Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Преобразования Петра Великого. Утверждение европейских начал в системе политического и экономического пространства России.





Сущность, причины и итоги дворцовых переворотов в России. Усиление политических позиций российского дворянства.

Причины дворцовых переворотов:

- отойдя от национальной политической традиции, согласно которой престол переходил лишь к прямым наследникам царя, Петр сам подготовил «кризис власти» (не осуществив Указ 1722 г. о наследовании престола, не назначив себе наследника);

- на российский престол после смерти Петра претендовало большое количество прямых и косвенных наследников;

- во всей своей полноте проявились существовавшие корпоративные интересы дворянства и родовитой знати.

Говоря об эпохе дворцовых переворотов, следует подчеркнуть, что они не являлись государственными, т.е. не преследовали цели радикальных изменений политической власти и государственного устройства (исключением явились события 1730 г.).

При анализе эпохи дворцовых переворотов важно обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, инициаторами переворотов выступали различные дворцовые группировки, стремившиеся возвести на престол своего ставленника.

Во-вторых, важнейшим следствием дворцовых переворотов явилось усиление экономических и политических позиций дворянства.

В-третьих, движущей силой переворотов была гвардия.

Действительно, именно гвардия в рассматриваемый период решала вопрос о том, кому быть на престоле. Можно говорить об особой политической роли гвардии в истории России, которую она играла вплоть до событий декабря 1825 г. на Сенатской площади.

Гвардия использовалась и для личной охраны царствующей особы, и для организации контроля за деятельностью различных учреждений. Позиции гвардии формировались боровшимися дворцовыми группировками. Исследователь Петровской эпохи Е.В. Анисимов, объясняя события занятия престола Екатериной I, приводит слова находившихся при русском дворе иностранных посланников.



Голштинский министр Карла Фридриха, герцог Г.Ф. Бассевич, в разговоре с австрийским посланником Н.С. Гогенцольцем отметил, что партия Меншикова принудила сторонников Петра I подписать манифест о воцарении Екатерины, так как те боялись войска. Французский посланник Жан-Жак Кампредон в своем письме еще более категорично заявил, что «решения гвардии здесь - закон».

В целом наиболее правильно было бы оценивать время дворцовых переворотов как период развития дворянской империи от Петровских преобразований до новой крупной модернизации страны при Екатерине II. Во второй четверти – середине XVIII в. не было крупных реформ (более того, по мнению некоторых ученых, период до правления Елизаветы Петровны оценивается как период контрреформ).

Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины 2. Правление Павла1.

Екатерина II обнаружила ум и способности крупного государственного деятеля.

Она заняла престол в сложное время. Екатерина II должна была выработать

политику, отвечающую условиям Нового времени. Эта политика и получила

название «просвещенного абсолютизма». С 1763 г. Екатерина II начала

постоянную переписку с М.Ф. Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с

ними государственные дела. Она подчеркивала, что книга Ш.Л. Монтескье стала

ее путеводителем в политике. В странах Западной Европы заговорили о

«великой Семирамиде Севера». Желание лучше узнать Россию привело Екатерину

к мысли о поездке по стране, как до этого делал Петр Великий. В начале

своего царствования. Екатерина II посетила Ярославль и Ростов Великий,

побывала в Прибалтике, проехала по Волге от Твери до Симбирска.

Секуляризация церковных имуществ.

В условиях массовых волнений монастырских крестьян, Екатерина в 1764 г.

провела секуляризацию церковных имуществ, объявленную еще Петром III.

Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей. Бывшие монастырские

крестьяне перешли под власть государства. Они стали называться

экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии.

В 1773 г. был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. в стране приступили

к межеванию земель: на местности происходило определение границ земельных

владений и их юридическое закрепление. Оно было призвано упорядочить

землевладение и остановить земельные споры.

Уложенная комиссия.

Преследуя цель установить «тишину и спокойствие» в стране, укрепить свое

положение на престоле Екатерина II созвала в 1767 г. в Москве специальную

Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен

устаревшего «Соборного уложения» 1649 г. В работе Уложенной комиссии

участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, государственные

учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие

примерно половину населения страны, в работе Комиссии не участвовали.

Ведущую роль в ней играли дворянские депутаты (примерно 45%). Депутаты по

предложению Екатерины II представили в комиссию примерно 1600 наказов с

мест. В качестве руководящего документа комиссии 1767 г. императрица

подготовила «Наказ ( теоретическое обоснование политики просвещенного

абсолютизма. «Наказа» Екатерины II состоял из 22 глав и был разбит на 655

статей. Почти три четверти текста «Наказа» составляли цитаты из сочинений

просветителей. Эти цитаты были тщательно подобраны, и «Наказ», таким

образом, представлял собой цельное произведение, в котором доказывалась

необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства

русского общества. Уложенная комиссия начала заседание в Грановитой палате

Московского Кремля летом 1767 г. На пятом заседании императрице был

присвоен титул «Великой, премудрой матери Отечества», что означало

окончательное признание Екатерины II русским дворянством. Работа Комиссии,

продолжалась более года. Под предлогом начала войны с Турцией, она была

распущена в 1768 г. на неопределенное время, так и не составив нового

уложения.

Страны Запада, Востока и Россия во второй четверти- конце 18 столетия:опыт международного сопряжения.

Внутренняя политика Николая I

С самого начала правления Николай I заявил о необходимости реформ и создал «комитет 6 декабря 1826 года» для подготовки преобразований. Большую роль в государстве стала играть «Собственная Его Величества канцелярия», которая постоянно расширялась созданием множества отделений.

Николай I поручил специальной комиссии под руководством М.М. Сперанского разработать новый Свод Законов Российской империи. К 1833 г. было отпечатано два издания: «Полное собрание законов Российской империи», начиная с Соборного уложения 1649 г. и до последнего указа Александра I, и «Свод действующих законов Российской империи». Кодификация законов, проведенная при Николае I, упорядочила российское законодательство, облегчила ведение юридической практики, но не принесла изменений в политическую и социальную структуру России.

Император Николай I по духу своему был самодержцем и ярым противником введения в стране конституции и либеральных реформ. По его мнению, общество должно жить и действовать, как хорошая армия, регламентировано и по законам. Военизация государственного аппарата под эгидой монарха – вот характерная черта политического режима Николая I.

Он крайне подозрительно относился к общественному мнению, под цензурный гнет попали литература, искусство, просвещение, были приняты меры по ограничению периодической печати. В качестве национального достоинства официальная пропаганда стала превозносить единомыслие в России. Идея «Народ и царь едины» была главенствующей в системе образования в России при Николае I.

Согласно «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым, Россия имеет свой путь развития, не нуждается во влиянии Запада и должна быть изолирована от мирового сообщества. Российская империя при Николае I получила название «жандарма Европы» за охранение покоя в европейских странах от революционных выступлений.

В социальной политике Николай I делал упор на укрепление сословного строя. Чтобы оградить дворянство от «засорения», «Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, по которому дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. В 1845 г. император издал «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).

Крепостное право при Николае I пользовалось поддержкой государства, и царь подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. Но Николай I не был сторонником крепостничества и тайно готовил материалы по крестьянскому вопросу, чтобы облегчить дело своим последователям.

Внешняя политика Николая I

Наиболее важные стороны внешней политики в период царствования Николая I были возврат к принципам Священного союза (борьба России против революционных движений в Европе) и Восточный вопрос. Россия при Николае I участвовала в Кавказской войне (1817-1864 гг.), русско-персидской войне (1826-1828 гг.), русско-турецкой войне (1828-1829 гг.), в результате которых Россия присоединила к себе восточную часть Армении, весь Кавказ, получила восточный берег Черного моря.

В период правления Николая I наиболее памятной стала Крымская война 1853-1856 годов. Россия была вынуждена воевать против Турции, Англии, Франции. В ходе осады Севастополя Николай I потерпел поражение в войне и утратил право иметь военно-морскую базу на Черном море.

Неудачная война показала отсталость России от передовых европейских стран и насколько нежизненной оказалась консервативная модернизация империи.Николай I умер 18 февраля 1855 г. Подводя итоги правления Николая I, историки называют его эпоху самой неблагополучной в истории России, начиная со Смутного времени.

Земская реформа (1864 г.)

 
 
 

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры.Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет — вплоть до создания Государственной думы.

Городская реформа (1870 г.)

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления .Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц.Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Судебная реформа (1864 г.)

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой судсоздавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

Реформы образования

Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. вводилось новое положениео начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержденустав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принятуниверситетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.

Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 60 — 70-х годов позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это — несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.

 

Сельское хозяйство

После освобождения крестьян в 1861 г. в экономике России все большую роль начинает играть наемный труд. Росло число пролетариев — людей, лишенных средств производства. В основном это были обедневшие крестьяне. Их эксплуатировали капиталисты-предприниматели, сосредотачивавшие в своих руках капиталы. Все это говорило о том, что Россия вступает в эпоху капитализма.

Основной отраслью российской экономики по-прежнему было сельское хозяйство. Здесь сохранилось немало крепостнических пережитков. По причине малоземелья крестьяне вынуждены были арендовать часть земель у помещиков, но платили не деньгами — их у крестьян было немного — а обрабатывали господские земли своим инвентарем. Подобная форма отношений — отработки — во многом повторяла барщину. Иногда крестьяне отдавали помещику половину (испольщина) или иную долю своего урожая (издольщина), что напоминало крепостнический оброк.

Отработки подрывали крестьянское хозяйство, обусловливали низкую производительность труда в хозяйстве помещичьем. Более прогрессивной была капиталистическая система хозяйства (обработка земли наемными рабочими). В 1880-е гг. она уже господствовала в 19 губерниях, однако широко была распространена и отработочная система (17 губерний) . В семи губерниях существовала смешанная система.

В сельском хозяйстве пореформенной России развернулась борьба между двумя путями развития капитализма: прусским (преобладают помещичьи хозяйства, перешедшие на капиталистические рельсы) иамериканским (преобладают крестьянские хозяйства). Для последнего пути наиболее благоприятные условия складывались в районах, где не было крепостного права (Сибирь, Север и др.).

Значительные размеры приобрело социальное разложение крестьянства: выделялся слой пролетариев (и полупролетариев) и слой сельской буржуазии (кулаков). Скупая земли, рабочий скот, инвентарь, кулаки заводили крупные хозяйства, производя хлеб на продажу. В отличие от помещичьих, кулацкие хозяйства широко применяли наемный труд. К концу XIX в. кулаки выращивали в два раза больше товарного хлеба, чем помещики, хотя владели таким же количеством земли.

Некоторые помещики смогли превратить свои хозяйства в капиталистические предприятия: гигантские латифундии на Украине производили миллионы пудов зерна, сахарную свеклу. Однако большинство дворян к новым условия приспособиться не смогло и разорялось: в 1880 г. было заложено 15%, а в 1895 г. — 40% дворянских земель.

В пореформенной России значительно усилился товарный, предпринимательский характер сельского хозяйства. Развитие российской промышленности рождало спрос на сельскохозяйственную продукцию; повышался спрос и на внешнем рынке. Это способствовало углублению специализации сельского хозяйства, что, в свою очередь, стимулировало торговлю сельскохозяйственными продуктами.

Центр товарного производства зерна постепенно перемещается из внутренних губерний — российского черноземного района — в плодородные земли Юга России. Северные и центральные губернии специализировались на молочном скотоводстве, в Нечерноземье выращивались лен, картофель. В 1880-1890-е гг. за границу вывозилось 20% хлебов (в предыдущее десятилетие — 10%). Всего же на рынок в 1890-е гг. поступало 50% сборов хлебов, причем продажа хлеба для внутреннего потребления заметно превысила вывоз.

Следует заметить, что для многих крестьян продажа хлеба была делом вынужденным: их подталкивало к этому правительство, ужесточая податной гнет (правительству важно было соблюсти активный баланс — превышение вывоза над ввозом — в торговле с Европой). Крестьяне нередко продавали не излишки, а необходимый хлеб. В 1891 г. разразился страшный голод, за которым последовала эпидемия холеры: они унесли жизни 400 тыс. чел.

К концу XIX в. аграрный вопрос приобрел значительную остроту. Естественный прирост крестьянского населения усугублял малоземелье, от которого страдали крестьяне после реформы 1861 г. Создавалось аграрное перенаселение. Крестьяне владели землей не индивидуально, а общиной; это также тормозило развитие сельского хозяйства. К концу века в целом были исчерпаны те возможности, которые открывала для развития сельского хозяйства реформа 1861 г. Встал вопрос о новых аграрных преобразованиях, которые могли быть проведены либо мирным, реформаторским, либо насильственным, революционным путем.

Промышленность и торговля

Освобождение крестьян вело к формированию пролетариата — людей, лишенных средств производства, и сосредоточению капиталов в руках капиталистов-предпринимателей. Более емким стал внутренний рынок, расширялись связи с внешним рынком. Все это стимулировало развитие промышленности.

Ведущую роль в России играла легкая промышленность (особенно — текстильная и пищевая). К началу 1880-х гг. в России завершился промышленный переворот, т.е. переход к машинному производству. На очередь встала следующая задача — индустриализация (усиленное развитие тяжелой промышленности, превращение ее в основную отрасль народного хозяйства).

С конца 1880-х гг. в России начался бурный промышленный подъем. За 1886-1896 гг. выплавка чугуна в стране утроилась (США сделали подобный шаг за 23 года, Германия — за 12 лет). По темпам развития тяжелой промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Одной из причин промышленного подъема послужило железнодорожное строительство, широко развернувшееся с 1860-х гг. Железные дороги, связывая разные регионы, способствовали развитию торговли и подвижности населения, сами предъявляя спрос на металл, лес, нефть и уголь. Если к 1860-м гг., в России было 1,5 тыс. км железных дорог, то к началу XX в. — более 50 тыс. км. Целый ряд дорог был построен в Европейской России, проложены Закавказская и Закаспийская железные дороги, начато строительство Транссибирской магистрали.

Промышленный переворот и первые шаги индустриализации изменили промышленную географию страны и дали толчок развитию новых отраслей — угольной, нефтедобывающей, химической, машиностроительной. Главенствовать в производстве чугуна стал, вместо Урала, Юг России (в 1880 г. здесь вырабатывали 5 % всего чугуна, в 1900 г. — 52 %.. Центром добычи угля стал Донбасс, центром добычи нефти — Баку: в 1890-е гг. они давали 70% угля и 95% нефти. Важными промышленными районами были также Прибалтика, Петербург, Москва. Неравномерность размещения промышленности — характерная особенность российской экономики.

Российская промышленность отличалась и высокой степенью концентрации: в 1890 г. на предприятиях, имевших 500 и более рабочих, была сосредоточена почти половина всех рабочих России (в США — около трети). Развитие крупной промышленности не вытеснило крестьянских промыслов, которые весьма гибко реагировали на изменение рыночной конъюнктуры.

Как ни быстро развивалась российская промышленность, догнать развитые страны Россия не могла. В 1895 г. в России на душу населения добывалось угля в 2,5 раза меньше, чем в Германии, в 3 раза меньше, чем в США, в 5 раз меньше, чем в Англии; выплавлялось чугуна в 4 раза меньше, чем в Германии, в 6 раз меньше, чем в Англии, в 8 раз меньше, чем в США.

В российском вывозе преобладали продукты сельского хозяйства, прежде всего — хлеб (около половины всей стоимости экспорта в 1890-е гг.). Ввозились же хлопок, ткани, машины; импорт чугуна и угля составил в 1890-е гг. 40% от их производства в России. Главным торговым партнером России стала Германия, оттеснившая Англию на второе место.

Российской промышленности не хватало (несмотря на аграрное перенаселение) свободных рабочих рук; мало было и капиталов. В 1880-е гг. заметно усилилось вторжение в российскую экономику иностранного капитала. Первое место занимал капитал французский, за ним следовали английский, германский и бельгийский. Иностранных предпринимателей привлекали в России богатые природные ресурсы, дешевизна рабочей силы.

Промышленное развитие пореформенного периода создало базу для блестящего индустриального скачка, начавшегося со второй половины 1890-х гг. Однако особенности социально-экономического строя России — отсутствие значительного, экономически сильного класса буржуазии, архаичность сельского хозяйства — мешали России сравняться с ведущими капиталистическими странами, создавали опасные диспропорции в социально-экономическом развитии.

Социальный строй

К концу XIX в. Россия была самой большой по территории и населению страной мира. В 1897 г. в ней насчитывалось 126 млн. чел.., что равнялось населению Франции, Германии, Англии, вместе взятых, и в 1,7 раза превышало население США.

В 1897 г. 71 % населения России принадлежал к сословию крестьян, 11 % — мещан, по 0,5% — купцов и духовенства, 1,5% — к сословию дворян. Однако сословное деление во многом уже не отражало социальной структуры общества.

Крестьяне, которые не могли прокормиться со своего надела, составляли массу пролетариев и полупролетариев. Продолжалось формирование кадрового промышленного пролетариата — людей, которые проживали со своими семьями в промышленных городах и потомственно работали на фабриках и заводах. К 1897 г. промышленный пролетариат насчитывал 5,1 млн. чел. Вместе с тем многие русские рабочие не порывали связей с землей, с сельским хозяйством.

Разбогатевшие крестьяне формировали слой сельской буржуазии. Нередко они вкладывали деньги в промышленность: деревенские корни были у многих промышленных магнатов России — Морозовых, Гучковых, Рябушинских. Среди русской буржуазии было много и представителей купечества (Мамонтовы, Губонины). В предпринимателей-буржуа превращались и многие дворяне — владельцы латифундий и фабрик (Бобринские, Браницкие, Потоцкие). Экономический вес буржуазии рос, предприниматели объединялись в союзы. Однако численность буржуазии, размеры ее капиталов, ее общественный авторитет и политический вес все же были недостаточно велики.

Капиталистическая трансформация русского общества способствовала росту города: к 1897 г. в них проживало уже 13,4% населения страны. Население Петербурга составляло 1,3 млн. чел., Москвы — около 1 млн. чел. Богатые кварталы городов застраивались многоэтажными домами, освещались электричеством. А рядом росли трущобы, переполненные рабочим людом, люмпен-пролетариатом — босяками и бродягами. Развитие капитализма обострило и умножило социальные язвы России, создав много трудноразрешимых проблем.

 

Показателем завершения технической перестройки промышленности является наступление момента, когда в ведущих отраслях производства основная масса продукции изготовляется предприятиями, оборудованными системой машин, приводимых в движение силой пара. В дореформенный период в России лишь в хлопчатобумажной (а именно в прядении и ситцепечатании), свеклосахарной и писчебумажной промышленности основная масса продукции изготовлялась на предприятиях фабричного типа. В остальных ведущих отраслях переход от ручного труда к машинному в основном завершился к концу 70-х — началу 80-х гг. 19 в. В 1879 в отраслях текстильной промышленности с помощью машин производилось от 54,8% (суконная и шерстяная) до 96,3% (бумагопрядение) всей продукции. На металлообрабатывающих предприятиях машинами производилось во всех отраслях 86,3% всей продукции, в свеклосахарной промышленности — 85,1%. В 1882 в горнозаводской промышленности пудлинговые печи, сменившие кричные горны (см. Металлургия), давали около 90% всего металла, а 63% энергетических мощностей чёрной металлургии приходилось на паровые установки. Но в ряде отраслей промышленности ещё господствовал ручной труд (мебельная, кожевенная и др.). Техническое перевооружение транспорта также в основном закончилось в пореформенный период. В 60—70-х гг. 19 в. построено более 20 тыс. км железных дорог, т. е. создана основа ж.-д. сети. Важной особенностью Промышленный переворот в России было слабое развитие ряда отраслей машиностроительной промышленности (прежде всего станкостроения). Постоянные наёмные рабочие имелись в России ещё в эпоху крепостничества. Однако они ещё не были пролетариями, поскольку в большинстве своём не имели личной свободы. Лишь отмена крепостного права превратила постоянных наёмных рабочих дореформенной эпохи в подлинных пролетариев. После крестьянской реформы 1861 формирование пролетариата шло быстрыми темпами. Его ряды складывались из промышленных рабочих крепостной эпохи, безземельных и малоземельных крестьян, а также крестьянства, разорившегося в процессе расслоения.

К началу 80-х гг. в основном завершилось формирование пролетариата как класса. Постоянные наёмные рабочие составляли в это время большую часть всех промышленных рабочих (в 1886—93 в 9 фабричных округах Европейской России 71,8%; в округах с высокоразвитой промышленностью ещё выше: в Петербургском — 89,2%, Московском — 80,2%, Владимирском — 80,5%). В начале 80-х гг. уже имелся многочисленный слой потомственных пролетариев.

Переход от мануфактуры к фабрике был решающим этапом и в формировании класса буржуазии. В ходе Промышленный переворот сложился и стал господствующим слой крупной промышленной буржуазии, которая вытеснила на второй план господствовавших ранее представителей торгового капитала. В 1879 в отраслях обрабатывающей промышленности предприятия с числом рабочих свыше 100, составляя всего 4,4% всех предприятий, давали 54,8% всего производства. Формированию крупной буржуазии содействовало самодержавие (покровительственная таможенная политика, казённые заказы, гарантированные прибыли и т.п.).

В процессе промышленного переворота в России возникло и стало господствующим крупное промышленное производство, сложились классы капиталистического общества, т. е. окончательно утвердился капиталистический способ производства и выявились присущие ему противоречия. Завершение формирования классов капиталистического общества сделало борьбу между пролетариатом и буржуазией основным, определяющим направлением всех классовых и общественно-политических противоречий в стране.

Промышленный переворот не завершается в один или два года. Это долговременный процесс; Показателем его завершения в той или иной стране является наступление такого момента, когда в главных отраслях промышленности основная масса продукции изготавливается предприятиями, оборудованными машинами, работающими на паровой или электрической тяге.

 

Преобразования Петра Великого. Утверждение европейских начал в системе политического и экономического пространства России.

 

В исторической литературе существуют разноречивые оценки деятельности Петра I. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение в истории России. Споры идут о том, являлась ли модернизация России насильственной реформацией страны или была подготовлена всем ходом предшествовавшего развития России. Разные суждения высказываются по поводу того, носила ли деятельность Петра целенаправленный характер или была импульсивной реакцией на внешний вызов со стороны передовых европейских государств. Со времен Ключевского утвердилось мнение о том, что все преобразования России в эпоху Петра были вызваны Северной войной.

Преобразования Петра I были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшественниками. Вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировали основной метод их проведения — деспотическое насилие. Личное знакомство с Европой в период пребывания Петра в составе Великого посольства в конце XVII в. определили цель и направление преобразований.

Идеалом государственного устройства для Петра I было “регулярное государство”, модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых — превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты?

Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Прикрепление каждого россиянина к месту жительства и месту службы сократили пространство свободы, расширившееся в это время в Европе. Все были вмонтированы в систему, как винтики в часовой механизм. Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.

Особенностью административной реформы было создание системы государственного контроля за деятельностью аппарата управления. Это привело к своеобразной “бюрократической революции”, последствием которой стала зависимость всех от госаппарата.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.