Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте.





Взрослость.

Период взрослости - значительный по времени отрезок жизни человека. Взрослость изучается наукой акмеологией.

Внутри периода взрослости выделяются подпериоды: ранняя взрослость, средняя и поздняя взрослость. Границы периодов взрослости не имеют четко очерченных рамок, так например, период ранней взрослости рассматривается: от 21 года до 25 лет – (Bromley D., 1966); 17-25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (Erikson E., 1963); от 20 до 40 лет (Крайг., 2006). Таким образом, существуют заметные расхождения во взглядах на установление границ периодов. Г. Крайг утверждает, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, поскольку главная особенность развития во взрослости - минимальная зависимость его от хронологического возраста, в гораздо большей степени изменения мышления, поведения и личности взрослого человека определяются обстоятельствами жизни человека - его целями, установками, опытом, родом занятий [3].

Так какого же человека тогда можно считать взрослым, зрелым? Согласно А.А. Реан, субъективное самоощущение и объективные показатели расцвета сил человека определяются не столько хронологическими рамками, сколько различными факторами.

К таковым факторам можно отнести [4]:

1. Физиологические, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Например, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26-30 годам и держатся на одном уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

2. Социальные и юридические - возможность соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определённые позиции, получать образование, иметь профессию, нести ответственность за свои решения и поступки.



3. Психологические - с точки зрения отношения человека к своему возрасту и отнесения себя к нему. Важно наличие семьи и опыт родительства.

 

Каждый возрастной период ставит перед человеком определенные задачи. Задачи взрослости решаются человеком с учетом двух важным характеристик – генеративности и продолжения рода.

Генеративность (производительность) - заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Сюда относятся также продуктивность и креативность, реализующиеся в трудовой деятельности и творчестве.

Продолжение рода – его целью является оставить после себя потомство, которому бы были переданы знания и опыт поколений.

Эти характеристики являются определяющими в системе отношений в социуме зрелого человека. Очень важно, чтобы взрослые сумели передать свою мудрость подрастающему поколению, реализуя себя в роли наставников.

 

Имеются разные концепции и мнения по определению задач, которые ставит перед нами взрослость.

Согласно эпигенетической теории Эриксона, каждая стадия жизненного пути требует решения определенной задачи, при этом нередко возникают трудности. Так на стадии ранней взрослости это - установление интимности, в широком смысле этого слова, то есть установление близких отношений, что так или иначе связано со статусом личности в обществе и с социальным одобрением. То есть результатом развития в период ранней взрослости личности, при нормальной линии развития, является достижение близости: душевная теплота, понимание, доверие, способность делиться с окружающими.

В. Вайллент, разделяя точку зрения Э. Эриксона относительно периодизации жизни личности, вносит дополнение к его теории. Он высказал предположение, что перед установлением близости и развитием генеративности лежит период относимого внутреннего покоя. В. Вайллент назвал эту стадию упрочением карьеры (в отечественной психологии Е.А. Климов рассматривает упрочнение карьеры как стадию профессионального самоопределения), так как индивидуум сосредоточивается на учебе, укреплении своего профессионального статуса и обеспечении своей семьи. Как только его карьера сложилась, он вернётся к вопросам идентичности, а именно к генеративности.

Согласно позиции Д.Левинсона, чтобы стать взрослым, мужчина должен справиться с четырьмя задачами развития: увязать мечты с реальностью, найти наставника, обеспечить себе карьеру, наладить интимные отношения. Помимо становления мечты и приобретения наставника, молодой человек сталкивается со сложным социопсихологическим процессом построения карьеры, выходящим за рамки простого выбора профессии. Д. Левинсон считал это задачей развития на протяжении всего периода начинаний. Подобно Э.Эриксону, он смотрел на многочисленные компоненты формирования карьеры как на средство к достижению самоопределения в период взрослости.

Г.С. Абрамова рассматривает основные задачи периода взрослости через призму интимных отношений, где основными задачами в ранней взрослости, являются создание семьи, достижение интимности, данная точка зрения поддерживается, экзистенциальными психологами и представителями гуманистического направления в психологии [3].

 

Необходимо отметить, что основным проблемным вопросом при изучении взрослости принято считать понятие «зрелости» и выделение ее характеристик.

Б.Г. Ананьев, рассматривая понятие зрелости, пытался выделить объективные критерии зрелости человека, специфичные для различных уровней анализа. Так зрелость человека, как индивида, он связывал с биологическими критериями, но уже умственная зрелость и критерии ее определения представлялись как исторические и социальные (связанные с образованием), в еще большей степени эти критерии определяют гражданскую зрелость.

А.А. Реан предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. Она выделяет четыре компонента или критерия личностной зрелости, являющиеся базовыми, фундаментальными, структурообразующими: ответственность, терпимость, саморазвитие, и, интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них - позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Саморазвитие является основополагающей составляющей зрелой личности. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность, что является показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения[3].

 

В учебнике Е.Е. Сапоговой мы можем найти, что зрелого человека отличают следующие личностные качества [4]:

1. Умение брать на себя ответственность;

2. Стремление к власти и организаторские способности;

3. Способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;

4. Уверенность в себе и целеустремленность;

5. Склонность к философским обобщениям;

6. Защита системы собственных принципов;

7. Формирование индивидуального жизненного стиля;

8. Стремление оказывать влияние на мир и "отдавать" индивидуальный опыт молодому поколению;

9. Реализм, трезвость в оценках и чувство "сделанности" жизни;

10. Стабилизация системы социальных ролей и др.

Таким образом, взрослость - важный этап жизненного пути человека, связанный с реализацией себя в профессиональном плане и в семейных отношениях, а также с оценкой собственных ожиданий и полученных в ходе реализации этих ожиданий итогов. Именно во взрослости человек впервые становится субъектом своей жизни.

Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте.

Источник: Статья из Вестника Московского Университета. Серия 14. Психология. № 2. 1980. С. 3-12.

В своей статье Братусь Б.С. продолжает логику Выготского Л.С. и Эльконина Д.Б. Выготский впервые заговорил о нормативных кризисах. А Д.Б. Эльконин рассматривал ведущую деятельность с точки зрения 2-х ее сторон: мотивационно-смысловой и операционально-технической. Согласно Братусь Б.С., "мотив, чтобы оставаться в относительной неизменности, должен соответствовать содержанию, составу операционально-целевой деятельности и находиться с ней в определённом равновесии. Однако в реальной жизни это равновесие достаточно относительно. Мы всегда имеем дело с моментом динамического равновесия, которое может нарушиться уже в следующий момент". Таким образом, кризис взрослости - это разлад операционально-технической и смысловой сфер личности, когда много желаний, но не все получается. Смена ведущей деятельности не такая частая, как в детстве. "Для периода зрелой жизни перечень ведущих деятельностей нередко остается постоянным в отличие от детского возраста...Изменение характера ведущих деятельностей в зрелом возрасте протекает значительно медленнее и более скрытно". Круг деятельности уже освоен взрослым, спектр деятельности один и тот же, но захваченность деятельностью меняется (важнее расставить акценты - какая деятельность дежурная, а какая - значимая). Это происходит не само собой, а с помощью рычага-переключателя, которым является кризис.

Противоречие этого кризиса заключается в расхождении между Я-реальным и Я-идеальным, между наличным и возможным. Прежние мотивы и представления перестают соответствовать на деле изменившимся возможностям, изменившейся внешней ССР, изменившемуся соотношению между пройденным и оставшимся жизненным временем.

Выделяют 3 этапа развития противоречия:

1. Малозаметное изменение прежних отношений к людям, ситуации. Этап подготовки к кризису.

2. Осознание происшедшего, обозначение его для себя человеком.

3. Поиск и укоренение нового в мировоззрении.

 

Кризис взрослости имеет значительные различия от кризисов детства. Во-первых, они возникают реже (разрыв 7-10 лет). Во-вторых, этот кризис не так привязан к возрасту и более тесно зависит от социальной ситуации развития. В-третьих, кризис взрослости проходит осознанно, скрыто, интериоризированно и не демонстративно.

Различают кризисы нормативные и невротические. Суть всех нормативных кризисов - в перестройке смысловых структур сознания, в переориентации на новые жизненные задачи, что приводит к смене характера деятельности, взаимоотношений. Невротические кризисы не решают внутренних противоречий, они становятся постоянными, внутренне-конфликтными, порождают компенсаторные, паразитические деятельности (алкоголизм, наркомания и т.д.)

Таким образом, в ходе преодоления нормативного кризиса, мы имеем перед собой нормативно-зрелую личность, которая не лишена внутренних противоречий, но способна внутренне принимать, осознавать и оценить эти противоречия, способна самостоятельно и продуктивно их разрешать.

Кризис 30 лет.

На протекание кризиса могут влиять различные факторы. Основными факторами, связанными с взрослыми возрастами и кризисами, их сопровождающими, являются:

1. Временная перспектива жизни- это единая структура, складывающаяся в юном возрасте и меняющаяся в дальнейшем с возрастом. Сутью ее является то, как человек воспринимает соотношение своего прошлого, настоящего и будущего.

2. Физиологические изменения, происходящие с течением возраста в организме.

Рамки течения и возникновения кризиса имеют разные индивидуальные вариации у разных людей и зависят от условий жизни, уровня самореализации и достигнутых целей.

Кризис 28-35 лет условно можно назвать кризисом 30 лет. Этот жизненный отрезок времени (30-35 лет) характеризуется как акме - пик расцвета, период максимальной продуктивности (примерно в 33 года). Его также называют переходным периодом. Организм полон энергии и сил, набран необходимый жизненный опыт, есть возможность планирования своего будущего. В возрасте расцвета жизненных сил происходит работа по сопоставлению ожиданий, т.е. того, что хотел в молодости и того, что получилось. Человек перестраивает свои жизненные планы, осознавая, к чему ему стремиться дальше. Таким образом, кризис 30 лет можно охарактеризовать как кризис перестройки своего "Я", поиск себя в будущем.

Человек понимает свои возможности и силы для реализации своих конкретных планов в будущем. Но могут обостриться “противоречия между всеми проявлениями психической реальности: «Я могу» как переживание собственной силы может не соответствовать Я-концепции, где собственное Я воспринимается как слабое и безвольное, «Я хочу» может не соответствовать реальным возможностям и тому подобное” [Абрамова]. При этом собственная Эго-идентичность либо принимается, либо меняется самим этим человеком.

Разрешением этого кризиса является перестройка смысловых структур сознаниячерез принятие себя и движение вперед (положительное разрешение кризиса) или же непринятие себя и медленное "самоубийство" (негативное разрешение кризиса, заключающееся в разрушении себя и своей жизни путём употребления алкогольных, наркотических веществ).

 









Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.