Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС. РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ.





Требования к управленческим решениям.

  1. Целенаправленность
  2. Всестороння обоснованность и реальная осуществимость.
  3. Своевременность
  4. Комплексность, необходимая полнота содержания
  5. Системность на всех этапах подготовки решения (сроки, ресурсы, цели различных решений)
  6. Экономичность.
  7. Полномочность.
  8. Адресность, конкретность, срочность.
  9. Директивность, общеобязательность.

 

 

  1. Схема процесса подготовки, разработки, принятия и реализации управленческого решения.

 

Рассматривая процесс принятия решений, его обычно разбивают на ряд последовательных шагов.

 

 

1. Подготовка УР.
  • получение и подготовка данных
  • анализ ситуации, (восприятие и признание проблемы) формулирование и обоснование проблемы
  • определение целей решения, формулирование ограничений и критериев для принятия решения
  • определение места решения в управляющей системе и его границ (по какой функции управления оно принимается, на какой ступени управления, установление полномочий лица по принятию решения, на какие объекты управления оно распространяется
 
2. Разработка УР
  • разработка модели и выбор методов решения задачи
  • разработка вариантов решения (альтернатив)
  • сравнение и оценка вариантов решения
  • выбор предпочтительного варианта решения
 
3. Принятие УР
  • согласование решения
  • принятие решения (окончательная формула решения)
  • утверждение и документирование решения
 
4. Выполнение (реализация) УР
  • разработка плана реализации решения
  • подбор исполнителей
  • постановка задач исполнителям
  • разъяснение, пропаганда решения
  • установление системы стимулирования и ответственности
  • контроль хода выполнения решения и необходимые корректировки
 
5. Оценка результатов (Анализ и оценка хода и результатов реализации решения)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ, РАЗРАБОТКИ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ.

 

Этап: Подготовка УР

Для постановки задачи необходимо определение её компонент: целей, критериев, условий. Последовательное формулирование задачи связано с определением ситуации, проблемы и проблемной ситуации.

 

Получение и подготовка данных

- информация, которую получает индивид, никогда не может считаться абсолютно достоверной и полной;

- анализ данных порождает множество ситуаций и множество проблем;

- работа носит массовый, в известной степени стандартный характер;

- технология получения и анализа данных более общая, чем технология решения задач.

 

Восприятие и признание проблемы

На этом этапе выполняются следующие работы:

- анализ причин возникновения проблемы

- выявление и описание проблемной ситуации, которую необходимо и желательно решить

- определение времени, необходимого и допустимого для принятия решения (своевременность)

- определение необходимых для принятия решения материальных и трудовых ресурсов.

оценка состояния организации по кадрам, ресурсам, технике, технологии, времени, эффективности

 

Проблема может быть определена как:

- возможность,

- кризис,

- рутинная (обычная).

 

Кризисные и обычные - это явные проблемы, которые проявляются сами и требуют вмешательства менеджера. Благоприятные (возможности) обычно завуалированы, и менеджер должен их обнаруживать и раскрыть.

 

Рутинные, повторяющиеся проблемы относятся к структурированным. Возможности и кризис - к неструктурированным.

Каждая из них будет требовать различных типов решений: структурированные – программированных, неструктурированные – непрограммированных.

Как правило, количество важных проблем больше возможностей менеджера для их решения.

 

При изучении выявленных проблем они ранжируются по определенным критериям для выделения ключевых проблем организации:

Оценка необходимости решения проблемы

ü Значимость (степень влияния проблемы на поведение организации и «вес» её отрицательных последствий)

ü Динамика (изменение остроты проблемы в ближайшем будущем, учет жизненного цикла проблемы – может ли решиться сама по себе или в ходе решения другой проблемы)

ü Разрешающая способность (в случае решения в определенной степени снимаются другие проблемы, «вес» положительных последствий её решения)

Оценка возможности решения проблемы

ü Наличие собственных необходимых ресурсов

ü Компетентность персонала (лучшее использование возможностей м времени руководителя)

ü Заинтересованность (внимание к проблеме, мотивация)

 

Наиболее важными становятся, как правило, проблемы со следующими характеристиками:

ü Проблема получает сильную поддержку и давление извне в пользу её решения

ü Проблема поддерживается ресурсами, необходимыми для её решения

ü Решение проблемы открывает возможности, от которых нельзя отказаться (улучшение конкурентных позиций, рост прибыли)

 

Определению точности проблемы могут мешать следующие факторы:

  1. Их восприятие.

Признание или непризнание проблемы зависит во многом от уровня её восприятия.

Возможные ошибки: директива дана сверху и нет выбора кроме как её признать, желательно быстрое решение проблемы, и не остается достаточно времени на её полное признание, допустимо низкое качество решения, тогда вышеназванная ошибка может повториться.

Проблема хорошо знакома, и к ней скорее всего применяется старое решение

Нет предыдущего опыта по проблеме, и её признание может не состояться.

Проблема является сложной, и это затрудняет её полную идентификацию.

  1. Определение проблем исходя из решений.

Например, менеджер может сказать: «Снижение прибыли происходит из-за плохого качества продукции», хотя проблема может быть в квалификации торгового персонала или более низких ценах конкурентов.

  1. Определение симптомов в качестве проблемы.

«Наша проблема – в 32-процентном спаде заказов». Это верно, что заказы упали, но этот спад только симптом настоящей проблемы, а не причина.

 

Определение целей решения, формулирование ограничений и критериев для принятия решения

Цель задает критерии оценки и выбора и предпочтения, позволяющие упорядочить альтернативы.

Критерии оценки и выбора – стандарты (правила), позволяющие оценить альтернативы с точки зрения цели, т.е. измерить вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы.

Их можно представить целевой функцией и системой ограничений, одним лишь набором ограничений, качественными требованиями. Критерии могут быть количественными и качественными.

 

Существуют некоторые общие ограничения: неадекватность средств, количество работников, цены, технология, конкуренция, законы, суженные полномочия менеджера.

 

Примеры:

Решение о покупке автомобиля. Критерии:

- стоимости

- экономичности

-вместимости

-привлекательности

- возможности обслуживания.

Решение о выборе поставщика. Критерии:

- качество

-цена

- сортамент

-оперативность поставки

-ритмичность поставки

 

Этап: Разработка УР

Разработка альтернатив.

Альтернативы – средства достижения цели, охватывающие имеющиеся в распоряжении субъекта управления ресурсы и управляемые им условия деятельности.

 

Разработка альтернатив является исследовательским процессом, который требует определенного времени и затрат. Следует стремиться к тому, чтобы выявить широкий круг вариантов решения проблемы.

 

При разработке альтернатив применяются два типа критериев:

- мы должны (или цель)

- мы хотим.

 

С точки зрения целей изучаются желательные альтернативы (особо важно при наличии множества целей)

С точки зрения условий (технологии и ресурсы) изучаются реализуемые альтернативы.

 

Методы поиска альтернатив:

1. Стандартные

2. Известные из прошлого опыта.

 

Если не эффективны названные методы, т.е. это новая, уникальна проблема, необходим творческий подход.

 

Сравнение, оценка вариантов решения и выбор

 

После разработки вариантов решения проблемы их нужно оценить и сравнить. В каждом случае целью при принятии решения является выбор варианта, который даст наиболее благоприятный и наименее неблагоприятный результат. При выборе решения руководствуются заранее определенными целями и задачами.

Оценка альтернатив включат:

1. Оценку последствий (вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы, их измеряют относительно установленных критериев – удовлетворяют ли).

Взаимосвязь «вариант – результат» основывается на трех возможных условиях:

- определенность.

Лицо, принимающее решение, обладает полным знанием вероятности результата каждого варианта;

- неопределенность.

ЛПР не обладает никаким знанием вероятности результата каждого варианта;

- Риск.

ЛПР обладает некоторой вероятностной оценкой результата каждого варианта. Принятие решения в условиях риска происходит довольно часто.

2. Возможность реализации решения (вероятность включается в оценку, принимая во внимание время, прогноз действия факторов, т.е. степень неопределенности и риска)

 

Результатом оценки является выделение множества допустимых альтернатив.

 

Задачей выбора варианта решения проблемы является достижение заранее определенной цели (и это очень важно). Это означает, что решение – не самоцель, и является только средством для достижения цели.

Выбор альтернативы.

Могут быть использованы три подхода:

- прошлый опыт (31 %)

(достоинства – развивает умения и навыки в суждении и интуиции, недостатки – ситуационен, не достаточен учет и анализ прошлых ошибок и неудач)

- проведение эксперимента (недостатки – дороговизна, изменение ситуации)

- исследования и анализ (20 %)

- интуиция (14,5%)

 

 

Этап: Принятие УР

Принятие решений связано с выполнением следующих процедур:

  • согласование решения
  • принятие решения (окончательная формула решения)
  • утверждение и документирование решения

Конкретно действия, следующие за решением, должны включать выполнение, контроль и оценку.

 

ТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС. РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ.

 

План.

  1. Процесс управления: понятие, содержание.
  2. Сущность и особенности управленческих решений (УР). Требования, предъявляемые к управленческому решению.
  3. Схема процесса подготовки, разработки, принятия и реализации управленческого решения.
  4. Классификация УР.
  5. Факторы, влияющие на эффективность и качество УР.

 

Литератрура:

  1. Румянцева, гл. 4 (4.1, 4.2)
  2. Виханский, Глава 9, параграф 2.
  3. Гибсон и др. Организации: поведение, структура, процессы, Раздел V. Глава 18 Процессы принятия решений.

 

1.Процесс управления: понятие, содержание, основные свойства.

 

Если организационная структура, как форма, отражает статику управления, то процесс управления характеризует динамику, т.е. функционирование системы управления, все то, что происходит в системе управления организацией во времени.

 

Управление –комплексный процесс, направленный на решение проблем, он может быть представлен как отслеживание тенденций, постановка целей, формулирование проблем и возможностей, разработка и выбор альтернатив, принятие решений, составление программ и бюджетов, определение направлений и мер по их выполнению.

 

Например, когда менеджер осуществляет планирование, организационную деятельность и контроль, он принимает решения. Он анализирует ситуацию, разрабатывает несколько альтернатив, производит сравнение альтернатив, принимает решение и оценивает результат. Принятие решений имеет прямое отношение ко всем функциям управления. Процесс управления разделяется во времени и пространстве на отдельные стадии по выполнению определенных работ, связанных с принятием управленческих решений.

 

Процесс управления – совокупность последовательных действий, выполняемых руководителем и аппаратом управления, по подготовке и осуществлению воздействия на управляемый объект.

 

Обязательными компонентами процесса управления являются:

 

  1. Объект управления, определяющий содержание решаемых в процессе управления функциональных задач.
  2. Субъект управления – лицо, принимающее решение. ЛПР может быть индивидуальным и групповым.
  3. Содержание процесса.
  4. Организация процесса.
  5. Технология процесса.

 

Содержание процесса управления – выполнение определенной последовательности действий, обеспечивающих подготовку и осуществление воздействия на объект управления и достижение организацией её целей.

 

Группировка действий по функциям определяет задачи, решаемые в конкретном подразделении (это конкретные функции управления)

Группировка действий по характеру позволяет выделить этапы процесса управления. Группировка действий по времени – стадии, процедуры и операции.

Этап процесса управления – это группа действий, отличающихся их качественной определенностью, однородностью, получением конкретного промежуточного результата.

Выделяют 4 этапа процесса управления:

 

  1. Постановка цели.

Цель – идеальное представление желаемого, необходимого и возможного (конечного) состояния или результата деятельности, которое должно быть достигнуто с помощью наличных или подлежащих выявлению средств.

Каждый процесс управления начинается с постановки целей и определения критериев, с помощью которых определяется степень её достижения. Различные виды критериев позволяют количественно оценить приоритетность целей и мероприятий, выбрать наиболее эффективные решения. Цели бывают плановые и разовые.

  1. Оценка ситуации

Ситуация – текущее состояние управляемой системы, оцениваемое относительно поставленной цели.

Обычно ситуацию описывают с помощью информации, системы показателей и т.п. Ситуации могут быть типичными и оригинальными, критическими и нормальными, предвидимыми и непредвидимыми, временными и постоянными.

  1. Определение проблемы.

Проблема – основное противоречие между текущим состоянием системы управления и поставленной целью.

Существование проблемы указывает на расхождение между целями и задачами организации и возможностями их реального выполнения. Например, расхождение в 20 % между плановым и реальным объемом продаж означает, что существует проблема.

  1. Управленческое решение.

Принятие решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся альтернатив направления действий, приводящего к достижению поставленной цели.

Решения – это организационная реакция на возникающую проблему. Решения – продукт управленческого труда, а его принятие – процесс.

Каждое решение предполагает различные пути и способы организации работы, затраты ресурсов, последствия. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

 

Группировка действий в о времени позволяет выделитьстадии, процедуры и операции.

 

Стадии процесса управления:

v Целеполагание

v Информационная работа

v Аналитическая работа

v Выбор варианта решения

v Организационно-практическая работа.

Схематично связь этапов и стадий процесса управления может быть представлена в следующем виде:

 
 

 


Организация процесса управления отражает порядок взаимодействия различных подразделений и работников при выполнении последовательных действий и работ. Разделение управленческого труда требует установления организационных, информационных связей при выполнении совместных работ.

 

Технология процесса управления характеризует средства и способы выполнения процедур и операций, которые включают технические средства, информацию и используемые методы.

Технология управления может изменяться и зависит от выбранного метода решения задачи.

 

Понятие процесса управления тесно связано с понятием деятельности. Это управленческий труд, т. е. затраты ресурсов: материальных, информационных, людских и т.д.. Поэтому важное значение имеет оценка и повышение эффективности их использования, а вопросу об эффективности процесса управления уделяется особое внимание.

 

  1. Сущность и особенности управленческих решений (УР). Требования, предъявляемые к управленческому решению.

Понятие решения многозначно. Управленческое решение нужно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах:

ü Это вид деятельности в управляющей системе, связанный с подготовкой, выбором и принятием решения (определенного варианта действий);

ü Это акт управляющего воздействия, осуществляемого в форме планов, приказов, распоряжений.

ü Это организационно-практическая деятельность по его реализации.

 

Принятие решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся альтернатив направления действий, приводящего к достижению поставленной цели.

УР выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и таким образом предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии. Принятие решений представляет собой организационный процесс, так как он определяет поведение объекта управления, не ограничен действиями отдельного лица и влияет на цели организации в целом.

 

Характеристики управленческого решения:

  1. Содержание управленческого решения определяется целью и направлено на её достижение.
  2. Управленческое решение предполагает наличие ряда возможных вариантов действий и выбор одного из них в соответствие со сложившейся обстановкой, интересами и потребностями, ценностями организации. Выбор альтернатив происходит в рамках социального и политического состояния организационной среды
  3. Выбор и принятие управленческого решения является результатом сознательной, мыслительно-психологической деятельности управленческих работников, зависит от их опыта, знаний и умений, волевых качеств руководителя.
  4. Управленческое решение принимается на основе переработки информации и является результатом управленческой деятельности. Оно не имеет материально-вещественной формы выражения, выступает в виде командной информации.
  5. УР определяет требования к поведению управляемой системы.
  6. Принятие УР - часть общего процесса управления. Оно происходит при выполнении всех функций управления.
  7. Процесс управления – это «система» управленческих решений, которая требует определенной организации.

 

Принятие качественных, правильных решений – это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знаний и умений составляют компетентность любого руководителя. В зависимости от достигнутого уровня компетентности говорят об эффективности работы менеджера.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.