|
Рынки информационных ресурсов. Особенности спроса, предложения, рыночного равновесия.Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов. Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителю следующие виды услуг: 1. непосредственный доступ к базам данных - режим on-line; 2. пакетный доступ к базам данных - режим off-line; 3. в виде баз данных на дискетах и компакт-дисках; 4. в виде консультаций, оказываемых специалистами в области информационных ресурсов; 5. в виде обучения доступу к мировым информационным ресурсам. Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга. В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Современный информационный рынок можно разделить на четыре области: 1. электронная информация, 2. электронные сделки, 3. системы сетевых коммуникаций, 4. программное обеспечение. В свою очередь рынок электронной информации состоит из 4 секторов: 1. деловая информация, 2. юридическая информация, 3. информация для специалистов, 4. массовая или потребительская информация. Основными поставщиками информации на этом рынке выступают центры-генераторы баз данных и центры-распределители информации на основе баз данных, а также информационные брокеры. Деловой сектор (в рамках электронной информации): 1. Биржевая и финансовая информация, генераторами которой являются банки, биржи и брокерские конторы. 2. Экономическая и статистическая информация, числовая информация. 3. Коммерческая информация - государственная. 4. Информация о коммерческих предложениях, о купле-продаже по определенным товарным группам. 5. Новости в области экономики и бизнеса. Юридический сектор включает системы доступа к электронным сборникам указов и т.п. Сектор информации для специалистов состоит из следующих частей: 1. профессиональная информация, дифференцированная по областям науки и техники, 2. доступ к первоисточникам (библиографическая и реферативная информация). Массовая и потребительская информация: 1. информация служб новостей и агентств, пресса и др. 2. потребительская информация. Рынок электронных сделок включает системы банковских и межбанковских операций, системы электронных торгов, системы резервирования товаров и услуг. Рынок программного обеспечения - все виды программной продукции и их обслуживание. Системы сетевых коммуникаций - электронная почта, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений и др., системы ТВС. К наиболее предоставляемым услугам распространения относят: · телекоммуникационные услуги (обмен сообщениями в режиме электронной почты как между пользователями одной сети, так и между разными сетями; обмен сообщениями в телеконференциях и телесеминарах; организация электронных бюллетеней, электронных новостей; организация общения в режиме запрос-ответ; передача больших массивов информации в файлах, тиражирование информации и передача по определенному списку адресов; выдача копий сообщений по запросу абонента), · информационные услуги (поиск информации по запросам в справочных системах), · консультационные услуги (консультации по программному сетевому обеспечению, консультации по технологии использования общественных ресурсов в сети и обучение навыкам работы с компьютером и техническими средствами), · технические услуги (установка и обслуживание программного обеспечения и тестирование техники и программ), · рекламные услуги. Основными участниками рынка информационных услуг являются: производители информации, продавцы информации или вендоры, пользователи информации. На сегодняшний момент наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации – интерактивный диалоговый режим (on-line). Рынок информационных онлайновых услуг включает в себя следующие сегменты: 1. компьютеризированные системы резервирования и финансовые 2. информационные службы 3. БД, ориентированные на массового пользователя 4. профессиональные БД. Кроме онлайновых БД, существуют БД локального доступа, например - хранящиеся на CD-ROM. В России создается все больше проектов направленных на интеграцию российского потребителя информации и информационных услуг в мировей пространство. Спрос, предложение и ценообразование на информационном рынкеНесмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.При высоком уровне развития современных информационных технологий потребитель имеет возможность делать выбор между традиционными и нетрадиционными способами предоставления информации. Например, уже во многих библиотеках можно использовать ручной или электронный каталог, запрашивать ксерокопии необходимых журнальных статей или проводить поиск в полнотекстовых базах данных и т. п. Практика маркетинговых исследований в разных странах говорит о том, что фирмы-производители информационных продуктов используют несколько основных подходов при установлении цен. Продуктовый подход основан на особенностях конкретных информационных продуктов. Институциональный подход концентрирует внимание на производителях информационных товаров и услуг. Управленческий подход сочетает в себе некоторые черты предыдущих двух подходов и используется в выработке ценовой стратегии той или иной фирмы.Информационные службы часто делают ставку на уникальность продукта, что, естественно, дает преимущество при определении уровня цен. Существует проблема платности. С одной стороны, ориентация на принцип бесприбыльности, нежелание выходить на информационный рынок могут иметь сегодня катастрофические последствия для традиционных государственных и бесприбыльных информационных организаций. С другой стороны, полный перевод информационной деятельности на коммерческие рельсы может поставить под угрозу общедоступность информации.Основные отрицательные и положительные свойства платности информационныхпродуктов и услуг: Отрицательные свойства ( невозможность учесть общественные затраты и выгоды поставщиков, опасность массового производства дешевых услуг ухудшенного качества и меньшего значения, усиление социального неравенства, делению общества на бедных и богатых). Положительные свойства (побуждение информационных служб активно подстраиваться под структуру спроса, повышения понимания реальной ценности информации у пользователей, устранение излишних запросов, выявление полезности служб благодаря их оценке через рынок, рационализация управления фирм производителей информации).ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|