|
Усиленная ЗНФ или нормальная форма Бойса - Кодда (БКНФ).⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Отношение находится в БКНФ, если оно находится в ЗНФ и в нем отсутствуют зависимости ключей (атрибутов составного ключа) от неключевых атрибутов. У нас подобной зависимости нет, поэтому процесс проектирования на этом заканчивается. Результатом проектирования является БД, состоящая из следующих таблиц: R1, R3, R4, R5. В полученной БД имеет место необходимое дублирование данных, но отсутствует избыточное. 9. Метод «сущность-связь» проектирования реляционных баз данных: основные понятия и этапы. Диаграммы ER-экземпляров и ER-типа. Правила формирования отношений на основе модели «сущность-связь». Метод сущность-связь называют также методом «ER-диаграмм»: во-первых, ER - аббревиатура от слов Essence (сущность) и Relation (связь), во-вторых, метод основан на использовании диаграмм, называемых соответственно диаграммами ER-экземпляров и диаграммами ER-типа. Основными понятиями метода сущность-связь являются следующие: сущность, атрибут сущности, ключ сущности, связь между сущностями, степень связи, класс принадлежности экземпляров сущности, диаграммы ER-экземпляров, диаграммы ER-типа. Сущность представляет собой объект, информация о котором хранится в БД. Экземпляры сущности отличаются друг от друга и однозначно идентифицируются. Названиями сущностей являются, как правило, существительные, например: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ДИСЦИПЛИНА, КАФЕДРА, ГРУПП А. Атрибут представляет собой свойство сущности. Это понятие аналогично понятию атрибута в отношении. Так, атрибутами сущности ПРЕПОДАВАТЕЛЬ может быть его Фамилия, Должность, Стаж. Ключ сущности — атрибут или набор атрибутов, используемый для идентификации экземпляра сущности. Понятие ключа сущности аналогично понятию ключа отношения. Связь двух или более сущностей – предполагает зависимость между атрибутами этих сущностей. Название связи обычно представляется глаголом. Примерами связей между сущностями являются следующие: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЕДЕТ ДИСЦИПЛИНУ (Иванов ВЕДЕТ «Базы данных»), ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРЕПОДАЕТ-В ГРУППЕ (Иванов ПРЕПОДАЕТ-В 256 группе), ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РАБОТАЕТ-НА КАФЕДРЕ (Иванов РАБОТАЕТ-НА 25 кафедре). С целью повышения наглядности и удобства проектирования для представления сущностей, экземпляров сущностей и связей между ними используются следующие графические средства: диаграммы ER-экземпляров, диаграммы ER-muna, или ER-диаграммы. На рис. 6.1 приведена диаграмма ER-экземпляров для сущностей ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и ДИСЦИПЛИНА со связью ВЕДЕТ. Рис. 6.1. Диаграмма ER-экземпляров. Рис. 6.2. Диаграмма ER-типа. Диаграмма ЕR-экземпляров показывает, какую конкретно дисциплину (СУБД, ПЛ/1 и т.д.) ведет каждый из преподавателей. На рис. 6.2 представлена диаграмма ER-типа, соответствующая рассмотренной диаграмме ER-экземпляров. На начальном этапе проектирования БД выделяются атрибуты, составляющие ключи сущностей. На основе анализа диаграмм ER-типa формируются отношения проектируемой БД. При этом учитывается степень связи сущностей и класс их принадлежности. Степень связи является характеристикой связи между сущностями, которая может быть типа: 1:1,1:М, М:1, М:М. Класс принадлежности(КП) сущности может быть: обязательным и необязательным. Класс принадлежности сущности является обязательным, если все экземпляры этой сущности обязательно участвуют в рассматриваемой связи, в противном случае - необязательным. Варьируя классом принадлежности сущностей для каждого из названных типов связи, можно получить несколько вариантов диаграмм ER-типа. Рассмотрим примеры некоторых из них. Пример 1. Связи типа 1:1 и необязательный класс принадлежности. В приведенной на рис. 6.1 диаграмме степень связи между сущностями 1:1, а класс принадлежности обеих сущностей необязательный. Действительно, из рисунка видно следующее: каждый преподаватель ведет не более одной дисциплины, а каждая дисциплина ведется не более чем одним преподавателем (степень связи 1:1); некоторые преподаватели не ведут ни одной дисциплины и имеются дисциплины, которые не ведет ни один из преподавателей (класс принадлежности обеих сущностей необязательный). Пример 2. Связи типа 1:1 и обязательный класс принадлежности. На рис. 6.3 приведены диаграммы, у которых степень связи между сущностями 1:1, а класс принадлежности обеих сущностей обязательный. В этом случае каждый преподаватель ведет одну дисциплину и каждая дисциплина ведется одним преподавателем. Рис. 6.3. Диаграммы дли связи 1:1 и обязательным КП обеих сущностей. Замечания. На диаграммах ER-типа обязательное участие в связи экземпляров сущности отмечается блоком с точкой внутри, смежным с блоком этой сущности (рис. 6.3б). При необязательном участии экземпляров сущности в связи дополнительный блок к блоку сущности не пристраивается, а точка размещается на линии связи (рис. 6.2). Символы на линии связи указывают на степень связи. Пример 3. Связи типа 1:М. Каждый преподаватель может вести несколько дисциплин, но каждая дисциплина ведется одним преподавателем. Пример 4. Связи типа М:1. Каждый преподаватель может вести одну дисциплину, но каждую дисциплину могут вести несколько преподавателей. Примеры с типом связи 1:М или М:1 могут иметь ряд вариантов, отличающихся классом принадлежности одной или обеих сущностей. Обозначим обязательный класс принадлежности символом «О», а необязательный - символом «Н», тогда варианты для связи типа 1:М условно можно представить как: О-О, O-Н, Н-О, H-Н. Для связи типа М:1 также имеются 4 аналогичных варианта. Пример 5. Связи типа 1:М вариант Н-О. Каждый преподаватель может вести несколько дисциплин или ни одной, но каждая дисциплина ведется одним преподавателем (рис. 6.4). Пример 6. Связи типа М:М. Каждый преподаватель может вести несколько дисциплин, а каждая дисциплина может вестись несколькими преподавателями. Как и в случае других типов связей, для связи типа М:М возможны 4 варианта, отличающиеся классом принадлежности сущностей. Пример 7. Связи типа М:М и вариант класса принадлежности О-Н. Допустим, что каждый преподаватель ведет не менее одной дисциплины, а дисциплина может вестись более чем одним преподавателем, есть и такие дисциплины, которые никто не ведет (рис. 6.5). Рис. 6.4. Диаграммы для связи типа 1:М варианта Н-О. Рис. 6.5. Диаграммы для связи типа М: М и варианта О-Н. Выявление сущностей и связей между ними, а также формирование на их основе диаграмм ER-типа выполняется на начальных этапах метода сущность-связь. Рассмотрим этапы реализации метода. Этапы проектирования. Процесс проектирования базы данных является итерационным допускающим возврат к предыдущим этапам для пересмотра ранее принятых решении и включает следующие этапы: 1. Выделение сущностей и связей между ними. 2. Построение диаграмм ER-типа с учетом всех сущностей и их связей. 3. Формирование набора предварительных отношений с указанием предполагаемого первичного ключа для каждого отношения и использованием диаграмм ER-типа. 4. Добавление неключевых атрибутов в отношения. 5. Приведение предварительных отношений к нормальной форме Бойса -Кодда, например, с помощью метода нормальных форм. 6. Пересмотр ER-диаграмм в следующих случаях: некоторые отношения не приводятся к нормальной форме Бойса - Кодда; некоторым атрибутам не находится логически обоснованных мест в предварительных отношениях. После преобразования ER-диаграмм осуществляется повторное выполнение предыдущих этапов проектирования (возврат к этапу 1). Одним из узловых этапов проектирования является этап формирования отношений. Рассмотрим процесс формирования предварительных отношений, составляющих первичный вариант схемы БД. В рассмотренных выше примерах связь ВЕДЕТ всегда соединяет две сущности и поэтому является бинарной. Сформулированные ниже правила формирования отношений из диаграмм ER-типа распространяются именно на бинарные связи. Поэтому, когда речь идет о связях, слово «бинарные» далее опускается. Правила формирования отношений основываются на учете следующего: степени связи между сущностями (1:1,1:М, М;1, М:М); класса принадлежности экземпляре сущностей (обязательный и необязательный). Рассмотрим формулировки шести правил формирования отношений на основе диаграмм ER-типа. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|