|
Доход как экономическая категория
Доход как экономическая категория характеризует поступления в организацию денежных средств от всех видов деятельности (продажи продукции, реализации имущества, управление капиталом и от внереализационных операций). Основная часть дохода – это выручка от реализации продукции, работ и услуг. К доходам также относятся доходы от управления капиталом: дивиденды, арендный и лизинговый доход. Если организация передает в качестве вклада в уставный фонд другого субъекта хозяйствования часть своих активов, то получает доход в виде дивидендов. Если имущество организации передано в аренду или лизинг, то доходом является арендный или лизинговый платеж. Если организация имеет патент и сдает его во временное пользование другой организации, то получает также доход. Если временно свободные денежные средства положены на депозитный счет в банке, то доходом являются поступления по краткосрочным финансовым вложениям. К понятию дохода относится также выручка от реализации имущества. Но особенность средств, полученных от продажи основного и оборотного капитала, состоит в том, что это источник финансирования их простого воспроизводства. Полученные деньги должны быть использованы по прямому назначению. То же самое относится к продаже патента как процедуре реализации составной части нематериальных активов. Доход организация может получать и от внереализационных мероприятий, таких, как взимание штрафов или возмещение ущерба. Таким образом, доход, как экономическая категория, позволяет выделить следующие его виды: – доход как выручка от реализации продукции, работ, услуг; – доход от управления капиталом; – доход от реализации имущества; – доход от внереализационных операций. Каждый показатель дохода можно рассматривать как валовой или чистый доход. Валовой доход – это сумма полученных средств в организации за проданную продукцию, оказанные услуги, выполненную работу, за пользование активами. В валовом доходе есть использованный прошлый труд, который нуждается в возмещении. Это стоимость сырья, материалов, покупных изделий, амортизационных отчислений с основных средств и нематериальных активов. Валовой доход за вычетом стоимости оплаченного прошлого труда представляет собой чистый доход. Чистый доход – это вновь созданная стоимость, которая состоит из: – средств, направляемых на оплату живого труда; – прибыль; – денежных средств, выплачиваемых в виде различных налогов и отчислений в соответствии с действующим законодательством. В зарубежной практике в фирмах рассчитывается предельный доход. Предельный доход (Дпр) - это приращение общего дохода за счет увеличения количества произведенной и проданной одной дополнительной единицы продукции. Он определяется по формуле
где ΔДв – прирост валового дохода, тыс. руб.; ΔО – прирост объема выпуска продукции, шт.; – валовой доход, соответственно при производстве предыдущего и последующего объемов выпуска продукции, тыс. руб.; Оi и Оi+1 – объем выпуска, соответственно предыдущий и последующий, шт. Предельный доход позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции, а в сочетании с показателем предельных издержек служит стоимостным ориентиром возможностей расширения производства. Приведем расчет валового и предельного дохода на основе данных табл. 8.4. Таблица 9.1 – Расчет валового и предельного дохода
Каждая дополнительно проданная единица продукции добавляет к валовому доходу постоянную величину 100 тыс. руб., равную цене изделия. Такое положение характерно для тех условий, когда цена продукции не изменяется. Если же цена меняется, то и предельный доход не является постояннойвеличиной. Когда предельные затраты приближаются к предельному доходу, объем производства является оптимальным. Таким образом, валовой доход предприятия зависит от уровня цены и объема продаж. Увеличивается объем продаж и возрастает валовой доход. Изменение цены изделия также приводит к изменению валового дохода. Его увеличение или снижение зависит от ценовой эластичности спроса. При эластичном спросе снижение цены приводит к росту валового дохода, при неэластичном – к его уменьшению.
9.2. Производственная программа: содержание, Измерители и показатели
Производственная программа организации – это план производства и реализации продукции по номенклатуре и ассортименту в натуральном и стоимостном выражении. Разработка производственной программы начинается с определения номенклатуры и ассортимента. Номенклатура – это укрупненный перечень наименований продукции, выпускаемой организацией; а ассортимент – ее состав по видам, сортам в заданном количестве. По каждой номенклатурной и ассортиментной позиции указывается объем выпуска в натуральном выражении. В каждой отрасли производства выделяют группы и подгруппы выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Перечень всех товаров сферы материального производства представлен в «Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности» с классификационным шифром. Например, шифр 15810 означает «производство хлеба и хлебобулочных изделий», а 15820 – «производство сухарей, печенья», 15940 – «производство фруктовых вин». Услуги также классифицируются по группам и подгруппам. Так, транспортные услуги подразделяются на железнодорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие перевозки. Номенклатурный или ассортиментный план составляется на основе Госзаказа и заключенных договоров (контрактов). Госзаказ выдается на поставку некоторых видов продукции, необходимых для решения общегосударственных и социальных задач и выполнение научно-технических программ. Госзаказ размещается на конкурсной основе. Остальной объем продукции формируется на основе заключения договоров между предприятием-изготовителем и потребителем. В договоре указываются сроки поставки, объем и требования к качеству. Плановый выпуск в натуральном выражении является основой для определения объемов по стоимости: валовая, товарная, реализуемая продукция, чистая, условно-чистая. Валовая продукция (ВП) – характеризует общий объем произведенной продукции, независимо от степени ее готовности. В ее состав включаются: товарная продукция (ТП), изменение остатков незавершенного производства. Объем валовой продукции (ВП) определяется по формуле ВП=ТП – Ннг – Нкг, где Ннг, Нкг – остатки незавершенного производства на начало и конец планового периода; Товарная продукция (ТП) – это продукция, изготовление которой полностью закончено на данном предприятии и она подготовлена для отправки потребителю. В ее состав входят готовая продукция, полуфабрикаты, предназначенные для поставки потребителю, производственные услуги вспомогательных цехов сторонним организациям и прочие работы. Объем товарной продукции (ТП) определяется по формуле ТП = , где Оi – объем выпуска i-ой продукции в натуральном выражении, т, шт.; Цi – действующая отпускная цена i-го изделия, руб.; У – объем работ и услуг производственного характера, руб.; n – номенклатура выпускаемой продукции. На предприятиях с небольшой длительностью производственного цикла незавершенное производство поддерживается на постоянном уровне. Поэтому показатели валовой и товарной продукции в большинстве организаций пищевой промышленности равны. В организациях с большой длительностью производственного цикла (например, производство пива) эти показатели различаются. Обобщающим показателем производственной программы организации является реализованная продукция (РП) или выручка от реализации продукции, работ, услуг. Этот термин применяется в отечественной практике, а в мировой практике – объем продаж. Реализуемая продукция (РП) – это продукция, которая поступила из стадии производства в стадию потребления, т.е. которая приобретена потребителями. Объем реализуемой продукции (РП) определяется как: РП = ТП + Гнг – Гкг + Онг – Окг, где Гнг, Гкг – остатки готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода, руб.; Онг, Окг – остатки готовой продукции, отгруженной, но не оплаченной потребителем, на начало и конец планируемого периода, руб. Следует отметить, что приобретенная продукция в организации считается по факту отгрузки ее потребителю или факту оплаты продукции потребителем. Порядок признания реализации указывается в документе, который называется «учетная политика организации», разрабатываемого в организации. Показатели валовой, товарной и реализуемой продукции не в полной мере характеризуют конечный результат деятельности предприятия. Обусловлено это включением материальных затрат в объем производства. Вклад предприятия в производство продукции отражает показатель вновь созданной стоимости (добавленной стоимости), в котором не учитывается стоимость овеществленного труда. Этот показатель целесообразно определять на основе товарной или реализованной продукции по формулам: ДС = ТП – МЗ, или ДС = РП – МЗ′, где ДС – вновь созданная (добавленная) стоимость, руб.; МЗ, МЗ′ – материальные затраты соответственно включенные в себестоимость товарной или реализованной продукции, руб. Данный показатель отражает вновь созданную стоимость и должен использоваться в организации для анализа производительности труда. В международной практике применяется понятие чистой продукции и условно-чистой продукции. Чистая продукция (ЧП) – это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входит оплата труда, отчисления в бюджет и социальные фонды, прибыль. В состав чистой продукции не входит стоимость сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационных отчислений, созданных на других предприятиях. Она рассчитывается по формуле ЧП = РП – МЗ – АО, где АО – амортизационные отчисления, руб. Условно-чистая продукция (УЧП) – это вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений: УЧП = РП – МЗ. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|