|
Основные черты технологий формируещего обучения. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Технология поэтапного формирования умственных действий Технология поэтапного формирования умственных действий разработа на на основе соответствующей теории П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, 322 Н. Ф. Талызиной и др. Авторы данной теории установили, что знания, уме ния и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности чело века. В ходе практической деятельности у человека формируется ориенти ровочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осу ществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происхо дящего необходимо обратить внимание, чтобы не выпустить из-под конт роля главное. Эти положения составляют основу теории обучения как по этапного формирования умственных действий. Согласно данной теории технология обучения строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым. Цикл усвоения состоит из ряда этапов. Первый этап предполагает актуализацию соответствующей мотивации учащегося. Второй этап связан с осознанием схемы ориентировочной основы дея тельности (действия). Учащиеся предварительно знакомятся с характером деятельности, условиями ее протекания, последовательностью ориентиро вочных, исполнительных и контрольных действий. Уровень обобщенности действий, а значит, и возможность переноса их в другие условия зависят от полноты ориентировочной основы этих действий. Выделяют три типа ори ентировок: • конкретный образец (например, показ) или описание действия без указаний о методике его выполнения (неполная система ориентировок); • полные и подробные указания о правильном выполнении действия; • ориентировочная основа действия создается обучаемыми самостоя тельно на основе полученного знания. Третий этап — выполнение действия во внешней форме, материальной или материализованной, т. е. с помощью каких-либо моделей, схем, черте жей и т. п. Эти действия включают исполнительные и контрольные функ ции, а не только ориентационные. На этом этапе от учащихся требуется рассказывать о совершаемых ими операциях и их особенностях. Четвертый этап — внешнеречевой, когда обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются. Происходит дальнейшее обобще ние, автоматизация действий. Необходимость в ориентировочной основе действия (инструкции) отпадает, так как ее роль выполняет внешняя речь обучаемого. Пятый этап — этап внутренней речи, когда действие проговаривается про себя. Установлено, что в процессе внутренней речи обобщение и свер тывание действия идет наиболее интенсивно. Шестой этап связан с переходом действия во внутренний (умственный) план (интериоризация действия). Управление процессом обучения согласно данной теории происходит путем смены названных этапов и осуществления контроля со стороны учителя. Технология поэтапного формирования умственных действий имеет как позитивные, так и негативные стороны. Достоинствами данной технологии являются: создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе; сокращение времени формирования умений и навыков за счет показа об- 323 разцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой авто матизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспече ние доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации. Недостатками технологии поэтапного формирования умственных дей ствий являются ограничение возможностей усвоения теоретических зна ний, сложность разработки методического обеспечения, формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала.
28. Варианты технологий формирующего обучения Технология программированного обучения Целевое назначение: - Обеспечение каждому ученику успешного достижения результатов обучения. - Эффективное управление процессом усвоения во всех звеньях учебного процесса. - Формирование навыков самообразования и самоконтроля. Теоретические идеи Выдвинутая Б. Скиннером в 1954 г. идея повышения эффективности управления ным процессом в соответствии с психологическими закономерностями усвоения была реализована им на основе бихевиористической теории научения. Отсюда существенные моменты в этой технологии: разделение учебного материала или усваиваемого действия на небольшие порции, благодаря чему значительно сближались процессы подачи информации, ее переработки учащимися и подкрепления; подача новой информации только после усвоения предыдущей, что обеспечивает последовательность и систематичность в обучении; постоянная внешняя и внутренняя обратная связь с каждым учащимся. Последовательность этапов. 1. Предъявление первой дозы материала. 2. Предъявление предписания по последовательному выполнению определенных действий, направленных на осмысление и усвоение данной дозы. 3. Предъявление задания на понимание и усвоение этой дозы (открытых, с выбором ответа, с пропусками, с кратким ответом, завершением предложения, установлением соответствия и т.д.). 4. Выполнение задания учеником в соответствии с предписанием (устное, в обычной тетради, в тетради с печатной основой, в самом пособии). 5. Проверка правильности выполнения задания (сверка с "ключом", компьютерная, матричная и т.д.). 6. Предъявление информации о правильности выполнения задания или о допущенных ошибках. Рекомендация повторного изучения неусвоенного материала. 7. Предъявление следующей дозы материала. 8. Итоговый контроль по завершению изучения темы или раздела. Если выполнено верно более 90 % заданий, предъявляется следующий раздел учебного материала для программированного изучения. Если верно выполнено менее 90 % заданий, то ученику предлагается изучить данный материал повторно. Технология алгоритмического обучения
Целевое назначение 1. Организация действий учащихся при решении учебно-познавательных задач. 2. Обучение логике мышления, рациональным способам учебно-познавательной деятельности. 3. Вооружение учащихся средствами рефлексии, управления своим мышлением и практическими действиями. Теоретические идеи. Успешность решения учащимися учебно-познавательных задач обусловлена знанием предметного содержания и владением способами решения этих задач, структура и содержание которых соответствует тем мыслительным и практическим действиям, которые отражают предметное содержание самой задачи. Освоение способа деятельности происходит только в процессе оперирования конкретным содержанием операций (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, ПК. Анохин, Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Ланда). При этом важным условием освоения способа является его осознание учеником и принятие как цели усвоения (Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер). Это же условие необходимо для переноса знаний и умений для решения любых сходных задач. Для решения типовых задач существуют стандартизированные способы (алгоритмы), которые ориентируют учащихся на установление совершенно определенных связей и отношений между объектами. Такие способы в процессе обучения следует оттачивать до автоматичности (Л.Н. Ланда), так как они являются составной частью других способов — метаспособов (предписаний, эвристик) — с помощью которых отыскиваются конкретно-содержательные способы решения нестандартных задач (Ю.Н. Кулюткин). Алгоритм обучения вскрывает логическую структуру действий ученика при решении определенного вида познавательных задач, дает точные указания последовательности элементарных операций и обязательно приводит к решению (результату, ответу). Действия педагога. 1. Представить (смоделировать) решение познавательной задачи в виде последовательности умственных и практических действий, записать эту последовательность в виде алгоритма. 2. Предъявить его учащимся в наглядной форме (любым доступным учителю способом — на плакате, экране, на индивидуальной карточке-инструкции, памятке и т.д.) 3. Объяснить или подвести учащихся в проблемной ситуации к пониманию значимости, осознанию или разработке состава алгоритма и принятию его как цели усвоения (до автоматизированного навыка). 4. Организация комментированного управления последовательным выполнением одной операции за другой. Последовательность действий: - Учитель выполняет операцию и комментирует, ученики повторяют комментарий и выполняют вслед за учителем, так же выполняются следующие операции. - Аналогично предыдущему один ученик выполняет действия и комментирует у доски, остальные за ним повторяют. - Самостоятельное выполнение действий с обращением к алгоритму с комментированием в умственном плане. - Самостоятельное выполнение без явного обращения к алгоритму. - Автоматическое выполнение действий. 5. Подвести учащихся к обобщенным выводам о классе задач, решаемых с помощью алгоритма.
Поэтапное формирование умственных действий по II (формирующему) типу обучения (по Гальперину).
Целевое назначение. - Безошибочное усвоение понятий и выполнение умственных действий (решение познавательных задач). Этапы формирования умственных действий. 1. Ориентировка в материале и способах работы с ним. - Представление подлежащей усвоению порции материала и способов работы с ним в краткой схематичной форме (например, на карточке). - Представление образцов подробных записей, позволяющих фиксировать каждый шаг работы с новым материалом. - Организация осмысления правила выполнения действия или признаков понятия и способов их использования. 2. Развернутое выполнение действия и пошаговый контроль. - Замедленное и развернутое выполнение каждого действия и подробная запись. - Оперативный пошаговый контроль правильности выполнения действия каждым учеником. - Ликвидация пробелов сразу же. - Решение таким способом с подробными записями нескольких познавательных задач. 3. Самостоятельная отработка действия по образцу с более краткими записями последовательности действий или признаков понятия. - Дается новый образец выполнения действия с более краткими записями (укрупнение действия). - Постепенный переход от пошагового контроля к самоконтролю и контролю по конечному результату. - Переход к проговариванию действия в форме "внешней речи про себя". - По мере отработки действия перевод его в умственный план и свернутости действия.
Технология полного усвоения.
Целевое назначение Полное усвоение знаний и типовых процедур в учебно-познавательной деятельности в соответствии с заданным стандартом. Теоретические идеи. Американские психологи Дж. Кэррол и Б. Блум (60-е годы) исходили из того, что разброс успеваемости объясняется соответствующим разбросом способностей к обучению в условиях, единых для всех учащихся методов обучения и единого жесткого темпа прохождения материала. Если для ученика создать оптимальные условия и темп усвоения, то каждый способен усвоить учебный материал, заданный целями образования. Сущность технологии полного усвоения состоит в фиксации учебных результатов на достаточно высоком уровне и такой организации учебного процесса, при котором заданного результата достигают все учащиеся. Система и последовательность действий. 1. Предъявление целей и эталонов усвоения и ориентировочного контрольного теста за весь курс. 2. Организация изучения законченного смыслового раздела материала (3-4 урока). - Ознакомление детей с учебными целями раздела. - Ознакомление класса с общим планом обучения по данному разделу. - Изложение материала учителем. - Проверочная работа (диагностический тест, без выставления отметок). - Анализ результатов проверки, выявление учеников, которые полностью усвоили содержание раздела. - Коррекционное обучение учеников, не достигших полного усвоения. - Переход к изучению нового блока, когда все ученики полностью усвоят данный раздел. 3. Оценка полноты усвоения материала в целом у каждого из учащихся (итоговый контроль). Возможны только две отметки: "отлично" и "не зачтено". 4. Разъяснения значения отметки каждому учащемуся. 5. Дальнейшая коррекционная работа с учащимися, не достигшими полного усвоения.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|