Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Физиологические процессы, коррелирующие с дыханием





Наряду с тем, что дыхание подвержено многочисленным воздействиям, дыхание также оказывает влияние на множество иных функций организма.
При этом не всегда возможно точно определить, являются ли эти функциональные связи целенаправленными или случайными, соответственно, имеют ли они смысл или нет. Различные периодические процессы могут взаимодействовать так, что одна из функций доминирует, а значит ее ритм накладывается на ритм другой функции (суперпозиция), или функции входят во временные соотношения, а значит, каждая функция изменяет свою частоту таким образом, что возникают целочисленные соотношения частот. Von Holst (1939) назвал устойчивое целочисленное соотношение частот абсолютной координацией, при которой сохраняется постоянное соотношение фаз, тогда как соотношение, наступающее только с некоторой статистической вероятностью, - относительной координацией. Von Holst описал феномены этих координаций на примерах локомоторных ритмов насекомых, рыб и млекопитающих. Относительно процессов дыхания на сегодня известны следующие взаимосвязи с координацией ритмов.
Дыхательный ритм находится в целочисленном частотном отношении к спонтанному ритму ходьбы (Anders 1928), сосательному ритму младенцев (Peiper 1938), к ритму спортивных движений (Михайлов и др. 1971), к ритму бега на велоэргометре (Hildebrandt, Daumann 1965), к произвольным движениям глаз (Waurik 1981), а у свободнолетающих птиц - к ритму взмахов крыльев (Lord и др. 1962, Berger и др. 1970). Эти частотные соотношения показывают, что дыхательная моторика включена в общую моторику и зависит от нее. По мнению von Holst'а смысл такого рода взаимосвязей ритмических процессов состоит в оптимизации энергетического обмена: затраты энергии меньше, если два процесса, протекающих взаимосвязанно, имеют постоянные соотношения фаз при целочисленных соотношениях частот. То же вытекает из математических моделей отношений между взаимосвязанными осцилляторами (Dörre 1977).
Из вариантов наложения ритмов наиболее известны амплитудная модуляция кровяного давления с частотой дыхания и модуляция частоты сердечных сокращений (дыхательная аритмия). Кроме того, существуют еще обусловленные дыханием ритмические вазомоторные сокращения (во время вдоха) мышц (Koepchen 1968) и слизистой носа (Eccles, Lee 1981). Такого рода влияния дыхательного ритма на вегетативные функции могут проходить двумя способами:

Рис.26. Параллельно зарегистрированные частоты сердечных сокращений (ЧСС) и пневмотахограммы (ПТГ) при нормальном дыхании (а) и мурча (b) у исп. Г. (Ebert, Waurik 1980).

 

1. Путем механического включения, обусловленных фазами дыхания, колебаний давления, в те или иные системы вегетативной регуляции. В фазе вдоха в грудной клетке и брюшной полости создается более низкое давление, в фазе выдоха - соответственно, более высокое, которые, с одной стороны, накладываются на системное кровяное давление [тем самым, при вдохе стимулируется венозный приток к сердцу, а при выдохе - он тормозится], далее через прессорефлексы могут модулировать симпатическую иннервацию кровообращения. Это объяснило бы дыхательную аритмию частоты сердечных сокращений. С другой стороны, эти колебания давления посредством прямого раздражения висцерорецепторов внутренних органов могут вызвать те или иные рефлекторные реакции кровотока.

2. Непосредственные связи нейронов дыхательного центра с другими вегетативными центрами могли бы привести к «центральному» влиянию на различные вегетативные функции. Эта возможность также играет свою роль в возникновении дыхательной аритмии ЧСС (Koepchen 1972); в пользу этого говорит одновременная зависимость от фаз дыхания тонуса многих, расположенных достаточно далеко от дыхательного аппарата, функций (вазоконстрикции в мышце, электрическое сопротивление кожи). За центральные связи говорит также то, что возбудимость спинальных рефлексов на вдохе выше, чем при выдохе. При синдроме децеребрации (удаления больших полушарий и промежуточного мозга) это проявляется в коррелирующих с дыханием множественных движениях конечностей (Eggert, Schepelmann 1982). (По-видимому, у здорового человека связь в стволе мозга дыхательной и общей моторики подавляется тормозящими влияниями вышележащих структур настолько, что эта связь проявляется лишь латентно).

При сравнении медленных пранаям с быстрыми нами обнаружено (рис.26), что у испытуемого Г. при уджайи и мурча имела место экстремально возросшая дыхательная аритмия ЧСС, т.е. здесь отчетливо можно видеть влияние дыхательного ритма на нервную регуляцию системы кровообращения.

С этим согласуется сообщение Gopal (1973, цит. по: Funderburk 1977), о том, что кровоснабжение пальцев при глубоком вдохе составляло лишь 0,8 часть от кровоснабжения пальцев при глубоком выдохе как при одновременном выполнении бандх, так и без них. Таким образом, пранаямы с углубленным вдохом ведут к преобладанию влияния дыхания на симпатический тонус. Тренируемые в йоге общая моторная релаксация, сознательное «освобождение» дыхания с соответствующей сглаженностью дыхательной кривой и экономичным использованием дыхательных мышц могли бы привести к более тесной связи дыхания с другими функциями, т.е. были бы устранены «зажимы», перекрывающие естественные связи. Интерпретация вдоха как «восприятия праны» и выдоха как «распределения праны» может рассматриваться в связи с психологическими феноменами, которые связаны с фазами дыхания. При вдохе возникает чувство увеличения общего напряжения (напряжение дыхательных мышц, повышение симпатического тонуса, сокращение времени реакции, более высокий уровень внимания). В фазе выдоха возникает чувство «освобождения», связанное с моторной релаксацией и вегетативным покоем. В аутогенной тренировке это используется тогда, когда всем расслабляющимся суггестивная установка на «тяжесть» и «тепло» дается в фазе выдоха.

МЕДИТАЦИЯ

D. Ebert. Physiologische Aspekte des Yoga / Перевод с немецкого Минвалеева Р.С.

Понятие медитации

Ступени йоги с пятой по восьмую (раджа-йога) обычно объединяются понятием медитации. Вследствие известного сходства с японским дзен и аналогичными школами под этим же термином суммируется множество различных азиатских психотехник. На первый взгляд это кажется оправданным, поскольку практикующие медитацию сидят спокойно, никак внешне не реагируя на окружающий мир. Впрочем, физиологическая и психологическая общность этих психотехник выявилась лишь в последние десятилетия и, строго говоря, разновидности медитативных техник следует подразделять не просто, скажем, на йогу и дзен, но каждую часть той или иной разновидности медитации необходимо соотносить с некоторым общим психологическим механизмом. Такая попытка, предпринятая Naranjo (1976), привела к разделению на концентрирующую медитацию (внимание направлено вовнутрь) и раскрывающую медитацию (внимание направлено вовне). Тем самым речь идет о психологически различных и весьма конкретных, начиная с оригинальных предписаний, методах, для которых единый термин «медитация» является слишком общим.
Согласно словарю иностранных слов (Leipzig, 1966) «медитация» означает «размышление, самоуглубление». Этот латинский корень, переведеный не совсем точно, употребляется в разговорной речи и, по всей видимости, испытал еще и сдвиг значения. Как психологическое понятие «медитация» появляется в психологическом словаре (Arnold, Eysensk, Meili 1980), где Dumoulin также дает неясно очерченное религиозно-психологическое определение медитации. В словаре психологии материалистического толка (Clauss и др. 1981) этот термин отсутствует.
Использование столь расплывчатого понятия к таким психологически предметным, конкретно определяемым психотехникам как дхарана, дхиана или дза-дзен, к сожалению, закрепилось в международной психологической и физиологической литературе. С учетом этого, а также исходя из того факта, что для данного понятия пока нет более подходящего термина (поскольку этот феномен долгое время был за пределами науки), я, несколько упрощая, под термином медитация понимаю следующее: «Это психическое усилие в состоянии бодрствования, означающее пассивное сосредоточение на внешнем или внутренем объекте, автоматически ведущее к субъективному ощущению целостности».
«Пассивная» означает здесь отсутствие какой-либо мыслительной деятельности.
Под «сосредоточением» понимается волевое удержание внимания. Объяснение и психофизиологическое обоснование этим терминам см. в 5.4.

Техники медитации

Йога

Введение в традиционное значение и методику исполнения пратьяхары, дхараны, дхияны и самадхи дается в первой главе «Йога-сутры» Патанджали (1.2. - Построение классической йоги). В многочисленных школах йоги эти отдельные ступени раскрываются подробнее, но всегда в контексте религиозной психологии, которая, по-видимому, является культурологической интерпретацией реальных психологических явлений и отношений (прежде всего, из сферы бессознательного). По методическим соображениям в этой главе излагаются лишь некоторые, физиологически актуальные, точки зрения (Vivekananda 1937, Ananda 1980, van Lysebeth 1975).
Под положением тела всегда подразумевается устойчивая и удобная поза и при этом спину следует держать прямой. (Исполнение лежа или наклонившись не допускается!)
Наряду с отключением внимания от внешних впечатлений (пратьяхара) предписывается также общая моторная релаксация (без учета минимальных усилий на удержание позы свободного сидения).
После подавления восприятия извне человек оказывается всего лишь в некотором «внутреннем мире» (Langen 1963), что происходит вследствие концентрации и физиологически может быть определено как функциональное прерывание афферентных связей (деафферентация).
Далее начинается дхарана, «стреноживание» мышления, концентрация на объекте. Благодаря этой концентрации подавляются помехи, случайные или бессознательные двигательные и сенсорные функции ЦНС, - «психическая энергия» концентрируется на объекте (функции) сосредоточения, тем самым осознанность этой функции возрастает. Здесь различают несколько школ: объектами концентрации могут быть функции собственного тела, двигательный баланс, дыхание, сердечная деятельность или сокращение отдельных мышц (бандхи, мудры, фиксации взгляда) - хатха-йога; слова или слоги, произнесенные вслух или мысленно - предмет мантра-йоги; внешние изображения - практика тратаки; внутренние образы и представления - к примеру, джантры в тантра-йоге, и т.д. Можно также сконцентрировать внимание исключительно на внешнем событии в настоящий момент (т.н. истинное внимание).
Сосредоточение должно быть пассивным, т.е. отстраненным, созерцательным, так, чтобы отдавшись процессу, не вмешиваться в его ход, так же, как это практикуется в аутогенной тренировке (ср., напр., формулу «мне дышится»).
Согласно первой книге сутр Патанджали смысл концентрации состоит в подавлении функционирования органа мышления:

I/1 - Йога - прекращение функций мышления (читты).
I/13 - Постоянное стремление к полному удержанию (читты)
в определенных рамках есть практика.

Исходя из этих положений Патанджали данные концентративные практики часто именуют «йогой подавления». Здесь, очевидно, сходство с дза-дзен (см. 5.2.2.). Значение этого подавления мыслительной деятельности становится понятным в свете нейро-физиологической теории специализации полушарий головного мозга (см. 5.4.4.).
После овладения дхараной следует плавный переход к дхияне, что большей частью и переводится как «медитация» в узком смысле, но дхияна также может пониматься и как «созерцание» или «расширение мышления в образное измерение». Через рассмотрение объекта само собой раскрывается «... ощущение собственной сущности, так что познающий субъект все более и более становится просто зрителем...» (Langen 1963). «При освобождении мышления познание становится более ясным» (Frauwallner 1952). В позднейших текстах йоги предписания и эффекты седьмой ступени изобилуют красочными описаниями (см., напр., Rösel 1928).
В то время как дхарану еще можно сравнить с осознанным управлением обычным процессом «свободного ассоциирования», то для дхианы какое-либо осмысленное психологическое описание в настоящее время отсутствует.
Далее в самадхи, по-видимому, прорываются невербализируемые конкретно восприятия взамной связи и переживания целостности, которые могут быть переданы только через описания в образах или сравнениях, и которые всегда получают религиозную интерпретацию. Относительно психического своеобразия самадхи существует великое множество мнений, что лучше всего отражается в многочисленных «переводах» типа «экстаз», «транс», «уравновешенность», «сверхсознание» и т.д. (Langen 1963). Еще одна попытка истолкования этого феномена будет предпринята в разделе 5.4.
Много недоразумений вызывает такая специфическая форма йоги, как т.н. тантра-йога. Поскольку здесь традиционно практикуются помимо всего прочего и сексуальные ритуалы, то тантра (прежде всего в Европе и Америке) неверно понимается как простое эротическое искусство. Это неоправдано, так как с одной стороны, сексуальные ритуалы служат духовной самодисциплине (Evans-Wentz 1937), а не получению сексуального удовольствия, с другой стороны, при тантрических медитациях объектами концентрации зачастую являются джантры или активные психологические эксперименты (особые сенсорные раздражения), не имеющие ничего общего с сексуальными действиями.

Дзен

Японское слово дзен - это модификация санскритского слова «дхиана», через китайское «чань». Существует множество специфических практик в различных школах дзен (Suzuki 1964). Предметом концентрации в сходной с раджа-йогой школе дза-дзен (сидячий дзен) прежде всего является дыхание (Nishijma, Langdon 1976). Для того, чтобы научится контролировать ход мысли, используется постоянный подсчет вдохов (и выдохов), так что далее предметом медитации становится сам процесс дыхания. Здесь также придается огромное значение прямому положению спины. Во многих школах дзен, особенно в школе риндзай-дзен, работают с т.н. коанами - логическими парадоксами, вследствие чего должен произойти прорыв к цели медитации, состоянию сатори, которое, по-видимому, соответствует индийскому самадхи. В Японии дзен связан с различными прикладными формами, по-видимому, вследствие того, что исполнение движений в состоянии целостного восприятия приводит к максимальным двигательным достижениям (так, напр., самурайское фехтование на мечах, дзенское искусство стрельбы из лука, дзенская живопись, а также известное нам дзю-до происходят отсюда).







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.