|
Дискреционная финансовая политикаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Финансовая политика 1.Дискреционная финансовая политика 2.Политика встроенных стабилизаторов 3.Кейнсианская и классическая концепции налоговой политики 4.Финансовая политика в России
В рамках экономической политики государства важное место занимает финансовая политика, которая представляет собой совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления государством своих функций и решения возложенных на него задач. Она проявляется в системе форм и методов мобилизации денежных ресурсов, их распределения между классами, социальными группами и слоями населения, отраслями и регионами страны, в финансовом законодательстве, структуре государственных доходов и расходов. Финансовая политика предопределяется характером общественного строя, отношениями собственности и взаимоотношениями между классами и социальными группами.
Для упрощения понимания содержания происходящих процессов под воздействием сознательного бюджетно-налогового регулирования вводятся следующие ограничения и допущения: абстрагирование от внешнеторговой деятельности; неизменность объема инвестиций; независимость потребления и инвестиций (частных расходов) от правительственных закупок; равенство национального продукта, национального дохода и личного дохода; постоянство налога вне зависимости от ЧВП; неизменность уровня цен; воздействие фискальной политики признается только в отношении факторов совокупного спроса.
Финансовая политика бывает дискреционной и автоматической (встроенных стабилизаторов). Дискреционная финансовая политика
Дискреционная финансовая политика представляет собой манипулирование налогами и государственными расходами с целью воздействия на национальное производство, занятость, денежное хозяйство в интересах обеспечения экономического роста. После введения вышеотмеченных ограничений и предпосылок рассмотрим сначала обособленно воздействие государственных расходов и налогов на объем общественного производства, а затем — в их взаимодействии с целью выявления кумулятивного эффекта.
Равновесный объем национального производства, как известно, можно представить в виде
Qн.п. = П + И + Рг,
где Qн.п. — объем национального производства; П — потребление; И — инвестиции; Рг — государственные расходы.
В данном случае мы абстрагируемся от налогов и, следовательно, государственные расходы финансируются за счет не налоговых поступлений, а бюджетного дефицита, т.е. дефицитного финансирования. Для упрощения анализа предположим, что государственные расходы увеличиваются с нуля и, следовательно, они измеряются величиной Рг. Эффект увеличения государственных расходов аналогичен эффекту от инвестиций, так как находит свое проявление мультипликативное воздействие на величину равновесного уровня национального производства. Это связано с тем, что государственные расходы и инвестиции не зависят от национального производства и влияют на функцию потребления.
Если предположить, что предельная склонность к потреблению (ПСП) равна ¾, то мультипликатор государственных расходов Мр.г. составит:
Следовательно, каждый рубль государственных расходов на закупку товаров и услуг увеличивает на 4 руб. объем национального производства, что свидетельствует о приращении вторичных (производных) расходов в народном хозяйстве. Графическая интерпретация этого процесса представлена на рис. 1.
Рис. 1. Влияние государственных расходов на национальное производство в рамках модели «совокупные расходы - выпуск»
Налоги и потребление
Теперь обратимся к влиянию налогов на национальную экономику. Как мы уже отмечали, для упрощения анализа возьмем налог постоянной величины, т.е. вне зависимости от величины национального продукта. Предположим, что вводится налог (Н). В результате располагаемый доход (после уплаты налога) сократится на величину налога. Но располагаемый доход (Др), как правило, распадается на потребление и сбережения. Исходя из предельной склонности к потреблению (ПСП) и предельной склонности к сбережению (ПСС), введение налога по-разному скажется на этих двух частях располагаемого дохода.
Если предположить, что ПСП = 3/4, а ПСС = 1/4, то при введении стабильного налога доход в целом сократится на эту величину, тогда как потребление — на 3/4, а сбережения — на 1/4. С позиций расходов сокращается только потребление, поэтому введение вышеуказанного налога приведет к сжатию потребления, что вызовет сокращение объема национального производства (рис. 3). При этом в данном случае необходимо иметь в виду, что налоги относятся только к личным доходам. Это и приводит к снижению потребительского компонента.
Рис. 3. Влияние на объем национального производства в рамках модели «совокупные расходы – выпуск»
Следовательно, рост налогов вызывает смещение графика совокупных расходов относительно биссектрисы и сокращение величины равновесного продукта.
Налоги и сбережения
Вышеотмеченную взаимосвязь налогов и производства национального продукта подтверждает и анализ потоков «утечки-инъекции». Налоги, как сбережения и импорт, представляют собой утечку из потока внутренних доходов — расходов. Они предполагают такое их использование, которое никак не затрагивает потребление. В результате введенного налога потребление будет меньше национального производства на величину сбережений (после уплаты налогов), импорта и налогов. Если полностью воспроизводить условие равновесия в соответствии с анализом потоков «утечки-инъекции», то можно записать:
Сн + В + Н = И + Э + Рг,
где Сн — сбережения после уплаты налогов; В — импорт (ввоз); Н — налоги; И — инвестиции; Э — экспорт (вывоз); Рг — государственные расходы.
При абстрагировании от внешнеторговой деятельности это уравнение приобретает следующий вид:
Cн + Н = И + Рг.
Обратимся к графику, представленному на рис.4.
Рис. 4. Налоги и национальное производство в модели «утечки – инъекции»
Сокращение сбережений в результате уплаты налога привело к смещению линии сбережений С вниз в положение Сн. Но налоги (отрезок MN) представляют собой дополнительные утечки (изъятия) при каждом уровне национального производства, которые должны быть добавлены к сбережениям, сокращенным на объем налогов (Сн), давая в сумме Сн + Н. В этом случае равновесное состояние системы достигается при такой величине объема национального производства, когда общая сумма, которую сберегают потребители и которую правительство намеревается собрать в виде налогов, равна сумме, которую предприниматели намереваются инвестировать и которую правительство планирует израсходовать на закупки. Графически это условие определяется точкой N, которая является точкой пересечения линий (Сн + Н) и (И + Рг), т.е. это равновесное состояние системы.
Выводы
1. Финансовая политика — одна из важнейших составляющих экономической политики государства. Она включает в себя мероприятия по мобилизации и использованию финансовых ресурсов.
2. Различают дискреционную и автоматическую политики. Дискреционная финансовая политика сопряжена с манипулированием налогами и государственными расходами с целью воздействия на различные сферы хозяйственной деятельности в интересах экономического роста. Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на изменении экономической конъюнктуры и запуске в действие механизмов саморегулирования.
3. В рамках налоговой политики необходимо различать классическую и кейнсианскую концепции. Классический подход оценивает налоги только как источник государственных доходов, ибо экономика считается саморегулирующейся. Регулирующая роль налогов признается лишь в части содействия развитию свободной конкуренции. Кейнсианский подход оценивает налоги как средство сбалансирования бюджета, стимулирования риска капиталовложений, регулирования сбережений, увеличения государственных расходов и инвестиций, одним словом, как средство формирования «эффективного спроса».
Однако в реальной действительности при осуществлении финансовой политики оба эти подхода используются в их комбинации. Финансовая политика 1.Дискреционная финансовая политика 2.Политика встроенных стабилизаторов 3.Кейнсианская и классическая концепции налоговой политики 4.Финансовая политика в России
В рамках экономической политики государства важное место занимает финансовая политика, которая представляет собой совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления государством своих функций и решения возложенных на него задач. Она проявляется в системе форм и методов мобилизации денежных ресурсов, их распределения между классами, социальными группами и слоями населения, отраслями и регионами страны, в финансовом законодательстве, структуре государственных доходов и расходов. Финансовая политика предопределяется характером общественного строя, отношениями собственности и взаимоотношениями между классами и социальными группами.
Для упрощения понимания содержания происходящих процессов под воздействием сознательного бюджетно-налогового регулирования вводятся следующие ограничения и допущения: абстрагирование от внешнеторговой деятельности; неизменность объема инвестиций; независимость потребления и инвестиций (частных расходов) от правительственных закупок; равенство национального продукта, национального дохода и личного дохода; постоянство налога вне зависимости от ЧВП; неизменность уровня цен; воздействие фискальной политики признается только в отношении факторов совокупного спроса.
Финансовая политика бывает дискреционной и автоматической (встроенных стабилизаторов). Дискреционная финансовая политика
Дискреционная финансовая политика представляет собой манипулирование налогами и государственными расходами с целью воздействия на национальное производство, занятость, денежное хозяйство в интересах обеспечения экономического роста. После введения вышеотмеченных ограничений и предпосылок рассмотрим сначала обособленно воздействие государственных расходов и налогов на объем общественного производства, а затем — в их взаимодействии с целью выявления кумулятивного эффекта.
Равновесный объем национального производства, как известно, можно представить в виде
Qн.п. = П + И + Рг,
где Qн.п. — объем национального производства; П — потребление; И — инвестиции; Рг — государственные расходы.
В данном случае мы абстрагируемся от налогов и, следовательно, государственные расходы финансируются за счет не налоговых поступлений, а бюджетного дефицита, т.е. дефицитного финансирования. Для упрощения анализа предположим, что государственные расходы увеличиваются с нуля и, следовательно, они измеряются величиной Рг. Эффект увеличения государственных расходов аналогичен эффекту от инвестиций, так как находит свое проявление мультипликативное воздействие на величину равновесного уровня национального производства. Это связано с тем, что государственные расходы и инвестиции не зависят от национального производства и влияют на функцию потребления.
Если предположить, что предельная склонность к потреблению (ПСП) равна ¾, то мультипликатор государственных расходов Мр.г. составит:
Следовательно, каждый рубль государственных расходов на закупку товаров и услуг увеличивает на 4 руб. объем национального производства, что свидетельствует о приращении вторичных (производных) расходов в народном хозяйстве. Графическая интерпретация этого процесса представлена на рис. 1.
Рис. 1. Влияние государственных расходов на национальное производство в рамках модели «совокупные расходы - выпуск»
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|