Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Создание григорианского календаря и его распространение в Европе.





Создатель – Луиджи Лилио. Календарь утвержден папской буллой 24 февраля 1582 года.

Основной причиной для введения новой системы летоисчисления стало перемещение дня весеннего равноденствия, в зависимости от которого определялась дата празднования христианской Пасхи. Из-за расхождений между юлианским и тропическим календарем (тропический год – это отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года), день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты. В момент введения юлианского календаря, он приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку, разница между тропическим и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате, день весеннего равноденствия приходился уже не на 21, а на 11 марта.

Главным недостатком юлианского календаря является его недостаточная точность по отношению к тропическому календарю. В юлианском календаре, високосными считаются все годы, которые делятся на 100 без остатка. В результате с каждым годом разница с тропическим календарем возрастает. Примерно через каждые полтора столетия она увеличивается на 1 день. Григорианский календарь гораздо более точен. В нем меньше високосных лет. Високосными в этой системе летоисчисления считаются годы, которые:

1) без остатка делятся на 400;

2) без остатка делятся на 4, но при этом без остатка не делятся на 100.

Таким образом, 1100 или 1700 годы в юлианском календаре считаются високосными, поскольку они делятся на 4 без остатка. В григорианском же календаре, из уже прошедших, после его принятия, високосными считаются 1600 и 2000 годы.

 

Сразу после введения новой системы удалось устранить разницу между тропическим и календарным годом, которая составляла на тот момент уже 10 суток. В противном случае из-за погрешностей в расчетах лишний год набегал бы каждые 128 лет. В григорианском календаре лишний день набегает лишь каждые 10 000 лет.

Далеко не во всех современных государствах новая система летоисчисления была принята сразу. Первыми на нее перешли католические государства. В этих странах григорианский календарь был официально принят либо в 1582 году, либо в скором времени после указа папы Григория XIII.

В ряде государств переход на новую календарную систему был сопряжен с народными волнениями. Наиболее серьезные из них имели место в Риге. Они продолжались целых пять лет – с 1584 по 1589 гг.

Не обошлось и без курьезных ситуаций. Так, к примеру, в Голландии и Бельгии из-за официального принятия нового календаря после 21 декабря 1582 г. наступило 1 января 1583 года. В результате жители этих стран остались в 1582 году без Рождества.

Россия приняла григорианский календарь одной из последних. Новая система была официально введена на территории РСФСР 26.01.1918 г. декретом Совнаркома. В соответствии с этим документом, сразу после 31 января того года на территории государства наступило 14 февраля.

Позже, чем в России, григорианский календарь был введен лишь в немногих странах, среди которых – Греция, Турция и Китай.

Создание научной хронологии в России. Отечественные научно-хронологические школы и их характеристика.

Появление историко-хронологического знания связывают с именем Димитрия Ростовского. С 17-летнего возраста он посвятил себя церковному служению. В 1701 году становится управляющим ростовской епархией и в это же время задумывает написать книгу «Келейный летописец», где в популярной форме собирался изложить священную всемирную историю в хронологической последовательности. Другими словами, основал русскую механистическую хронологию. Особо популярной механистическая хронология в России становится тогда, когда Екатерина II издает последовательную хронологическую родословную рода Рюрика. После этого хронологией начинают занимать все, кому не лень. Однако, особо ценен труд Голицина в 4-х томах под названием «Ядро русской хронологии».

Общеописательная хронология пришла в Россию из Европы. Первым сочинением этого жанра была книга переводов из французской энциклопедии, изданная в 1771 году офицером В.В Тузовым. В начале 19 века появляются статьи оригинального содержания под авторством Шуберта, Штейнгеля. В русских учебных заведениях начали преподавать хронологию для желающих поступить на гражданскую службу.

В конце 18 века появляется пасхальная хронология. Православные священнослужители начинают выпускать научные труды, в которых описывают правила расчета пасхи. Самой популярной книгой стала книга архиепископа тверского Мефодия «Правило пасхального круга». В 19 веке пасхалистика была одним из популярных научных жанров. Сильной стороной являлся системный принцип описания: пасхальный счет представлялся как сложная система взаимодействия нескольких элементов. Вся эта система казалась ученым статичной, и поэтому ученые не считали нужным изучать историю становления и эволюции пасхальной времяисчислительной системы. В этом была их главная ошибка.

В середине 19 века страстный любитель хронологии Петр Васильевич Хавский соединил пасхальную хронологию с исторической проблематикой. Нередко он говорил хуйню, поэтому его все критиковали. Однако, он был настойчив в своих не всегда верных суждениях. Середина и вторая половина 19 века – время научно-критических хронологических дискуссий.

Критическая хронология. Создатель – немецкий ученый Иоганн-Филипп Круг. Применил принципы критики исторических источников. Шлецер говорил, что устанавливать достоверность можно методом перекрестной проверки. Позже эту методику стали проводить М.П. Погодин и А.А. Куник. Недостатки: полноценное применение критической методики было возможно только тогда, когда обнаруживались иностранные датировки событий русской истории, что явление довольно редкое.

Аналитико-реконструкторская хронологическая школа. Основатель – Николай Васильевич Степанов. По его мнению, основная задача хронологии – не редукция, а подготовка к ней, заключавшаяся в реконструкции истории древних систем учета времени и в их соотнесении с современной системой. К сожалению, в советское время и в наши дни эта школа не получила должного признания. Его последователи – Бережков, Симонов, Данилевский, Кузьмин и т.д.

Источники и методика изучения русской хронологии.

Источники.

Методы.

1) Комплексные методы – изучение позиции отдельных артефактов в комплексе с другими.

-Метод проверки согласования их элементов – исследуются комплексы, состоящие из нескольких артефактов (номер года, число и название месяца, день недели)

-Метод установления годовых границ по последовательности дат (какой-либо ограниченный участок текста или летописной статьи

-Метод анализа изобразительных особенностей хронологических записей (позволяет по сходству письменных форм определить системное сходство артефактов)

-Метод содержательного анализа хронологических комплексов (дает возможность во всех нарушениях естественной последовательности событий рассмотреть соединение различных способов датировки исторических событий).

2) Сравнительные методы – предназначены для изучения артефактов какого-то конкретного источника в сравнении с хронологическими сведениями постороннего происхождения.

-Астрометрический метод (сравнивающий сообщения источников о каких-либо циклических астрономических явлениях с результатами точнейших астрономо-математических расчетов времени свершения этих явлений)

-Метод анализа несинхронных датировок.

-Метод перекрестной проверки.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.