Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЭТАП. Дифференциация гласных 1и 2 ряда





Планы логопедических занятий №1-10

ЭТАП. Работы над морфологическим составом слова

1.Состав слова

Планы логопедических занятий № 11-20

2.Предлоги, приставки, ударение

Планы логопедических занятий № 21-24

3.Безударные гласные

Планы логопедических занятий № 25-30

4.Дифференциация согласных

Планы логопедических занятий № 31-60

I ЭТАП.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ I И II РЯДА.

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №1

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА

(А – Я).

Цели:

1.Учить детей различать гласные А, Я в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: таблица гласных 1 и 2 ряда, таблицы (для мнемонического приёма), сигнальные карточки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные 1 и 2 ряда.

II. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, как, образовываются гласные 2 ряда. Вывешивается таблица с гласными 1 и 2 ряда. Предлагает сравнить пары гласных О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И, А-Я. Выявляется сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию. Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их сегодня различать.

III. Дифференциация гласных А и Я.

Сегодня вы будете различать парные гласные, а какие, определите сами.

а) Работа со стихотворением. Прослушайте стихотворение.

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль буква хороша!

И хоть она проста на вид.

А начинает алфавит.

Так, какую первую букву вы будете сегодня различать?

Определите, какая вторая буква.



Я – бродяга с рюкзаком.

Путешествую пешком.

Демонстрация таблиц для мнемонического приёма. (Буква А в виде шалаша, буква Я – в виде путешественника с рюкзаком).

б) Сравнение гласных А, Я по артикуляции, установление сходства и различия (зеркало).

1.Дифференциация А и Я в слогах.

а) Прослушайте слоги, скажите, какой гласный вы слышите.

МА, НА, СА, МЯ, НЯ, ЛА, НА, ПЯ, ФЯ.

Произнесите слоги парами, как звучат согласные в каждой паре?

МА-МЯ, ТА-ТЯ, ЛА-ЛЯ, ДА-ДЯ, НА-НЯ, СА-СЯ, РА-РЯ, БА-БЯ.

б) Работа с сигнальными карточками. Прослушайте слоги, поднимите карточку с гласной, звук которой вы слышите в слоге.

ТА, МЯ, НА, РЯ, ЛА, СА, ЗА, ЖА, ША, ФА, ВЯ, ШЯ.

в) Запишите в две строчки, в первую – с буквой А, во вторую с буквой Я (разными пастами).

ЛА, МЯ, СЯ, ТА, СА, ПА, РЯ, ЛА, ДА, ВЯ.

Проверка: прочтите слоги, которые вы записали в первую строчку, во вторую.

2.Дифференциация гласных А и Я в словах.

а) Игра «Весёлые буквы А и Я». Логопед рассказывает детям сказку про буквы А и Я.

«Однажды буквы А и Я решили пошутить и поменялись комнатами. Буква А поселилась в комнате буквы Я. Буква Я заняла комнату буквы . Давайте посмотрим, что из этого получилось и можно ли оставить их жить там, где они хотят».

На доске написаны слова. Ученики читают слово, затем заменяют гласную А на Я и наоборот и решают, можно ли оставить буквы в получившемся слове.

ИГЛА ШЛЯПЫ МАЛ

ФЛАГ ЛЯМКИ МАТЬ

КРАСКИ ЗЕМЛЯ ВАЛ

б) Спишите слова. Вместо точек вставьте гланую А или Я. Подчеркните мягкие согласные перед вставленными гласными. (Логопед разбирает с учениками первые слова каждого столбика, выясняет как звучит согласный перед вставленной буквой и уточняет, какую букву надо писать, после мягкой согласной. Затем ученики выполняют задание самостоятельно.

п…рус п…тки

с…дик л…мка

л…пки р…дом

м…ски тр…пки

в) Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы карандашами разного цвета.

ДОСКА, МАРКА, ЗМЕЯ, АИСТ, АЛАЯ, СТАРАЯ.

г) Прочитайте слова парами. Прослушайте, как звучит гласная Я в первом и втором слове. Объясните, почему она звучит по-разному. Спишите слова парами, подчеркните выделенные слоги.

сеМЯ – сеМЬЯ

КоЛЯ – коЛЬЯ

дереВЬЯ – Вянут

браТЬЯ - ТЯнут

д) (Устно). Сравните пары слов по смыслу и написанию. Придумайте предложение с каждым словом.

МАЛ – МЯЛ РАД – РЯД САД – СЯДЬ

Логопедическая физминутка.

3.Дифференциация букв в предложениях.

а) Спишите предложения, вставьте пропущенную букву А или Я.

У В…ли з…в…ли ром…шки.

Ир… и В…н… играли в пр…тки.

Н…д… ест л…пшу.

Чтение и анализ предложений. Найти главные слова в предложении.

б) Проверочный диктант.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята – полезная трава. Трава завяла.

IV.Итог занятия.

Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №2

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я).

Цели:

1.Учить детей различать гласные А, Я в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, перфокарты, ручки с синей и зелёной пастами.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Какие это звуки,гласные или согласные?

1.Ответы на вопросы. Назовите гласный 1-го ряда, 2-го ряда. В чём сходство и различие произношения этих звуков? Придумайте слова, в которых есть звук А, Я.

2.Дифференциация звуков:

а) в слогах.

1) Прослушайте, запомните и повторите слоги:

ТА – ТЯ – ТА, МА – МЯ – МА, ТЯ – ТА – ТЯ, МЯ – МА – МЯ, РА – РЯ – РЯ, РА – РЯ, РЯ – РА.

2) Запись слогов в тетради.

МА, МЯ, НА, ВА, ФЯ, РЯ, ЛА.

б) в словах.

1) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи (прослушать слово и поднять соответствующую карточку с буквой).

РЫБА, ПОЯС, РЯДЫ, ВАГОН, ПРЯЖА, БАЯН, ГОРА, СИЛА, СОБАКА, ГРЯЗЬ, ЗМЕЯ, ЯРКИЙ, ЗЕМЛЯ, ТРАВА.

2) Запись слов в 2 столбика (слова с буквой А – синей пастой, с буквой Я – зелёной пастой).

ЗОЯ, ЯБЛОКО, БЕСЕДА, МОРЯ, СЕМЕНА, МЯЧ, КАПУСТА, САДИК.

Проверка: 1 ученик зачитывает слова 1 и 2 столбиков, все проверяют записи в своих тетрадях.

3.Дифференциация звуков в предложениях. Списать предложения, подчеркнуть слоги с разделительным Ь знаком.

ДАРЬЯ ЕСТ ГОРЯЧИЙ СУП. ТАНЯ ХОЧЕТ ВАРЕНЬЯ.

БРАТЬЯ ТЯНУТ СЕТИ. РЕБЯТА ЛЕЧИЛИ ВОРОБЬЯ.

Проверка: Анализ предложений: прочесть предложение, назвать слва с разделительным Ь. найти главные слова в предложении. Подсчитайте количество гласных А, Я, определите, каких букв больше.

4.Дифференциация звуков в связной речи. Работа с перфокартами. Вставить пропущенные буквы в пословицах.

Что на уме, то и на …зыке.

Ленивому всегд… праздник.

Всему своё врем….

Рыб… в реке – не в руке.

Проверка: прочесть пословицу, объяснить её значение.

Подсчёт количества букв А, Я.

III. Домашнее задание. Придумать по 5 слов со звуками А, Я и записать в два столбика разной пастой.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №3

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (О – Ё).

Цели:

1.Сформировать у учащихся умение различать гласные О, Ё в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, предметные картинки: берёза, осёл, роза, самолёт, сани, машина; таблицы для мнемонического приёма, зеркала, конверты с деформированным текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками мы работали на прошлом занятии? Назовите гласный 1 ряда, придумайте с этим звуком слово. Назовите гласный 2 ряда, придумайте слово с этим звуком.

III. Дифференциация гласных О, Ё.

Сегодня вы будете учиться различать другие гласные звуки, которые отгадайте сами. Отгадайте загадки. Выделите первый звук, определите к гласным какого ряда относится этот звук.

1)Отгадывание загадок, выделение гласных из начала слова.

Круглый, зрелый, загорелый, Я прихожу с подарками.

Попадался на зубок, Блещу огнями яркими.

Попадался на зубок, Нарядная, забавная,

Расколоться всё не смог, На Новый год я главная.

А попал под молоток, (Ёлка).

Хрустнул раз – треснул бок.

(Орех). Воздушная вата

Плывёт куда-то. (Облако).

2)Установление сходства и различия.Сравнение звуков О, Ё по артикуляции (использовать зеркала).

3)Сопоставление звуков с их графическим изображением (мнемонический приём).

В этой букве нет угла Буква Е передохнула.

От того она кругла. Как тот час же на неё

До того она кругла. Пара птенчиков вспорхнула

Покататься бы могла. Получилась буква Ё.

4)Дифференциация звуков в слогах.

а) Прослушате пары слогов. Скажите, как звучат согласные в каждой паре, какие буквы влияют на смягчение согласных.

МО – МЁ СО – СЁ РО – РЁ ВО – ВЁ БО – БЁ

ФО – ФЁ КО – КЁ ТО – ТЁ ЛО – ЛЁ НО - НЁ

б) Работа с сигнальными карточками, по магнитофонной записи.

ОМ ЁМ МО ТЁ СО ФЁ ОТ ЁТ

СЁ ТЁ РЁ РО ВО ОЛ ЁЛ ВЁ

в) Запись слогов в две строчки, с буквой О – в одну строчку синей пастой, с буквой Ё – в другую зелёной пастой.

ОТ ЁТ ОМ ЁМ ЕЁ СО НО НЁ ОР ЁР ЛО ЛЁ

Проверка: 1 ученик зачитывает строчку слогов, все сверяют свои записи с произнесёнными слогами.

5)Дифференциация звуков в словах.

а) Соедините буквы.

Прочитайте получившиеся слова. Напишите их парами. Подчеркните буквы, которыми отличаются слова.

  о       о       о       о  
н   с   в   л   зан   с   м   л
  ё       ё       ё       ё  

Словарная работа: Объясните значение слова ЗАНОС, слоговой анализ слова.

б) Работа с предметными картинками.

Назовите предметные картинки. Назовите только те картинки, где в составе названий есть звук О, затем Ё, затем, где есть звук О и звук Ё. Запишите слова, обозначающие название этих предметов в тетрадь, разберите эти слова графически, зелёной пастой (1 ученик выполняет задание у доски).

6)Дифференциация звуков в предложениях.

Спишите предложения. Вместо точек вставьте пропущенную букву О, Ё.

Лош…дь вез…т дрова. П…вар нес…т пирог. Л…дка плыв…т по реке. Пч…лка делает м…д.

Анализ предложений.

- Прочесть предложение. Почему в слове ВЕЗЁТ после буквы В надо писать букву Ё?

- Почему в слове НЕСЁТ, после Н нужно писать Е?

- Почему ПО РЕКЕ нужно писать раздельно?

- Почему в слове МЁД на конце нужно писать букву Д?

Логопедическая физминутка.

7) Дифференциация звуков в связной речи.

Незнайка прислал конверты с деформированным текстом. Ему нужно составить рассказ «Ёжик», правильно расположив полоски с предложениями и ещё вставить пропущенные буквы в некоторых словах. Незнайке очень трудно, поможем ему составить рассказ.

Ёжик.

Ал…ша был в лесу. Он н…с грибы. На тр…пинке он увидел ежа. Ёжик бежал к ёлке. Алёша не тронул ежа.

Прочтите рассказ. Объясните, почему вы встасили букву О в слове ТРОПИНКА.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №4









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.