|
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ С-З.Цели: 1. Умение различать согласные С. 3 в устной и письменной речи. 2. Развитие фонематического восприятия. 3. Развитие и совершенствование грамматического строя. 4. Развитие связной речи. 5. Развитие, мышления, памяти, внимания. Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, картинки: занавеска, зебра, слон, стакан, слива, арбузы, капуста, гнездо; карточка с текстом сказки «Свинья в гостях»; таблица с кроссвордом. Ход занятия. I. Организационный момент. II. Повторение пройденного материала. С какими буквами и звуками вы работали на прошлом занятии? Характеристика звуков. - Каковы артикуляции этих звуков, в чем их сходство и различие? - На что похожи буквы С, 3? - Придумайте слова с этими звуками. III. Закрепление материала. 1. Дифференциация согласных С, 3 в слогах. а) Образуйте слоги. Прочитайте их. б) Прочитайте, запомните и запишите слоговые ряды в той же последовательности. (Даётся время на прочтение слогов одной цепочки, затем слоговой ряд закрывается). са-за-за за-са-са са-за-са-за зю-сю-зю-сю ся-зя-зя зя-ся-ся си-зи-си-зи зу-су-зу-су 2. Дифференциация согласных С, З в словах. а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи. Слова: стакан, закон, зубы, слух, смех, звонкий, студеный, зима, поднос, сметана, козел, мазь, гуси, корзинка, магазин, звезды б) Разгадывание кроссворда. Отгадайте слово по первым буквам названий. Заяц Ваза Ёлка Замок Дятел Очки Часы Кубик Аквариум. (Звёздочка). в) Работа с картинками. Рассмотрите картинки. Назовите их. Сделайте схему этих слов. Надпишите буквы З,С. Запишите слова, разделите на слоги (занавеска, зебра, слон, стакан, слива, арбузы, капуста, гнездо). г) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в два столбика разными пастами, У косого нет берлоги, Спереди пятачок Не нужна ему нора Сзади - крючок, От врагов спасают нога, Посредине спинка, А от голода нора (ЗАЯЦ) А на ней щетинка. (СВИНЬЯ) Гуляю я и в дождь и в зной. На сучках висят шары Характер у меня такой. (ЗОНТ) Посинели от жары. (СЛИВЫ) Белый камень во рту тает. (САХАР) Что видно только ночью? (ЗВЁЗДЫ) Светит, сверкает, Хоть сама – и снег, и лёд, Всех согревает. (СОЛНЦЕ) А уходит – слёзы льёт. (ЗИМА) Прочтите слова первого столбика и второго. 3. Дифференциация согласных С, З в предложениях. Составить предложения из данных слов. За, собака, забором, залаяла. Зубы, разболелись, Сони, сильно. За, собака, гналась, зайцем. Взяла, зайца, собака, след. В, стог, змея, сена, уползла. Звонко, запел, саду, соловей. На, сверкала, кустах, росла. Анализ предложений: найти главные члены предложения. 4. Дифференциация С-З в текстах. Прослушайте сказку Г.Юдина «Свинья в гостях». Определите, какой из звуков из звуков С-З чаще встречается в тексте. «Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках. Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свёкла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе – сосисок нажарила с салом. Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, всё сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела её вместе с сиренью. Потом улеглась на скатерть и говорит: «Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь». «Совести у тебя нет, - рассердилась собака – свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся, отсюда!» И с тех пор собака на свинью сердита». Вопросы: Каким звуком насыщен текст? Кого пригласила в гости собака? Как приготовилась собака к приходу гостьи? Как вела себя свинья в гостях? Почему рассердилась собака? Перескажите содержание этой сказки. IV. Итог занятия. - Чему научились на занятии? ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 33 ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Б, П. Цели: 1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Б, П в устной и письменной речи; 2. Развитие фонематического восприятия. 3. Развитие и совершенствование грамматического строя. 4. Развитие связной речи. 5. Развитие памяти, мышления, внимания. Оборудование: таблица для мнемонического приема, слоговая таблица, пакетики с деформированным текстом, фигурки Буратино иМальвины из пенопласта или картона. Ход занятия I. Организационный момент. II. Повторение пройденного материала. С какими звуками и буквами работали на прошлом занятии? Проведем игру «Кто больше?». Победит тот, кто больше придумает слов III. Знакомство с новой темой. 1. Отгадайте загадку. Выделение первых звуков из слов-отгадок. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел (БАБОЧКА) Встает на заре. Пост во дворе. На голове гребешок Кто же это? (ПЕТУШОК). Итак, какие это звуки? 2. Уточнение артикуляции звуков, установление их сходства и различия, 3. Сопоставление звуков с их графическимизображением. Мнемонический прием.
Буква Б с большим брюшком Букву П а спортивном, зале В кепке с длинным козырьком! Перекладиной назвали. Ну-ка, милый, не ленись. Подойди, да подтянись. 4. Дифференциация Б-П. а) в слогах 1) Работа со слоговой таблицей. Прочитайте слоги парами, скажите, какими звуками отлагаются эти пары слогов: БА-ПА ПА-БА БЯ-ПЯ БИ-ПИ БО-ПО ПО-БО БЕ-ПЕ ПЯ-БЯ БЫ-ПЫ ПЫ-БЫ ПИ-БИ ПЮ-БЮ 2) Прослушйте ряды слогов, запомните, повторите в той же последовательности: ПА-БА-ПА ПУ-БУ-ПУ ПА-БА-ПА-БА БА-ПА-БА БУ-ПУ-БУ БА-ПА-БА-ПА 3) Образуйте слоги:
4) Запись слогов в тетрадь: пя, бо, аб, ал, уб, пю, бю, баб, паб Прочтите записанные слоги. б) Дифференциация звуков в словах. 1) Отхлопывание количества слогов в словах: БУТОН, ПАКЕТ, ПРЫГАТЬ БЕГАТЬ ПОЛЗАТЬ, БРЕВНО, ЛОПАТА, БАРАБАН, САПОГИ. 2) Прослушайте слова, определите в них наличие и место звука Б или П. Образец: а) в слове ПАЛКА - звук П находится в начале слова. б) в слове ЗАБОР - звук Б, он находитсяв середине слова. а) ПОЛ, БЫК, ПЫЛЬ, БАЛКА, БЛУЗКА, ПЛАКАТ. б) ЗАБОР, РАБОТА, САПОГИ, ГРИБЫ, ЛОПАТА, РЫБАКИ. 3) «Веселые звуки». «Б» сказала: Лес пилить Слушай «А», Пустились вилы, Побежим искать слова! Обратившиеся в ПИЛЫ, Смотрят - бочка, Буквы бочку В дом войти. Покатили по песочку. Боится вол: Бочка сделалась легка, Подо мной Унеслась под облака (БАБОЧКА) Прогнется ПОЛ. У подъезда клубы, пара Едут с бала лайки А за ними гончих пара, В лапах БАЛАЛАЙКИ, 4) Измсните слова так. чтобы после согласных Б, П появился гласный. Подчеркните последний слог. Образец: ГРИБ – ГРИБЫ. (Обратить внимание на то, как произносится и пишется звонкий согласный звук в конце слова. Вспомните правило.) ЧУБ - ДУБ - КРАБ - ЛУБ- СУП - ТУЛУП - ЯСТРЕБ - ХЛЕБ - БОБ - в) Дифференциация Б-П в предложениях. 1) Закончите предложения, вставив нужные по смысллу слова: палка - балка Старушка опирается на... словарная работа Крыша опирается на … бочка - почка Листья появились из... Капусту вытащили из … Забыть - запить Ссору надо … Лекарство надо... Блещут – плещут В синем небе звезды … В синем небе волны... Прочтите предложения. Анализ 1, 2 предложений: найти главные члены в предложениях. Логопедическая физминутка. г) Дифференциация Б-П в связной речи. Сегодня у нас гости. (Логопед показывает фигурки Мальвины и Буратино). Кто это? Герои какой сказки? Кто автор этой сказки? Чему учила Мальвина Буратино? Вот и сегодня Мальвина дала Буратино задание, но он не может с ним справиться и обращается к вам за помощью. Откройте пакетики. Вы увидите полоски с текстом. Вы должны правильно расположить эти полоски, чтобы получился рассказ. А потом озаглавите этот рассказ, Приступайте к заданию. Прочтите рассказ. Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя. Вокруг дома дети посадили много цветов. Мы очень любим наш дом. Как озаглавите рассказ? Итак, помогли ли вы Буратино? IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №34 Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Б-П Цели: 1. Закрепить у учащихся умение различать согласные В-Пв устной и письменной речи; 2. Развитие фонематического восприятия; 3. Развитие и совершенствование грамматического строя; 4. Развитие связной речи; 5. Развитие памяти, внимания, мышления. Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, звуковые часы, перфокарты. Ход занятия. I. Организационный момент. II. Повторение пройденного материала. С какими согласными работали напрошлом занятии? В чем сходство и различие артикуляции этих звуков? Назовите звонкий согласный. Назовите глухой согласный. III. Закрепление пройденного материала. 1. Дифференциация звуков в слогах: слоговые ряды. а) Прочитайте, запомните и повторите слоговые ряда. (Учащиеся читают слоги, затем постепенно ряд за рядом слога закрываются.Дети воспроизводятслоговой ряд по памяти. Логопед обращает внимание детей на четкое произношение звонких и глухих согласных). ПО-БО-ПО ПО-БО-БО-ПО БИ-ПИ-БИ ПИ-БИ-БИ-ПИ ПЯ-БЯ-ПЯ БУ-ПУ-ПУ-БУ БЕ-ПЕ-БЕ БЕ-ПЕ-ПЕ-БЕ б) Записать слоги в две строчки: в первую - с буквой Б; во вторую - с буквой П. БА, ПА, ПУ БЕ, ПЮ БЮ, БЫ, БЕ, ПЕ, ПЯ. Прочтете слоги, записанные в первой строчке, во второй, 2. Дифференциация звуков П-Б в словах. а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи. БОК, ПОЛ, СУП, ЗУБ, ЗАБОР, БЕЛКА, ТАПОЧКИ, БОЛЬШОЙ, ХЛОПОК, БЛУЗКА, ТАПОЧКИ, ПАЛЬТО, БАНТИК, ТОПОР, БЕЖАТЬ, БОРОТЬСЯ, ПЛАКАТЬ, ПЛЫТЬ, БЕГАТЬ, БЕСПОКОИТЬ. б) Работа со «звуковыми часами». Найдите самые короткие слова н поставьте на них стрелки. ДУБ ПОЛ Найдите двусложные слова: БОЧКА, ПАЛКА. Найдите самые длинные слова: БАБОЧКА, САПОГИ. А теперь назовите слова, в состав которых входит согласная П, а затем Б. в) Графический разбор слов-отгадок. Наткёт, наплетёт, - Домовитая хозяйка Сядет и добычи ждет, (ПАУК). Пролетает над лужайкой Похлопочет над цветком Не заботясь о погоде, Он поделится медком. (ПЧЕЛА). В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Он охотно пыль вдыхает, Май сережки дарит ей. (БЕРЕЗКА). Не болеет, но чихает, (ПЫЛЕСОС). Тридцать три родных сестрички Писаных красавицы На одной живут страничке. А повсюду славятся. (БУКВЫ). 3. Дифференциация П-Б в предложениях. а) Вставьте в слова пропущенные буквы. Выделенные слова разделите на слоги. Мама сварила вкусный су... У...ори...олит зу... Он не сможет есть горячий су.. ...уря...свалила телеграфный стол.... У дома намело...ольшой сугро... Кра... живет в море. На опушке рос развесистый ду... Прочтите предложения, объясните правописание Б, П в конце слов. б) Прочитайте слова. Составьте с этими словами предложения. Запишите их. БАБОЧКА, ПОЛЯНКЕ, НАД, ПОРХАТЬ, БЕЛАЯ. ТРОПИНКА, ШАГАЛ, ПУТНИК, БЫСТРО, ПО. БАБУШКА, ПОДАРИТЬ, БРЮКИ, НОВЫЕ. ПАША. ПАША, ПОБЛАГОДАРИТЬ, БАБУШКА, ПОДАРОК, ЗА. Прочтите предложения. Подсчитайте количество букв П, Б, определите каких букв больше. Логопедическая физминутка. 4. Дифференциация П, Б в связной речи. Работа с перфокартами. Вставьте пропущенные буквы. Была бы охота -...удет ладиться ра..ота. Без дела жить - только не...о ко…тить. ...равду как ни прячь - наружу выйдет. В молодости не учился - жизнь...отерял. Переливать из...устого в порожнее. Пишут не …ером, а умом. Прочтите пословицы, объясните их значение. IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №35 Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Д - Т. Цели: 1. Умение различать согласные Д - Т в устной и письменной речи; 2. Развитие фонематического восприятия; 3. Развитие и совершенствование грамматического строя; 4. Развитие связной речи; 5. Развитие памяти, внимания, мышления. Оборудование: таблицы для мнемонического приема, слоговая таблица, карточки с текстом сказки «Доброе слово», таблица со словами-перевертышами, таблица с ребусами, картинки: труба, дрова. Ход занятия. I. Организационный момент. II. Повторение пройденного материала. Какие звуки и буквы учились различать на прошлом занятии? Назовите звонкий согласный. Придумайте слова с этим звуком. Назовите глухой согласный. Придумайте слова этим звуком. III. Знакомство с новым материалом. 1. Выделение звуков из слов по предметным картинкам. (В начальной позиции). Картинки: труба, дрова. 2. Уточнение артикуляции звуков, установление сходства, различия (внимание на кинестетические ощущения.) 3. Характеристики звуков (согласные, глухой, звонкий). 4. Сопоставление звуков с их графическим изображением. Вот стоит дымок пуская. Отвечайте, кто знаток: Буква Д- труба печная. Это что за молоток? 5. Дифференциация Д-Т в слогах. а) Прочитайте слоги на таблице, записанные парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов? ДА-ТА ТА-ДА ДЯ-ТЯ ТА-ДЯ ДЯ-ТЯ ДО-ТО ТО-ДО ДЁ-ТЁ ТЁ-ДЁ ТЕ-ДЕ ДУ-ТУ ТУ-ДЫ ДЮ-ТЮ ТЮ-ДЮ ДЁ-ТЁ ДЫ-ТЫ ТЫ-ДЫ ДИ-ТИ ТИ-ДИ ТЮ-ДЮ б) Прослушайте слога, запишите их вдве строчки: в первую строчку слоги с глухимсогласным, во вторую - со звонким: ТА, ДЯ, ТО, ДО, ТО, ТЫ, ДО, ТЯ, ТЕ, ДЕ, ДУ, ТЮ, ДЮ, ТЛА, ДЛА ТЛО, ДЛИ, ТРУ, ДРУ, ТИ, ДИ, ТЛИ. Прочесть слоги, записанные в первую строку, слога, записанные во вторую строку. в) Прослушайте, запомните ряды слогов, повторите в той же последовательности: ТА-ДА-ТА ТУ-ДУ-ТУ ТА-ДА-ТА-ДА ДА-ТА-ДА ДУ-ТУ-ДУ ДА-ТА-ДА-ТА 6. Дифференциация Д-Т в словах. а) Прослушайте слова, назовите какой звук Д, Т: 1) Стоит в начале слова. 2) Стоит в середине. Образец ответа: 1) в слове ДЫМ - звук Д. 2) в слове ПЕТУХ - звук Т. 1) ДОМ, ДЫМ, ТАМ, ТЁМНЫЙ, ДОЛЯ, ТИХО, ТУФЛИ. 2) ПЕТУХ, ВЕТКА, ВЁДРА, ВЕТЕР, ПОГОДА, ПОБЕДА, ПОСУДА. б) Работа со словами-перевертышами. Прочтите слова, записанные на таблице: ТОТ, ТУТ, ДЕД, ДОХОД ДОМ, МОД А теперь прочтите эти слова справа налево. Что получилось? в) Разгадывание ребусов. Разгадайте ребусы, изображенные на таблице.
г) Запишите слова в два столбика разными пастами. ТАРЕЛКА, БИДОН, ПОДРУГА, РАБОТА, ПАЛЬТО, ПУТНИК, РАДИО, ЗАВОДЫ, ТАПОЧКИ, ТЫКВА. Прочтите слова, которые записали в первый столбик, во второй. д) Доскажите словечко: У меня знакомых тьма. Я антоним шума, стука, Не могу их счесть сама. Без меня вам ночью мука. Потому что кто пройдет, Я для отдыха, для сна, Тот и ручку, мне пожмет. Называюсь... (ТИШИНА). Людям рада я, поверь, Я - приветливая... (ДВЕРЬ). Быть должны всегда в порядке Ежик вырос в десять раз, Твои школьные... (ТЕТРАДКИ). Получился... (ДИКОБРАЗ). В лесу под щебет, звон и свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись... (ДЯТЕЛ). 7. Дифференциация Д-Т в предложениях. а) Выписать из предложений словосочетания с буквами Д, Т. Подчеркнуть буквы. Д – одной чертой, Т – двумя. Образец: Весь день дует холодный ветер. ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР. СОЛНЦЕ СВЕТИТ ТУСКЛО. ЧАСТО ИДУТ ХОЛОДНЫЕ ДОЖДИ. ПТИЦЫ УЛЕТЕЛИ В ТЕПЛЫЕ СТРАНЫ. ДНИ СТАЛИ КОРОТКИЕ. УЧЕНИКИ ПИСАЛИ ТРУДНЫЙ ДИКТАНТ. ХОЛОДНЫЙ ДУШ ПОЛЕЗЕН. У ПРУДА СТОЯЛА СТАРЕНЬКАЯ ДАЧКА. Прочтите выписанные словосочетания. б) Вставьте в предложения пропущенный предлог ОТ или ДО. Как будете писать предлоги? Лодка отплыла... берега. ... деревни было недалеко. Дима помог маме...нести сумку... дома. Поезд отошел... станции. Малыш добрался... верхней ступени. – Прочтите предложения. 8. Дифференциация Д-Т в связной речи. Прослушайте сказку «Доброе дело», а потом скажете, каких звуков встретилось в сказке больше? Доброе дело. Нечем заняться медведю, вот он и бродит целым и днями по лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат. И-Эх! Мне бы дело какое-нибудь. Мне бы чего-нибудь полезное. сделать. Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле. «Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо себе сделает» - размышлял медведь. Но никто не собирался там жить. Тогда медведь натаскал травы и напихал её в дупло, где жил дятел. «Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть. Сидит медведь под дубом, скучает, а мимо него деревенский Димка топает. «Ты чего такой грустный, дедушка медведь?» - Да делать мне нечего, вот и грустный. - бурчит медведь. «А ты можешь дудочку сделать?» «Дудочку? А чего ее делать-то?» - оживился медведь и раз-два! - сделал Димке дудочку. «Вот это да!» - обрадовался Дима. А моей сестренке Даше сделаешь?» «Да, я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю, - заторопился медведь.- Наконец-то для меня доброе дело нашлось». Каких звуков больше встретилось в тексте Д или Т? - Почему медведь скучал? - Какое дело полезное решил сделать медведь? - Понадобились ли дырки, сделанные медведем, зверям? -Как решил медведь порадовать дятла? - Почему дятел рассердился на медведя? - Какое доброе дело сделал медведь? А теперь прочтите эту сказку по ролям. Читать нужно бегло, правильной выразительно. IV. Итог занятия. Что больше всего понравилось на занятии?
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №36 Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Д - Т. Цели: 1. Закрепить у учащихся умение различать согласные Д - Т в устной и письменной речи; 2. Развитие фонематического восприятия; 3. Развитие и совершенствование грамматического строя; 4. Развитие связной речи; Оборудование: сигнальные карточки, магмлофонная запись, перфокарты, картинки: карандаш, молоток, ведро, топор, лопата, удочка, парта, ягоды, дубы. Ход занятия. I. Организационный момент. II. Повторение пройденного материала. Какие согласные вы учились различать на прошлом занятии? В чем сходство и различие артикуляции этих звуков? Игра «Буква потерялась». На доске записаны слова, в которых потерялась буква. Вы должны вставить букву и прочитать слово. СА… КА…ОК О…ПУСК АИС… …ЕРЕВО …ЫНИ СА…ОВНИК …ИВАН КУС…Ы НИ…КИ КИС…И Ссгодня продолжим работу над различением этих согласных Д-Т. III. Закрепление пройденного материала. 1. Дифференциация звуков в слогах. а) Прочитайте звукосочетания, запишите только согласный. АДА, АТА, ОДА, ОТА, УТУ, ИДУ, УДУ, ИДИ, ИТИ, УДЮ, УДИ, УТИ. Сколько выписали букв Т, Д. каких букв больше, на сколько? 2. Дифференциация звуков в словах. а) Работа с сигнальными карточками, по магнитофонной записи. ДЫНИ, ВЕДРО, ТУЧА, ПОДУЛ, ТРАКТОР, ПОДУШКА, СТУК, НАРЯДНЫЙ, ТУМАН, ВИКА, ОДУВАНЧИК, МЕТЛА, ДРУГОЙ, ТРУДНО, РАДУГА, ПОБЕДА. б) Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом: ДОМ-ТОМ ДОЧКА-ТОЧКА ПЛОДЫ – ПЛОТЫ ДОЧКА - УТОЧКА в) Отгадывание загадок, запись слов отгадок в разные столбики разной пастой. Много рук, а нога одна. (ДЕРЕВО) Дождик теплый и густой Этот дождик но простой. Он пришел, наполнил кадки. Он без туч, без облаков; Поливал усердно грядки. Целый день идти готов (ДУШ) С шумом окна, промывал. На крыльце потанцевал. Побродил по крыше вволю И ушел по лужам в поле. (ДОЖДЬ) Не живая - а идет, Неподвижна - а ведёт. (ДОРОГА) Вот дорос до небес - Я мчусь И исчез (ДЫМ). Держусь за провода, Не заблужусь я Через поле и лесок Никогда. (ТРОЛЛЕЙБУС) Подаётся голосок. Вез рук. без ног/ Он бежит по проводам А в гору лезет. (ТЕСТО) Скажешь здесь - а слышно там. (ТЕЛЕФОН) Над тобою, надо мною Пролетел мешок с водою. Наскочил на дальний лес Прохудился и исчез. (ТУЧА) Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет Семь плугов ташит. (ТРАКТОР) Прочтите слова, записанные а первом столбике, во втором. 3. Дифференциация Т-Д в предложениях. а) Закончите предложения, используякартинки. Даша рисует цветными …(карандашаши). Гвоздизабивают … (молоток). Веду носят...(ведро). Дрова рубят...(топор). Землю копают … (лопата). Рыбу ловят... (удочка). Дети сидят за... (парта). В лесу растут разные... (ягоды). На опушке леса растут.... (дубы). Прочтите предложения. б) Вставьте в предложения пропущенные слова. На реке крепкий …. Москва - большой.... Весной на реке начинается.... По реке плывет пассажирский.... Прочтите предложения, вспомните правило правописания согласных, стоящих в конце вставленных слов. 4. Дифференциация Т-Д в связной речи. Работа с перфокартами. Вставьте пропущенные буквы в слогах пословиц. ...рус своей …ени боится. Труд корми…, а лень пор…ит. Терпение и …руд всё пере...рут. Друзья познаются в бе…е. Дерево дорого пло…ами, а человек делами. Прочтите пословицы, объясните их значение. IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №37 Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В - Ф. Цели: 1. Сформировать у учащихся умение различать согласные В-Ф в устной и письменной речи; 2. Развитие фонематического восприятия; 3. Развитие и совершенствование грамматического строя; 4. Развитие связной речи; 5. Развитие памяти, мышления, внимания. Оборудование: слоговая таблица, таблица для мнемонического приема, картинки: соловей, туфли, флоксы, фиалки, вафли, вишни, фартук, кофейник, сова. ваза, свстофор, варежки, карточки с текстом «Птичка». Ход занятия. I. Организационный момент. II. Повторение пройденного материала. С каким звуками и буквами работали на прошлом занятии? Какие это звуки? (Характеристика). Назовет звонкий согласный. Придумайте с этим звуком слова. Назовите глухой согласный. Придумайте, с ним слова. III. Знакомство с новым материалом. 1. Выделение звуков из начала слои по предметным картинкам. Что изображено на картинке? Выделите 1-й звук из слова. Какой это звук? Аналогичная работа проводится и над вторым звуком. 2. Уточнение артикуляции звуков, установление сходства и различия. Обратить внимание учащихся на кинестетические звуков, ощущения при произнесении. 3. Сопоставление звуков с их графическим изображением. Мнемонический прием.
Палочка Филин в книжку залетев. Рядом две ровные дужки Притворился, буквой Ф. Вот и готовы Очки... длялягушки. 4. Дифференциация В-Ф. 1) Дифференциация В—Ф в слогах. а) Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов?
б) Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога. ВА, ВЫ, ФА, ВО, ВУ, ВЕ, ВА, ФЕ, ВИ, ВЫ, ФЯ, ВЮ, ФЮ. Подсчитайте, каких букв больше. в) Прослушайте, запомните ряды слогов, повторите в той же последовательности: ФА - ВА - ФА ФА - ВА - ВА - ВА ВА - ФА - ВА ВА - ФА - ФА - ВА ФУ - ВУ - ФУ ВУ - ФУ - ВУ - ФУ ВУ - ФУ - ВУ ФУ - ВУ - ФУ - ВУ 2) Дифференциация В-Ф в словах. а) Прослушайте слова. Определите наличие звуков В, Ф: Образец: 1) В слове ВАТА - звук В. 2) В слове ФАКЕЛ - звук Ф. 1) ФОКУС, ВОРОТА, ФАБРИКА, ВОРОТНИК, ФАРТУК, ФЛАГ, ВРАТАРЬ, ФЛЕЙТА (Словарная работа), ВРЕМЯ, ФЛОКСЫ. 2) КОНВЕРТЫ, КОНФЕТЫ, КОФТА, КОВАТЬ, КРОВАТЬ, КОФЕ, САЛФЕТКИ. в) Рассмотрите и назовите картинки, разложите их в три столбика в первый - со звуком В. во второй со звуком Ф, в третий со звуками В, Ф. СОЛОВЕЙ, ТУФЛИ, ФЛОКСЫ, ФИАЛКИ, ВАФЛИ, ВИШНИ, ФАРТУК, КОФЕЙНИК, СОВА, ВАЗА, СВЕТОФОР. Назовите картинки, расположенные в1, 2, 3 столбиках. г) «Доскажите словечко». Как зовут меня, скажи Из меня посуду Скромный полевой цветок Нежно-беллую и Синеглазый... (ВАСИЛЕК) Звонкую . Обжигают с древних пор Грязнулю всегда Называюсь я... (ФАРФОР). Выручает …(ВОДА). День рождения у меня - Праздник, праздник у ворот. Подарили мне коня, Кто встречать его пойдет? Замечательный какой! Я и верный мой дружок Голубой-преголубой. Красный маленький... (ФЛАЖОК). Ездить нужно осторожно, За рога держать можно, Жаль вот только - гривы нет... Что за конь? (ВЕЛОСИПЕД). 3) Дифференциация В-Ф в предложениях. а) Выпишите из предложения словосочетания с буквами Ф В. Мы ехали на дачу в первом вагоне. На Даче мы ели свежие фрукты. Фокусник показывает забавные фокусы. Сегодня влажный воздух. Мы пили чай с фруктовыми конфетами. Дует северный ветер. На ёлку ребята повесили разноцветные флажки. Посчитайте выписанные словосочетания. б) Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их, подчеркните буквы В, Ф разными карандашами. Вопросы: Где изготовляют конфеты? Куда наливают воду туристы? Что вывешивают на домах в праздник? Чем покрыты дороге в городе? Что открывают зимой для проветривания комнат. Слоговой анализ слова. Прочтите предложения. Логопедическая физминутка 4) Дифференциация В-Ф в связной речи. Прочтите текст рассказа «Птичка». Подсчитайте количество букв В, Ф. Определите, каких букв больше. Ответьте на вопросы: 1) Кто постучался в окно к детям? 2) Где прожила птичка всю зиму? 3) Когда Ваня выпустил птичку на волю? Перескажите содержание рассказа. IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №38 ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|