Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.





 

Социально-гуманитарные науки являются социально-культурным феноменом, изменяются вместе с обществом. Они являются культурным феноменом в силу следующих обстоятельств: обществоведение создано человеком, как и любой другой продукт; оно возникло из общественных потребностей; оно взаимодействует со всеми другими сферами общества; оно организовано на базе определенных принципов и моральных норм.

Социально-гуманитарные науки необходимы для разработки стратегии развития общества, для понимания человеком своего места в социальной среде. Общество, прежде всего, власть заинтересована в их развитии для выработки программ действия. Социальная политика всегда нуждается в социальной науке, так как первая – лишь «излагает определенные идеалы», а вторая – «мысленно упорядочивает факты и предлагает варианты действий» (М. Вебер). Власть разрабатывает для науки социальный заказ, финансирует исследования, поддерживает ученых. В ряде случаев власть может противодействовать определенным исследованиям. В данной ситуации важную роль играют этические нормы поведения ученого-гуманитария. Он должен, прежде всего, служить истине, а не интересам каких-то людей, находящихся у власти.

Социально-гуманитарные науки развиваются в настоящее время по следующим основным направлениям:

сближение с естественно-математическими науками;

сближение парадигм социально-гуманитарных наук;

появление новых методологий;

увеличение роли социально-гуманитарных наук в управлении обществом;

усиление значимости герменевтики;

внедрение в социально-гуманитарные науки синергетики;

формирование нелинейного мышления ученого-гуманитария;

увеличение роли субъекта в социально-гуманитарные науки;

теоретизация социально-гуманитарные науки;

математизация, компьютеризация социально-гуманитарных наук;

усиление практической функции социально-гуманитарных наук.

В перспективе социально-гуманитарные науки ожидает воссоединение с естественно-математическими науками, разработка четкой классификации социально-гуманитарных наук, занятие центральной роли в системе наук. Это обусловлено тем, современное естествознание гуманизуетсяи гуманитаризуется (в него включается человек), а современное обществознание – математизитуется и компьютеризуется (в него проникают методы естественных наук).

Социально-гуманитарные науки играют важную роль в процессе трансформаций общества. Они способствуют разработке программ реформирования современного общества. Каждая наука разрабатывают свою важнейшую теорию:

экономика – теорию социально-ориентированного рыночного общества,

социология – теорию постиндустриального, солидарного общества,

политология – теорию демократического общества

культурология – теорию конвергенции культур,

история – теорию цивилизаций,

филология – теорию интеграции языков,

психология – теорию поведения человека,

педагогика – теорию личностно-ориентированного обучения.

Социально-гуманитарные науки участвуют в проведении экспертиз социальных проектов. Они определяют насколько планы властей:соответствуют современной науке и этическим нормам, учитывают гуманистические аспекты развития общества.

Главная черта современных социально-гуманитарных наук – стремление построить совместно с естественно-математическими науками общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюционизма, которые обуславливают рассмотрение неживой, живой и социально-организованной материи как единого универсального эволюционного процесса. Роль социально-гуманитарных наук в развитии современного общества постоянно возрастает, так как они становятся компонентом НТР, определяют основные направления развития общества и человека в будущем.

В свое целеполагающей деятельности человек всегда стремился постичь будущее. Особенно обострился интерес к будущему в современную эпоху в связи со становлением информационно-компьютерного общества, в связи с теми глобальными проблемами, которые ставят под вопрос само существование человечества. Обострение этого интереса привело к настоящему футурологическому взрыву. Философы, социологи, экономисты, историки пытаются охватить будущее во всем его широком диапазоне.

Нередко научное предвидение связывают с «опережающим отражением действительности», открытым в свое время одним из крупнейших физиологов 20 в. П.К.Анохиным. Между тем, у Анохина речь идет об «опережающем возбуждении», присущем всему биологическому миру. Попытка прямого выведения из этого свойства способности человека и общества в целом к прогнозированию представляет собой наглядный пример упрощающей редукции социального к биологическому. Живой организм способен «предвидеть» результат развертывания такой цепочки событий, которая реализовалась уже неоднократно, например, дерево, предвидя наступление морозов, сбрасывает листья. Человек же в процессе предвидения имеет дело не только с объектами, которые не существуют или не наблюдаемы в данный момент, но и с такими, с которыми он вообще никогда не сталкивался. Научное предвидение, т.о., есть вероятностное знание. Степень его достоверности зависит от ряда факторов.

Во-первых, степень достоверности прогностического знания зависит от того, какое будущее подвергается предвидению – непосредственное (отдаленное от нас 20-30 годами), обозримое (охватывающее собой большую часть следующего столетия) или отдаленное (за указанными пределами). В первом случае возможны весьма достоверные прогнозы, во втором – преобладают знания правдоподобные, основанные на весьма неполной индукции, в третьем – мы имеем дело с сугубо гипотетическими предположениями.

Во-вторых, степень достоверности предвидения зависит от того, насколько оно обоснованно знанием соответствующих закономерностей. При этом надежность прогноза тем меньше, чем больше приходится прибегать к гипотезам о законах вместо самих законов.

В-третьих, степень достоверности предвидения зависит от того, насколько оно системно, насколько оно учитывает всю сложность прогнозируемого состояния общества или отдельного его компонента.

Все эти детерминанты достоверности социального прогноза должны учитываться сегодня при решении вопроса о перспективах современной цивилизации.

В целом социально-гуманитарные науки могут играть значительную роль в преобразовании общества. Так, немецкое послевоенное «чудо» следствие применения идей немецких экономистов, японское послевоенное «чудо» — следствие реализации проекта японских социологов. Идеи английского социолога Гидденса и немцкого философа Хабермаса подготовили политику новых лейбористов в Англии и Шредера в Германии. В «обществах знания» экспертные оценки ученых должны предсказывать риски и пути их уменьшения. В этом состоит значение основополагающих социальных исследований. Для предотвращения техногенных, политических и других рисков социальные инновации должны действовать технологическим, политическим и пр. инструментами.

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.