|
Требования Государственного образовательного стандартаСтр 1 из 3Следующая ⇒ Требования Государственного образовательного стандарта
Ф. 01. Философия. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное познание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное образовательное учреждение высшего Профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта»
Кафедра гуманитарных наук Учебно-методический комплекс дисциплины ФИЛОСОФИЯ УТВЕРЖДАЮ Первый проректор МГАВТ «____»_______________200 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине ФИЛОСОФИЯ Специальность Факультет
Курс обучения 2 Семестр 3, 4.
Всего часов по учебному плану: 102 В том числе по видам учебной работы и формам обучения:
Лекции 68 Практические занятия 34 Индивидуальные занятия Самостоятельная работа
Форма итогового контроля знаний семестр
Зачет 3 Экзамен 4
Москва Г.
Тематический план курса «Философия».
Рабочая программа по курсу «Философия».
Тема 1. Предмет и задачи философии.
Понятие мировоззрения. Мироощущение и миропонимание. Ценностно-оценочный компонент мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление философии: экономические, социальные и общекультурные предпосылки. Мудрость и философия. Философия как теоретическая основа мировоззрения. Основной вопрос философии. Объект и предмет философии. Структура современного философского знания. Функции философии. Место и роль философии в культуре. Теоретическая и практическая стороны философского рассуждения. Философствование и свобода человека.
Тема 2. Основные направления, школы философии и этапы ее Исторического развития.
Предфилософская мудрость и философия Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм. "Законники" (фа-цзя). Предфилософия и философия Древней Индии. Базовые категории индийской духовной культуры. Философия Санкхьи. Веданта. Материалистические идеи в индийской философии. Понятие и исторические рамки и периодизация Античной философии. Античная натурфилософия. Софисты и Сократ. Философия Платона и Аристотеля. Материализм Демокрита. Философские школы поздней античности. Влияние античной философии на европейскую культуру. Основные периоды развития европейской средневековой философии. Раннее средневековье и схоластика. Теоцентризм. Креационизм. Антропологические взгляды в средневековой культуре. Теоретико-познавательные представления. Номинализм и реализм в средневековой философии. Философия Нового времени. Учение о человеке в философии Возрождения. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Немецкая классическая философия. Гносеологическая программа И. Канта. Идеалистическая диалектика Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Европейская философия середины-конца Х1Х века. Иррационализм и волюнтаризм философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Философия жизни. Философские школы конца Х1Х - нач. ХХ века. Основные черты и идеи Отечественной философии. Россия и мировой философский процесс. Средневековая отечественная философия. Философия Нового времени: А.Н. Радищев. П.Я. Чаадаев. Славянофильство и Западничество в философской отечественной мысли. Материалистическая философия в России. Религиозно-философская школа Вл. Соловьева. Отечественная философия в 20 веке.
Альтернативы.
Понятие диалектики. Исторические формы диалектики. Диалектика объективная и субъективная. Принципы диалектики. Категории и законы диалектики. Диалектика и проблема динамических и статистических закономерностей. Детерминизм и индетерминизм. Метафизика как противоположность диалектики. Софистика, эклектика, релятивизм, догматизм как искажение диалектики. Многообразие форм развития и проблема их теоретического описания.
Тема 5. Мифологически-религиозная, научная и философская картины мира. Мировоззрение и понятие "картина мира". Особенности мифологически-религиозной картины мира: сверхъестественные начала, порождение, магическое восприятие действительности. Научная картина мира. Естественные и гуманитарные науки о "картине мира". Относительное и абсолютное в картине мира. Философская картина мира. Понятие натурфилософии и исторические типы натурфилософии. Философская картина мира как попытка синтеза частнонаучных "картин мира". Мифологические, натурфилософские и научные элементы в философской картине мира.
Действительности.
Категория отражения. Виды отражения действительности. Отражение и деятельность. Отражение и информация. Проблема появления человека и его сознания в ходе эволюции. Человек как творец и творение культуры. Сознание и познание. Действительность, мышление, логика, язык и общественно-историческая практика. Структура и функции сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание.
Истории.
Теория развития и особенности ее применения к общественной жизни. Теория общественно-экономической формации. Понятие " цивилизации ". Формационный и цивилизационный подходы к всемирной истории. Социальная эволюция и социальная революция. Процессы модернизации и возникающие проблемы. Концепция "конца истории" и многообразие типов исторического развития. Понятие общественного прогресса и его критерии.
Тема 11. Человек как субъект исторического процесса.
Диалектика свободы и необходимости, ненасилия и насилия, возможности и действительности в обществе в целом и в индивидуальном развитии. Личность и массы в истории. "Восстание масс", "герои и толпа", "бегство от свободы", отчуждение как проявление противоречий общественного развития. Ценностные ориентиры общества и индивидуальная свобода и ответственность человека.
Современность.
Будущее человечества: оптимистические и пессимистические сценарии. Противоречивость всемирно-исторического процесса как источник глобальных проблем современности. Неравномерность общественного развития и объективные закономерности "глобализации". Война, терроризм, наркомания, бедность, экологическая проблема как виды глобальных проблем. Концепция "устойчивого развития", концепция "золотого миллиарда". Проблемы перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Смена парадигмы общественного развития как условие выживания человечества. Взаимодействие цивилизаций как проблема философии и практическая задача.
Водного транспорта Кафедра гуманитарных наук Планы семинарских занятий По курсу «Философия» для студентов юридического института
Москва 2006
Планы семинарских занятий по курсу "Философия" № Тема семинарского занятия Часы Первый семестр 1. Предмет и задачи философского знания. 2
2. Философия древней Индии и Китая. 2
3. Античная философия. 2
4. Философия европейского средневековья и эпохи Возрождения. 2
5. Философия Нового времени ХУ11-ХУ111века. 2
6. Немецкая классическая философия. 2
7. Философия Новейшего времени. 2
8. Основные идеи отечественной философии. 3
Второй семестр
9. Учение о бытии, материи и ее атрибутах. 2
10. Принципы и законы диалектики и альтернативные теории развития. 2
11. Философские вопросы появления человеческого сознания. 2
12. Формирование познавательного образа в ходе практической деятельности человека. 2
13. Философский анализ оснований общественной жизни. 2
14. Развитие, прогресс и смысл всемирной истории. 2
15. Духовная жизнь общества 3
16. Сущность человека и перспективы Земной цивилизации в современном мире 2
Итого 34
Литература. Основная: 1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. Гл. 2, Гл 3. Дополнительная: 2. Антология мировой философии. Т. 2. 3.Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979. 4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искуство, 1984. 5. Майоров Г.Г. Формирование Средневековой философии. М.: Мысль, 1979. 6. Аврелий Августин. Исповедь. М.: Renaissance, 1991. 7. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Политиздат, 1991. 8.Флоровский Г.В. Восточные Отцы 1У века. Восточные Отцы У-У111 веков. (Репринт) М.: Паломник,1992. 9. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. 10. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978. 11. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 12. Скитер Г.Л. Учебный справочник. Часть 1. История философии. М.: МГАВТ, 2005.
Темы рефератов и докладов. 1. Проблема разума и веры в средневековой философии. 2. Теория предопределения Аврелия Августина. 3. Отличие теологии и философии в осмыслении сути мироздания. 4. Средневековая наука: основные принципы и достижения. 5. Философско-религиозные идеи Реформации и их влияние на европейскую культуру. Литература. Основная: 1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. Гл. 6. Дополнительная: 2. Антология мировой философии. т. 3. 3. Кант И. Пролегомены. (любое издание) 4. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. Соч. т. 1. М.: Мысль, 1988. 5. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Наука Логики. М.: Мысль, 1974. Энциклопедия философских наук. Философия Духа. Раздел 2.- Объективный Дух. Раздел 3 -Абсолютный Дух. - М.: Мысль, 1977. 6. Фейербах Л. Основные положения философии будущего. Соч. т. 1. М.: Госполитиздат, 1955. 7. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986. 8. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХУ111-начала Х1Х века. М.: Высшая школа, 1989. 9. Скитер Г.Л. Учебный справочник. Часть 1. История философии. М.: МГАВТ, 2005.
Темы рефератов и докладов. 1. Проблема границ знания в творчестве И. Канта. 2. Натурфилософские идеи Шеллинга. 3. Учение Гегеля о государстве. 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Литература.
Обязательная: 1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. Гл. 7. § 1, 3, 6, 7, 16, 11, 8, 9.
2. Словарь. Современная западная философия. М.: Политиздат,1991. Статьи: Прагматизм. Феноменология. Экзистенциализм. Постмодернизм.
Дополнительная: 3. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993. 4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. (любое издание) 5. Ницше Ф. Автобиография (ECCE HOMO).(любое издание). 6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Соч. Т. 4. 7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. (любое издание) 8. Энгельс Ф. Диалектика природы. (любое издание) 9. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Соч. Т. 46. 10. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. (любое издание). 11. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. Соч. Т. 13. 12. Ленин В. И. Карл Маркс. Полн. Собр. Соч. Т. 26 13. Богомолов А.С. Буржуазная философия США ХХ века. М.: Мысль, 1974. - Гл. 2, Гл. 3. 14. Богомолов А.С. Английская буржуазная философия ХХ века. М.: Мысль, 1973. - Гл.5,6, 7. 15. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М.: Прогресс, 1993. 16. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. /Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. 17. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 18. Скитер Г.Л. Учебный справочник. Часть 1. История философии. М.: МГАВТ, 2005.
Темы рефератов и докладов 1. Этика А. Шопенгауэра. 2. Учение о ценностях в философии Ф. Ницше. 3. Понятие «отчуждения» в философии марксизма. 4. Идея классовой борьбы в философии марксизма. 5. Основные идеи аналитической философии. 6. Учение о человеке в философии экзистенциализма.
Теории развития.
1. Зарождение и развитие диалектики. Диалектическое и метафизическое мышление. Исторические формы диалектики. 2. Диалектика как система. Принципы диалектики. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания отрицания. 4. Закономерности связей парных категорий диалектики. 5. Альтернативы диалектики: метафизика, релятивизм, софистика, эклектика, схоластика, формализм. Синергетический подход к проблеме развития. 6. Понятие картины мира. Типология и особенности картин мира.
Литература. Основная: 1. Беляев Г.Г., Котляр Н.П. Философия. М.: Изд-во «Альтаир» МГАВТ, 2005. Тема 4-5. 2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. Гл. 9, § 10 3. Диалектика материального мира. Онтологическая функция материалистической диалектики. Ленинград: ЛГУ, 1985. 4. Критика немарксистских концепций диалектики ХХ века. М.: МГУ, 1988. 5. Диалектическая логика. М.: МГУ, 1986. 6. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995, №1. С. 118. 7. Швырев В.С. Как нам относиться к диалектике. // Вопросы философии. 1995, №1. С. 152. Дополнительная: 8. Князева Е.Е., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение.// Вопросы философии, 1992, № 12. 9. Мельникова Н.А. Образ мира. М., 1988.
Темы рефератов и докладов. 1. Диалектические идеи в философии древнего мира. 2. Антиномии И. Канта как попытка осмысления тождества противоположностей. 3. Синергетическая теория и диалектика. 4. Логика формальная и диалектическая.
Семинар 11. Философские вопросы появления человеческого сознания. 1. Основные положения теории отражения. Виды отражения. 1. Сущность сознания. Роль трудовой деятельности, языка и общения в появлении сознания. 2. Структура и функции сознания. 3. Сознание и бессознательное. 4. Сознание и мозг. Материальное и идеальное в сознании.
Литература. Основная: 1. Беляев Г.Г., Котляр Н.П. Философия. М.: Изд-во «Альтаир» МГАВТ, 2005. Тема 7. 2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. Гл. 11. 3. Мир философии. Т.1. М.: Политиздат, 1991. Раздел: Философские проблемы сознания и познания. 4. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. Дополнительная: 5. Марголис Дж. Личность и сознание. М.: Прогресс, 1986. 6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 7. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. 8. 7.Пучинский В. М. Характеризует ли представление об идеальности субъективную реальность? // Философские исследования. 1988. № 1.
Темы рефератов и докладов. 1. Проблема бессознательного в современной науке. 2. Неизученные и таинственные явления человеческой психики. 3. Философские проблемы создания искусственного интеллекта. 4. Язык и мышление как философская проблема.
По философии).
1. Человек как предмет философской антропологии. Сущность и существование человека. 2. Человек, индивид, личность, индивидуальность. 3. Смысл и ценности человеческой жизни. Духовное и бездуховное в человеке. 4. Объективные и субъективные противоречия перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Проблема модернизации и "глобализации" современного мира и сценарии развития России. 5. Проблемы войны, терроризма, наркомании в современности. Агрессивность, насилие и борьба за мир в современную эпоху. 6. Мировая и локальная экологическая ситуация и попытка выживания человечества.
Литература. Обязательная: 1. Беляев Г.Г., Котляр Н.П. Философия. М.: Изд-во «Альтаир» МГАВТ, 2005. Тема 20 - 22. 2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. Гл. 10.
Дополнительная: 3. Ярошевский Т. Размышления о человеке. М.: Политиздат, 1984. 4. Демин М.В. Проблемы теории личности. М.: МГУ, 1977. 5. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Прогресс, 1994. 6. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М.: Онега, 1994. 7. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 8. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. 9. Мир философии. Т. 2. М.: Политиздат, 1991. Раздел: Сущность и назначение человека. 10. Левицкий С.А. Трагедия свободы. Соч. Т.1. М.: Канон, 1995. 11. Франк В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 12. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995. 13. Фромм Э. Иметь или Быть. М.: Прогресс, 1990. 14. Смысл жизни в русской философии. М.: Наука, 1995. 15. Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988. 16. Гаджиев К. С. О природе конфликтов и войн в современном мире. //Вопросы философии. 1997. № 6. 17. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. М.: Из-во РОУ, 1996. 18. Кочергин А.Н. Экология и техносфера. М.: Изд-во РОУ, 1995.
Темы рефератов и докладов. 1. Экология и общечеловеческие ценности. 2. Международное сотрудничество в решении экологической проблемы. 3. Деятельность Римского клуба и влияние его на мировую общественность. 4. Ноосферная цивилизация как модель человеческого будущего. 5. Соотношение общественного и технического прогресса. 6. Научно-техническая революция и духовная жизнь общества. 7. Философские проблемы освоения космического пространства. 8. Проблема терроризма как мировая проблема и пути ее разрешения.
Вопросы для самоконтроля и обсуждения.
Как оценить развитие того или иного общества? В чем состоит противоречивость научно-технического прогресса? Чем характеризуются глобальные проблемы современности? Каково взаимодействие глобальных проблем современности с общественным развитием? Каковы пути решения глобальных проблем современности?
Часть 2. 1. Определите, какое место в философских теориях занимает категория Бытия. В чем выражается неоднозначность толкования этой категории в разных философских системах? 2. Как Вы понимаете: бытие вещей, бытие процессов, бытие состояний природы, бытие мысли? 3. Почему именно отношение к категории "материя", а не "бытие" или "субстанция" определяет суть философского учения. 4. В чем суть учения об атрибутах материи, укажите на методологическое значение учения об атрибутах материи в современном естествознании. 5. Как соотносятся между собой понятия: движение, развитие, прогресс, регресс, эволюция, революция, движение "по кругу"? 6. Попробуйте сформулировать основные отличительные черты двух философских методов - диалектики и метафизики. 7. Каковы исторические формы диалектики и выполняемые ею функции? 8. Что такое закон диалектики? Каковы его признаки? Чем отличаются законы науки от законов действительности? 9. Почему закон единства и борьбы противоположностей является наиболее важным для диалектики. В чем его сущность и содержание? Опишите действие этого закона в общем виде и на каком-либо примере. 10. Как связано основное противоречие с сущностью развивающегося объекта? Какое воздействие основное противоречие оказывает на характер процесса развития? 11. Как определяются категории "качество", "количество", "мера", "скачок"? 12. Как связаны качественные и количественные характеристики развивающейся сущности в чем диалектика дискретности и непрерывности в развитии. 13. Какую роль в диалектике играет закон отрицания отрицания? Каковы особенности взаимосвязи старого и нового в развитии. 14. В чем заключается методологическое значение парных (соотносительных) категорий диалектики (конкретно: единичное, особенное и общее; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление) для познавательной и практической деятельности человека? 15. Что выступает альтернативами диалектики и в чем это выражается? 16. Попробуйте определить сущность агностицизма и скептицизма. Приведите конкретные примеры взглядов философов, занимавших ту или другую из указанных позиций. Могли бы вы проанализировать положительные и отрицательные стороны скептицизма. 17. Почему категория практики так важна для философии? Что означает выражение "созерцательный материализм"? Покажите, что в домарксистской философии категория практики развивалась в лоне идеалистической философии. 18. Что понимается под активностью субъекта познания? 19. В чем сущность категории отражения? Какие вы знаете теории, касающиеся категории отражения? Что вы можете сказать о видах отражения? 20. Как понимать выражения: " познание есть диалектический процесс отражения" и "познание есть исторический процесс"? 21. Как определить чувственное познание и каковы его элементы? 22. В чем специфика логического познания? В каких формах существует логическое отражение? 23. Скажите, какое место в познании занимает интуиция? Что такое научная интуиция? Что такое мистическая интуиция? 24. Какова в познании роль языка, в чем различие языковых и логических форм мышления? 25. Что значит выражение: истина - это процесс? 26. Какие критерии истины вам известны? Расскажите о них. Попробуйте аргументировано выделить основной из этих критериев. 27. Как бы вы объяснили выражение "творческое познание действительности". Что образует механизм творчества и каковы его особенности? 28. Проанализируйте высказывание лауреата Нобелевской премии И. Пригожина: "Триумф человеческого разума обернулся печальной истиной. Наука развенчала все, к чему ни прикоснулась". Действительно ли столь трагичны последствия взаимоотношения человеческой мысли и конкретных условий ее реализации? 29. Что значит научный метод? Дайте характеристику и классификацию методов научного исследования. 30. Каковы основные формы развития научного знания? 31. Что такое общество? Каковы наиболее характерные черты общества как саморазвивающейся системы? 32. Какие основные концепции общественной жизни вам известны? Дайте их характеристику и оценку. 33. Как возникает и в каких формах осуществляется жизнедеятельность человека? 34. Что такое природа, географическая среда? Каковы направления воздействия природы на общество? 35. В чем проявляется воздействие человека (общества) на природу? В чем суть современных экологических проблем? 36. Расскажите о материально-производственной сфере жизни людей и об оценке ее в различных философских традициях? 37. Что такое социальная сфера жизни общества? Какие элементы она в себя включает и чем определяется? 38. Выскажите аргументировано свое мнение: есть ли сейчас в мире, в том числе и в нашей стране, классовая борьба? В связи с вашим ответом, продолжите: насколько адекватен в современных условиях классовый анализ общественных явлений, предложенный марксизмом. 39. Ответьте на вопрос: что такое общественное сознание? Чем оно отличается от индивидуального? Какие элементы его вам известны? 40. Сейчас много говорят о духовности. Как вы понимаете термин "духовность"? Можно ли его объяснить (и как) в категориях известных вам философских систем? 41. Какова связь между человеческой деятельностью и культурой? 42. Что такое традиции и новаторства с точки зрения развития культуры? 43. Объясните в чем различие формационного и цивилизационного подходов к всемирной истории. В чем заключаются, по вашему мнению, плюсы и минусы этих двух подходов? 44. Как Вы думаете, почему размышления о человеке были ключевыми для философии в различные исторические эпохи? 45. Как в философии различаются понятия личность, индивид, индивидуальность? 46. В чем выражается диалектическое единство личности и общества? 47. Известно выражение, что свобода есть осознанная необходимость. Проанализируйте это положение и выскажите свое мнение о нем. 48. Свободе противостоит фатализм и волюнтаризм. Что вы можете сказать об этих концепциях. Какие философы являлись (и являются) выразителями этих взглядов? 49. Что означает проблема отчуждения личности в обществе? 50. Какими факторами обусловлено взаимодействие природы и общества? 51. Что такое ноосфера? Кем это понятие было выдвинуто и для описания какой реальности? Каковы исторические перспективы решения проблемы взаимоотношения природы и общества? 52. Каковы основные глобальные проблемы современности? В чем их исторические истоки и причины обострения на современном этапе развития общества? 53. В чем вы видите прогресс человечества? Какие теории общественного прогресса вам известны, выразите к ним свое отношение. 54. Каково взаимоотношение эволюционных изменений и революций в общественной жизни? Как понять выражение: революции - локомотивы истории? 55. В чем отличие культуры от цивилизации? 56. Какова сущность религии? Какие функции выполняет религия в нашем обществе в настоящий момент? 57. Выскажите свое отношение к различным теориям морали. Каким образом эти теории морали объясняют функции морали? 58. Выскажите аргументировано свое мнение: существуют ли вечные моральные истины? Какие точки зрения на этот счет вам известны? 59. Какова сущность искусства? В чем вы видите значение искусства для современной цивилизации?
Требования Государственного образовательного стандарта
Ф. 01. Философия. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное познание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|