|
Проблема: сущность и внутренние характеристики.Существует несколько подходов к определению понятия «проблема». Во-первых, проблема понимается, как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. Такого рода проблемы возникают когда цели деятельности организации не достигнуты. Такие проблемы называют проблемами функционирования. Во-вторых, проблема может рассматриваться как потенциальная возможность. В этом случае она означает расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. Чаще всего они связаны с не использованием потенциала организации в полной мере - это проблемы развития. Распознание и формулирование проблемы занимает важное место в методологии организации ПРУР. Проблема определяет выбор методов исследования, подведения результатов. Проблема – это преграда, противоречие, которое несет в себе элементы новых, неизвестных ранее изменений. Не следует путать понятия проблема и задача. Решение первой всегда требует творческого подхода, решение задачи предполагает знание алгоритма ее разрешения. Проблему как предмет исследования характеризуют такие параметры: реальность, актуальность, ресурсосообеспеченность, ценность предполагаемого результата. Чтобы ее решить необходимо ее сначала определить, т. е. «увидеть» возникшее противоречие. Определение – это сложная процедура, состоящая из нескольких фраз, основными являются: - выявление проблемы, т. е. определение ее симптомов (первых признаков, сформулированных на этапе описания ситуации), что позволяет установить наличие проблемы, но не причины ее возникновения, поэтому необходима вторая фаза – диагноз проблемы, т.е. установление причин ее возникновения; диагностика базируется на сборе и анализе информации о факторах, послуживших причиной появления проблемы и выделения среди них управляемых, воздействуя на которые можно решить проблему. Основным инструментом диагностики выступает причинно-следственный анализ; несмотря на очевидность различий понятий «симптомы», «причины», «последствия», в практике управленческой деятельности довольно часто они подменяются друг другом, что приводит не к решению проблемы, а к усугублению и тиражированию. Решение выявленной проблемы предполагает установление причинно-следственной цепи, иерархию причин и следствий, которая ведет «назад» от следствия к причине до той точки, в которой можно предпринять действие, помогающее устранить исходные причины. Сложность и важность анализа при использовании процедуры причинной цепи заключается в необходимости постоянно фиксировать местоположение фактов, концептуальных суждений в причинной цепи. Ясно и четко определить проблему означает уже начать ее решать. Важным этапом исследования проблемы является ее распознавание, связанное с осуществлением следующих операций: - формулирование проблемы, включающее постановку центрального вопроса; фиксацию того противоречия, которое составляет основу проблемы и описание предположительных последствий. Различают два типа формулирования проблемы: субъективные и объективные. Проблемы первого типа фиксируют в терминах потребностей данного субъекта управления, отражают факт их неудовлетворенности. Проблемы второго типа отражают недостаточность тех или иных средств и факторов для решения соответствующей исходной проблемы; - построение проблемы, базирующееся на методе декомпозиции и изучении ее внутренней структуры. Внутреннюю структуру составляют такие элементы, как предмет, субъект, связи и цель решения. Предмет характеризует возникшее главное противоречие, которое отражается в вопросе: «В чем сущность проблемы?» Объект проблемы отвечает на вопрос: «Где возникла проблема?». Субъект – тот, кто связан с проблемой. Связи характеризуют ограничения и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: «С чем связана проблема?» Цель решения проблемы выражается в вопросе: «Для чего необходимо решать проблему?»; - оценка проблемы, связанная с выявлением условий решения проблемы, соотнесения потребностей и возможностей при ее решении, ее классификация; - обоснование проблемы, т.е. установление взаимосвязей с другими проблемами организации. Для изучения проблемы, выяснения ее особенностей необходимо придерживаться следующей последовательности: - разделение проблемы на части; - выделение основных и второстепенных характеристик проблемы; - установление причинно-следственных характеристик проблемы; - прогнозирование и анализ требуемых действий; - разработка рекомендаций к действиям. При исследовании проблемы следует рассмотреть ряд аспектов, касающихся масштаба проблемы, ее повторяемости, времени реагирования, уровня и вида риска, ресурсообеспеченности, охвата, ее уникальности. Следующей характеристикой методологии исследования проблемы является ее постановка. Различают несколько уровней постановки проблемы: - низший - характеризуется интуитивным восприятием руководителя о противоречиях в системе управления; - средний - описание в соответствии с принятыми правилами; - высший - заключается в ее отработке в соответствии с целью и стратегией организации, поиске новых форм. Итак, основными методологическими принципами исследования проблемы при организации ПРУР являются принципы выявления противоречия, принципы оценки и принципы распознавания. Принципы оценивания позволяют получить адекватную оценку реальной действительности, ситуации, проблемы, результатов. К ним относятся следующие: - принцип научности; - принцип целевого назначения (цель оценки может быть поиск путей развития, установление закономерностей, контроль тенденций); - принцип разнообразия, полноты и системности; - принцип критериальной определенности; - принцип количественной определенности оценки; - принцип сочетания оценки состояния и изменений; - принцип независимости. Всегда возникает необходимость отождествления, сравнения, определения класса проблем, принадлежности к определенной типологической группе, т.е. в классификации, которая может быть построена по следующим признакам: - по степени структуризации: хорошо структурированные, слабо структурированные, неструктурированные; - по содержанию: экономические, организационные, социально-психологические, политические, технические и др.; - по классности: прямые и обратные; - по уровню решения: общесистемные, подсистемные, элементные; - по срочности решения: самые важные, важные средней срочности, важные, но не срочные, не заслуживающие внимания, накапливаемые; - по назначению: теоретические и поведенческие, связанные с реализацией решения; - по отношению к организации: внешние, внутренние, стыковые (проблемы взаимодействия внутренней и внешней среды); - по фактору предвидения: планируемые и не планируемые; - по способам решения: интенсивно решаемые и экстенсивно решаемые; - по времени: долгосрочные, краткосрочные (следует различать время развития проблемы и время ее решения); - по направлению воздействия: прямые и косвенные. При анализе проблемы важное значение занимает определение на какой стадии жизненного цикла она находится, от этого будет зависеть качество разрабатываемых решений. Если проблема находится на стадии зарождения, ее масштаб полностью не известен, принимаемое решение будет действовать по упреждению. Однако подобные проблемы, считающиеся решенными, могут привести к появлению других проблем, причем достаточно масштабных. В период устойчивого развития величина проблемы оказывает существенное негативное влияние на управленческую деятельность и вызывает массу негативных последствий; принимаемое решение будет действовать с опозданием и приниматься в «режиме тушения пожара». В период стабилизации развития проблемы, когда известны масштаб и последствия проблемы, решение будет приниматься в режиме реального времени. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|