Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рынки информационных ресурсов. Особенности спроса, предложения, рыночного равновесия.





Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителю следующие виды услуг:

1. непосредственный доступ к базам данных - режим on-line;

2. пакетный доступ к базам данных - режим off-line;

3. в виде баз данных на дискетах и компакт-дисках;

4. в виде консультаций, оказываемых специалистами в области информационных ресурсов;

5. в виде обучения доступу к мировым информационным ресурсам.

Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга. В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица.

Современный информационный рынок можно разделить на четыре области:

1. электронная информация, 2. электронные сделки, 3. системы сетевых коммуникаций, 4. программное обеспечение.

В свою очередь рынок электронной информации состоит из 4 секторов:

1. деловая информация, 2. юридическая информация, 3. информация для специалистов, 4. массовая или потребительская информация.

Основными поставщиками информации на этом рынке выступают центры-генераторы баз данных и центры-распределители информации на основе баз данных, а также информационные брокеры.

Деловой сектор (в рамках электронной информации):

1. Биржевая и финансовая информация, генераторами которой являются банки, биржи и брокерские конторы.

2. Экономическая и статистическая информация, числовая информация.

3. Коммерческая информация - государственная.

4. Информация о коммерческих предложениях, о купле-продаже по определенным товарным группам.

5. Новости в области экономики и бизнеса.

Юридический сектор включает системы доступа к электронным сборникам указов и т.п.

Сектор информации для специалистов состоит из следующих частей:

1. профессиональная информация, дифференцированная по областям науки и техники,

2. доступ к первоисточникам (библиографическая и реферативная информация).

Массовая и потребительская информация:

1. информация служб новостей и агентств, пресса и др.

2. потребительская информация.

Рынок электронных сделок включает системы банковских и межбанковских операций, системы электронных торгов, системы резервирования товаров и услуг.

Рынок программного обеспечения - все виды программной продукции и их обслуживание.

Системы сетевых коммуникаций - электронная почта, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений и др., системы ТВС.

К наиболее предоставляемым услугам распространения относят:

· телекоммуникационные услуги (обмен сообщениями в режиме электронной почты как между пользователями одной сети, так и между разными сетями; обмен сообщениями в телеконференциях и телесеминарах; организация электронных бюллетеней, электронных новостей; организация общения в режиме запрос-ответ; передача больших массивов информации в файлах, тиражирование информации и передача по определенному списку адресов; выдача копий сообщений по запросу абонента),

· информационные услуги (поиск информации по запросам в справочных системах),

· консультационные услуги (консультации по программному сетевому обеспечению, консультации по технологии использования общественных ресурсов в сети и обучение навыкам работы с компьютером и техническими средствами),

· технические услуги (установка и обслуживание программного обеспечения и тестирование техники и программ),

· рекламные услуги.

Основными участниками рынка информационных услуг являются:

производители информации, продавцы информации или вендоры, пользователи информации.

На сегодняшний момент наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации – интерактивный диалоговый режим (on-line).

Рынок информационных онлайновых услуг включает в себя следующие сегменты:

1. компьютеризированные системы резервирования и финансовые

2. информационные службы

3. БД, ориентированные на массового пользователя

4. профессиональные БД.

Кроме онлайновых БД, существуют БД локального доступа, например - хранящиеся на CD-ROM.

В России создается все больше проектов направленных на интеграцию российского потребителя информации и информационных услуг в мировей пространство.

Спрос, предложение и ценообразование на информационном рынкеНесмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.При высоком уровне развития современных информационных технологий потребитель имеет возможность делать выбор между традиционными и нетрадиционными способами предоставления информации. Например, уже во многих библиотеках можно использовать ручной или электронный каталог, запрашивать ксерокопии необходимых журнальных статей или проводить поиск в полнотекстовых базах данных и т. п. Практика маркетинговых исследований в разных странах говорит о том, что фирмы-производители информационных продуктов используют несколько основных подходов при установлении цен. Продуктовый подход основан на особенностях конкретных информационных продуктов. Институциональный подход концентрирует внимание на производителях информационных товаров и услуг. Управленческий подход сочетает в себе некоторые черты предыдущих двух подходов и используется в выработке ценовой стратегии той или иной фирмы.Информационные службы часто делают ставку на уникальность продукта, что, естественно, дает преимущество при определении уровня цен. Существует проблема платности. С одной стороны, ориентация на принцип бесприбыльности, нежелание выходить на информационный рынок могут иметь сегодня катастрофические последствия для традиционных государственных и бесприбыльных информационных организаций. С другой стороны, полный перевод информационной деятельности на коммерческие рельсы может поставить под угрозу общедоступность информации.Основные отрицательные и положительные свойства платности информационныхпродуктов и услуг: Отрицательные свойства ( невозможность учесть общественные затраты и выгоды поставщиков, опасность массового производства дешевых услуг ухудшенного качества и меньшего значения, усиление социального неравенства, делению общества на бедных и богатых). Положительные свойства (побуждение информационных служб активно подстраиваться под структуру спроса, повышения понимания реальной ценности информации у пользователей, устранение излишних запросов, выявление полезности служб благодаря их оценке через рынок, рационализация управления фирм производителей информации).





ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.