Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Влияние стресса на поведение человека в аварийных ситуациях





 

Основные причины аварийности и травматизма распределяют по следующим группам:

- напряженность труда, нетипичность ситуации, особенности технического обеспечения;

- отрицательное воздействие санитарно-гигиенических условий;

- социально-психологические условия.

Психологический анализ возникновения аварийных ситуаций направлен на изучение причин, связанных с человеческим фактором. Это совокупность причин, которые сами по себе не провоцируют аварийных ситуаций, но влияют на поведение работника таким образом, что он сам создает аварийные ситуации. Данную совокупность, в частности, могут составлять:

- плохая организация работы;

- недостаточное освещение;

- противоречивость инструкций;

- введение новых обозначений сигналов;

- шум от скопления народа в помещении и т.п.

Все это нередко провоцирует возникновение ошибок в работе человека, что порой заканчивается аварийными ситуациями на производстве. Современный подход позволил выделить глобальные причины возникновения аварийных ситуаций, связанных с человеческим фактором:

1. В ходе эволюции некоторые качества человека ухудшились. У него снизилась способность противостоять опасностям. С развитием техники количество самых разнообразных видов опасности растет быстрее, чем человеческое противодействие им.

2. Рост цены ошибки. Ошибки современного человека обходятся ему гораздо дороже, чем его предку.

3. Адаптация человека к опасности. Человек настолько привык к технике, что забывает о ее потенциальной опасности. Нередко из-за текущих мелких выгод человек пренебрегает техникой безопасности и повышает вероятность возникновения аварийной ситуации. Так, стремясь быстрее добраться до места назначения, водитель превышает скорость, идет на обгон в местах и случаях, когда это запрещено правилами дорожного движения. В результате вероятность возникновения аварийных ситуаций и непосредственно аварий возрастает. Отражается на количественных показателях аварийности возраст и уровень профессионализма работников.

Помимо общих причин, на аварийность влияют и субъективные, индивидуальные факторы. Психолог К. Марбе предложил объяснительную теорию, согласно которой ранее полученные травмы порождают новые аварийные ситуации. Он считал, что личность проживает «плохие» и «хорошие» периоды. Люди в «плохие» периоды с большей вероятностью попадают в аварийные ситуации, совершают ошибки и получают травмы. По закону К. Марбе, это порождает новые опасные ситуации и т.д. Такие личности

предрасположены к ошибкам и травмам. Эта предрасположенность — природная. Специальным обучением ее можно уменьшить, но не устранить. Некоторые личностные свойства способствуют «плохим» периодам. Это агрессивность, нетерпимость, тревожность, импульсивность. Существуют исследования, доказывающие то, что изолированность рабочих мест, максимальная самостоятельность сотрудников в решении задач ослабляют контроль за их работой и снижают безопасность труда. Отрицательно на безопасности труда работников сказываются семейные ссоры, социальные конфликты, нестабильность рабочих групп.

Отдельно стоят причины, связанные с непригодностью человека по физическим, физиологическим или психическим признакам к выполнению той или иной работы, определенных функций. Установлена связь между частотой травм и уменьшением скорости и точности движений.

В результате исследований установлено, что при прочих равных условиях у женщин травматические ситуации возникают реже, чем у мужчин, хотя нарушений и ошибок они допускают больше. Вместе с тем женщины работают более надежно и безопасно только в нормальных условиях. В экстремальных условиях их надежность уменьшается. Это связано с тем, что женщины по своей природе стремятся предугадать, подстраховать опасную ситуацию, избежать ее. Такая поведенческая стратегия женщин способствует тому, что они реже создают опасные ситуации. Мужчины менее дальновидны и более рискованны, а поэтому вероятность травматических ситуаций у них выше, но в уловиях экстрима они более устойчивы и надежны, чем женщины.

В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной напряженностью - стрессом.

Под стрессом (stress - англ. - давление, нажим, напряжение) принято понимать состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, возникающими у человека при решении важной для него задачи. Стресс проявляется как необходимая и полезная реакция организма на резкое

увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в росте биоэлектрической активности мозга, в повышении частоты сердцебиений, росте давления, расширении кровеносных сосудов, т.е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в экстремальных условиях.

Однако стресс оказывает положительное влияние на результаты труда и способствует преодолению возникших препятствий лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами.

В аварийных же ситуациях в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва.

Поведение человека в аварийных ситуациях подчиняется определенным закономерностям, и, как правило, проходит несколько фаз.

Первая фаза - гипермобилизация сопровождается снижением точности движений, что может вызвать неверные реакции иди привести к ошибкам.

Вторая фаза - потеря ориентации. Рабочий перестает замечать важные показатели работы машины, нарушается контроль над процессом труда, неверно оценивается поступающая информация.

Третья фаза - нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями. Для выхода из аварийной ситуации необходимы четкие действия, направленные на уменьшение или ликвидацию основной опасности, но в состоянии стресса у человека снижается внимание к главным в данной ситуации задачам, и он начинает заниматься мелочами. В конечном итоге это приводит к распаду структуры операций. При этом нарушение последовательности операций, сосредоточение внимания человека на выполнении отдельной операции не способствуют поиску путей выхода из аварийной ситуации.

Четвертая фаза - обострение оборонительных реакций и отказ. По мере усложнения ситуации обостряются оборонительные реакции, а с ростом неудач понижаются волевые функции по преодолению возникших трудностей. В таких условиях у человека появляется склонность возложить вину за все неудачи на плохо работающую технику или на других людей, работающих с ним. Вместо того чтобы прилагать усилия для разрешения аварийной ситуации, у рабочего складывается «эгоцентрическая» интерпретация событий, его начинают беспокоить уже не возникшие трудности, а то, как другие отнесутся к волнующей его неудаче. Все его устремления направляются на то, чтобы скрыть эту неудачу, ее последствия от товарищей, руководства. При дальнейшем обострении стресса возможен отказ, когда мобилизация сил сменяется апатией.

Помимо вышесказанного, поведение человека в экстремальных условиях определяется и психологической готовностью к деятельности. Различают

заблаговременную - общую (или длительную) готовность и временную - ситуативную готовность.

Общая готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На ее основе возникает готовность к выполнению тех или иных текущих задач.

Временная готовность - это мобилизация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.

Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных качеств, уровня подготовки, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее частой причиной, приводящей к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Компенсировать недостаток информации в подобных условиях может высокая предварительная психологическая готовность. Обеспечить ее можно с помощью тренировок, развивающих быстроту мышления, вырабатывающих необходимые навыки действий в условиях неполной информации, формирующих способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвосхищению. В ходе таких тренировок необходимо готовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он мог выделять главные моменты происходящих событий. Здесь может помочь воображаемое «проигрывание» возможных вариантов действий при возникновении тех или иных ситуаций в работе, вплоть до аварийных.

У каждого человека есть свой «набор» приемов выхода из трудной ситуации. Но самоуправление всегда предполагает умение внушать себе нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания.

Возможности самоуправления увеличиваются, если человек внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.