Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учебной и научной литературы





 

 

WWW.I-U.RU

 


 

 

И. Ф. ДЕВЯТКО

МЕТОДЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Екатеринбург

Издательство Уральского университета

ББК С5в6

Д25

 

 

Издание осуществлено при участии

Института гуманитарных практик

 

 

Редактор М. Г. Тюлькина

Ответственный за выпуск Л. Е. Петрова

 

Девятко И. Ф.

Д25 Методы социологического исследования.— Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.— 208 с.

 

 

ISBN 5—7525—0611—5

 

 

В данной книге рассматриваются ведущие методы социологического иссле­дования — опрос, эксперимент, включенное наблюдение, биографический ме­тод, а также специальные процедуры, применяемые для сбора, анализа и оценки качества социологических данных. Логика и методы социологического исследо­вания рассматриваются в книге в контексте более широких исследовательских перспектив и моделей теоретического объяснения, предопределяющих выбор кон­кретных методических решений.

Книга может использоваться для подготовки и проведения социологических и маркетинговых исследований, а также в качестве пособия по курсу «Методоло­гия и методы социологического исследования». Книга предназначена для препо­давателей, аспирантов и студентов факультетов социальных наук.

 

 

ББК С5в6

 

ISBN 5—7525—0611—5

 

ã Девятко И. Ф., 1998

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Тема этой книги — логика и методы социологического исследования. Хотя основное внимание в ней уделено ведущим методам социологического исследования — опросу, эксперименту, включенному наблюдению, биографическому методу, а также детальному описанию специальных процедур, применяемых для сбора, анализа и оценки качества социологических данных,— многие разделы книги рассматривают процесс исследования в контексте более широких исследовательских перспектив и моделей теоретического объяснения, используемых социологами и влияющих на выбор конкретных методических решений. Взаимосвязь социологической теории и метода прослеживается здесь на разных уровнях — от выбора способа фиксации данных до идентификации используемой модели измерения.

В первой главе рассмотрены проблемы философии и логики научного исследо­вания, взаимосвязи теоретического и методического знания в социальных на­уках. Главы 2 и Здают достаточно детальное представление об истоках, идей­ных предпосылках и конкретных применениях включенного наблюдения и био­графического метода в социологии. Эти методы сравнительно недавно вошли в учебные планы и явно нуждаются в более полном и систематическом представ­лении отечественному читателю. Главы 4 и 5 рассказывают о классических и самых современных подходах к эксперименту и массовому опросу в социальных науках. Наконец, 6, 7 и 8 главы посвящены взаимосвязи теории, метода и изме­рения в социологических исследованиях, а также возможностям выборочного метода и статистического анализа данных. Этот круг вопросов нередко получал весьма упрощенную трактовку не только в учебных текстах, но и в обзорных монографиях. В главе 8, посвященной анализу данных, рассматриваются неко­торые довольно сложные и продвинутые аналитические техники, однако ее чте­ние не требует подготовки, выходящей за пределы самых основных статисти­ческих представлений.

Книга может использоваться в качестве пособия по вводному курсу «Методо­логия и методы социологического исследования» для студентов-социологов, а также служить вспомогательным источником по общеобразовательным и спе­циальным курсам, затрагивающим вопросы планирования и проведения соци­ологических исследований, измерения и анализа данных в социальных науках. Кроме того, она может стать своеобразным путеводителем для всех тех, кто намеревается выступить в роли квалифицированного «потребителя» или заказ­чика социологических исследований.

Здесь мне хотелось бы выразить признательность всем коллегам, читавшим книгув целом, а также отдельные ее разделы, в частности проф. В. А. Ядову, высказавшему ряд полезных замечаний. Список тех, кто оказывал мне такого рода помощь и поддержку, слишком велик, чтобы приводить его в «Предисло­вии», и включает всех моих учителей и студентов. Мои основные литературные «долги» указаны в библиографических сносках и списках дополнительной литературы к отдельным главам. Я также признательна моим екатеринбургским коллегам из издательства Уральского государственного университета, которые способствовали выходу в свет этой книги, довольно продолжительное время ожидавшей публикации. Особая благодарность Л. Е. Петровой, оказывающей неоценимую интеллектуальную, техническую и моральную поддержку на все стадиях подготовки рукописи к печати, а также помогавшей мне в проведении библиографических разысканий.

Наконец, мне хотелось бы выразить благодарность моим родителям, которые ввели меня в самую суть методологической проблематики, показав, что как часто бывает важнее, чем что.

Москва, 1997

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.