|
ТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС. РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Требования к управленческим решениям.
Рассматривая процесс принятия решений, его обычно разбивают на ряд последовательных шагов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ, РАЗРАБОТКИ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ.
Этап: Подготовка УР Для постановки задачи необходимо определение её компонент: целей, критериев, условий. Последовательное формулирование задачи связано с определением ситуации, проблемы и проблемной ситуации.
Получение и подготовка данных - информация, которую получает индивид, никогда не может считаться абсолютно достоверной и полной; - анализ данных порождает множество ситуаций и множество проблем; - работа носит массовый, в известной степени стандартный характер; - технология получения и анализа данных более общая, чем технология решения задач.
Восприятие и признание проблемы На этом этапе выполняются следующие работы: - анализ причин возникновения проблемы - выявление и описание проблемной ситуации, которую необходимо и желательно решить - определение времени, необходимого и допустимого для принятия решения (своевременность) - определение необходимых для принятия решения материальных и трудовых ресурсов. оценка состояния организации по кадрам, ресурсам, технике, технологии, времени, эффективности
Проблема может быть определена как: - возможность, - кризис, - рутинная (обычная).
Кризисные и обычные - это явные проблемы, которые проявляются сами и требуют вмешательства менеджера. Благоприятные (возможности) обычно завуалированы, и менеджер должен их обнаруживать и раскрыть.
Рутинные, повторяющиеся проблемы относятся к структурированным. Возможности и кризис - к неструктурированным. Каждая из них будет требовать различных типов решений: структурированные – программированных, неструктурированные – непрограммированных. Как правило, количество важных проблем больше возможностей менеджера для их решения.
При изучении выявленных проблем они ранжируются по определенным критериям для выделения ключевых проблем организации: Оценка необходимости решения проблемы ü Значимость (степень влияния проблемы на поведение организации и «вес» её отрицательных последствий) ü Динамика (изменение остроты проблемы в ближайшем будущем, учет жизненного цикла проблемы – может ли решиться сама по себе или в ходе решения другой проблемы) ü Разрешающая способность (в случае решения в определенной степени снимаются другие проблемы, «вес» положительных последствий её решения) Оценка возможности решения проблемы ü Наличие собственных необходимых ресурсов ü Компетентность персонала (лучшее использование возможностей м времени руководителя) ü Заинтересованность (внимание к проблеме, мотивация)
Наиболее важными становятся, как правило, проблемы со следующими характеристиками: ü Проблема получает сильную поддержку и давление извне в пользу её решения ü Проблема поддерживается ресурсами, необходимыми для её решения ü Решение проблемы открывает возможности, от которых нельзя отказаться (улучшение конкурентных позиций, рост прибыли)
Определению точности проблемы могут мешать следующие факторы:
Признание или непризнание проблемы зависит во многом от уровня её восприятия. Возможные ошибки: директива дана сверху и нет выбора кроме как её признать, желательно быстрое решение проблемы, и не остается достаточно времени на её полное признание, допустимо низкое качество решения, тогда вышеназванная ошибка может повториться. Проблема хорошо знакома, и к ней скорее всего применяется старое решение Нет предыдущего опыта по проблеме, и её признание может не состояться. Проблема является сложной, и это затрудняет её полную идентификацию.
Например, менеджер может сказать: «Снижение прибыли происходит из-за плохого качества продукции», хотя проблема может быть в квалификации торгового персонала или более низких ценах конкурентов.
«Наша проблема – в 32-процентном спаде заказов». Это верно, что заказы упали, но этот спад только симптом настоящей проблемы, а не причина.
Определение целей решения, формулирование ограничений и критериев для принятия решения Цель задает критерии оценки и выбора и предпочтения, позволяющие упорядочить альтернативы. Критерии оценки и выбора – стандарты (правила), позволяющие оценить альтернативы с точки зрения цели, т.е. измерить вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы. Их можно представить целевой функцией и системой ограничений, одним лишь набором ограничений, качественными требованиями. Критерии могут быть количественными и качественными.
Существуют некоторые общие ограничения: неадекватность средств, количество работников, цены, технология, конкуренция, законы, суженные полномочия менеджера.
Примеры: Решение о покупке автомобиля. Критерии: - стоимости - экономичности -вместимости -привлекательности - возможности обслуживания. Решение о выборе поставщика. Критерии: - качество -цена - сортамент -оперативность поставки -ритмичность поставки
Этап: Разработка УР Разработка альтернатив. Альтернативы – средства достижения цели, охватывающие имеющиеся в распоряжении субъекта управления ресурсы и управляемые им условия деятельности.
Разработка альтернатив является исследовательским процессом, который требует определенного времени и затрат. Следует стремиться к тому, чтобы выявить широкий круг вариантов решения проблемы.
При разработке альтернатив применяются два типа критериев: - мы должны (или цель) - мы хотим.
С точки зрения целей изучаются желательные альтернативы (особо важно при наличии множества целей) С точки зрения условий (технологии и ресурсы) изучаются реализуемые альтернативы.
Методы поиска альтернатив: 1. Стандартные 2. Известные из прошлого опыта.
Если не эффективны названные методы, т.е. это новая, уникальна проблема, необходим творческий подход.
Сравнение, оценка вариантов решения и выбор
После разработки вариантов решения проблемы их нужно оценить и сравнить. В каждом случае целью при принятии решения является выбор варианта, который даст наиболее благоприятный и наименее неблагоприятный результат. При выборе решения руководствуются заранее определенными целями и задачами. Оценка альтернатив включат: 1. Оценку последствий (вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы, их измеряют относительно установленных критериев – удовлетворяют ли). Взаимосвязь «вариант – результат» основывается на трех возможных условиях: - определенность. Лицо, принимающее решение, обладает полным знанием вероятности результата каждого варианта; - неопределенность. ЛПР не обладает никаким знанием вероятности результата каждого варианта; - Риск. ЛПР обладает некоторой вероятностной оценкой результата каждого варианта. Принятие решения в условиях риска происходит довольно часто. 2. Возможность реализации решения (вероятность включается в оценку, принимая во внимание время, прогноз действия факторов, т.е. степень неопределенности и риска)
Результатом оценки является выделение множества допустимых альтернатив.
Задачей выбора варианта решения проблемы является достижение заранее определенной цели (и это очень важно). Это означает, что решение – не самоцель, и является только средством для достижения цели. Выбор альтернативы. Могут быть использованы три подхода: - прошлый опыт (31 %) (достоинства – развивает умения и навыки в суждении и интуиции, недостатки – ситуационен, не достаточен учет и анализ прошлых ошибок и неудач) - проведение эксперимента (недостатки – дороговизна, изменение ситуации) - исследования и анализ (20 %) - интуиция (14,5%)
Этап: Принятие УР Принятие решений связано с выполнением следующих процедур:
Конкретно действия, следующие за решением, должны включать выполнение, контроль и оценку.
ТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС. РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ.
План.
Литератрура:
1.Процесс управления: понятие, содержание, основные свойства.
Если организационная структура, как форма, отражает статику управления, то процесс управления характеризует динамику, т.е. функционирование системы управления, все то, что происходит в системе управления организацией во времени.
Управление –комплексный процесс, направленный на решение проблем, он может быть представлен как отслеживание тенденций, постановка целей, формулирование проблем и возможностей, разработка и выбор альтернатив, принятие решений, составление программ и бюджетов, определение направлений и мер по их выполнению.
Например, когда менеджер осуществляет планирование, организационную деятельность и контроль, он принимает решения. Он анализирует ситуацию, разрабатывает несколько альтернатив, производит сравнение альтернатив, принимает решение и оценивает результат. Принятие решений имеет прямое отношение ко всем функциям управления. Процесс управления разделяется во времени и пространстве на отдельные стадии по выполнению определенных работ, связанных с принятием управленческих решений.
Процесс управления – совокупность последовательных действий, выполняемых руководителем и аппаратом управления, по подготовке и осуществлению воздействия на управляемый объект.
Обязательными компонентами процесса управления являются:
Содержание процесса управления – выполнение определенной последовательности действий, обеспечивающих подготовку и осуществление воздействия на объект управления и достижение организацией её целей.
Группировка действий по функциям определяет задачи, решаемые в конкретном подразделении (это конкретные функции управления) Группировка действий по характеру позволяет выделить этапы процесса управления. Группировка действий по времени – стадии, процедуры и операции. Этап процесса управления – это группа действий, отличающихся их качественной определенностью, однородностью, получением конкретного промежуточного результата. Выделяют 4 этапа процесса управления:
Цель – идеальное представление желаемого, необходимого и возможного (конечного) состояния или результата деятельности, которое должно быть достигнуто с помощью наличных или подлежащих выявлению средств. Каждый процесс управления начинается с постановки целей и определения критериев, с помощью которых определяется степень её достижения. Различные виды критериев позволяют количественно оценить приоритетность целей и мероприятий, выбрать наиболее эффективные решения. Цели бывают плановые и разовые.
Ситуация – текущее состояние управляемой системы, оцениваемое относительно поставленной цели. Обычно ситуацию описывают с помощью информации, системы показателей и т.п. Ситуации могут быть типичными и оригинальными, критическими и нормальными, предвидимыми и непредвидимыми, временными и постоянными.
Проблема – основное противоречие между текущим состоянием системы управления и поставленной целью. Существование проблемы указывает на расхождение между целями и задачами организации и возможностями их реального выполнения. Например, расхождение в 20 % между плановым и реальным объемом продаж означает, что существует проблема.
Принятие решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся альтернатив направления действий, приводящего к достижению поставленной цели. Решения – это организационная реакция на возникающую проблему. Решения – продукт управленческого труда, а его принятие – процесс. Каждое решение предполагает различные пути и способы организации работы, затраты ресурсов, последствия. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.
Группировка действий в о времени позволяет выделитьстадии, процедуры и операции.
Стадии процесса управления: v Целеполагание v Информационная работа v Аналитическая работа v Выбор варианта решения v Организационно-практическая работа. Схематично связь этапов и стадий процесса управления может быть представлена в следующем виде:
Организация процесса управления отражает порядок взаимодействия различных подразделений и работников при выполнении последовательных действий и работ. Разделение управленческого труда требует установления организационных, информационных связей при выполнении совместных работ.
Технология процесса управления характеризует средства и способы выполнения процедур и операций, которые включают технические средства, информацию и используемые методы. Технология управления может изменяться и зависит от выбранного метода решения задачи.
Понятие процесса управления тесно связано с понятием деятельности. Это управленческий труд, т. е. затраты ресурсов: материальных, информационных, людских и т.д.. Поэтому важное значение имеет оценка и повышение эффективности их использования, а вопросу об эффективности процесса управления уделяется особое внимание.
Понятие решения многозначно. Управленческое решение нужно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: ü Это вид деятельности в управляющей системе, связанный с подготовкой, выбором и принятием решения (определенного варианта действий); ü Это акт управляющего воздействия, осуществляемого в форме планов, приказов, распоряжений. ü Это организационно-практическая деятельность по его реализации.
Принятие решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся альтернатив направления действий, приводящего к достижению поставленной цели. УР выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и таким образом предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии. Принятие решений представляет собой организационный процесс, так как он определяет поведение объекта управления, не ограничен действиями отдельного лица и влияет на цели организации в целом.
Характеристики управленческого решения:
Принятие качественных, правильных решений – это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знаний и умений составляют компетентность любого руководителя. В зависимости от достигнутого уровня компетентности говорят об эффективности работы менеджера.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|