|
Культура Руси Московской в XIV — XVI вв. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Третий вариант Выберите правильный ответ. 1. Событие, описываемое в «Слове о полку Игоре- а) 1097 г. в) 1174 г. б) 1147 г. г) 1185 г. 2. Новый жанр литературы в XII в.: а) поучения в) поэма б) жития г) хождения 3. В произведении древнерусской литературы «Задонщина» повествуется о: а) битве на реке Калке б) сражении на реке Воже в) Куликовской битве г) набеге Тохтамьппа на Москву 4. Центральной в русской литературе XIV—XV вв. являлась тема: а) возвышения Москвы б) создания единого Русского государства в) борьбы против иноземных захватчиков г) величия великокняжеской власти 5. Основная идея «Поучения детям» Владимира Мономаха: а) создание идеального образа правителя земли Русской б) укрепление Древнерусского государства в) божественное происхождение самодержавной власти г) наставления по воспитанию детей 6. Сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории назывался: а) Четьи-Минеи б) «Апостол» в) «Хронограф» г) «Домострой» 7. Из названных памятников в XVI в. был построен (а): а) церковь Спаса Преображения в Новгороде б) храм Вознесения в селе Коломенском в) храм Покрова на Нерли г) Дмитриевский собор во Владимире 8. Современниками были: а) Андрей Рублев, Дмитрий Донской б) Аристотель Фиораванти, Иван III в) Иван Федоров, Иван Калита г) Феофан Грек, Александр Невский 9. Установите соответствие: 1) Феофан Грек а) иконы и фрески Успенского 2) Андрей Рублев собора Московского Кремля 3) Дионисий б) роспись новгородской церкви Спаса на Ильине улице в) иконостас для Благовещен- г) икона «Троица» Установите соответствие. а) «Домострой» б) «Хождение затри моря» А. Никитина в) «Поучение детям» Владимира Мономаха г) «Задонщина» 1) «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев... На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, иночью, расставив стражу со всех сторон, около ложитесь, а вставайте рано; а оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от них душа погибает и тело» 2) «Уже ведь поднялись сильные ветры с моря на устья Дона и Днепра, пригнали большие тучи на Русскую землю; из них наступают кровавые зори, а в них трепещут синие молнии. Быть стуку и грому великому на речке Непрядве меж Доном и Днепром, пасть трупу человечью на поле Куликовом, пролиться крови на речке Непрядве» 3) «Есть тут Индийская страна, и люди ходят все голые: голова не покрыта, волосы в одну косу плетены. Детей родят каждый год, и детей у них много. Мужи и жены — все черны... ...В Индийской земле кони не родятся: здесь родятся волы и буйволы. На них ездят и товар иногда возят — все делают...» 4) «А пошлет Бог кому детей — сыновей и дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении... Чада, вслушайтесь в заповеди Господни, любите Вставьте вместо пропусков. Самым распространенным видом жилища крестьян на северо-востоке Руси были ____________— бревенчатые рубленые жилые дома. В доме много места занимала _________, которая обычно ставилась в правом от входа углу. Жили в тесноте по 8—10 человек. На ночь укладывались на лавках или на специальных деревянных настилах — ___________, которые сооружались под потолком возле печи. О ком идет речь? «...Гречин [грек], книги изограф [художник] нарочитый и живописец изящный во иконописцех, более сорока церквей каменных расписал своею рукой — ив Константинополе, и в Кафе [Феодосии], в Великом Новгороде, и Нижнем, и на Москве три церкви им расписаны... Когда же пишет, то ногами без покоя стоит и беседует с приходящими, а умом дальние мысли разгадывает, чувственными очами видит доброту. Если же кто сотворит с ним беседу, то не может не надивиться его разуму и притчам его». О чем идет речь? «Быть же та церковь чюдна велми величеством, и высотою, и светлостью, и звоностию, и пространством, такова же прежде того не бывало в Руси, опроче Владимирской церкви, а мастер Аристотель». По какому принципу образован ряд? Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари Что является лишним в ряду? Наиболее знаменитые храмы Владимиро-Суздальской земли: Успенский собор, храм Покрова на Нерли, церковь Спаса на Нередице, Дмитриевский собор
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» Первый вариант Выберите правильный ответ. 1. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится: а) необходимость отпора внешним врагам б) тесные экономические связи между славянскими племенами в) принятие христианства г) Великое переселение народов 2. Холоп в Древней Руси — это: а) крестьянин общинник, зависимый от князя б) разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду в) наиболее бесправная категория населения, близкая к рабам г) общинник заключивший договор, согласившийся жить и работать у господина на определенных условиях 3. Высказывание Н.М.Карамзина: «Сей князь, названный Церковью Равноапостольным, заслуживает в истории имя Великого» — посвящено б) Владимиру г) Владимиру Мономаху 4. Свод законов в Древнерусском государстве назывался: а) Салическая правда в) Стоглав б) Русская Правда г) Судебник 5. Литературный памятник XII в., в котором содержался призыв к прекращению княжеских а) «Слово о полку Игореве» б) «Домострой» в) «Слово о погибели земли Русской» г) «Поучение детям» 6. Ряд дат, связанный с борьбой русского народа против немецких и шведских рыцарей, — это: а) 1237 г., 1238 г. б) 1240 г., 1242 г. в) 1243 г., 1252 г. г) 1262 г., 1263 г. 7. Одним из итогов правления Ивана Калиты было: а) превращение Московского княжества в одноиз сильнейших на Руси б) избавление от ордынского ига в) прекращение княжеских усобиц в Русской земле г) образование единого Русского государства 8. Формирование единой территории Российского централизованного государства в основном было а) Василий I б) Иване III в) Василии II Темном г) Иване IV Грозном 9. Территория, на которой в середине XVI в. сохранялось управление Земского собора и Боярской а) удел б) опричнина в) земщина г) посад 10. Самая известная работа Андрея Рублева: а) икона Донской Богоматери б) иконная картина «Церковь воинствующая» в) «Троица» г) роспись стен Благовещенского собора в Московском Кремле Выберите правильные ответы. 11. Определите основные направления внешней политики в середине XVI в.: а) ликвидация опасности границам на востоке б) установление власти московского царя над Крымским ханством в) создание морских портов на побережье Черного моря г) борьба за выход в Балтийское море д) присоединение важного стратегического и торгового центра — Астрахани е) отвоевание у Великого княжества Литовского земель на юге-западе 12. Из перечисленных ниже исторических личностей входили в Избранную раду: а) митрополит Филипп г) М. Скуратов б) А. Курбский д) А. Адашев в) И. Шуйский е) Сильвестр
13. Из перечисленных ниже положений относятся к итогам деятельности Ивана III: а) установление опричнины б) свержение ордынского ига в) присоединение к Московскому княжеству русских земель г) проведение военной реформы д) изменения в управлении страной е) введение системы приказов ж) принятие общерусского свода законов 14. Из указанных произведений посвящены борьбе русского народа с монголо-татарским игом: а) «Моление» б) «Сказание о Мамаевом побоище» в) «Задонщина» г) «Сказание о князьях владимирских» д) «Песня о Щелкане Дудентьевиче» е) «Житие Сергия Радонежского» ж) «Песнь об Авдотье Рязаночке» 15. Установите правильное соответствие между датами и событиями: 1) 1410 г. а) стояние на Угре 2) 1480 г. б) присоединение Астраханского ханства 3) 1549 г. в) начало опричнины Ивана Грозного 4) 1556 г. г) Грюнвальдская битва 5) 1565 г. д) первый Земский собор 16. Установите соответствие между понятиями и их определениями: 1) вече а) органы центрального управления 2) поместье в Российском государстве, ведав- 3) полюдье шие определенной сферой 4) приказ государственной жизни 5) вотчина б) объезд князем и дружинной под-. властных племен с целью сбора дани в) земельное владение, передавае г) народное собрание, решавшее д) земельное владение, дававшееся 17. Установите правильное соответствие между произведением и автором. 1) «Слово о Законе а) Даниил Заточник и Благодати» б) Нестор 2) «Поучение детям» в) Иларион 3) «Житие Бориса и Глеба» г) Владимир Мономах 4) «Моление» 18. Установите хронологическую последовательность событий: а) правление Владимира Мономаха б) правление князя Юрия Долгорукого в Суздале в) месть княгини Ольги древлянам г) начало составления письменного свода законов Русская Правда д) походы князя Олега на Константинополь 19. Установите соответствие между историческими личностями и событиями: 1) князь Святослав а) московская усобица 2) Владимир I б) введение «заповедных 3) Иван Ш лет» 4) Василий II Темный в) разгром Хазарского 5) Иван IV Грозный каганата г) «стояние на Угре» д) крещение Руси 20. Расположите исторические лица в хронологическом порядке их деятельности: а) Тохтамыш г) Ахмат (Ахмед) б) Мамай д) Батый в) Чингисхан Второй вариант Выберите правильный ответ. 1. Причиной гибели князя Игоря стало: а) желание князя восстановить свое право сбора дани у вятичей б) поражение княжеской дружины в походе против Византии в) нарушение князем договора о сборе дани с древлян г) отказ родимичей платить положенную дань князю 2. Н. М. Карамзин строки: «От реки Дона, проложив себе путь к Боспору Киммерийскому, сей а) Олегу б) Святославу в) Владимиру г) Ярославу Мудрому 3. Итогом княжеского съезда в Любече было: - а) установление принципа княжения, закреплявшее начавшееся разделение Русских земель б) объединение всех военных сил княжеств для отпора внешним врагам в) укрепление власти великого киевского князя г) установление нового порядка сбора дани 4. Укажите ряд дат, связанных с походами Батыя на Русь: а) 1212 г., 1223 г., 1227 г. б) 1237 г., 1238 г., 1240 г. в) 1242 г., 1245 г., 1246 г. г) 1252 г., 1262 г., 1263 г. 5. В результате Куликовской битвы: а) было ликвидировано ордынское иго б) русские войска одержали победу над главными силами Орды в) монголо-татары сожги много городов и крепостей г) произошел распад Золотой Орды 6. Высший совет при князе (царе) — это: а) Боярская дума в) государев двор б) Земский собор г) Сенат 7. Начало становления крепостного права связано с: а) Русской Правдой б) «Правдой Ярославичей» в) Судебником Ивана III г) Судебником Ивана IV Грозного 8. На царство в 1547 г. венчался: а) Василий II в) Василий III б) Иван III г) Иван IV
9. Вершиной русского зодчества является архитектурный памятник, построенный в середине XVI в.: а) Успенский собор Московского Кремля б) Грановитая палата в) Покровский собор г) Церковь Спаса на Нередице 10. Из названных событий относится ко времени опричнины: а) собрание первого Земского собора б) разгром Новгорода в) создание стрелецкого войска г) осада Пскова Выберите правильные ответы. 11. Определите черты централизованного государства, формирование которого проходило в XVI в.: а) новое территориальное деление страны, не совпадавшее с прежними независимыми уделами б) введение единой системы мер и весов в) наличие сословно-представительного учреждения г) развитие помещичьего землевладения д) установление единой монетной системы е) создание общегосударственного свода законов 12. Из нижеперечисленных стран были противниками России в Ливонской войне: а) Османская империя б) Речь Посполитая в) Швеция г) Священная Римская империя д) Англия е) Дания 13. Определите реформы, осуществленные Избранной радой: а) принятие закона Русская Правда б) изменения в порядке владения землей в) создание приказов г) издание общерусского свода законов д) введение общерусской монеты е) отмена кормления и ограничения местничества ж) создание стрелецкого войска
14. Определите, какие памятники архитектуры относятся к эпохе Ивана III: а) Дмитриевский собор б) Грановитая палата в) Успенский собор г) Покровский собор д) церковь Федора Стратилата е) Архангельский собор 15. Установите правильное соответствие между датами и событиями: 1) 1223 г. а) Невская битва 2) 1147 г. б) начало походов Батыя на Русь з) 1185 г. в) битва на реке Калке 4) 1237 г. г) первое упоминание о Москве 5) 1240 г. д) поход князя Игоря Святославича против половцев, «Слово о полку Игореве» 16. Установите хронологическую последовательность событий: а) взятие Тохтамышем Москвы 6) Ливонская война в) великое владимирское княжение Александра г) присоединение Новгорода к Московскому государству д) битва на реке Сити 17. Установите соответствие между произведением и автором: 1) «Повесть временных лет»а) Сафоний Рязанец 2) «Слово» б) Афанасий Никитин 3) «Хождение за три моря» в) Нестор 4) Задонщина» г) Даниил Заточник
18. Установите правильное соответствие между понятиями и определениями: 1) вервьа) торгово-ремесленная часть 2) кормление русского города 3) уделы б) порядок назначения на выс 4) местничество шие государственные долж- 5) посад ности в соответствии со служ- бой предков, а не за личные заслуги в) община земледельцев в Древ г) содержание должностных лиц д) владение, выделявшееся пред 19. Установите правильное соответствие между историческими личностями и событиями: 1) Ярослав Мудрый а) сражение на реке Воже 2) Александр Невский б) подавление восстания 3) Дмитрий Донской в Твери против Чолхана 4) Иван Калита (Щелкана) 5) Иван Ш в) полный разгром печенегов г) установление д) Ледовое побоище 20. Расположите исторические лица в хронологическом порядке их деятельности: а) Ермак Тимофеевич б) Иван Калита в) Василий II Темный г) Сергий Радонежский д) Нестор
Третий вариант Выберите правильный ответ. 1. Укажите ряд дат, связанных с походами Олега а) 859 г., 882 г. в) 941 г., 944 г. б) 907 г., 911 г. г) 946 г., 967 г. 2. Прочитайте отрывок и определите, из какого документа он взят: «Если холоп ударит свободного мужа и скроется у своего господина, а тот не захочет его выдавать, то оставляет холопа у себя и платит оскорбленному 12 гривен; а затем если где встретит ударенный оскорбителя [холопа], то вправе побить его». а) Правда Ярослава б) «Повесть временных лет» в) Судебник Ивана III г) Судебник Ивана IV 3. Укажите исторического деятеля, о котором пишет историк Н. И. Костомаров: «Князь остановился; раскинул шатер. Князь заснул, а поутру объявил, что ему явилась во сне Божия Матерь, приказала не везти ее икону в Ростов, а поставить во Владимире; на том же месте, где произошло видение, соорудить каменную церковь во имя Рождества Богородицы и основать при ней монастырь. В память того видения написана была икона, изображающая Бо-жию Матерь в том виде, как явилась... Тогда на месте видения заложено было село.... Построил там богатую каменную церковь...» а) Ярослав Мудрый б) Владимир Мономах в) Юрий Долгорукий г) Андрей Боголюбский 4. Особенностью Новгородской земли являлось то, что в начале XII в. в ней: а) сложилась боярская республика б) формировалась наследственная монархия в) княжеская власть была ограничена боярской знатью г) вся власть сосредоточилась в руках верхушки купечества 5. Литературное произведение, посвященное Куликовской битве: а) «Слово о погибели земли Русской» б) «Задонщина» в) «Домострой» г) «История о великом князе московском» 6. Одним из последствий ордынского владычества для Руси было: а) усиление вечевых традиций в городах б) изменение границ княжеств в) усиление междоусобных войн г) изменение характера княжеской власти 7. Какое из приведенных событий произошло раньше других: а) стояние на реке Угре б) московская усобица в) первый Земский собор г) битва при Молодях 8. Положительным результатом Ливонской войны было: а) гибель Ливонского ордена б) сохранение за Россией крепости Нарва, Иван-города в) приобретение Россией выхода в Балтийское море г) поражение Швеции 9. Прочитайте отрывок из документа и определите событие, о котором идет речь: «...Приходил к Москве... царь Девлет-Кирей, и мая 24 день... татарове посад зажгли. И Божиим гневом, грех ради наших, Москва горела вся: город и в городе государев двор и все дворы, и посады все, и за Москвою; и людей погорело многое множество, им же не бе числа; и всякое бога-тество и все добро погоре...» а) разгром Москвы ордынцами б) набег Тохтамыша в) поход великого князя литовского Ольгерда г) поход крымского хана 10. Введение Юрьева дня означало: а) установление единого для всей страны срока перехода крестьян от одного хозяина к другому б) определение размера платы за проживание на земле хозяина в) запрещение перехода крестьян от одного владельца к другому г) установление определенного срока поимки беглых крестьян Выберите правильные ответы. 11. Из перечисленных положений раскрывают сущность понятия «государство»: а) объединение родов, имеющих общее происхождение, обычаи, язык б) общая религия в) наличие единой системы управления людьми, проживающими на одной территории г) регулирование взаимоотношений между людьми на основе единых законов д) установление единой денежной системы е) осуществление охраны границ ж) регулирование взаимоотношений с другими государствами и народами 12. Определите причины падения Избранной рады: а) отсутствия быстрых результатов реформ б) поражение в Ливонской войне в) установление опричнины г) стремление Ивана Грозного к установлению неограниченной власти д) разногласия членов Избранной рады по вопросам внешней политики е) недовольство боярства ж) интриги родственников первой жены Ивана Грозного 13. Из перечисленных исторических личностей являлись художниками: а) Афанасий Никитин б) Нестор в) Феофан Грек г) Петр Мстиславец д) Андрей Рублев е) Дионисий ж) Марко Руффо 14. Определите, какие архитектурные памятник относятся к XII в.: а) Софийский собор в Киеве б) Успенский собор в Москве в) Дмитриевский собор г) храм Покрова на Нерли д) церковь Спаса Преображения на Ильине ули е) Успенский собор во Владимире ж) церковь Спаса на Нередице 15. Установите соответствие между историческими 1) Дмитрий Донской а) Марфа Борецкая 2) Иван Калита б) митрополит Макарий 3) Иван IIIв) Сергий Радонежский 4) Алексей Адашев г) Нил Сорский д) хан Узбек 16. Установите соответствие между понятиями и их 1) дворяне а) служилые люди, составлявшие 2) смерды постоянное войско-пехоту 3) стрельцы и вооруженные огнестрельным 4) бояре оружием 5) изгои б) люди, почему-либо покинувшие свою общественную группу в) наиболее знатные и богатые зем г) служилые люди при княжеском д) крестьяне-общинники в Древней 17. Установите соответствие: 1) Судебник Ивана III 2) Судебник Ивана IV а) ограничил права наместников б) установил единообразие судопроизводства на всей территории Русского государства в) увеличивал размер пожилого в Юрьев день г) вводил единый для всей страны переход крестьян от одного хозяина к другому д) наделял Боярскую думу правом высшего законодательного органа при царе 18. Установите соответствие между приведенными 1) «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами...» «И согласились на это греки, и начали просить мира, чтобы не воевал в Греческой земле. И пообещали греческие цари уплачивать дань. И давали друг другу присягу, сами целовали крест, а... с мужами его водили к клятве по закону русскому. И клялись те оружием своим и Перуном, богом своим и Белесом, богом скота, и утвердили мир» 3) «Уж некуда деться. Так не посрамим земли Русской, но л я жим костьми, ибо мертвые срама не имут» 4) «... И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перун и другие 5) «Зачем губим Русскую землю, сами между собой страивая распри? А половцы землю нашу а) Любечский съезд князей б) походы князя Святослава в) поход князя Олега на Константинополь г) призвание варягов д) крещение Руси 20. Расположите в хронологической последовательности исторические личности в порядке их деятельности: а) Всеволод Большое Гнездо 6) Святополк Окаянный в) Юрий Долгорукий г) Владимир Мономах д) Андрей Боголюбский
Ключи I. Русь Древняя Тема 1 Первый вариант 1— а; 2 — а; 3 — б; 4 — б; 5 — г; 6 — б, г, д, ж,», к; 7 — а, б, в, д; 8 — 1 — г, 2 — д, 3 — е, 4 — а, 5 — б, 6 — в; 9 — Ладожскому озеру; Балтийское; Черное; Византия; 10 — сельскохозяйственные орудия труда восточных славян. Второй вариант 1 — б; 2 — в; 3 — б; 4 — б; 5 — б; 6 — в, д, е; 7 — а, в, г, д; 8 — 1 — в, 2 — г, 3 — а, 4 — Д, 5 — е, в — б; 9 — жившие в полях, жившие в лесах; 10 — занятие промыслами. Третий вариант 1 — в; 2 — б; 3 — а; 4 — в; 5 — в; 6 — а, б, в; 7 — 1 — в, 2 — д, 3 — г, ж; 4 — б; 5 — а; 8 — язычниками; волхвами, русалок, водяной, леший; 9 — Скандинавские народы; 10 — Дир.
Тема 2 Первый вариант 1 — г; 2 — б; 3 — г; 4 — г; 5 — б; 6 - а; 7 — в; 8 — б; 9 — б; 10 — а; 11 — б, г, е, ж, з; 12 — а, б, в, д; 13 - 1 — в, 2 — а, 3 — г, 4 — б, 5 — е, 6 — д; 14 — 1 — б, 2— г, 3 — в, 4 — а; 15 — г, б, а, в; 16 — Олег, Ладоге, Новгород; 17 — о князе Игоре; 18 — о крещении Руси. 19 — зависимое население в Древней Руси; 20 —решал земельные проблемы. Второй вариант 1 — в; 2 — а; 3 — в; 4 — г; 5 — г; 6 — б; 7 — в; 8 — б; 9 — в; 10 — в; 11 — а, в, г, ж, к; 12 — а, в, г, ж; 13-1 - е, 2 — г, 3 — а, 4 — д, 5 — б, 6 — в; 14 — 1 — б, 2— в, 3 — г, 4 — а; 15 — в, д, г, а; 16 — IX, Новгороде, Киеве; 17 — о князе Игоре; 18 — о мести княгини древлянам; 19 — походы на Византию; 20 — являлось высшей судебной инстанцией. Третий вариант 1 — а; 2 — в; 3 — в; 4 — а; 5 — б; 6 — г; 7 — а; 8 — г; 9 — в; 10 — б; 11 — б, в, д, ж; 12 — 1 — б, г, ж, 2 — а, в, д; 13 — е, в, д, б, г, а; 14 — волжских булгар, Хазарский каганат, Тмутараканское княжство; 15 — о Ярославе Мудром; 16 — о походе князя Святослава на Византию; 17 — прозвища Владимира I; 18 — совершил два успешных похода на Византию; 19 — а — г; 20 — б — г.
Тема 3 Первый вариант 1 — в; 2 — в; 3 —б; 4 — г; 5 — в; 6 — в; 7 — а, в,г, е, ж, з, к; 8 — 1 — г, 2 — ж, 3 — д, 4 — а, 5 — б,6 — в; 9 — б, г, е; 10 — «Повесть временных лет», Нестор; 11 — хоромы, терем, гридница; 12 — а —герои русских былин; б — защитные средства русского воина; 13 — отвечал за выполнение разного рода повинностей. Второй вариант 1 — в; 2 — в; 3 — г; 4 — б; 5 — г; 6 — а; 7 — а, б,д, ж, и; 8 — 1 — д, 2 — г, 3 — ж, 4 — б, 5 — а, 6 — в; 10 — Иларион, «Слово о Законе и Благодати»; 11 — слободами; полуземлянках; лучинами; 13 — огромные окна с витражами.
II. Политическая раздробленность Руси Тема 4 Первый вариант 1 — а; 2 — в; 3 — б; 4 — в; 5 — в; 6 — г; 7 — а; 8 — г; 9 — б; 10 — а; 11 — а, в, е, ж, з, и; 12 — б, г, д; 13 — 1 — б, в, г, ж, з, 2 — а, д, е; 14 — о Юрии Долгоруком; 15 — о заговоре бояр и гибели Андрея Боголюбского; 16 — б, г, в, а; 17 — князья Северо-Восточной Руси; 18 — упадок торгового пути из «варяг в греки». Второй вариант 1 — а; 2 — б; 3 — б; 4 — в; 5 — б; 6 — в; 7 — а; 8 — а; 9 — б; 10 — б; 11 — б, д, е, и; 12 — а, г, е; 13 — 1 — а, в, д, е, з, 2 — б, г, ж; 14 — о Владимире Мономахе; 15 — о Любечском съезде; 16 — г, в, б, а; 17 — крупнейшие города Северо-Восточной Руси (Ростово-Суздальской земли); 18 — князь. Третий вариант 1 — в; 2 — а; 3 — а; 4 — г; 5 — а; 6 — в; 7 — в; 8 — б; 9 — в; 10 — б; 11 — б, в, е; 12 — б, а, г, в; 13 —1 — в, д, 2 — а, г, ж, 3 — б; 14 — о Всеволоде Большое Гнездо; 15 — о Великом Новгороде; 16 — права новгородского вече; 17 — передавать по наследству киевский престол; 18 — в — б.
Тема 5 Первый вариант 1 — в; 2 — г; 3 — б; 4 — б; 5 — а; 6 — в; 7 — а; 8 — г; 9 — б; 10 — б; 11 — б, г, д, и, к; 12 — б, д, е, ж; 13 —1 — г, 2 — а, 3 — б, 4 — в; 14 — д, в, б, а, г; 15 — города, оказавшие монголо-татарам наиболее сильное сопротивление; 16 — польского королевства; 17 — обАлександре Невском; 18 — о пире монголо-татар после поражения русских князей на реке Калке.
Второй вариант 1 — в; 2 — б; 3 — в; 4 — б; 5 — в; 6 — б; 7 — б; 8 — б; 9 — в; 10 — б; 11 — б, в, д, е, ж, з, и; 12 — б, г, е, ж; 13 — 1 — б, 2 — г, 3 — а, 4 — в; 14 — г, б, а, в, д; 15 — о Чингисхане; 16 — о Невской битве; 17 — земли, которые вошли в состав Золотой Орды; 18 — наличие у Новгорода союзника в лице Великого княжества Литовского. Третий вариант 1 — а; 2 — б; 3 — б; 4 — б; 5 — б; 6 — в; 7 — в; 8 — а; 9 — б; 10 — г; 11 — в, г, е; 12 — б — г; 13 — б — г; 14 — 1 — в, 2 — а, 3 — г, 4 — б; 15 — в, д, б, г, а; 16 — о взятии ханом Батыем города Козельска; 17 — герои Невской битвы; 18 — обязательное строительство дорог и крепостей на территории Орды.
III. Русь Московская Тема б Первый вариант 1 — б; 2 — б; 3 — б; 4 — в; 5 — г; 6' — б; 7 — а; 8 — в; 9 — б; 10 — б; 11 — б, в, г, ж, з, и, к; 12 — а, г, е, ж; 13 — в, д, б, г, а; 14 — Троице-Сергиев, Сергея Родонежского, Дон; 15 — о Иване Калите; 16 — о нападении хана Тохтамыша на Москву; 17 — самые сильные княжества в XIII—XVI вв., которые именовались великими; 18 — смена династии московских князей. Второй вариант 1 — а; 2 — б; 3 — в; 4 — б; 5 — б; 6 — а; 7 — в; 8 — г; 9 — в; 10 — б; 11 — б, в, д, е, ж, и; 12 — б, г, е, ж; 13 — в, д, г, а, б; 14 — Мамай, Чингисхана, Великое княжество Литовское; 15 — о Дмитрии Донском; 16 — о восстании против ордынцев в Твери; 17 — отдельные ханства, которые выделились из состава Золотой Орды; 18 — Тверское княжество подчинилось Московскому. Третий вариант 1 — в; 2 — б; 3 — а; 4 — г; 5 — а; 6 — а; 7 — в; 8 — г; 9 — б; 10 — б; 11 — б, д, е; 12 — в, а, д, б, г; 13 — Калита; Калита; кошель; 14 — о Сергии Радонежском; 15 — Куликовская битва; 16 — центры собирания русских земель; 17 — князь Дмитрий, тверской князь Михаил; 18 — в — б;
Тема 7 Первый вариант 1 — а; 2 — а; 3 — б; 4 — г; 5 — а; 6 — в; 7 — г; 8 — а; 9 — в; 10 — г; 11 — а, б, д, е, ж, к; 12 — б, г, д, е; 13 — д, г, б, в, а; 14 — двуглавого орла; «государь всея Руси»; 15 — 1 — в, 2 — д, 3 — б, 4 — а, 5 — г; 16 — о ликвидации вольности Новгородской республики, символа вольности — вечевого колокола; 17 — символы верховного правления 18 — присоединение Твери.
Второй вариант 1 — в; 2 — а; 3 — г; 4 — б; 5 — б; 6 — а; 7 — в; 8 — г; 9 — а; 10 — в; 11 — б, в, г, з, к; 12 — в, г, е; 13 — 1 — г, 2 — в, 3 — д, 4 — а, 5 — б; 14 — г, б, в, д, а; 15 — Угре, Ахмат; 16 — взятие Твери; 17 — территориальные единицы, на которые было разделено Московское государство; 18 — Смоленская земля.
Третий вариант 1 — в; 2 — в; 3 — а; 4 — в; 5 — в; 6 — а; 7 — г; 8 — г; 9 — г; 10 — в; 11 — б, в, д, е; 12 — 1 — в, 2 — г,3 — а, 4 — д, 5 — б; 13 — д, б, г, в, а; 14 — самодержцем, скипетром, державой; 15 — присоединение Новгорода к Москве; 16 — мероприятия Ивана III по ликвидации вольности Новгородской республики; 17 — Иван III, Казимир IV; 18 — б — г.
Тема 8 Первый вариант 1 — а; 2 — б; 3 — а; 4 — б; 5 — г; 6 — а; 7 — в; 8 — а; 9 — в; 10 — г; 11 — а, б, г, д, е, и, к; 12 — в, д, е, ж; 13 — 1 — в, 2 — ж,д, 3 — а, 4 — е, 5 — б, 6 — г; 14 — в, е, ж, г, а, б, д; 15 — опричник, голову собаки, метлу; 16 — о боярском правлении в период, когда Иван IV был маленьким ребенком; 17 — о походе Ермака в Сибирь; 18 — члены Избранной рады; 19 — Смоленск. Второй вариант 1 — в; 2 — в; 3 — а; 4 — б; 5 — в; 6 — г; 7 — в; 8 — в; 9 — г; 10 — а; 11 — а, б, г, д, к; 12 — б, г, е, ж; 13 — 1 — б, 2 — в, 3 — а, 4 — е, 5 — ж, 6 — г; 7 — д; 14 — в, е, б, ж, г, д, а; 15 - Ливонская война, Прибалтике, Балтийское море; 16 — о митрополите Филиппе; 17 — о взятии Казани войском Ивана IV; 18 —противники Московского государства в Ливонской войне; 19 — принимать законы. Третий вариант 1 — а; 2 — а; 3 — б; 4 — в; 5 — в; 6 — б; 7 — г; 8 — б; 9 — б; 10 — а; 11 — в, д, е, ж; 12 — 1 — е, 2 — г, 3 — д, 4 — а, 5 — б, 6 — ж, 7 — в; 13 — г, в, б, ж, д, а,е; 14 — кормлений, губных старост, земскими старостами; 15 — осада Баторием Пскова; 16 — указ о введении заповедных лет; 17 — мероприятия военной реформы; 18 — отмена кормления; 19 — г — б. Тема 9 Первый вариант 1 — а; 2 — б; 3 — г; 4 — г; 5 — б; 6 — в; 7 — б; 8 — а; 9 — а, д, е, з, к; 10 — 1 — д, 2 — г, 3 — а, 4 —б, в; 11—летописей, воинских повестей, хождения; 14 — каменные храмы, построенные в Москве при Иване Калите; 15 — «Слово о погибели земли Русской». Второй вариант 1 — б; 2 — б; 3 — в; 4 — а; 5 — а; 6 — в; 7 — г; 8 — в; 9 — а, в, г, е, з, и, к; 10 — 1 — в. г, 2 — д, 3 — а, 4 — б; 11 — книгопечатания; Иван Федоров; «Апостол»; 12 — Афанасий Никитин; 13 — об иконе А. Рублева «Троица»; 14 — административные здания; 15 — колокольня Ивана Великого. Третий вариант 1 — г; 2 — а; 3 — в; 4 — в; 5 — б; 6 — б; 7 — б; 8 — б; 9 — 1 — б, в, 2 — г, 3 — а; 10 — 1 — в; 2 — г; 3 — б; 4 — а; 11 — избы; печь; полатях; 12 — о Феофане Греке; 13 — об Успенском соборе; 14 — итальянские архитекторы, работавшие в конце XV в.; 15 — церковь Спаса на Нередице.
Итоговые задания Первый вариант 1 — а; 2 — в; 3 — б; 4 — б; 5 — а; 6 — б; 7 — а; 8 — б; 9 — в; 10 — в; 11 — а, г, д; 12 —б, д, е; 13 — б, в, д, ж; 14 — б, в, д, ж; 15 — 1 — г, 2 — а, 3 — д, 4 — б, 5 — в; 16 — 1 — г, 2 — д, 3 — б, 4 — а, 5 — в; 17 — 1 — в, — г, 3 — б, 4 — а; 18 — д, в, г, а, б; 19 — 1 — в, 2 — д, — г, 4 — а, 5 — б; 20 — в, д, б, а, г. Второй вариант 1 — в; 2 — б; 3 — а; 4 — б; 5 — б; 6 — а; 7 — в; 8 — г; 9 — в; 10 — б; 11 — б, д, е; 12 — б, в, е; 13 — в, г, е, ж; 14 — б, в, е, ж; 15 — 1 — в, 2 — г, 3 — д, 4 — б, 5 — а; 16 —д, в, а, г, б; 17 — 1 — в, 2 — г, 3 — б, 4 — а; 18 — 1 — в, 2 — г, 3 — д, 4 — б, 5 —а; 19 — 1 — в, 2 — д, 3 — а, 4 — б, 5 — г; 20 — г, б, а, д, в. Третий вариант 1 — б; 2 — а; 3 — г; 4 — а; 5 — б; 6 — г; 7 — б; 8 — а; 9 — г; 10 — а; 11 — в, г, е, ж; 12 — а, г, д, ж; 13 — в, д, е; 14 — в, г, е, ж; 15 — 1 — в, 2 — д, 3 — а, г,— б; 16 — 1 — г, 2 — д, 3 — а, 4 — в, 5 — б; 17 —1 — б, г, 2 — а, в, д; 18 — 1 — г, 2 — в, 3 — б, 4 — д,5— а; 19 — д, в, е, а, б, г; 20 — б, г, в, д, а.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|