Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Список примерных вопросов для экзамена по философии Часть 1





Когда возникает философия, каковы причины, приведшие к ее появлению, в чем вы видите основные отличия философии от мифологии?

Что такое мировоззрение: понятие, структура, содержание, исторические типы?

В чем специфика философского знания, каково место философии в культуре, каковы ее функции?

В чем состоит объект, предмет и структура философии как науки?

В чем состоит основной вопрос философии. Приведите примеры его решения в различных философских системах.

В чем состоит специфика раннего периода развития философии, чем характеризуется натурфилософский период развития философии древнего мира, какие вы можете привести примеры, каковы достижения и в чем состоит ограниченность этого периода философии.

Какие крупные философские школы Античной философии вам известны? В чем состоит сущность их учения? В чем проявляется их влияние на европейскую и мировую культуру?

В чем в целом влияние античной философской мысли для истории мировой философии?

Каковы основные темы Средневековой философии? В чем специфика их решения?

Выберите и расскажите о философских исканиях какого-либо представителя раннего или позднего средневековья.

В чем состоит различие в понимании сущности человека в период классической античной философии, в период средневековья и в период эпохи Возрождения?

Каково историческое значение философии Ф. Бэкона? Какова ее роль в становлении философии Нового Времени.

Каких философов 17 века, принадлежащих линии рационализма вы знаете. Объясните основные положения их учения, в чем проявляется "рационализм" их методологии.

Каких представителей философии Просвещения вы знаете. Что вы можете сказать об их философской позиции, проанализируйте ее и укажите ее достижения и недостатки.



В чем суть учения И. Канта? Что означает провозглашенная им "коперниковская революция" в философии?

Как можно охарактеризовать философию Гегеля? В чем сущность противоречия между системой и методом гегелевской философии? Каково значение гегелевской теории для дальнейшего развития философии?

Что вы можете рассказать об антропологическом принципе философии Л. Фейербаха?

Какое вы видите различие между диалектическими идеями немецкой классической философии и диалектическим материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса?

Какие философские идеи были развиты в трудах В.И. Ленина?

Какие типы философствования специфичны для настоящего времени? Расскажите о философской теории, принадлежащей настоящему времени, проанализируйте ее.

В чем состоит своеобразие, основные черты и генезис русской философии?

Расскажите об историко-философском процессе в России. Каких философов материалистической и идеалистической линий вы знаете? По выбору расскажите об одном из представителей русской философии.

Список примерных вопросов для экзамена по философии

Часть 2.

1. Определите, какое место в философских теориях занимает категория Бытия. В чем выражается неоднозначность толкования этой категории в разных философских системах?

2. Как Вы понимаете: бытие вещей, бытие процессов, бытие состояний природы, бытие мысли?

3. Почему именно отношение к категории "материя", а не "бытие" или "субстанция" определяет суть философского учения.

4. В чем суть учения об атрибутах материи, укажите на методологическое значение учения об атрибутах материи в современном естествознании.

5. Как соотносятся между собой понятия: движение, развитие, прогресс, регресс, эволюция, революция, движение "по кругу"?

6. Попробуйте сформулировать основные отличительные черты двух философских методов - диалектики и метафизики.

7. Каковы исторические формы диалектики и выполняемые ею функции?

8. Что такое закон диалектики? Каковы его признаки? Чем отличаются законы науки от законов действительности?

9. Почему закон единства и борьбы противоположностей является наиболее важным для диалектики. В чем его сущность и содержание? Опишите действие этого закона в общем виде и на каком-либо примере.

10. Как связано основное противоречие с сущностью развивающегося объекта? Какое воздействие основное противоречие оказывает на характер процесса развития?

11. Как определяются категории "качество", "количество", "мера", "скачок"?

12. Как связаны качественные и количественные характеристики развивающейся сущности в чем диалектика дискретности и непрерывности в развитии.

13. Какую роль в диалектике играет закон отрицания отрицания? Каковы особенности взаимосвязи старого и нового в развитии.

14. В чем заключается методологическое значение парных (соотносительных) категорий диалектики (конкретно: единичное, особенное и общее; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление) для познавательной и практической деятельности человека?

15. Что выступает альтернативами диалектики и в чем это выражается?

16. Попробуйте определить сущность агностицизма и скептицизма. Приведите конкретные примеры взглядов философов, занимавших ту или другую из указанных позиций. Могли бы вы проанализировать положительные и отрицательные стороны скептицизма.

17. Почему категория практики так важна для философии? Что означает выражение "созерцательный материализм"? Покажите, что в домарксистской философии категория практики развивалась в лоне идеалистической философии.

18. Что понимается под активностью субъекта познания?

19. В чем сущность категории отражения? Какие вы знаете теории, касающиеся категории отражения? Что вы можете сказать о видах отражения?

20. Как понимать выражения: " познание есть диалектический процесс отражения" и "познание есть исторический процесс"?

21. Как определить чувственное познание и каковы его элементы?

22. В чем специфика логического познания? В каких формах существует логическое отражение?

23. Скажите, какое место в познании занимает интуиция? Что такое научная интуиция? Что такое мистическая интуиция?

24. Какова в познании роль языка, в чем различие языковых и логических форм мышления?

25. Что значит выражение: истина - это процесс?

26. Какие критерии истины вам известны? Расскажите о них. Попробуйте аргументировано выделить основной из этих критериев.

27. Как бы вы объяснили выражение "творческое познание действительности". Что образует механизм творчества и каковы его особенности?

28. Проанализируйте высказывание лауреата Нобелевской премии И. Пригожина: "Триумф человеческого разума обернулся печальной истиной. Наука развенчала все, к чему ни прикоснулась". Действительно ли столь трагичны последствия взаимоотношения человеческой мысли и конкретных условий ее реализации?

29. Что значит научный метод? Дайте характеристику и классификацию методов научного исследования.

30. Каковы основные формы развития научного знания?

31. Что такое общество? Каковы наиболее характерные черты общества как саморазвивающейся системы?

32. Какие основные концепции общественной жизни вам известны? Дайте их характеристику и оценку.

33. Как возникает и в каких формах осуществляется жизнедеятельность человека?

34. Что такое природа, географическая среда? Каковы направления воздействия природы на общество?

35. В чем проявляется воздействие человека (общества) на природу? В чем суть современных экологических проблем?

36. Расскажите о материально-производственной сфере жизни людей и об оценке ее в различных философских традициях?

37. Что такое социальная сфера жизни общества? Какие элементы она в себя включает и чем определяется?

38. Выскажите аргументировано свое мнение: есть ли сейчас в мире, в том числе и в нашей стране, классовая борьба? В связи с вашим ответом, продолжите: насколько адекватен в современных условиях классовый анализ общественных явлений, предложенный марксизмом.

39. Ответьте на вопрос: что такое общественное сознание? Чем оно отличается от индивидуального? Какие элементы его вам известны?

40. Сейчас много говорят о духовности. Как вы понимаете термин "духовность"? Можно ли его объяснить (и как) в категориях известных вам философских систем?

41. Какова связь между человеческой деятельностью и культурой?

42. Что такое традиции и новаторства с точки зрения развития культуры?

43. Объясните в чем различие формационного и цивилизационного подходов к всемирной истории. В чем заключаются, по вашему мнению, плюсы и минусы этих двух подходов?

44. Как Вы думаете, почему размышления о человеке были ключевыми для философии в различные исторические эпохи?

45. Как в философии различаются понятия личность, индивид, индивидуальность?

46. В чем выражается диалектическое единство личности и общества?

47. Известно выражение, что свобода есть осознанная необходимость. Проанализируйте это положение и выскажите свое мнение о нем.

48. Свободе противостоит фатализм и волюнтаризм. Что вы можете сказать об этих концепциях. Какие философы являлись (и являются) выразителями этих взглядов?

49. Что означает проблема отчуждения личности в обществе?

50. Какими факторами обусловлено взаимодействие природы и общества?

51. Что такое ноосфера? Кем это понятие было выдвинуто и для описания какой реальности? Каковы исторические перспективы решения проблемы взаимоотношения природы и общества?

52. Каковы основные глобальные проблемы современности? В чем их исторические истоки и причины обострения на современном этапе развития общества?

53. В чем вы видите прогресс человечества? Какие теории общественного прогресса вам известны, выразите к ним свое отношение.

54. Каково взаимоотношение эволюционных изменений и революций в общественной жизни? Как понять выражение: революции - локомотивы истории?

55. В чем отличие культуры от цивилизации?

56. Какова сущность религии? Какие функции выполняет религия в нашем обществе в настоящий момент?

57. Выскажите свое отношение к различным теориям морали. Каким образом эти теории морали объясняют функции морали?

58. Выскажите аргументировано свое мнение: существуют ли вечные моральные истины? Какие точки зрения на этот счет вам известны?

59. Какова сущность искусства? В чем вы видите значение искусства для современной цивилизации?

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.