Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 35. Средства, регулирующие иммунные процессы (иммунотропные





средства) (Е.Н. Якушева, Б.К. Романов)457

35.1. Иммуносупрессорные средства (иммуносупрессоры) 457

35.2. Иммуностимулирующие средства (имуностимуляторы) 462

35.3. Противоаллергические средства 473

Противомикробные, противовирусные и противопаразитарные средства479
Глава 36. Антисептические и дезинфицирующие средства (В.Ю. Балабанъян)480

Химиотерапевтические средства, применяемые при инфекционных

заболеваниях486

Глава 37. Антибактериальные химиотерапевтические средства

(В.Ю. Балабанъян)487

37.1. Антибиотики 487

37.2. Синтетические антибактериальные средства 503

37.3. Противосифилитические средства 514

37.4. Противотуберкулезные средства 515

Глава 38. Противогрибковые средства (В.Ю. Балабаньян)522

Глава 39. Противовирусные средства (В.Ю. Балабаньян)527

Глава 40. Средства для лечения протозойных инфекций (Б.К. Романов)534

40.1. Противомалярийные средства 534

40.2. Препараты для лечения трихомониаза,лейшманиоза, амебиаза

и других протозойных инфекций 536

Глава 41. Противоглистные (антигельминтные) средства (Б.К. Романов)541


Средства, применяемые при злокачественных новообразованиях545

Глава 42. Противоопухолевые средства (В.Ю. Балабаньян)545

Глава 43. Общие принципы терапии отравлений лекарственными средствами

(Т.А. Зацепилова)552

Глава 44. Плазмозамещающие и дезинтоксикационные средства

(И.И. Краснюк)554

Приложение 559

Общая рецептура (Е.Н. Якушева) 589

Алфавитный указатель препаратов 573


ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий учебник написан авторским коллективом кафедры фармако­логии фармацевтического факультета Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова в соответствии с заказом Министерства здравоохранения Рос­сийской Федерации.



Впервые учебник по фармакологии для студентов фармацевтических инс­титутов был написан профессором М.П. Николаевым еще в 1942 г. (переиздан в 1948 г.). В этом учебнике особое внимание уделялось химическому строению ле­карственных веществ и связи химической структуры с фармакологической ак­тивностью. В учебнике были затронуты вопросы биологической оценки качества лекарственных веществ и сроков их хранения. Впервые были освещены вопросы зависимости действия лекарственных веществ от состояния организма (патоло­гия печени, почек, воспалительный процесс и т.д.). В учебнике М.П. Николаева была представлена четкая фармакологическая классификация лекарственных средств по группам в соответствии с их преимущественным действием на опреде­ленные физиологические системы.

Затем по такому же плану были изданы учебники Г.Н. Першина и Е.И. Гвозде­вой (1961 и 1967 гг.).

В дальнейшем (1977 и 1991 гг.) создание учебников по фармакологии для про­визоров продолжил ученик М.П. Николаева, академик РАЕН, заслуженный дея­тель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор А.Н. Кудрин, который впер­вые ввел в учебник элементы патофизиологии, а также принципы и правила рационального использования лекарственных средств с учетом времени приема пищи и биологических ритмов организма (хронофармакология). Большое вни­мание в учебнике уделялось сравнительной оценке препаратов по фармакокине­тическим и фармакодинамическим параметрам, что явилось фундаментом для обоснованной замены одного препарата на другой провизором.

Авторский коллектив продолжил традиции написания учебников по фарма­кологии для провизоров с учетом современных требований к их подготовке и но­вого обширного материала по фармакологии, появившегося за последние годы.

Современная фармакология развивается чрезвычайно динамично. В послед­ние годы появились новые фармакологические группы лекарственных средств, внедряются новые биотехнологические процессы получения лекарственных пре­паратов. Использование новых лекарственных форм позволяет оптимизировать применение уже известных лекарственных веществ.

Задачи, значение и положение предмета фармакологии в фармацевтических и медицинских учебных заведениях существенно различаются, что нашло отраже­ние в учебнике по фармакологии для провизоров.

При изложении вопросов фармакологии для провизоров учитывалось, что в системе высшего фармацевтического образования этот предмет является специальностью, которая связывает все фармацевтические дисциплины с теоретичес­кой и практической медициной.

Провизоры имеют дело со всем арсеналом лекарственных препаратов, исполь­зуемых для лечения и профилактики различных заболеваний. В связи с этим им необходимы знания различных медицинских дисциплин и, в особенности, пато­логии и фармакотерапии.

В учебнике при рассмотрении вопросов частной фармакологии в каждой гла­ве содержатся сведения об этиологии, патогенезе и клинических проявлениях соответствующих нозологических форм.

В учебнике содержатся сведения об основных фармакологических свойствах лекарственных препаратов (классификация, химическая структура, фармакоки-нетика, фармакодинамика, показания и противопоказания к применению, по­бочные эффекты, нежелательное взаимодействие между лекарственными сред­ствами, формы выпуска и информация для пациентов).

Учебник полностью отвечает программе по фармакологии 2002 г. и предназна­чен для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям.

При завершении изучения курса фармакологии студент должен уметь:

1. Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, распределять пре­параты по химическим, фармакологическим и фармакотерапевтическим группам.

2. Определять международные непатентованные и коммерческие названия, аргументировать возможность замены отсутствующего препаратав на другой с аналогичной фармакологической активностью.

3. Контролировать правильность выписывания рецепта и корректировать его.

4. Пользоваться справочной литературой по лекарственным средствам, вла­деть составлением и передачей фармацевтической информации для врачей и на­селения.

5. Информировать население о рациональном приеме лекарственных средств и обращении с ними, о вреде токсикомании и наркомании.

Авторы рассчитывают на дружескую критику и пожелания провизоров и фар­макологов.

Авторский коллектив


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АДФ — аденозиндифосфат

Амп. — ампула

АПФ — ангиотензин-превращающий фермент

АТФ — аденозинтрифосфат

АЦХ — ацетилхолин

АХЭ — ацетилхолинэстераза

AUC — площадь под кривой «концентрация лекарственного вещества—время»

ГАМК — гамма-аминомасляная кислота

GP — гликопротеин

ГТФ — гуанозинтрифосфат

ГЭБ — гематоэнцефалический барьер

ДА — дофамин

ДОФА — диоксифенилаланин

ЕД — единица действия

МЕД — международная единица действия

ЖКТ — желудочно-кишечный тракт

ИЛ — интерлейкин

3 — инозитол-1,4,5-трифосфат

КОМТ — катехол-О-метилтрансфераза

КСФ — колониестимулирующий фактор

ЛВ — лекарственное вещество

ЛГ — лютеинизирующий гормон

Л С — лекарственное средство

ЛП — липопротеин

ЛПВП — липопротеины высокой плотности

ЛПНП — липопротеины низкой плотности

ЛПОНП — липопротеины очень низкой плотности

ЛППП — липопротеины промежуточной плотности

ЛТ — лейкотриен

МАО — моноаминоксидаза

МНН — международное непатентованное название


НА — норадреналин

NMDA — N-метил-D-аспартат

ПГ — простагландин

РААС — ренин-ангиотензин-альдостероновая система

С — концентрация

Сmax — максимальная концентрация лекарственного вещества

СМЖ — спинномозговая жидкость

ССС — сердечно-сосудистая система

t1/2 - период полуэлиминации лекарственного вещества

ТхА2 — тромбоксан А2

ФЛ — фосфолипаза

ФЛА2 — фосфолипаза А2

ФСГ — фолликулостимулирующий гормон

цАМФ — циклический аденозинмонофосфат

цГМФ — циклический гуанозинмонофосфат

ЦОГ — циклооксигеназа

ФАТ — фактор активации тромбоцитов

ЭДТА — этилендиаминтетрауксусная кислота


ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ

И МЕТОДОЛОГИЯ ФАРМАКОЛОГИИ

Фармакология(от греч. pharmacon - лекарство, яд; и logos — учение) - наука о взаимодействии лекарственных веществ и организма.

Основными задачами фармакологии является создание и обоснование рационального применения новых лекар­ственных средств, и изучение новых свойств уже извест­ных лекарственных препаратов.

Фармакология является самостоятельной наукой и со­ставной частью современной терапии, она выполняет роль связующего звена между теоретическими знаниями и практической областью медицины. Являясь областью активного информационного обмена между естественно­научной основой медицины - биологией, химией, фи­зиологией, морфологией и специальным медицинским знанием — терапией (клиническими дисциплинами), фи­тотерапией, фармацией, токсикологией, фармакология дает почувствовать огромную взаимную пользу одного знания для другого.

Фармакология имеет большое общебиологическое зна­чение. Раскрытие механизмов действия лекарственных веществ помогает расширить представления о химичес­кой сущности процессов, происходящих в живых клет­ках, механизмах регуляции функций систем организма. В этом случае лекарственные вещества выступают в роли фармакологических «зондов», помогающих оценить на­личие, направленность и выраженность ответных реак­ций со стороны клеток, тканей, органов и систем.

Вначале на экспериментальных животных, а затем в организме человека фармакология изучает взаимодей­ствие веществ любого происхождения с биологическими системами на различных уровнях организации: молекуляр­ном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, на уровне функциональных систем и целостного организма.

В фармакологии, как в медико-биологической науке, принято выделять три основные части: теоретическую,


экспериментальную и клиническую. Теоретическая и экспериментальная части фармакологической науки составляют фундаментальную фармакологию. Экспе­риментальная фармакология является связующим звеном между теоретической и клинической фармакологией.

Предмет экспериментальной фармакологии составляет моделирование меха­низмов взаимодействия лекарственных средств с биологическими системами (организм человека или экспериментального животного) на различных уровнях (субклеточный, тканевой, органный, системный) и изучение возникающих при этом эффектов. В экспериментальной фармакологии, являющейся основой для решения новых задач в области фармакологической науки, можно выделить три основных методических подхода: биохимический; физиологический; морфо­логический.

Используя биохимический подход, фармакология изучает природу реакций взаимодействия между лекарственным веществом и биомолекулами. Используя физиологический и морфологический подходы, фармакология анализирует из­менения функции и строения органов и систем, вызываемых фармакологичес­ким воздействием.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.