Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ





 

1. Цель курса - целенаправленно и систематически формировать у студентов глубокие знания о теоретико-методологических основах инженерной психологии и эргономики и других дисциплин психологического профиля, которые затрагивают трудовой процесс.

2. Задачи курса:

- формирование устойчивых навыков и умений самостоятельной научно–исследовательской и практической деятельности в сфере психологического обеспечения трудовой, профессиональной деятельности специалистов - операторов, а также в области организации трудового процесса различных инженерных отраслей общественной деятельности;

- усвоение студентами основных категорий инженерной психологии и эргономики и понимание их практического значения для обеспечения эффективности профессиональной деятельности;

- развитие профессиональной компетенции и стремления к глубокому психологическому анализу процессов и состояний специалистов в различных видах профессиональной деятельности.

Место курса в подготовке специалиста.

Дисциплина базируется на теоретико-методологических основах и историческом опыте науки, осваиваемых студентами при изучении дисциплин «Общая психология», «Психология труда», «Психология личности», «Социальная психология», «Психофизиология», «Психология здоровья».

Дисциплина «Инженерная психология и эргономика» является составной частью цикла регионального (вузовского) компонента дисциплин, обязательных для подготовки по специальности «Психология» согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Она предназначена для вооружения студентов системой теоретических знаний, практических навыков и умений анализа сущности, закономерностей и тенденций развития человека-оператора в процессе трудовой деятельности. Дисциплина является одним из предметов, закладывающих основу для работы психолога по психологическому обеспечению деятельности операторского труда. В ее содержание входят методологические основы и методики изучения основных психологических фактов, закономерностей и механизмов, определяющих эффективность профессиональной деятельности человека – оператора как элемента системы «человек – машина» и его психическое здоровье.

Требования к уровню усвоения содержания курса.

Обучаемый, изучивший данный курс, должен

иметь представление:

- о психологических и социально - психологических особенностях трудового процесса человека - оператора, его основных компонентах, факторах и условиях, которые оказывают существенное воздействие на самого человека и его труд;

- о месте инженерной психологии и эргономики в системе психологических наук;

- о новых направлениях развития инженерной психологии и эргономики, тенденциях их развития в стране и за рубежом;

- о взаимосвязи инженерной психологии и эргономики с другими прикладными отраслями психологии;

- о принципах оптимальной организации движений с целью экономии энергетических затрат;

- о связи типизации, унификации и стандартизации требований учета человеческого фактора при проектировании систем «человек-машина»;

- об основных этико-профессиональных принципах работы практического психолога в системах «человек-машина»;

знать:

- психологические закономерности профессионализации личности и профессиональной адаптации специалиста в различных условиях среды и трудовой деятельности;

- методы исследования инженерной психологии и эргономики и технологии психологического обеспечения трудового процесса человека - оператора;

- основные теоретические и прикладные цели инженерной психологии и эргономики;

- основания классификации человеко-машинных систем;

- определение профессионально-важных качеств личности, основных составляющих систем «человек-машина», детерминированных и недетерминированных человеко-машинных систем, надежности и ее составляющих;

- основные принципы взаимодействия в системах «человек-машина», критерии распределения функций между человеком и машиной;

- основные психологические особенности и этапы деятельности человека-оператора;

- психологические причины ошибок человека в системе «человек-машина»;

- основные принципы организации комфортных рабочих мест человека-оператора, их виды и особенности;

- основные направления психологических исследований в системах «человек-машина»;

уметь:

- владеть основными категориями и понятиями инженерной психологии и эргономики;

- применять полученные знания и навыки при проектировании и разработке различных моделей рабочего места специалистов и проводить адекватную диагностику свойств и состояний людей в процессе труда и отдыха;

- проводить инженерно-психологическую экспертизу и оценку профессионализма специалистов;

- изучать и анализировать профессионально-психологические ситуации с субъектами трудовой деятельности, определять и решать задачи психологической работы с ними;

- выявлять, анализировать и обосновывать проблемы психологической работы с людьми различных профессий, определять эффективные пути их решения;

- сравнить возможности человека и машины в части приема информации, хранения и воспроизведения информации, переработки информации, осуществления воздействий на внешние объекты;

- обозначить основные классы профессионально-психологических задач практического психолога в системах «человек-машина»;

- сформулировать основные функции психологической службы в системах «человек-машина» и направления ее работы;

иметь опыт (навык):

- научной организации своего профессионального труда и труда человека - оператора;

- формирования моделей профессиографирования и психографирования рабочих мест оператора;

- применения основных методов психодиагностической работы с субъектами трудовой деятельности;

- подготовки и принятия решения в деятельности человека-оператора;

- правильного оснащения рабочего места человека-оператора.


II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Наименование разделов и тем Всего учебных занятий (час) Аудиторные занятия: (час) Самостоятельная работа (час)
всего лекции семинары практические занятия зачет с оценкой
               
7 семестр
Тема № 1. Инженерная психология и эргономика как отрасль психологии и сфера деятельности практического психолога.              
Тема № 2. Междисциплинарные знания в обеспечении эффективности систем «человек-машина». Эргономика в системе прикладных междисциплинарных знаний.              
Тема № 3.Психологические и психофизиологические характеристики человека-оператора.              
Тема № 4.Инженерно-психологические требования к технике.              
Тема № 5. Инженерно-психологические требования к рабочей среде.              
Тема № 6. Принятие решений и познавательные процессы.              
Тема № 7. Психологическая природа ошибок человека – оператора.              
Тема № 8. Инженерно-психологическая оценка систем «человек - машина».              
Тема № 9. Оснащение рабочего места человека - оператора в системах «человек-машина».              
Тема № 10. Психологическая поддержка человека в системах «человек-машина» и формы ее реализации практическим психологом.              
Зачет с оценкой              
Итого за 7 семестр:              
Всего по дисциплине:              







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.