жизнедеятельность. Акцентировав внимание на факторе среды, мне остается лишь предостеречьученых-теоретиков от чрезмерного внимания к этому фактору, придать их непреувеличивать роль внешних, культуральных, средовых, ситуационных влияний.В конце концов, главным объектом нашего исследования является организм и егоприрода. Не стоит впадать в другую крайность, не стоит преувеличивать рольсреды и видеть в организме лишь один из объектов среды, приравнивать его ктем целям, к которым он устремлен или к тем преградам, которые препятствуютего стремлениям. Ведь и объект-цель, и преграда, встающая на пути к ней,порождены не только средой, но и создаются самим индивидуумом, и обсуждатьих нужно в терминах, учитывающих и то, и другое влияние. Я затрудняюсь датьуниверсальное определение понятию "среда", но не вижу иного способа описатьсреду, кроме как через призму конкретного организма, функционирующего в ней.Рассуждая о ребенке, который, стараясь завладеть каким-то ценным для негообъектом, встречает на своем пути преграду, мы должны понимать, что ребенокне только определяет объект как нужный или важный, он в то же самое времяспособен воспринять возникшую на пути преграду именно как преграду. С точкизрения психологии здесь еще нет барьера, пока это только результатвзаимодействия среды с конкретным индивидуумом, стремящимся к желанной цели. У меня складывается впечатление, что теории среды и неадекватные,ошибочные теории мотивации подпитывают друг друга, они жизненно необходимыдруг другу. Например, теория мотивации, построенная только на анализеповедения, нуждается в теоретических аргументах теории среды, без них онаутрачивает всякий смысл. То же самое можно сказать и о тех мотивационныхтеориях, авторы которых склонны преувеличивать роль позыва и принижаютзначимость фундаментальных человеческих потребностей и целей, ╬ чтобы бытьхоть сколько-нибудь убедительными, такие теории вынуждены обращаться кярким, материальным аргументам теории среды. Напротив, те исследователи,которые отдают должное изучению фундаментальных человеческих потребностей,не так привязаны к аргументации инвайронменталистского толка, им известно,что эти потребности сравнительно постоянны, гораздо более независимы отситуации и среды, в которой находится организм. Человек не столь жесткоограничен в способах адекватного и эффективного удовлетворенияфундаментальной потребности, можно сказать, что сама фундаментальнаяпотребность организует, а, быть может, даже и творит окружающую человекареальность. Облекая эту же мысль в другие слова, скажу, что, еслисогласиться с предлагаемым Коффкой делением среды на географическую ипсихологическую, то понять, каким образом географическая среда обитаниястановится психологической средой можно, лишь смирившись с мыслью. чтоорганизм, находясь в определенной среде, постоянно стремится организовать еев соответствии со своими психологическими нуждами. Отсюда мораль ╬ теория мотивации должна учитывать фактор среды. но недолжна при этом превращаться в теорию среды, в противном случае на нашихпопытках понять природу постоянства организма и на желании целиком посвятитьсебя изучению мира, в котором организм пребывает, можно будет поставитьжирный крест. Чтобы не продолжать приводить один довод за другим, подчеркну, чтоперед нами стоит задача создания теории мотивации, а не теории поведения. Наповедение человека оказывают воздействие очень разнородные факторы, в ихчисле есть и факторы мотивации, и факторы среды. Если мы беремся за изучениемотивации, то это вовсе не означает, что мы будем игнорировать факторысреды, откажемся от изучения ситуационных детерминант. И те, и другиефакторы по праву должны занять подобающее им место в общей структуре знанияо человеке.

ИНТЕГРАЦИЯ

Теория мотивации основывается на предпосылке, гласящей, что в обычномсостоянии организм функционирует как единое, интегрированное целое, но онане имеет права не обращать внимания на исключения из этого правила. Речьидет об отклонениях от нормы, к которым мы относим изолированные,специфически автоматические, различного рода сегментарные реакции, а такжеразнообразные проявления диссоциации или дезинтеграции. По-видимому, наибольшей степени интеграции организм достигает в моментынаивысшей радости, творческого вдохновения, успешного решения какой-тозадачи или же в критические моменты, когда он оказывается в ситуации угрозы.Если угроза слишком велика или организм недостаточно силен, чтобыпротивостоять ей, происходит дезинтеграция. Однако чаще бывает, что организмсохраняет целостность благодаря своей гибкости и способности кприспособлению. Я убежден, что большая часть феноменов, которые представляются намспецифичными, изолированными, на самом деле не являются таковыми. Оченьчасто при помощи глубинного анализа обнаруживается, что они логичновписываются в общую структуру, ╬ ярким примером тому могут служитьконверсионные истерические симптомы. Конечно, иногда интерпретация тех илииных специфических реакций как проявлений дезинтеграции бывает обусловленаэлементарным невежеством, но в то же самое время в нашем распоряжении ужеимеется достаточно знаний, чтобы понимать, что существуют такие условия,которые вынуждают организм отвечать изолированными, сегментарными, неинтегрированными реакциями. Мы постепенно свыкаемся с мыслью о том, чтоподобные феномены Не всегда следует трактовать как негативные, какпроявления слабости или патологии. Мы уже готовы видеть в них проявленияодной из важнейших способностей организма ╬ способности к избирательности,благодаря которой организм может сохранить силы для решения более насущныхзадач, реагируя на незначимые, известные или несложные ситуации вполсилы, спомощью парциальных, сегментарных, изолированных действий и реакций(160).

НЕМОТИВИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Зная наперед, что большинство психологов не согласятся со мной, я, темне менее, убежден, что далеко не все человеческое поведение, далеко не всечеловеческие реакции являются мотивированными, по крайней мере, в расхожемсмысле термина "мотивация". Обычно этим термином обозначают побуждение кудовлетворению потребности, стремление восполнить некую насущнуюнеобходимость. Однако такие феномены, как психологическое созревание,самовыражение, личностный рост или самоактуализация, по моему глубокомуубеждению, не подчиняются общему правилу универсальности мотивации, и потомуобсуждать их нужно не в терминах преодоления, а в терминах экспрессии. Мыеще вернемся к анализу этих феноменов по ходу этой книги, особенно детальноони будут рассмотрены в главах 10 и 14. Норман Майер (284) обратил внимание на удивительный критерий. которымчасто пользуются теоретики фрейдизма, никогда, впрочем, не формулируя егоявно. В основе большей части невротических симптомов, или невротическихтенденций, лежат импульсы к удовлетворению базовых потребностей, импульсы,подавленные в силу каких-то причин, или получившие неверное направление, илиперепутанные с другими потребностями, или избравшие для своей реализацииневерные средства. Вся остальная симптоматика не связана с поискомудовлетворения, а носит чисто защитный характер. Симптомы этой категории неимеют иной цели, кроме предотвращения ситуаций, угрожающих индивидуумуфрустрацией. Разница же между названными категориями симптомов подобнаразличию между двумя борцами: первый еще надеется победить, тогда как второйуже оставил все надежды и все свои усилия направил на то, чтобы избежатьтравм и позора. Феномен психологической капитуляции, утраты надежд непосредственносвязан с проблемой прогноза успешности психотерапии и обучения, и даже имеетнекоторое отношение к вопросу долголетия, и потому критерию, обнаруженномуМайером и позднее детально исследованному Клием (233), обязательно должнонайтись место в теории мотивации.

ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Дьюи (108) и Торндайк (449) подчеркнули один важный аспект мотивации,который совершенно не учитывался большинством психологов, а именно,возможность осуществления мотива. Обычно человек не желает неосуществимого(я говорю об осознанном стремлении). Мы гораздо более реалистичны в своихпретензиях, чем допускают за нами психоаналитики, с головой ушедшие впроблему бессознательных желаний. Получив прибавку к жалованию, вы тут же ловите себя на желанииприобрести нечто такое, о чем до этого даже и не мечтали. Среднийамериканец, как правило, мечтает о новом автомобиле, холодильнике,телевизоре и мечтает о приобретении этих вещей потому, что у него естьвозможность их приобрести; он не мечтает о яхте или о самолете, потому чтояхта и самолет ему не по карману. Скорее всего, даже в своих бессознательныхжеланиях он не испытывает потребности приобрести яхту и самолет. Фактор осуществимости мотивации имеет чрезвычайно важное значение дляпонимания межклассовых, межгрупповых и межкультуральных различий вмотивации.

ВЛИЯНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Выше обозначенная проблема напрямую связана с вопросом о том, какоевлияние оказывает реальность на бессознательные импульсы человека. ПоФрейду, импульсы, идущие из Ид, являются совершенно самостоятельнойреальностью, не пересекающейся не только с внешним миром, но и с прочимиимпульсами. Постичь Ид можно только при помощи сравнения, и мы называем егохаосом, называем котлом, полным бурлящего возбуждения. Энергия Ид ╬ этоинстинкты, но это энергия не организованная, не имеющая воли, управляемаяодним лишь стремлением удовлетворить инстинктивные потребности всоответствии с принципом удовольствия. Для процессов Ид не существуетлогики, они не подчиняются закону взаимного уничтожения противоположностей.Противоречивые импульсы существуют друг подле друга, не уничтожая друг другаи не уклоняясь от взаимодействия, а порой ради сиюминутной выгоды, радиразрядки энергии даже идут на компромисс, объединяют свою энергию воедино.Ид не содержит в себе отрицания, его пример убеждает нас в том, что все-такисуществует исключение из философского принципа, гласящего, что всякийпсихический акт протекает в пространстве и времени... Ид не знает, что такое ценности, не умеет различать добро и зло, емуневедома мораль. Критерий выгоды или, если угодно, количественный фактор,тесно связанный с принципом удовольствия, ╬ вот что управляет процессами Ид.Катексис инстинктов, рвущихся вовне, ╬ это все. что содержит в себе Ид".(Фрейд 3. New Introductory Lectures on Psychoanalysis, W. W. Norton, 1933,pp. 103-105.) Импульсы, попавшие под контроль, модифицированные или подавленные,перестают быть Ид и становятся частью Эго. "Мы имеем все основания считать, что Это является той частью Ид,которая модифицировалась благодаря близости и влияниям внешнего мира,которая приспособлена к восприятию раздражений и защите от них. ╬ ее можносравнить с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Этасвязь с внешним миром ╬ решающая характеристика Эго. Эго взяло на себязадачу представлять его Ид для блага Ид, которое без посредничества Эго всвоем слепом стремлении к удовлетворению инстинктов было бы неизбежноуничтожено мощными внешними силами. Выполняя эту функцию, Эго наблюдает завнешним миром, сохраняет в следах своей памяти его образ и, сопоставляя этотобраз с реальностью, удаляет из картины внешнего мира все неточности,искажения, которые привносятся в нее внутренними силами возбуждения. Попоручению Ид Эго контролирует все выходы к моторике, но между желанием идействием оно делает отсрочку для мыслительных процессов и во время этойотсрочки вновь обращается к остаточным следам опыта, сохранившимся в памяти.Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходомпроцессов в Ид, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципомреальности, который сулит большую безопасность и больший успех" (там же, р.106). Джон Дьюи, однако, придерживается противоположной точки зрения. Онутверждает, что у взрослого человека все, или, по крайней мере, наиболеехарактерные импульсы интегрированы с реальностью и обусловлены ею. На первыйвзгляд, такое утверждение равносильно отрицанию самого факта существованияимпульсов Ид, но, внимательно вчитавшись в работу Джона Дьюи, мы понимаем,что автор, если и допускает существование этих импульсов, то почему-тозаведомо считает их патологическими. Разрешить это противоречие с помощью эмпирических методов непредставляется возможным, нам остается лишь указать на его существование изаявить, что возникло оно в результате двух совершенно противоположныхподходов к рассматриваемой проблеме. Вопрос, как мне кажется, не в том. существуют или не существуютбессознательные импульсы или Ид, о котором так много говорил Фрейд. Любойпсихоаналитик, настаивая на существовании Ид, сошлется на фантазии своихклиентов и на импульсы, представленные в этих фантазиях, на желания, которыене только не имеют никакого отношения к реальности, здравому смыслу илогике, но и не предполагают за собой никакой выгоды для человека,охваченного ими. В данном случае важно то, как относиться к этим импульсам ╬как к свидетельству болезни, регресса или как к проявлению сущности,сердцевины нормального, здорового человека. В какой момент, на каком этапечеловеческой жизни инфантильные фантазии начинают испытывать на себе влияниереальности? Протекает ли этот процесс одинаково у всех людей или у невротикаэто происходит иначе, чем у здорового человека? Может быть, эффективнофункционирующая личность свободна от импульсов? Если все же мы придем квыводу, что эти импульсы присущи самому организму, что все люди безисключения подвластны им, то перед нами со всей остротой встанут следующиевопросы: в каком возрасте они появляются? При каких условиях? Обязательно лиимпульс влечет за собой конфликт, как считал Фрейд? Так ли уж неизбеженконфликт между импульсом и реальностью?





ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.