|
Анкета как инструмент сбора социологической информации ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта. С точки зрения композиции, это сценарий беседы с респондентом, включающий: 1) вступление с обозначением темы исследования, цели опроса, названия проводящей его организации и объяснением техники заполнения анкеты; 2) завязку - психологическую установку на сотрудничество, т.е. блок простых вопросов, преследующих цель заинтересовать собеседника; 3) основную содержательную часть - блок главных вопросов, отвечающих цели исследования; 4) паспортичку - социально-демографический блок вопросов. Анкетные вопросы классифицируются по содержанию, форме и функции. По содержанию они подразделяются на вопросы о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, планов на будущее); вопросы о фактах поведения (выявление поступков, результатов деятельности); вопросы о личности респондента. Классификация по форме - это деление: 1) на открытые вопросы, рассчитанные на индивидуальные ответы в письменном виде без предложенных социологами вариаций, и закрытые (с набором вариантов ответов), в свою очередь подразделяющиеся на альтернативные (с возможным выбором одного варианта) и неальтернативные (с допуском выбора нескольких вариантов ответа); 2) на прямые вопросы, требующие от респондента критического отношения к себе, к окружающим или оценки негативных явлений, и косвенные, проверяющие информацию прямых вопросов, дополняющие ее. По функции анкетные вопросы делятся на основные, нацеленные на содержание исследуемого явления; неосновные, выявляющие адресат вопросов, проверку искренности ответов; контактные (вопросы завязки) и фильтрующие, отсекающие круг респондентов от ответов на ряд вопросов.
Метод интервью Социологическое интервью - это наиболее глубокий метод сбора информации, предполагающий личную беседу. В отличие от анкетирования, где наборы альтернатив, предлагаемые формализованными опросами, могут не совпадать с имеющимися в сознании респондента категориями, в процессе интервью, отвечая на вопросы, респондент имеет возможность высказаться совершенно свободно по волнующим его вопросам. Метод интервью обеспечивает следующее: 1) возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондентов; 2) ситуация интервьюирования по форме близка к обыденному разговору, способствует непринужденной обстановке общения и повышению искренности ответов; 3) возможность вести наблюдения за реакциями респондента, ситуацией интервью и в случае необходимости проводить корректировку возникающих перемен; 4) личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника; 5) вербальный характер общения устраняет проблему непоследовательного, незапланированного восприятия вопросов (что возможно в анкете). Таким образом, качественные методы, к которым относится интервью, опираются на активность респондентов. Причина этому то, что они ближе к свободной, независимой стороне континуума, потому что позволяют респондентам отвечать своими словами, используя свои категории и осознанные ассоциации. Главные недостатки метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Виды интервью Существуют несколько разновидностей интервью: 1) формализованное интервью - поведение респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником, содержащим закрытые вопросы, и инструкцией по его заполнению, предназначенной для интервьюера; 2) интервью с открытыми вопросами - предполагает подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формулировки; респондент дает ответы в свободной форме, а задачей интервьюера является их четкая фиксация; У) фокусированное интервью - имеет своей целью сбор данных по поводу конкретной информации, явлений, их последствий и причин; 4) глубинное интервью - предполагает обсуждение заранее определенной темы и соответствующего ей предварительного круга вопросов; последовательность вопросов не закрепляется в единой форме; с каждым новом респондентом характеристики могут меняться, включая новые вопросы, аспекты проблемы; 5) свободное интервью - проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы, определяется только тема интервью. Интервью могут различаться в зависимости от цели, места проведения опроса, опрашиваемых лиц, степени стандартизации, формализации, структурированности. Стандартизация, формализация и структурированность как основания классификации интервью весьма близки и нередко употребляются как синонимы, однако между ними существуют следующие различия: Стандартизация - это установление и унификация параметров интервью в рамках конкретного исследования. В отличие от стандартизации, формализация скорее придание инструменту того или иного облика вне зависимости от конкретного содержания. В формулированном интервью вопросы и возможные ответы заданы и фиксируются строго однообразно; в неформализованном - формулировки вопросов и ответов заранее не предусматриваются. Под структурированием понимается установление устойчивых связей между элементами. В интервью исследователь воспроизводит определенную теоретическую схему исходя из своих интересов. Он выбирает значимые данные и тем самым структурирует ситуацию опроса. Следовательно, даже при отказе исследователя от заранее заданной структуры интервью диалог интервьюера и респондента приобретает структурированный характер. Социологическое наблюдение Наблюдение - общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. С помощью наблюдения можно фиксировать особенности поведения людей, получать оперативную и объективную информацию из первых рук. Наблюдение имеет ряд преимуществ по сравнению с другими социологическими методами. Главные из них - непосредственная связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев, оперативность получения информации. Эти достоинства, однако, не исключают ряда недостатков. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования. Виды наблюдения Различают следующие виды наблюдения: 1) невключенное и включенное, последнее подразделяется на скрытое (наблюдение - инкогнито) и открытое; 2) лабораторное, полевое;, 3) стандартизированное и нестандартизованное; 4) систематическое, эпизодическое и случайное. Невключенным называют наблюдение, предназначенное для фиксации актов традиционного (обычного, привычного) и открытого (не скрываемого от других) поведения. Осуществляя его, наблюдатель обязан находиться вне изучаемого объекта, воспринимать этот объект со стороны, никоим образом не вмешиваясь в естественный ход событий, в т.ч., не задавая наблюдаемым никаких вопросов. Включенное наблюдение зовется так потому, что наблюдатель преднамеренно включается (внедряется) в изучаемый объект, принимает участие в происходящих в нем процессах. Открытому варианту включенного наблюдения свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности. Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям) Лабораторное наблюдение проводится в искусственно созданных условиях, где повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых. Полевые наблюдения осуществляются в обычной социальной жизни и дают более объективную информацию об исследуемом объекте. Стандартизированное наблюдение предполагает четко формализованные процедуры и инструменты. В нестандартизированном наблюдении большая часть элементов, подлежащих регистрации, заранее не определена. Случайные, не предусмотренные исследовательской программой наблюдения, при которых единицы наблюдения жестко не регламентированы, могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретического мышления, научного воображения и интуиции социолога. Систематическое наблюдение нацелено на регулярную фиксацию (по строгому графику и в четко регламентированных методических документах) единиц наблюдения. Эксперимент в социологии Эксперимент - такой метод исследования, с помощью которого путем управления ситуацией проверяются и испытываются гипотезы о причинных связях. Он основан на создании модели рассматриваемого явления. Для него характерны: активное вмешательство исследователя, планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, контроль за всеми существенными факторами, возможные комбинации с другими факторами. По характеру процедур эксперименты бывают реальными и мысленными, когда проверяются не реальные явления, а информация о них. При проведении модельного эксперимента проверка гипотез проводится не на реальных объектах, а на их заменителях - натурных моделях. По специфике поставленной задачи различаются научные и прикладные эксперименты, проективные и ретроспективные (направленные в будущее или в прошлое), одно- и многофакторные. По характеру логической структуры они бывают параллельными (существуют экспериментальная и контрольная группы) и последовательными (контрольная группа отсутствует). По характеру ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные. Анализ документов Анализ документов - важная область социологии. Документ всегда несет знаковую или образную информацию, зафиксированную людьми на каком-то носителе. Документы можно классифицировать по разным основаниям: 1) письменным (вербальные и статистические); 2) фонетическим; 3) иконографическим, т.е. по способу фиксации информации. По статусу источника документы делятся на неофициальные и официальные, по критерию авторства - на индивидуальные и коллективные, по опосредованности - на первичные и вторичные, по спонтанности появления - на заданные и самопроизвольные. С целью преодоления субъективизма в подходе к документам был разработан контент-анализ. Слово «контент» означает «содержимое (или содержание) документа». Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемых явлении или процессе, содержащихся в документах. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведния искусства, а также, разумеется, и официальные документы. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. В тексте выделяются ключевые понятия и определяется частота их повторения. Элементами контент-анализа являются: отдельное слово, суждение, персонаж. Социометрические методики Термин «социометрия» имеет три основных смысла. Им обозначают: 1) теорию малых (непосредственно контактных) групп, созданную Дж. Морено; 2) всякие математазированные процедуры измерения социальных процессов и явлений (исходя из этимологии этого слова, производственного от лат. societas - «общество» и греч. metreo - «измеряю»); 3) совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью и опытом совместной жизнедеятельности. Нас интересует последнее значение данного понятия. Социометрические методики используются социологами для выявления: 1) неофициальных лидеров малых групп, таких их членов, которые оказывают наибольшее воздействие на других; 2) «изгоев» коллектива, т.е. людей, отвергаемых большинством группы; 3) кандидатов, заслуживающих рекомендации к выдвижению на должности официальных руководителей коллективов; 4) характера социально-психологического климата коллектива и тенденций его трансформирования; 5) дифференциации первичных (т.е. официально не разделяющихся на более мелкие составляющие) коллективов на реально сложившиеся в нем социально-психологические группировки; 6) причин и движущих сил внутриколлективных конфликтов (межличностных, личностно-групповых и межгрупповых); 7) многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельностъ первичных трудовых коллективов и иных малых социальных групп. Нужно заметить, что при решении вышеназванных задач социометрические методики могут играть роль как главных, так и дополнительных методов. Но в любом случае они обязательно сопрягаются с другими методами: анализом соответствующей документации, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом, тестированием и др. Социометрические методики включают в себя специальные техники опроса, обработки и интерпретации данных. В социометрическом опросе каждому члену коллектива предлагается выбрать тех его членов, которые соответствуют, по мнению выбирающего, определенному социометрическому критерию. Эти критерии формулируются в самих вопросах, например, так: «С кем из членов Вашей бригады Вы бы хотели вместе работать, а с кем нет? Кого из членов Вашей бригады Вы бы оставили в ней, если бы бригада формировалась заново? Если возникнет необходимость сократить численность Вашей бригады, то кого, на Ваш взгляд, следовало бы уволить в первую очередь?» Ответы на вопросы такого рода всех членов группы позволяют выявить контуры сложившейся в ней структуры социально-психологических отношений прежде всего по вектору взаимных симпатий и антипатий. Социометрические опросы не могут быть в полной мере анонимными, т.к. по фамилиям, фигурирующим в ответах, исследователь определяет, кто эти ответы дал. Это обстоятельство может привести к снижению меры искренности ответов. Чтобы уменьшить эту опасность, применяются специальные процедуры. При инструктировании респондентов исследователь тщательно разъясняет научный характер опроса, гарантирует сохранение тайны ответов каждого. Обработка полученной информации осуществляется путем ее преобразования либо в социограмму, либо в социоматрицу, либо в то и другое.
Фокус-групповая методика Метод фокус-группы в последние годы получил широкое распространение как один из наиболее оперативных и эффективных способов сбора и анализа социальной информации. Заметим, что он применяется, как правило, в сочетании с количественными методами, может играть при этом как дополнительную, так и ключевую роль. Кроме того, он включает в себя элементы количественных методов (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки и др.). Реализация данного метода предполагает формирование нескольких дискуссионных групп (по 10-12 человек) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом сосредоточивается на каком-то одном, естественно, важном аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса. Фокус-групповое обсуждение исследуемой проблемы гораздо продуктивнее, нежели выяснение мнений о ней методами анкетирования и индивидуального интервьюирования. Оно предпочтительнее в силу следующих факторов: 1) взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии; 2) заказчик исследования может сам наблюдать за ходом обсуждения интересующей его проблемы и получать из первых рук информацию о поведении, установках, чувствах и языке респондентов, делать собственные выводы о путях решения проблемы, которые получат (или не получат) поддержку общественного мнения; 3) фокус-групповой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование. Его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат исследователей; 4) этот метод позволяет за короткий срок определить причины возникновения обсуждаемой проблемы, (например, понять, почему определенный сорт того или иного товара не имеет спроса в одном регионе, хотя в соседних он раскупается хорошо. Если в фокус-групповой дискуссии участвуют потребители этого товара, то они обычно точно указывают перечень основных причин данного явления). Основное ограничение применения фокус-группового метода заключается в том, что на его основе можно изучать не все, а лишь те проблемы социальной жизни, по которым мнения участников фокус-группы достаточно компетентны и противоречивы. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Абсолютная бедность – уровень бедности, определенный с точки зрения обеспечения минимальных условий, необходимых для физического выживания. Агенты социализации – группы или социальные контексты, в рамках которых осуществляются важнейшие процессы социализации. Аномия – впервые понятие введено в социологию Дюркгеймом. Это ситуация, при которой социальные нормы более не определяют поведение индивида. Бюрократия – тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение, штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату. Вертикальная мобильность – перемещение вверх и вниз в иерархической системе социальной стратификации. Включенное наблюдение (полевая работа) – исследовательский метод, широко применяемый в социологии и антропологии, предполагающий, что социолог сам принимает участие в деятельности групп или сообществ, которые он изучает. Вторичная группа – обозначение всех больших социальных групп или социальных организаций, где отношения между людьми носят формально-служебный характер. Выборка – определенная доля индивидов или случаев, взятых из большой группы, которые в исследовании представляют группу в целом. Гипотеза – идея или предположение, выдвигаемые в качестве основы для эмпирического исследования. Горизонтальная мобильность – передвижение индивидов из одного региона страны в другой или из одной страны в другую. Девиация – отклонение в поведении человека от общепринятых норм. Депривация – лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни. Дифференциация – развитие органических систем или обществ в сторону увеличивающегося усложнения. Документальное исследование – исследование, основанное на изучении документов, таких, как архивные материалы или официальная статистика. Жизненный цикл – совокупность различных стадий в жизни индивида: рождение, юность, зрелость и старость. Идентификация – признание тождественности, опознание, в социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образом. Имперское сознание – характерные для восточных деспотий, авторитарных и тоталитарных режимов притязания высших эшелонов власти и части простого населения на исключительность, непогрешимость, повелевание другими; сложный комплекс социально-психологических установок. Институт (социальный) – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Интеракционизм – одно из главных направлений в зарубежной социологии, сводящее сущность общества к межличностному взаимодействию. Интеракция – взамодействие людей в группе, обществе. Инцест – сексуальные отношения между близкими родственниками; во всех обществах инцест находится под запретом. Каста – одна из форм стратификации, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни. Между индивидами, принадлежащим различным кастам, практически не бывает браков. Клан – родственная группа, выходящая за пределы одной семьи; типичная для доиндустриальных обществ. Конвенциональный (договор, соглашение, сделка) – общепринятый, покоящийся только на договоренности между людьми, на условных правилах и ни на чем более. Конструк т – искусственно созданное нечто, в котором части связаны в единое целое. Конформность – приспособленность, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующего мнения, некритическое следование чужим образцам. Концепция – определенный способ понимания, трактовки явлений, основная точка зрения, ведущий замысел. Корпоративность – чувство принадлежности к единой группе, в которой индивиды имеют общие взгляды и убеждения. Корреляция – взаимная связь, взаимозависимость эмпирических признаков, свойств, черт, показателей (в социологии). Культурные универсалии – ценности или способы поведения, характерные для всех культур. Латентные – скрытые. Легитимность – убеждение в том, что принятый политический порядок справедлив и законен. Материалистическое понимание истории – взгляд на историю, разработанный К. Марксом, согласно которому материальные, или экономические, факторы играли главную роль в определении исторических перемен. Матернальная депривация – ситуация в которой маленькие дети лишены тесного контакта с матерью в течении нескольких недель и более. Метапотребности – сверхпотребности, стоящие над обычными. Мировой информационный порядок – глобальная система коммуникаций, действующая через спутники, телевизионную, радио, телефонную и компьютерную связь. Мультилинейная эволюция – интерпретация социальной эволюции, допускающая множественность путей эволюционного развития для разных обществ. Нарциссизм – любовь, влюбленное отношение к своему собственному Я. Невербальная коммуникация – коммуникация между индивидами, основанная на мимике лица, жестах, позах тела, без использования речи и языка вообще. Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей и форм общественной жизни. Нуклеарная семья – семья состоящая из родителей и детей, т.е. социального и биологического ядра, достаточного для воспроизводства потомства и общественных связей. Обследование (опрос) – метод социологического исследования, использующий анкеты для изучения населения. Остракизм – в древней Греции изгнание отдельных граждан из города по решению народного собрания, гонение, преследование.
Относительная бедность – бедность, определяемая по отношению к жизненному стандарту большинства в данном обществе. Ошибка репрезентативности – расхождение между генеральной и выборочной совокупностями, отклонение одной от другой. Пацифизм – убеждение, что война нравственно неоправданна. Первичная группа – группа индивидов, находящихся в личных взаимоотношениях друг с другом. Позитивизм – философское течение, согласно которому существуют тесные связи между социальными и естественными науками, оперирующими в рамках общей логической системы. Предикат – то же, что и свойство. Престиж – уважение к индивиду или группе, основанное на их статусе. Проекция – приписывание другим людям чувств, которые индивид испытывает сам. Промискуитет – беспорядочные половые сношения. Проституция – продажа сексуальных услуг. Протообщество – период человеческого стада. Регламентированный – жестко связанный правилами. Репрезентативность – свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности. Референтная группа – группа, к которой хотел бы принадлежать человек или на которую он равняется как на эталонную. Рефлексия - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения, самопознание. Ретреатизм – отвержение культурных целей и институциональных средств, уход от реального мира в свой внутренний болезненный мир (бродяги, хронические алкоголики и наркоманы, психически ненормальные люди). Ритуал – вид обряда, форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные социальные и культурные ценности. Роль – модель поведения, часть статуса. Сленг – то же, что жаргон, вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе. Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. Структура – совокупность жестко закрепленных и взаимосвязанных элементов. Субкультура – ценности и нормы, отличные от общепринятых в обществе, разделяемые отдельными группами. Теория ярлыков – подход при изучении отклонения, в котором предполагается, что люди становятся девиантами из-за навешивания определенных ярлыков со стороны политических властей и т. д. Традиционные государства – государства, в которых основу производства составляют земледелие и разведение скота. Традиционные государства также называют «ранними цивилизациями». Флуктуации- случайные отклонения от средних значений. Фрустрация – тревожность, чувство безысходности, подавленность. Эгалитаризм – стремление всех уровнять. Эмпирический – опытный, основанный на фактах. Экзогамия – система, при которой индивид может жениться или выйти замуж только за человека, не принадлежащего к тому же роду, что и он сам. Эндогамия – система, в которой индивид может жениться или выйти замуж только за человека, принадлежащего к тому же роду. Ядро мировой системы – ведущие индустриально развитые страны, занимающие центральные позиции в мировой экономике.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|