|
Оценка производительности труда
Основной проблемой организаторов производства в данной области является та, что вне зависимости от форм собственности прослеживается тенденция к снижению эффективности производства. В связи с этим главными целями данного направления деятельности служб управления персоналом являются (Чайлд Дж., 1990):сокращение производственных издержек и увеличение прибыльности; повышение гибкости производства; повышение качества товаров; совершенствование процессов технического и технологического контроля. Рассматривая факторы, определяющие общий уровень производительности, можно выделить следующие типы (Проблемы организации, нормирования и производительности труда, 1995): - краткосрочные: объективные (напр., изменение номенклатуры сырья и видов энергии в связи с авариями, цикличные колебания качества сырья...); субъективные (колебание уровня трудоспособности в течение дня, недели, года...); - долгосрочные (цены на материалы, энергию, качество оборудования...). На схеме 5 представлены основные компоненты оценки производительности.
Схема 5. Основные компоненты оценки производительности
Из приведенной схемы видно, что производительность связана как с количеством (количеством часов, трудозатратами), так и качеством труда - особенностями технологии, объемом капитальных вложений, качеством персонала). Можно выделить два основных подхода к оценке производительности труда. 1. Определение прямых трудозатрат (путем оценки соотношения прямых трудозатрат к нормо-часам определяется фактическая интенсивность) 2. Оценка отношения объема продаж к затратам на: - стоимость контроля качества, - стоимость гарантированного ремонта, - численность производственных рабочих, - численность всего персонала, - и дополнительные показатели: время наладки/оплаченные часы, число принятых изделий/число проверенных изделий, запланированные изделия/произведенные изделия, все производственное время/фактически отработанное время, вспомогательные расходы/прямые расходы, численность производственных рабочих/численность работников управления, кол-во часов по непринятым нарядам/количество отработанных часов, фактическая доля накладных расходов/запланированные накладные расходы. Управление производительностью труда требует включения в управление следующих элементов: - управление качеством; - планирование процедур повышения эффективности; - измерение трудозатрат и нормирование труда; - бухгалтерский учет и финансовый контроль. Необходимо принимать во внимание и факторы, препятствующие росту производительности, такие, как снижение цены труда при постоянном росте уровня жизни и увеличении уровня затрат на восстановление трудоспособности.
Нормирование труда
Деятельность по нормированию труда в управлении персоналом является комплексной и дает возможность решать смежные задачи. Среди целей нормирования основными являются: 1. Планирование производства и определение потребности в персонале (качество и количество); 2. Расчет затрат на заработную плату; 3. Оценка изменения производительности, эффективности производства. Для создания эффективной системы нормирования труда на предприятии необходимо реализовать следующие этапы: 1. Анализ деятельности. 2. Расчет и утверждение базовых норм. 3. Мониторинг технического уровня производства, планирование пересмотра норм в зависимости от изменения состояния материально-технического обеспечения. 4. Внедрение форм материального стимулирования за производительность. 5. Мониторинг норм труда. Основными методами нормирования являются: 1. Самый традиционный метод - "хронометраж", при котором путем многочисленных замеров производится расчет времени на производство единицы продукции. 2. Оценка "стоимости труда" (Проблемы организации, нормирования и производительности труда, 1995) - стоимость труда за 1 час работы определяется умножением 1 балла за час (утверждается руководством) на сумму баллов по факторам:уровень квалификации; условия труда на рабочем месте; интенсивность труда; ответственность работы. 3. Определение "плавающего тарифа" (Проблемы организации, нормирования и производительности труда, 1995). Данный метод предполагает, что тарифные ставки и расценки долгое время не изменяются (в течение 1 года и более), а увеличение заработной платы производится из доходов организации. В соответствии с этим методом заработок работника (З) определяется путем умножения тарифного заработка (Зт) на коэффициент увеличения заработной платы (Ку).
З = Зт х Ку
В свою очередь, коэффициент увеличения заработка определяется по формуле
Ку = ФОТ/Зт, где
ФОТ - фонд оплаты труда, который определяется как процент от доходов организации. Данный процент в условиях рыночной экономики может быть предметом переговоров между руководством и рабочими. Тарифный заработок будет увеличиваться при ослаблении напряженности норм (увеличении времени на выполнение операции). Так как
Зт = С х Тшт х К, где
С - часовая тарифная ставка; Тшт - штучная норма времени; К - количество выполненных работ, изделий. Таким образом, чем слабее норма времени, чем больше Зт, тем меньше Ку. Поэтому при увеличении нормы времени уменьшится коэффициент, а ФОТ останется неизменным.
Методы нормирования управленческого труда (Техника, технология и кадры управления производством, 1973): 1. Метод аналогии - основан на учете опыта работы эффективно действующих предприятий. 2. Метод укрупненных нормативов численности - основан на косвенном измерении трудоемкости работ и расчете численности ИТР и управленцев для всего производства и по подразделениям. 3. Метод прямого нормирования (для постоянно повторяющихся работ или работ, которые могут быть расчленены на повторяющиеся операции) - через расчленение на операции и анализ времени, необходимого для проведения операций.
Расчет количества нормировщиков производится с учетом анализа затрат времени на проведение нормировочных работ в течение определенного периода. По опыту Великобритании можно говорить о том, что в среднем затраты времени составляют 3 дня на разработку новых норм в расчете на одного рабочего, время на пересмотр и выполнение документации автор (Э.Уайлд) условно принял равным 1,5 дням (Фильев В.И., 1996).Анализ показывает, что по мере увеличения размера предприятий число нормировщиков в расчете на каждые 100 рабочих быстро уменьшается (см. табл. 27).
Таблица 27.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|