Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Клетка – элементарная единица живого.





Определение понятия "живое". Качественные отличия и характеристики живых систем. Понятия наследственности и изменчивости.

Клетка как элементарная форма организации живой материи. Типы клеточной организации (про и эукариоты). Основные компоненты эукариотической клетки: ядро, цитоплазма с органоидами, клеточная мембрана.

 

Тема 3. Размножение

Размножение. Классификация форм размножения, их цитологические основы. Биологическое преимущество полового размножения. Биологический аспект репродукции человека.

Гаметогенез (ово- и сперматогенез), его характеристика. Отличия ово- и сперматогенеза.

Половые клетки, их характеристика. Типы яйцеклеток. Функции женских и мужских половых клеток.

Мейоз, его цитологическая характеристика и биологическое значение. Нарушения механизма мейоза, их значение для индивидуального развития.

Клеточный цикл, его периодизация (интерфаза, митоз) и характеристика. Биологическое значение митоза.

 

Тема 4. Эволюция и периодизация онтогенеза

Онтогенез, его определение и периодизация. Типы онтогенеза (прямой и непрямой), их примеры. Основные направления эволюции онтогенеза: выпрямление и автономизация.

Тема 5. Пренатальный онтогенез

Понятие пренатального онтогенеза. Этапы пренатального периода онтогенеза (оплодотворение, дробление, бластула, гаструла, гисто и органогенез), их характеристика и закономерности протекания. Гомология зародышевых листков. Основные биологические процессы пренатального онтогенеза. Провизорные органы.

Тема 6. Постнатальный онтогенез

Постнатальный онтогенез, его периодизация. Закономерности протекания ювенильного и пубертатного периодов. Современные представления о механизмах старения. Понятие о биологическом и хронологическом возрасте.

 

 

Тема 7. Молекулярно-генетические основы онтогенеза

Строение и свойства нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), их роль в передаче, хранении и воспроизведении наследственной информации.

Принцип кодирования и реализации генетической информации в клетке: свойства генетического кода, их биологический смысл; этапы реализации генетической информации, их характеристика.

Особенности молекулярного строения генов и потока информации у про- и эукариотических организмов. Значение процессинга.

 

Тема 8. Генетический аппарат эукариотической клетки

Геном: понятие и краткая характеристика генома эукариот и человека.

Плазмон: понятие и краткая характеристика плазмона человека.

Кариотип, его характеристика у человека. Правила хромосом. Химический состав хромосом. Строение метафазной хромосомы.

Понятие полового хроматина.

Тема 9. Биология и генетика пола

Генетическое определение и наследование пола у человека и животных.

Первичные и вторичные половые признаки. Соотношение полов.

Дифференцировка и формирование пола у человека в процессе развития.

Тема 10. Генотип – как система взаимодействующих генов

Основные понятия классической генетики: генотип, ген, фенотипический признак, фенотип, гомо и гетерозигота, аллельные и неаллельные гены, рецессивные и доминантные признаки.

Взаимодействие аллельных генов в системе генотипа (доминирование, промежуточное наследование, кодоминирование).

Гибридологический метод изучения наследования признаков. Моногибридное скрещивание. Первое и второе правила Менделя. Рецессивные и доминантные признаки. Закон " чистоты гамет", его цитологические основы. Ди - и полигибридное скрещивание. Третье правило Менделя. Цитологические основы независимого комбинирования признаков. Менделирующие признаки у человека.

Аллельные гены. Множественный аллелизм, его происхождение, примеры у человека. Наследование групп крови АВО (Н) – системы у человека.

Генотип как система взаимодействующих генов. Взаимодействие неаллельных, свободно комбинирущихся генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. Примеры у человека.

Моногенное и полигенное наследование. Примеры полигенных признаков у человека и закономерности их наследования. Множественный эффект гена (плейотропия). Примеры у человека.

Независимое комбинирование и сцепленное наследование, их цитологические основы. Сцепление генов и кроссинговер. Правило Моргана. Основные положения и значение хромосомной теории Т. Моргана. Примеры независимо комбинирующихся и сцепленных признаков у человека.

 

Тема 11. Изменчивость

Понятие изменчивость. Ненаследственная изменчивость: модификации и морфозы. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная.Классификация мутаций.

Спонтанный и индуцированный мутагенез. Мутагенные факторы, их классификация, примеры. Антимутагенез. Антимутационные барьеры у эукариот.

Тема 12. Наследственные заболевания, связанные с поражением ЦНС

Понятие о наследственной патологии человека, её классификация.

Этиология, клиника и диагностика наиболее распространенных хромосомных заболеваний: синдромы Дауна, Клайнфельтера, Шерешевского – Тёрнера, Мартина-Белла. Возможности коррекции данных заболеваний.

Этиология, клиника, диагностика, возможности терапии наиболее распространенных моногенных заболеваний, связанных с поражением ЦНС (наследственный гипотиреоз, фенилкетонурия, галактоземия, нейрофибраматоз).

Типы наследования моногенных признаков у человека: критерии, примеры.

Тема 13. Врождённые пороки развития

Врождённые пороки развития: определение, частота встречаемости, причины и механизмы возникновения. Тератогенные факторы, их классификация. Примеры

Тема 14. Эволюция ЦНС и её филогенетически обусловленные пороки

Эволюция центральной нервной системы (ЦНС) позвоночных. Типы головного мозга позвоночных животных. Филогенетически обусловленные пороки развития ЦНС у человека.

Тема 15. Профилактика наследственной патологии

Первичная, вторичная и третичная профилактика наследственной патологии. Периконцепционная профилактика. Пренатальная диагностика, неонатальный скрининг, медико-генетическое консультирование.

 

 

Тема №1: Введение

Биология развития - это наука об индивидуальном развитии организма. Индивидуальное развитие организма обозначают термином онтогенез.

Онтогенез – это совокупность закономерных, взаимосвязанных, характеризующихся определённой временной последовательностью морфологических, физиологических и метаболических процессов в организме от момента зачатия, то есть от момента слияния мужской и женской половых клеток, и до момента смерти у организмов, размножающихся половым путём (птицы, млекопитающие, человек), а у организмов размножающихся бесполым способом от момента отделения неспециализированной клетки или группы клеток от организма родителя и до момента смерти.

Биология развития или генетика развития изучает:

1. реализацию наследственной информации в ходе онтогенеза, то есть путь от гена к признаку: морфологическому, биохимическому или молекулярному,

2. генетические основы нарушений онтогенеза, приводящие к отклонению фенотипа от нормы (применительно к человеку – это врождённые пороки развития (ВПР) и наследственные заболевания)

3. генетические аспекты эволюции как в целом жизни на Земле, так и отдельных видов

4. ряд современных дискуссионных вопросов индивидуального развития, например проблему клонирования млекопитающих и человека.

Данная наука сложилась на стыке 4 дисциплин: генетики, экспериментальной эмбриологии, биохимии и молекулярной биологии.

 

Вопросы для самоконтроля:1. Что изучает биология развития?

2. Дайте определение онтогенеза.

3. Перечислите связи биологии развития с другими дисциплинами.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.