|
Тема 2. Клетка – элементарная единица живого.Определение понятия "живое". Качественные отличия и характеристики живых систем. Понятия наследственности и изменчивости. Клетка как элементарная форма организации живой материи. Типы клеточной организации (про и эукариоты). Основные компоненты эукариотической клетки: ядро, цитоплазма с органоидами, клеточная мембрана.
Тема 3. Размножение Размножение. Классификация форм размножения, их цитологические основы. Биологическое преимущество полового размножения. Биологический аспект репродукции человека. Гаметогенез (ово- и сперматогенез), его характеристика. Отличия ово- и сперматогенеза. Половые клетки, их характеристика. Типы яйцеклеток. Функции женских и мужских половых клеток. Мейоз, его цитологическая характеристика и биологическое значение. Нарушения механизма мейоза, их значение для индивидуального развития. Клеточный цикл, его периодизация (интерфаза, митоз) и характеристика. Биологическое значение митоза.
Тема 4. Эволюция и периодизация онтогенеза Онтогенез, его определение и периодизация. Типы онтогенеза (прямой и непрямой), их примеры. Основные направления эволюции онтогенеза: выпрямление и автономизация. Тема 5. Пренатальный онтогенез Понятие пренатального онтогенеза. Этапы пренатального периода онтогенеза (оплодотворение, дробление, бластула, гаструла, гисто и органогенез), их характеристика и закономерности протекания. Гомология зародышевых листков. Основные биологические процессы пренатального онтогенеза. Провизорные органы. Тема 6. Постнатальный онтогенез Постнатальный онтогенез, его периодизация. Закономерности протекания ювенильного и пубертатного периодов. Современные представления о механизмах старения. Понятие о биологическом и хронологическом возрасте.
Тема 7. Молекулярно-генетические основы онтогенеза Строение и свойства нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), их роль в передаче, хранении и воспроизведении наследственной информации. Принцип кодирования и реализации генетической информации в клетке: свойства генетического кода, их биологический смысл; этапы реализации генетической информации, их характеристика. Особенности молекулярного строения генов и потока информации у про- и эукариотических организмов. Значение процессинга.
Тема 8. Генетический аппарат эукариотической клетки Геном: понятие и краткая характеристика генома эукариот и человека. Плазмон: понятие и краткая характеристика плазмона человека. Кариотип, его характеристика у человека. Правила хромосом. Химический состав хромосом. Строение метафазной хромосомы. Понятие полового хроматина. Тема 9. Биология и генетика пола Генетическое определение и наследование пола у человека и животных. Первичные и вторичные половые признаки. Соотношение полов. Дифференцировка и формирование пола у человека в процессе развития. Тема 10. Генотип – как система взаимодействующих генов Основные понятия классической генетики: генотип, ген, фенотипический признак, фенотип, гомо и гетерозигота, аллельные и неаллельные гены, рецессивные и доминантные признаки. Взаимодействие аллельных генов в системе генотипа (доминирование, промежуточное наследование, кодоминирование). Гибридологический метод изучения наследования признаков. Моногибридное скрещивание. Первое и второе правила Менделя. Рецессивные и доминантные признаки. Закон " чистоты гамет", его цитологические основы. Ди - и полигибридное скрещивание. Третье правило Менделя. Цитологические основы независимого комбинирования признаков. Менделирующие признаки у человека. Аллельные гены. Множественный аллелизм, его происхождение, примеры у человека. Наследование групп крови АВО (Н) – системы у человека. Генотип как система взаимодействующих генов. Взаимодействие неаллельных, свободно комбинирущихся генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. Примеры у человека. Моногенное и полигенное наследование. Примеры полигенных признаков у человека и закономерности их наследования. Множественный эффект гена (плейотропия). Примеры у человека. Независимое комбинирование и сцепленное наследование, их цитологические основы. Сцепление генов и кроссинговер. Правило Моргана. Основные положения и значение хромосомной теории Т. Моргана. Примеры независимо комбинирующихся и сцепленных признаков у человека.
Тема 11. Изменчивость Понятие изменчивость. Ненаследственная изменчивость: модификации и морфозы. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная.Классификация мутаций. Спонтанный и индуцированный мутагенез. Мутагенные факторы, их классификация, примеры. Антимутагенез. Антимутационные барьеры у эукариот. Тема 12. Наследственные заболевания, связанные с поражением ЦНС Понятие о наследственной патологии человека, её классификация. Этиология, клиника и диагностика наиболее распространенных хромосомных заболеваний: синдромы Дауна, Клайнфельтера, Шерешевского – Тёрнера, Мартина-Белла. Возможности коррекции данных заболеваний. Этиология, клиника, диагностика, возможности терапии наиболее распространенных моногенных заболеваний, связанных с поражением ЦНС (наследственный гипотиреоз, фенилкетонурия, галактоземия, нейрофибраматоз). Типы наследования моногенных признаков у человека: критерии, примеры. Тема 13. Врождённые пороки развития Врождённые пороки развития: определение, частота встречаемости, причины и механизмы возникновения. Тератогенные факторы, их классификация. Примеры Тема 14. Эволюция ЦНС и её филогенетически обусловленные пороки Эволюция центральной нервной системы (ЦНС) позвоночных. Типы головного мозга позвоночных животных. Филогенетически обусловленные пороки развития ЦНС у человека. Тема 15. Профилактика наследственной патологии Первичная, вторичная и третичная профилактика наследственной патологии. Периконцепционная профилактика. Пренатальная диагностика, неонатальный скрининг, медико-генетическое консультирование.
Тема №1: Введение Биология развития - это наука об индивидуальном развитии организма. Индивидуальное развитие организма обозначают термином онтогенез. Онтогенез – это совокупность закономерных, взаимосвязанных, характеризующихся определённой временной последовательностью морфологических, физиологических и метаболических процессов в организме от момента зачатия, то есть от момента слияния мужской и женской половых клеток, и до момента смерти у организмов, размножающихся половым путём (птицы, млекопитающие, человек), а у организмов размножающихся бесполым способом от момента отделения неспециализированной клетки или группы клеток от организма родителя и до момента смерти. Биология развития или генетика развития изучает: 1. реализацию наследственной информации в ходе онтогенеза, то есть путь от гена к признаку: морфологическому, биохимическому или молекулярному, 2. генетические основы нарушений онтогенеза, приводящие к отклонению фенотипа от нормы (применительно к человеку – это врождённые пороки развития (ВПР) и наследственные заболевания) 3. генетические аспекты эволюции как в целом жизни на Земле, так и отдельных видов 4. ряд современных дискуссионных вопросов индивидуального развития, например проблему клонирования млекопитающих и человека. Данная наука сложилась на стыке 4 дисциплин: генетики, экспериментальной эмбриологии, биохимии и молекулярной биологии.
Вопросы для самоконтроля:1. Что изучает биология развития? 2. Дайте определение онтогенеза. 3. Перечислите связи биологии развития с другими дисциплинами.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|