Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура формирования трудовых ресурсов.





Количественные характеристики трудовых ресурсов

Количественные изменения численности трудовых ресурсов характе­ризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматривае­мого периода. Обычно это год или более длительный отрезок времени.

Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности тру­довых ресурсов вконце данного периода к их величине в начале периода. Если рассматриваются темпы за ряд лет, то среднегодовой темп опреде­ляется как средняя геометрическая по формуле:

1р. ср. - \ ^ ,

где 7р. ср. — среднегодовой темп роста; п — число лет; Ч1 и Ч2 — числен­ность соответственно в начале и конце периода. Темп прироста рассчи­тывается по формуле:

где ТПр. ср — среднегодовой темп прироста.

Количественная оценка тенденций состояния и использования трудо­вых ресурсов позволяет учитывать и определять направления повыше­ния их эффективности.

6. Трудовой потенциал предприятия и его показатели

Обобщающим показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества. Сло­вом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, кото­рые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке. Применительно к предприятию трудовой потенциал представляет со­бой предельную величину возможного участия работников в производ­стве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходимых ор­ганизационно-технических условий.

Трудовой потенциал предприятия как система всегда больше суммы составляющих ее частей — индивидуальных трудовых потенциалов от­дельных работников. Уже само объединение работников в единый и пла­номерно организованный процесс труда порождает эффект коллективно­го труда, который превосходит сумму сил работников, действующих ин­дивидуально.



Таким образом, если совокупность физических и духовных способнос­тей человека является основой трудового потенциала личности, то про­изводительная сила, возникающая благодаря совместной деятельности различных индивидов, составляет основу трудового потенциала коллек­тива предприятия. При этом необходимо учитывать, что трудовые кол­лективы обладают разными потенциалами в зависимости от территори­ального расположения предприятия, отраслевой принадлежности, разме­ров производства, половозрастной структуры и др. Кроме того, каждое предприятие имеет свои особенности формирования коллектива, трудо­вые традиции, взаимоотношения между работниками.

Структура трудового потенциала предприятия представляет собой соотношение различных демографических, социальных, функциональ­ных, профессиональных и других характеристик групп работников и от­ношений между ними.

В трудовом потенциале предприятия можно выделить следующие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификационный и орга­низационный.

Кадровая составляющая включает: квалификационный потенциал (профессиональные знания, умения и навыки) и образовательный потен­циал (познавательные способности).

Профессиональная структура коллектива связана с изменениями в со­держании труда под влиянием НТП, который обусловливает появление новых и отмирание старых профессий, усложнение трудовых операций.

Квалификационная структура определяется качественными измене­ниями в трудовом потенциале (рост умений, знаний, навыков) и отража­ет, прежде всего, изменения в его личностной составляющей.

Организационная составляющая трудового потенциала предприятия включает высокую организацию и культуру труда, находя свое выраже­ние в четкости, ритмичности, согласованности трудовых усилий и высо­кой степени удовлетворенности работников своим трудом.

Организационная составляющая трудового потенциала во многом определяет эффективность функционирования трудового коллектива как системы в целом и каждого работника в отдельности и с этих позиций непосредственно связана с эффективным использованием трудового по­тенциала.

Эффекты дохода и замещения

Эффект замещения – это изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

Графически зависимость между спросом на данный товар и на другие товары можно выразить так (ç). Если рассмотреть спрос на отдельный товар, то данный эффект выражается классической кривой спроса.

Нужно учитывать, что степень влияния эффекта замещения определяется наличием товаров-субститутов.

Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

Эффект дохода графически выражается сдвигом кривой индивидуального спроса вправо, но это характерно только для нормальных или качественных товаров.

Для нормальных товаров общий эффект воздействия на спрос складывается из эффекта замещения и эффекта дохода, которые действуют в одном направлении.

Как определить, в какой мере увеличение спроса вызвано эффектом дохода, а в какой – эффектом замещения?

Для этого используем графическую модель Дж. Хикса.

R1 – бюджетная линия, точка С1 – точка равновесие потребителя. Если снижается Рх, то R1 поворачивается против часовой стрелки к R2; при этом R2 встречается с новой кривой безразличия U2, и С2 – точка нового потребительского равновесия. Проекция точек C1 и С2 на ось Ох означает движение спроса на товар Х при снижении цены.

Для того, чтобы разделить эффект дохода и эффект замещения проведем прямую R3 параллельно R2 так, чтобы R3 касалась U1. Проекция точки C3 на ось Ох разделит эффект замещения и эффект дохода.

В зависимости от реакции покупателя на рост реального дохода все товары делятся на три группы:

1. нормальные товары

2. товары низкого качества

3. товары Гиффена

Предположим, что Х – некачественный товар. Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположном направлении. Эффект дохода снижает эффект замещения. В результате общий эффект воздействия на спрос есть разность между эффектом замещения и эффектом дохода:

В этом случае общий эффект не так значителен, что означает достаточно низкую эластичность спроса по цене:

Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя, то снижение Рх приводит к тому, что отрицательный эффект дохода перекроет положительный эффект замещения и общий эффект выразится в снижении спроса на товар Х:

Это характерно для товаров Гиффена. Таким образом, товар Гиффена – это товар, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена:

31.Минимальная заработная плата и рынок труда.

Государственное регулирование рынка труда во многих странах предусматривает законодательно установленный уровень минимальной заработной платы. Возможны два варианта: первый, когда минимальная заработная плата распространяется на весь рынок труда — это модель минимальной заработной платы с полным охватом рынка, и второй, когда минимальная заработная плата распространяется только на часть отраслей или профессий — это модель минимальной заработной платы с неполным охватом рынка.

В первом случае установление минимальной заработной платы выше равновесной заработной платы для данного рынка труда, при прочих равных условиях, приводит к уменьшению уровня занятости и увеличению уровня безработицы (как правило, для неквалифицированной рабочей силы).

Рис. 3.11. Модель минимальной заработной платы с полным охватом рынка

Причем величина сокращения занятости на рис. 3.11 (L0 - Lmin) при

данной Wmin будет определяться эластичностью спроса на труд, а количество незанятых, претендующих на рабочие места, увеличится еще на величину (L' – L0), которая будет определяться эластичностью предложения труда, и их общее количество составит (L' - Lmin). Для преодоления негативного влияния введения минимальной заработной платы на занятость неквалифицированной рабочей силы (например, молодежи) иногда устанавливают отдельный уровень минимальной заработной платы (субминимум) ниже, чем для всего рынка труда.

При анализе модели минимальной заработной платы с неполным охватом рынка (рис. 3.12) допустим, что работники могут свободно перемещаться между двумя секторами рынка труда и что предложение труда имеет низкую эластичность (кривая предложения труда расположена вертикально). Мобильность работников означает, что первоначально заработная плата в обоих секторах одинакова. Введение минимальной заработной платы Wmin в первом секторе вытеснит из него (L1 - Lmin) работников (величина, определяемая эластичностью спроса на труд в первом секторе), которые перейдут во второй сектор и увеличат предложение труда, в результате этого во втором секторе занятость возрастет до L' = L2 + (L1 - Lmin), а заработная плата уменьшится на (W0 - W ) (величина, определяемая эластичностью спроса на труд во втором секторе).

1-й сектор 2-й сектор

Рис. 3.12. Модель минимальной заработной платы с неполным охватом рынка

В условиях монопсонии возможны положительные эффекты минимальной заработной платы на занятость и заработную плату. На рис. 3.13 минимальная заработная плата W min установлена на уровне, превышающем монопсонистически равновесный уровень заработной платы W m. При этом кривая предложения труда примет вид кривой WminCSL, а кривая предельных издержек — WminCBMCL. Уровень занятости L' определяется условием максимизации прибыли и соответствует горизонтальным координатам точки D, в которой MCL=MRP (где MCL — новая кривая предельных издержек WminCBMCL), И L ' > Lm. Положительный эффект минимальной заработной платы на занятость будет сохраняться при установлении Wmin в интервале Wm < Wmin< W*, где W* = MCL = MRP -— заработная плата, равная предельным здержкам, когда они равны предельному денежному продукту труда до установления минимальной заработной платы.

 

 

32.Понятие человеческого капитала

В истории экономической мысли последних десятилетий одним из самых важных событий стало создание теории ЧК. Свое развитие теория получила в ХIХ ст. и исследует она зависимость доходов работника, предприятия, общества от знаний, навыков и природных способностей человека.

Под самим ЧК принято понимать меру воплощения в человеке способности приносить доход.

В теоретическом аспекте понятие ЧК принято рассматривать на трех уровнях:

· На личном уровне человеческим капиталом мы называем знания и навыки, которые человек получает путем обучения, профессиональной подготовке, практического опыта(используя при этом природные способности) и благодаря которым может оказывать те или иные услуги другим людям.

· На микроэкономичном уровне ЧК представляет собой совокупную квалификацию и профессиональные способности всех работников предприятия, а также находки предприятия в отношении эффективной организации труда и развитии персонала.

· На макроэкономичном уровне ЧК включает накопленные вложения в такие отрасли деятельности, как образование, профессиональная подготовка и переподготовка, оздоровление и др., которые являются важной частью национального богатства страны и мы называем его национальном человеческим капиталом.

Таким образом, человеческий капитал – это сформированный или развитый в результате инвестиций и накопления людьми (человеком) запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целенаправленно используется в той или иной сфере общественного производства, способствуют росту продуктивности труда и благодаря этому влияет на рост дохода (заработка) его собственника.

33.Модель инвестиций в человеческий капитал. Образование и другие виды инвестиций. Общий анализ выгод и издержек при инвестициях в образованиеСуществует два аспекта модели инвестиций в ЧК:

- инвестиции в собственное образование;

- инвестиции в образование детей.

Рассмотрим модель инвестиций в собственное образование. При принятии решения о получении образования человек должен учитывать следующие обстоятельства:

1. Проф-ое обучение требует отложить вступление в состав рабочей силы;

2. Образование требует некоторых издержек(прямые издержки – проживание, питание, плата за обучение и т.д., альтернативные издержки – потерянная З.п)

3. Образование не может быть немедленным;

4. Кроме будущих заработков имеет такие выгоды, как уважение в обществе, интересная работа, моральное удовлетворение)

Модель отдачи от инвестиций в образование имеет след. Вид:

 

В модели:

С1 и С2- это издержки к которым необходимо прибегнуть человеку который принял решение об образовании(прямые и альтернативные)

В*- уровень з/п человека без образования;

В1-з/п с образованием, т.е. В1- В*- выгода.

Данная модель показывает эффективность инвестиций в образование. Существуют также вложение денег и других ресурсов в воспитание, культуру молодого, подрастающего поколения, а также инвестиции связанные с рационализацией состава и структуры населения, укреплением здоровья, регулированием рождаемости, миграции.

Анализ эффективности инвестиций начинается с оценки затрат от образования и ожидания выгод от ее получения.

Затраты на получение образования можно поделить на три группы:

· Прямые материальные издержки(издержки которые осуществляются будущим собственником ЧК(предприятие, государство, семья))

· Утраченные заработки. Человек который принял решение об обучении временно не может быть в составе рабочий силы

· Моральные издержки(потраченное свободное время, учеба бывает сложной и неинтересной и др.).

Первые две группы легко оценить и подсчитать с достаточной точностью, моральные же издержки оценить сложно, хотя бы по той причине, что они разные для разных людей.

Ожидание отдачи также делится натри группы:

Прямые моральные издержки

-выше з/п;

-больше возможность принимать участие в прибыли предприятия;

-больше возможность получить проф-е условия получения оплаты труда, премии, надбавки и т.п.;

-больше возможность получить пенсии, мед.страхование за счет предприятия.

Непрямые материальные выгоды.

Моральные выгоды.

Что касается ожидания отдачи от инвестиций в образование, то количественно можно измерить только первую группу выгод, и то приблизительно, на уровне прогнозов.

34.Различия в заработках и спрос на образование. Выгодность инвестиций в образование для потенциального работника.

Причины различий в заработной плате в том, что:

— работники неоднородны, они отличаются друг от друга знаниями, навыками, опытом, обладают различным объемом человеческого капитала и, соответственно, разной производительностью;

— рабочие места неоднородны, они отличаются друг от друга "незарплатными" характеристиками (условиями, месторасположением, видами социальных пособий и льгот, статусом и т.д.);

— условия совершенной конкуренции не выполняются (существуют огрраничения на мобильность рабочей силы, информация несовершенна и ее получение связано с издержками, возникают эффекты дискриминации на рынке труда).

В последнее время спрос на образование растет это характеризуется тем что человек стремится максимизировать свой доход, а это прямо зависит от уровня образованности. Выгодность инвестиций для потенциального работника. Для работника выгодность обучения будет определяться следующим условием:

то есть текущая стоимость потерь в заработной плате за время обучения должна быть меньше текущей стоимости выигрыша в заработной плате в период после обучения.

Структура формирования трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую про­межуточное положение между экономическими категориями «населе­ние» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в со­став трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивиду­альной трудовой деятельности (рис. 2.2). В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

Трудовые ресурсы — это часть населения страны, которая по своему физическому развитию, умственным способностям и знаниям, способна работать в народном хозяйстве.

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пас­сивную (потенциальную).

Понятие «трудовые ресурсы» более широкое, чем понятие «экономи­чески активное население», поскольку включает еще и трудоспособных неработающих людей и тех, что стационарно учатся. Реально за поняти­ем «трудовые ресурсы» стоит количество населения, которое можно при­нудить работать, то есть которое физически способно работать. Понятие же «экономически активное население» — это и реальная часть трудовых ресурсов, которые добровольно работают или хотят работать. Поскольку Украина избрала курс на построение свободного демократического об­щества, и в ее Конституции провозглашен запрет принудительной рабо­ты, понятие «трудовые ресурсы» постепенно теряет свое экономическое значение. Ведь ресурсами можно называть лишь реальные источники удовлетворения потребности (в данном случае — потребности в рабочей

силе).

К трудовым ресурсам в Украине относятся: а) население в трудоспо­собном возрасте, за исключением неработающих инвалидов труда и вой­ны I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получаю­щих пенсии по старости на льготных условиях; б) население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в народном хозяйстве.

Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ — верхнего и нижнего уровней трудоспособного воз­раста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста.

Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством. В Украине трудоспособным возрастом считается: у мужчин — 16—60 лет, у женщин — 16—55 лет

3. Экономически активное население (рабочая сила). Экономически неактивное населения

По классификации Международной организации труда (МОТ) насе­ление старше определенного минимального возраста, установленного для учета экономически активного населения (в Украине — 16 лет), подразделяется на три категории: занятые, безработные и вне рабочей силы. Занятые и безработные составляют рабочую силу или население, активное в данный период. Лица вне рабочей силы включают остаточные группы, которые не имеют работы, не ищут ее и не готовы работать, в том числе лица моложе трудоспособного возраста. Эта группа представ­ляет население, которое в данный момент экономически неактивно.

Экономически активное население — это часть населения, обеспечиваю­щая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Уро­вень экономической активности населения рассчитывается по формуле:

Уэ. а. н. = da. а. н. / Чп.,

где Уэ.а.н. — уровень экономической активности населения; dэ.а.н. — доля в общей численности экономически активного населения; Чн. — общая численность населения.

Экономически неактивное население — это население, которое не вхо­дит в состав экономически активного населения, включая лиц младшего возраста, установленного для измерения численности. Численность эко­номически неактивного населения определяется по отношению к обсле­дуемому периоду и включает следующие категории:

а) учащиеся и студенты ,слушатели и курсанты посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры)

б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а
также получающие пенсию по случаю потери кормильца при достиже­
нии ими пенсионного возраста;

в) лица, получающие пенсии по инвалидности (I, II, III группы);

г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми,
больными родственниками и т. п.;

д) лица, отчаявшиеся найти работу, т. е. прекратившие поиск работы, исчер­
павшие все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;

е) другие лица, у которых нет необходимости работать независимо от
источника дохода.

Занятые экономической деятельностью — это лица в возрасте 15—70 лет, которые выполняют работы за вознаграждение по найму на условиях полного или неполного рабочего времени, работают индивидуально (са­мостоятельно) или в отдельных работодателей — граждан-работодателей, на собственном (семейном) предприятии, безвозмездно работающие чле­ны домашнего хозяйства, занятые в личном подсобном сельском хозяй­стве, а также временно отсутствующие на работе. Занятыми по этой методике считаются лица, которые работали на протяжении недели не меньше четырех часов (в личном подсобном хозяйстве — не меньше 30-ти часов) независимо от того, была это постоянная, временная, сезон­ная, случайная или другая работа.

Безработные, в определении МОП, — это лица в возрасте 15—70 лет (как зарегистрированные, так и незарегистрированные в государственной службе занятости), которые одновременно удовлетворяют трем условиям: не имеют работы (прибыльного занятия), ищут работу или стараются ор­ганизовать собственное дело, готовые приступить к работе на протяжении следующих двух недель. К этой категории принадлежат также лица, которые учатся по направлениям службы занятости, нашли работу и ждут ответа или готовятся к ней приступить, но на данный момент еще не работают.

По украинскому законодательству безработными признаются гражда­не, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости, ищут работу и готовы к ней приступить. Как видим, официальная система учета безработицы в Украине занижает реальные показатели, поскольку большая часть безработных такими не считаются, так как они по разной причине не регистрируются в службе занятости.

4.Уровень образования трудовых ресурсов.

Важнейшими характеристиками качественного состава населения, а особенно его трудоспособной части, являются образовательный уровень и профессиональное мастерство. Человек приводит в действие средства производства, с их помощью создает материальные блага. Чем выше уро­вень развития личностного фактора, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный фактор.

В процессе воспроизводства рабочей силы существенная роль принадлежит системе подготовки квалифицированных кадров для всех отрас­лей народного хозяйства. Подготовка рабочей силы должна быть направ­лена на некоторое опережение ее развития по сравнению с имеющимся в данный момент техническим уровнем производства.

Опережающее развитие личностного фактора по сравнению с вещественным создает предпосылки для быстрой адаптации работников к изме­няющимся условиям труда, стимулирует развитие творческого подхода к трудовому процессу. Полученные в процессе обучения знания поднима­ют средний уровень развития трудовых ресурсов на более высокую ступень. В данном аспекте важнейшим фактором развития НТП становится своевременная и качественная подготовка рабочей силы.

Уровень образования определяется средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, долей специалистов с высшим об­разованием и др. Он характеризуется и таким показателем, как процент грамотности.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.