Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Африка – континент конфликтов





В последние десятилетия за Африкой прочно утвердилась репутация самого конфликтоопасного региона нашей планеты. Поэтому ее все чаще стали именовать континентом конфликтов, или, более образно, кипящим континентом. Действительно, за полвека, прошедших со времени начала крушения колониальной системы, в Африке произошло 186 государственных переворотов, 26 крупномасштабных войн и несчетное количество разного рода конфликтов меньшего масштаба. В этих войнах и конфликтах погибло не менее 7 млн человек, а общий материальный ущерб от них составил 250 млрд долл. На протяжении многих лет и даже десятилетий болевыми точками на континенте оставались Ангола, Сомали, Судан, Заир (ныне Демократическая Республика Конго), Руанда, Бурунди, Либерия, Нигерия, Эфиопия, Мозамбик, Западная Сахара, Уганда, Чад, Мавритания, некоторые другие страны. При этом, по мнению Генерального секретаря ООН Кофи Анана, Африка представляет собой единственный район мира, где число конфликтов год от года не только не уменьшается, но даже возрастает.

Возникновение такой конфликтоопасной ситуации в Африке объясняют целым комплексом причин этнического, конфессионального, политического и геополитического, социально-экономического характера. При этом иногда эти причины подразделяют на внешние и внутренние (межгосударственные и внутригосударственные), хотя четкую грань между ними провести, наверное, не так просто.

Все же представляется, что в основе большинства конфликтов лежат причины этнического характера. Это объясняется тем, что этнический состав населения Африки отличается большой сложностью. Этнографы выделяют на этом континенте 300–500 народов (этносов). По состоянию на вторую половину 1980-х гг. численность 11 из них превышает 10 млн человек, а 111 – 1 млн человек (более 4/5 всего населения), но остальная часть представлена преимущественно мелкими этническими образованиями. Как правило, крупные многомиллионные народы уже сложились в нации, а некоторые малочисленные еще сохраняют архаичные формы социальных отношений.

Большое влияние на историю формирования этнического состава населения Африки оказали массовые миграционные движения (в первую очередь переселение арабов в Северную Африку в VII–XI вв.). То же можно сказать о древних и средневековых государствах Африки – таких, как Гана, Мали, Бенин, Сонгай, Конго, Мономотапа, Имерина и другие, в которых происходила уже консолидация родственных племен в народности. Однако этот естественный процесс был нарушен сначала работорговлей, которая привела к обезлюдению огромных территорий, а затем колониальным разделом Африки, приведшим к тому, что несовпадение политических и этнических границ стало скорее правилом, чем исключением. При этом племенная раздробленность, этнические и религиозные противоречия нередко искусственно разжигались и поддерживались.

После завоевания африканскими странами политической независимости в их этнокультурном развитии наступил новый этап. Заметно активизировались процессы этнического объединения – ассимиляция, консолидация, межэтническая интеграция, происходит сближение не только родственных народов, но и народов, разных по языку, культуре и уровню социально-экономического развития. Несмотря на сохраняющуюся во многих странах крайнюю этническую пестроту, африканцы все чаще называют себя не по той или иной этнической общности, а по названию своего государства – нигерийцами, конголезцами, гвинейцами, ганцами, малийцами, камерунцами и т. п. Сильное воздействие на процессы этнического объединения оказывает урбанизация, поскольку именно городская среда открывает наибольший простор для межэтнических связей.

Наряду с этим продолжаются и процессы этнического разделения, племенного сепаратизма. Особенно осложняет межэтнические отношения в Африке доставшееся ей в наследство от прошлого несоответствие политических и этнических границ, в результате которого многие крупные этносы оказались раздробленными на мелкие части. В. А. Колосов в своей книге о политической географии приводит данные о том, что ныне разного рода территориальные споры в Африке касаются примерно 20 % всей территории континента. К тому же 40 % всей протяженности государственных границ здесь вообще не демаркированы; 44 % их проведены по параллелям и меридианам, 30 % – по дугообразным и кривым линиям и только 26 % – по естественным рубежам, отчасти совпадающим с этническими. В какой-то мере к наследию колониализма можно отнести и то, что до сих пор в 17 странах Африки официальным языком считается французский, в 11 – английский, а еще во многих странах они сочетаются с местными языками.

В результате этнический фактор в Африке сильно влияет на всю ее политическую и общественную жизнь, находит широкое отражение в клановой системе и в столь характерном для Черной Африки явлении, как трайбализм (от англ. tribe – племя). Так называют межплеменные противоречия и вражду, истоки которых восходят к эпохе родоплеменных отношений. Затем трайбализм получил развитие в эпоху превращения Африки в колониальный материк. И ныне в условиях этнического калейдоскопа и постоянной межэтнической борьбы за власть он сохраняет свое отрицательное воздействие на общественные процессы, способствуя консервации национально-племенной обособленности.

Немалое значение имеют и причины религиозного характера. Ведь в Африке две мировые религии – ислам (2/5 всех верующих) и христианство (1/5) – во многих районах причудливо переплетаются с разнообразными местными религиями. Все это, в особенности с учетом усилившегося в последнее время в мире исламского фундаментализма и экстремизма, еще более обостряет возникающие конфликты, превращая некоторые из них в этноконфессиональные.

Наконец, нельзя не учитывать и того, что эти конфликты происходят на фоне крайней социально-экономической отсталости большинства стран Тропической Африки, преобладания в них бедного и беднейшего населения, дефицита финансовых и материальных ресурсов, огромного внешнего долга. Все это также обостряет межэтнические конфликты и борьбу за власть. Хотя ныне в основе большинства конфликтов лежат внутренние факторы, нужно помнить и о том, что еще в сравнительно недавний период с ними сочетался фактор противоборства двух мировых систем.

Отрицательные последствия такой взрывоопасной конфликтной ситуации тоже довольно многообразны. Она увеличивает политическую нестабильность во многих африканских странах, провоцирует частые военные мятежи и государственные перевороты, усиливает сепаратистские настроения. Одним из совершенно конкретных проявлений такой повышенной конфликтности можно считать возрастание численности беженцев и перемещенных лиц. В середине 1990-х гг. в Африке насчитывалось 7 млн беженцев и 20 млн перемещенных лиц, а по другим данным, даже больше.

Перейдем теперь непосредственно к географии конфликтов в Африке.

В Северной Африке в целом их значительно меньше, поскольку она отличается гораздо большим этническим единством. Народы этой части континента говорят на арабском языке, который уже послужил основой для консолидации таких крупных наций, как египтяне, тунисцы, алжирцы, марокканцы, ливийцы. То же относится и к религиозному составу населения Северной Африки, где фактически единственной религией был и остается ислам. Но, несмотря на это, конфликтные ситуации имеют место и здесь.

В качестве главного очага продолжительных вооруженных конфликтов можно привести С у д а н, где существуют два конфликтных района, возникших преимущественно на этноконфессиональной основе. Первый из них – Южный Судан, где освободительная армия местного негроидного населения уже давно ведет борьбу за независимость с националистически настроенными арабскими исламскими фундаменталистами, находящимися у власти в этой стране. Второй конфликтный район возник в 2003 г. в районе Дарфур на западе страны. Этот район населяют различные народности, но в принципе их можно объединить в две группы – чернокожих африканцев-земледельцев и арабских племен, занимающихся скотоводством. Эти две группы уже давно ведут между собой борьбу за земельные и водные ресурсы, к которым недавно добавилась борьба за доходы от открытых здесь больших запасов нефти. Центральное правительство в Хартуме, опираясь на вооруженные арабские отряды в Дарфуре, начало проводить этнические чистки, приведшие к немалым людским потерям и заставившие более 1 млн местных жителей искать убежища в соседнем Чаде. Все это привело к серьезному гуманитарному кризису. Несмотря на вмешательство Совета Безопасности ООН, Евросоюза, Африканского союза, конфликт в Дарфуре пока не преодолен. В качестве примера внутриполитических конфликтов можно привести террористическую деятельность исламских экстремистов в Алжире и Египте против светских форм государственности. А примером острого внешнеполитического конфликта может служить ситуация вокруг Сахарской Арабской Демократической Республики, о которой уже говорилось.

Но все же эпицентр конфликтных ситуаций находится в Черной Африке, т. е. Африке, расположенной к югу от Сахары.

Начнем с Западной Африки – субрегиона, который не только включает в себя наибольшее число независимых государств, но и отличается самой большой этнической пестротой. Здесь живут преимущественно народы нигеро-кордофанской семьи, в том числе такие крупные, как йоруба, фульбе, моси, ашанти, волоф, бам-бара, малинке. Но при разделе Западной Африки европейскими колонизаторами фактически все они оказались разделенными между отдельными владениями Франции и Великобритании. После крушения колониальной системы эти границы были унаследованы освободившимися странами.

Например, народ фульбе, некогда широко расселившийся в Тропической Африке, ныне оказался расчлененным между примерно 16 странами. В XIX в. территория его обитания оказалась расчлененной между французскими колониями Мавританией, Сенегалом, Гвинеей, Нигером, Суданом (ныне Мали), Верхней Вольтой (ныне Буркина-Фасо), Дагомеей (ныне Бенин), Камеруном, а также Нигерией и некоторыми другими английскими колониями. Этническая территория народа малинке была разделена между бывшими французскими колониями Сенегалом, Суданом, Гвинеей, Берегом Слоновой Кости (ныне Кот-д'Ивуар) и английской колонией Гамбия. В результате и возникла та удивительная этническая чересполосица, которая и в наши дни отличает всю эту часть Тропической Африки. Здесь нет ни одного однородного в этническом отношении государства, все они – полиэтнические (рис. 145).

В годы независимого развития вооруженные конфликты происходили и происходят во многих странах Западной Африки – в Нигерии, Сенегале, Либерии, Сьерра-Леоне и др. Так, в Нигерии в конце 1960-х гг. происходила междоусобная война, которая велась федеральными войсками против сепаратистов, провозгласивших в восточной части страны свое «государство Биафра»; она унесла более 1 млн человеческих жизней. В этой стране, где около 40 млн человек исповедуют христианство и примерно 45 млн – ислам, постоянно происходят столкновения на религиозной почве. В Либерии гражданская война на межплеменной основе продолжалась с 1989 до 1996 г., вызвав исход в соседние страны почти полмиллиона беженцев.

Ареной многих конфликтов в последние десятилетия была и остается Восточная Африка, где проживают народы афразийской, нигеро-кордофанской и нило-сахарской языковых семей, исповедующие ислам, христианство и местные религии.

Здесь главными очагами продолжительных военных конфликтов давно уже стали страны Африканского Рога – Эфиопия, Эритрея и Сомали. Бывшая итальянская, а затем английская Эритрея в 1952–1991 гг. входила в состав Эфиопии, но в результате длительной войны с ней в 2003 г. добилась независимости. Но пограничные споры между двумя странами до сих пор не решены. Да и в самой Эфиопии в 80-х гг. шла гражданская война. Что же касается Сомали, то эта страна уже не раз – под лозунгом создания Великого Сомали – вела вооруженную борьбу с соседними государствами, в первую очередь с Эфиопией, из-за области Огаден, а также предъявляла территориальные претензии к Джибути и Кении. Однако в 1990-х гг. произошел фактический распад самого Сомали с выделением двух самопровозглашенных государств – Сомалиленд и Пунтленд. Несмотря на наличие президента и временного правительства в Могадишо, централизованная власть в стране фактически отсутствует и теперь. Отсутствуют и единая армия, единая валюта. Реальная власть находится в руках самопровозглашенных государств и полевых командиров.

А в середине 1990-х гг. весь мир был потрясен самым кровопролитным столкновением на этнической почве, которое имело место в небольшом, но густонаселенном (более 9 млн жителей) государстве Руанда в районе Великих озер. То, что произошло в этой стране, в литературе нередко сравнивают с геноцидом армян в Турции в 1915 г., с действиями фашистской Германии во многих оккупированных ею странах или «красных кхмеров» Пол Пота в Камбодже. Этот геноцид начался на фоне продолжавшейся уже четвертый год гражданской войны между народами тутси и хуту, когда тутси, которые составляют только 15 % населения страны, устроили кровавую «этническую чистку», истребив за два месяца полмиллиона хуту.

Бывшая бельгийская колония Руанда в 1962 г. получила независимость. Однако это не привело к примирению двух населявших ее и постоянно враждовавших этнических групп – земледельцев хуту и скотоводов тутси, в разное время расселившихся в здешней саванне. Тутси пришли сюда позднее хуту, но именно они заняли господствующее положение в феодальном руандийском государстве XVI–XIX вв. Это положение им удалось сохранить и в колониальный период. Первые кровавые столкновения между тутси и хуту в независимой Руанде произошли еще в 1963–1965 гг. Но особенно трагические события на межэтнической почве имели здесь место в 1994 г.

К этому перечню можно добавить конфликтные ситуации, которые время от времени возникают в Кении, на Коморских Островах, в других странах. Некоторые из них вызвали массовый исход беженцев. Только из Руанды бежали более 2 млн человек, а в результате едва ли не крупнейшие в мире лагеря беженцев возникли на северо-западе Танзании. Примерно 400 тыс. человек покинули Бурунди, а еще раньше свыше 1,5 млн мигрировали из охваченного гражданской войной Мозамбика.

Рис. 145. Этническая чересполосица в Западной Африке

Центральная Африка в этническом отношении относительно однородна. Это область распространения народов банту, относящихся к нигеро-кордофанской семье и говорящих на родственных языках. Однородна она и в конфессиональном отношении: здесь обычно местные религии сочетаются с исламом и гораздо реже (Габон) – с христианством. Тем не менее и в этом субрегионе на протяжении последних десятилетий неоднократно вспыхивали вооруженные конфликты, которые в первую очередь отражали борьбу за власть между партиями, группировками или кланами, однако большей частью имели и определенную этноконфессиональную основу. Наиболее яркие примеры такого рода – Ангола и ДР Конго, где вооруженная борьба между военно-политическими группировками МПЛА и УНИТА продолжилась с 1960 по 1992 г.

Тяжелые испытания выпали и на долю соседней Д е м о к р а т и ч е с к о й Республики Конго. В бывшем Бельгийском Конго, которое после достижения независимости в Год Африки стало независимым государством Заир, вскоре же началось сепаратистское движение в самой богатой полезными ископаемыми провинции Катанга, и это привело к гражданской войне и вводу в страну войск ООН. С середины 1960-х гг. в Заире установился авторитарный, диктаторский режим президента Мобуту. Но во второй половине 1990-х гг. его политика разжигания этнических конфликтов у границ своей страны привела к вооруженному восстанию племен тутси, населяющих восточную часть Заира. Это восстание, переросшее в гражданскую войну, в конечном счете привело к свержению режима президента Мобуту в 1997 г. и образованию Демократической Республики Конго (ДРК), президентом которой стал вождь национального движения Лоран Кабила.

Однако уже вскоре началась вторая конголезская война, которая длилась с 1992 по 2002 г. Истоки ее восходят к геноциду в Руанде в 1994 г., когда огромное количество беженцев тутси оказалось на территории Заира. Они активно участвовали в гражданской войне на стороне Л. Кабилы, но затем, отвечая на изменение политики президента, выступили против него. Всего во второй конголезской войне приняли участие 20 вооруженных групп – как местных, так и представлявших 8 других государств (на стороне Кабилы выступили Ангола, Зимбабве, Намибия, Судан и Чад, против – Руанда, Бурунда и Уганда). В 2001 г. Лоран Кабила был убит, и новым президентом стал его сын Жозеф. В этой войне, главным образом от эпидемий и голода, погибло 4 млн человек. С 1999 г. на территории ДРК находится контингент «голубых касок» ООН. Но полное урегулирование еще далеко не достигнуто.

А в Южной Африке на протяжении многих десятилетий главным очагом постоянных кровопролитных расово-этнических конфликтов была Ю А Р, где белым меньшинством (18 % всего населения) осуществлялась государственная политика апартеида, что на языке африкаанс означает «обособление», «раздельное проживание». Парламент ЮАР принял законы «О властях банту» (1951), «О развитии самоуправления банту» (1959), «О хоумлендах» (1971) и др., в соответствии с которыми в стране были созданы бантустаны, или хоумленды («национальные отечества»). Некоторые из них были объявлены полностью независимыми, другие находились на разных стадиях самоуправления. Но фактически это были псевдогосударственные образования, хотя и имевшие каждое свой гимн и флаг, но лишенные возможности решать внешнеполитические, финансовые и другие вопросы.

Всего к началу 1990-х гг. бантустанов в ЮАР было десять. Они занимали 14 % территории страны, причем, как правило, самые засушливые и неплодородные земли, к тому же расчлененные на отдельные более мелкие участки; раньше здесь находились негритянские резервации. Население бантустанов юридически составляло 15 млн человек, но фактически в них жили только 7–8 млн, а остальные работали в «белой» части страны, обитая там в специальных гетто. Тем не менее все черные африканцы ЮАР, независимо от реального места жительства, были приписаны к одному из бантустанов, каждый из которых был объявлен «национальным отечеством» той или иной народности.

Но в конце 1980-х– начале 1990-х гг. режим апартеида в ЮАР был сначала смягчен, а затем фактически ликвидирован. После 342 лет монополии белого населения в мае 1994 г. состоялись первые в истории страны свободные выборы с участием черных жителей. Победу на них одержало черное большинство, а новым президентом ЮАР стал лидер старейшей освободительной организации Африканский национальный конгресс (АНК) Нельсон Мандела. Одновременно произошла полная смена и других государственных структур – парламента, правительства. Временная конституция страны, принятая в июле 1994 г., ликвидировала бантустаны. Однако межэтнические отношения в ЮАР продолжают оставаться сложными. Тем более что к противоречиям между белым и «цветным» населением добавились острые противоречия между различными националистическими группировками самих африканцев. Например, полной автономии требует провинция Квазулу – Наталь, где по-прежнему периодически происходят столкновения между народами зулу и коса.

В Африке есть молодые независимые государства, которым удалось избежать острых межэтнических конфликтов. В качестве примеров такого рода обычно приводят Гвинею, Нигер, Танзанию. Что же касается наиболее радикального пути решения этой сложной проблемы, то не раз уже выдвигалось предложение перекроить доставшуюся в наследство от колониальной эпохи политическую карту Африки, создав на континенте, по возможности, одноэтнические (однонациональные) государства. Но практически это совершенно невозможно. Этнографы подсчитали, что в таком случае общее число государств на континенте должно было бы возрасти до 200–300! Поэтому еще в 1964 г. на I сессии глав государств и правительств Организации африканского единства было заявлено, что все государства – члены ОАЕ – обязуются уважать границы, существовавшие при достижении ими национальной независимости, поскольку соблюдение этого принципа является непреложным условием мира на континенте. Этого же принципа придерживается АС.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.