Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







БИЛЕТ. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки.





БИЛЕТ. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки.

История - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем. Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса. История — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России). Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография — рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика — исторические акты; нумизматика — монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология — систему мер; флаговедение — флаги; геральдика — гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика — печати; эпиграфия — надписи на камне, глине, металле; генеалогия — происхождение городов и фамилий; топонимика — происхождение географических названий; краеведение — историю местности, региона, края. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки — такие, как историческая география, историческая геология и др.

Существуют также специально-исторические методы исследования:

-хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовател

-синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

-дихронный – метод периодизации;

-историческое моделирование;

-статистический метод. Сущность. История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества. Функции

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. 2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах. 3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. 4. Функция социальной памяти заключается в том.что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности. 5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе исторических знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса.

 

БИЛЕТ. Падение Римской империи.

В начале четвертого века христианской эры — в 326 году — Константин основал город Константинополь, недалеко от места расположения древнего Византия, и перенес туда, в Новый Рим на Босфоре, через него проходило много великих торговых путей как по суше, так и по морю. Его местоположение как столичного города прекрасно. Константин сделал удачный выбор, но ему и его преемникам пришлось поплатиться за перенос столицы. Если старый Рим находился далеко от Малой Азии и Востока, то новая столица была слишком отдалена от западных стран, таких, как Галлия и Британия. Чтобы преодолеть возникшую трудность, некоторое время империей совместно управляли два императора, один из них находился в Риме, а другой в Константинополе. Это привело к настоящему разделению империи на Западную и Восточную. Но Западная империя со столицей в Риме ненадолго пережила этот удар. Она не могла защититься против тех, кого она называла «варварами». Готы, одно из германских племен, пришли и разграбили Рим, а затем явились вандалы и гунны и Западная империя пала. Но с Константином связано еще одно нововведение. Он обратился в христианскую веру, а поскольку он являлся императором, это, разумеется, означало, что христианство сделалось официальной религией империи. Должно быть, это было весьма удивительно — столь внезапное изменение положения христианства, его превращение из преследуемой веры в имперскую религию. Это изменение поначалу не пошло ему на пользу. Вспыхнули ссоры между различными сектами христиан. В конце концов произошел большой раскол между двумя частями христианства — латинской и греческой. Центр латинян находился в Риме, и на римского епископа смотрели как на главу церкви, позднее он стал папой Римским; центром греческой части был Константинополь. Латинская церковь распространилась во всей Северной и Западной Европе и стала называться римской католической церковью. Греческая церковь была известна как православная. После падения Восточно-Римской империи главной страной, где православная церковь процветала, была Россия. Теперь, с приходом большевизма, эта церковь, как и все прочие церкви в России, не имеет официального положения.


Варварские королевства.

Варварские королевства — государства, созданные варварскими народами на территории Западной Римской империи в условиях ее распада в V веке. Характерной чертой, общей для всех этих раннесредневековых политических образований, была внутренняя нестабильность, проистекавшая из отсутствие в то время устоявшегося правила престолонаследия — сыновья короля, в принципе, имели приоритетное право на престол, но знать вполне могла предложить иную, собственную кандидатуру. Раздоры между членами королевской семьи, между королем и его вассалами, споры между претендентами на престол были обычным делом, очень многие короли умерли насильственной смертью. Границы варварских королевств были также нестабильны, столицы часто меняли свои места расположения. Для внутреннего устройства были характерны общинно-племенная организация в виде территориальной общины свободных землевладельцев, народные собрания и военные ополчения.

Государственность варварских королевств развивалась под воздействием римской политической системы, римского права и с участием должностных лиц, получивших римское образование.

1.Королевство вестготов

2.Королевство вандалов и аланов

3.Королевство бургундов

4.Королевство остготов

5.Королевство свевов

6.Королевство лангобардов

7.Англосаксонские королевства в Британии

 

Опричнина

И.Г. разогнал Избранную Раду (стремился к единодержавию). Он покидает столицу и едет в Александрову слободу, а оттуда он отправил грамоту митрополиту, где написал о гневе на духовенство за «измены». Вторую грамоту послал московскому черному люду (посадским жителям), в кот. сказал, что не гневается на посадских. Жители просили Ивана вернуться к власти, он согласился на опр. условиях. Одно из них – введение опричнины. Опричная реформа 1565года разделяла страну на две части: Земщину и Государев удел – опричнина. Столицей опричнины стала Александрова Слобода, остальная земля управлялась Боярской думой. Было создано войско опричников, подчинявшееся только царю. В течение 7 лет опричное войско проводило террористическую политику, в том числе и в Земщине. Затем, на Россию напал крымский хан, и опричники не смогли защитить Москву. В 1572г Иван отменил опричнину.

В 1581г издан указ «О заповедных летах», в кот. запрещались переходы крестьян.

Ливонская война(1558-1583)

Причиной войны стало стремление Московского государства завладеть удобными гаванями на Балтийском море и установить прямые торговые связи с Западной Европой. В июле 1557 по приказу Ивана IV была устроена гавань на правом берегу пограничной Наровы; царь также запретил русским купцам торговать в ливонских портах Ревеле (совр. Таллинн) и Нарве. Поводом для начала военных действий послужила неуплата Орденом «юрьевской дани» (подати, которую Дерптское (Юрьевское) епископство обязалось выплачивать Москве по русско-ливонскому договору 1554).

Ливонская война началась в 1558 году. Русские войска вторглись в Ливонию, захватили Нарву и Дерпт. В течение двух лет был разбит Орден и оккупированы все его владения. Магистр Ливонии объявил себя вассалом Польши. Дания и Швеция стали захватывать территории Ордена. начался второй этап Войны. В 1563 году русские войска одержали победу: Взяли Полоцк, что открыло дорогу на Ригу и Вильню. Но после этого начались поражения.

В 1569 году Польша и Литва, заключив Люблинскую унию, объединились в государство. В 1572г. после смерти короля Сигизмунда престол получил известный полководец Стефан Баторий. Ему удалось отвоевать Полоцк и захватить Великие Луки. Псков Баторий не смог взять, несмотря на полугодовую осаду. Шведы захватили Нарву, Корелу и др.

В 1582г. было заключено Ям-Запольское перемирие м Речью Посполитой сроком на 10 лет. Россия передавала Ливонию Стефану Баторию в обмен на возвращение захваченных русских городов. По перемирию, заключенному в 1583г. на 7 лет со Швецией на реке Плюссе, Россия оставляла все завоеванные Швецией земли, в том числе Карелию, Нарву и др. За Россией оставалось устье Невы с выходом к Балтийскому морю.

Причины неудачи Ливонской войны

· Ослабление России в результате внутренней политики Ивана, прежде всего, опричнины

· неверная оценка расстановки сил в Прибалтике, не позволившая предусмотреть вмешательство в конфликт серьезных соперников России

 

БИЛЕТ. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР.

Причины:

-снять напряжённость международных отношений, объективная необходимость из-за кризиса во всех сферах жизни.

Цель: обновление социализма путём демократических преобразований

Реализация

А)Экономика: 85/87 курс на ускорение, 87/90 курс на рыночную экономику: перевод предприятий на хозрасчёт, развитие кооперативов и индивидуальная трудовая деятельность,90/91 крах экономики, разработка программ перехода к рынку: Рыжков -Абалкина, Шаталина-Явлинского (500 дней)

Б)Полит. духовная жизнь: 1986г. 27 съезд КПСС обьявил путь на гласность: ослабление цензуры, пересмотр истории, 87/88 19 всесоюзная конференция:, путь на демократизацию, 89/90 изменение системы органов власти.

События в Экономике:

-"ускорение": внедрение НТП, поднятие трудовой дисциплины - человеческий фактор ---> анттиалкогольная компания, повышение качества продукции - ГОС стандарт --> большое количество товара забраковано способствует дифициту. 1987г. - закон о гос. предприятиях: предоставление самостоятельности перевод на полный хозрасчёт, ценнообразования гос.1988г. - открытие кооперативов, в сфере обслуживания и шерпотреба, частная индивидуальная трудовая деятельность. Итог: сокращение промышленного и сельского производства --> тотальный дефицит, безработица и инфляция.

Полит. и дух. жизнь:

-"гласность": ослабление цензуры --> печатный "бум", появляется альтернативный вариант общественных преобразований.

1 этап: укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов; июнь 1988 XIX всесоюзная конференция КПСС --> новый высший орган законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР; вводился новый пост - председатель Совета; сентябрь 1987г. - Политбюро ЦККПСС образовало комиссию по доп изучению материалов связанных с репрессиями 30/40 -ых годов.; возвращение из ссылки академика Сахарова; с1987 резко увеличивается спонтанный процесс формирования новых полит. партий; появляются партии и массовые движения национальной и националистических организаций - "народный фронт" в молдавии, латвии, эстонии, "рух -украина", "свободная Грузия" и др.; возникли общественно-полит. образоваания; массовый отток из компартий; в стране складываются новые центры реальной власти; (быстро нараставшее дистанцирование республиканских обрядов номенклатуры объяснилось многими причинами: а)безрезультативность действий центра и его прогрессирующая слабость; б)сознательно взятый и умело проводимый курс проявления элит большинства республик на ликвидацию любых форм своего подчинения центру обретения всех полноты власти.) весной и летом 1990г. Латвия, ЛИтва и Эстония, Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларацию о гос. суверенитете; Советское гос. вступило в полосу дезинтеграции.

2 этап: введение новой высшей гос должности - Президент СССР; прямые переговоры Президента СССР с руководством республик о заключении нового союзного соглашения.

Дух. жизнь:

-в стране возникают независимые газеты и журналы; 1987 г. серия статей о прошлом, настоящем и будущем России (Климлина, Семонина, Ханина, Шмелёва); широко публиковались книги Солженицина и других деседентов; раскованнее становится радио и телевидение; сняты большие сотни запрещенных к показу фильмов Тарковского, МИхалков-Кончаловский, Захаров, Шатроф.; в консерваториях звучала музыка опальных композиторов, высшие представители совесткой неформальной музыки.; появились полотна художников постмодернистов; возрождение интереса к религии и церкви.

 

Доп литра.

. Аврех А. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.

2. Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. (О правлении Ивана III.)

3. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1989.

4. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (IX–XII вв.): курс лекций. М., 2001.

5. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.): курс лекций. М., 2001.

6. Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV века. М., 1991.

7. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М., 1991.

8. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991.

9. История политических партий России. М., 1994.

10. Карамзин Н. М. История государства российского: в 12 т. М., 1989.

11. Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. М., 2002.

12. Коган В. М. История дома Рюриковичей. СПб., 1994.

13. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1990. Кн.1, 2.

14. Мавродин В. В. Рождение новой России. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

15. Нечкина М. В. Декабристы. М.: Наука, 1984.

16. Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998.

17. Творогов О. В. Древняя Русь. События и люди. СПб., 1994.

18. Фроянов И. Я. Древняя Русь. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.

19. Шмидт С. О. У истоков российского абсолютизма. М.: Наука, 1996.

1. Аврех А. Я. Царизм и IV Дума. 1912-1914 гг. М., 1981.

2. Аврех А. Я. Распад третьеиюньской системы. М., 1985.

3. Аврех А. Я. Царизм накануне свержения. М.,1989; Аграрная эволюция России и США в ХIХ - начале ХХ в. / Под ред. И. Д. Ковальченко и В. А. Тишкова. М., 1991.

4. Алексеев Ю. Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989.

5. Алексеев Ю. Г. У кормила Российского государства: Очерк развития аппарата управления ХIV-ХV вв. СПб., 1998.

6. Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

7. Алексеев Ю. Г. Под знаменами Москвы. Борьба за единство Руси. Царствование Ивана III. М., 1992.

8. Алексеева И. В. Агония сердечного согласия. Царизм, буржуазия и их союзники по Антанте: 1914-1917. Л., 1990.

9. Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. Л., 1988.

10. Анисимов Е. В. Россия в середине ХVIII в. Борьба за наследие Петра I. М., 1986.

11. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1989.

12. Анисимов Е. В. Россия без Петра. СПб., 1994.

13. Анисимов Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти ХVIII в. СПб., 1997.

14. Анфимов А. М. Крестьянское хозяйство России: 1881-1904 гг. М., 1980.

15. Барышников М. Н. Деловой мир России: Историко-биографический справочник. СПб., 1998.

16. Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в ХIХ в. М., 1986.

17. Буганов В. И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М., 1989.

18. Боффа Д. История Советского Союза: В 2 т. М., 1990.

19. Валентинов Н. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти В. Ленина. М., 1991.

20. Валентинов Н. (Вольский Н.) Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991.

21. Введение христианства на Руси. М., 1987.

22. Великие реформы в России: 1856-1874 / Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа и Дж. Бушнелла. М., 1992.

23. Верт Н. История Советского государства: 1900-1991 гг. М., 1992.

24. Власть и реформы: От самодержавной к советской России. СПб., 1996.

25. Воробьев В. М., Дегтярев А. Я. Русское феодальное землевладение от Смутного времени до кануна петровских реформ. Л., 1986.

26. Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 г.: реформы и революция. СПб., 1991.

27. Гармиза В. В. Крушение эсеровских правительств. М., 1970.

28. Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России. М., 1991.

29. Гинев В. Н. Аграрный вопрос и мелкобуржуазные партии в России в 1917 г. Л., 1977.

30. Гоголевский А. В. Очерки истории русского либерализма в ХIХ - начале ХХ в. СПб., 1996.

31. Гордин Я. А. Меж рабством и свободой. 19 января - 25 февраля 1730 г. СПб., 1994.

32. Горемыкина В. И. К проблеме истории докапиталистических обществ (На материале Древней Руси). Минск, 1970.

33. Горская Н. А. Историческая демография России эпохи феодализма. Итоги и проблемы изучения. М., 1994.

34. Горский А. А. Древнерусская дружина: К истории генезиса классового общества и государства на Руси. М., 1989.

35. Государственность России: Конец ХV в. - февраль 1917 г.: Словарь-справочник. М., 1996. Кн. 1.

36. Грекулов Е., Зимин А., Сахаров А. Церковная реформа и раскол // Христанство и Русь. М., 1988.

37. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

38. Гумилев Л. Н. От Руси до России. СПб., 1992.

39. Давыдов М. А. Оппозиция его величества: Дворянство и реформы в начале XIX в. М., 1994.

40. Демин В. А. Государственная Дума России (1906-1917): механизм функционирования. М., 1996.

41. Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе: 1861-1880 гг. М., 1978.

42. Думова Н. Г. Кадетская партия в период Первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988.

43. Дьякова Н. А., Чепелкин М. А. Границы России в ХVII-ХХ вв. М., 1995.

44. Дулов А. В. Географическая среда и история России. Конец ХV - середина ХIХ в. М., 1983.

45. Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. Л., 1978.

46. Дякин В. С. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг. Л., 1988.

47. Дякин В. С. Был ли шанс у Столыпина? // Звезда. 1990. № 12.

БИЛЕТ. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки.

История - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем. Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса. История — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России). Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография — рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика — исторические акты; нумизматика — монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология — систему мер; флаговедение — флаги; геральдика — гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика — печати; эпиграфия — надписи на камне, глине, металле; генеалогия — происхождение городов и фамилий; топонимика — происхождение географических названий; краеведение — историю местности, региона, края. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки — такие, как историческая география, историческая геология и др.

Существуют также специально-исторические методы исследования:

-хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовател

-синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

-дихронный – метод периодизации;

-историческое моделирование;

-статистический метод. Сущность. История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества. Функции

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. 2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах. 3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. 4. Функция социальной памяти заключается в том.что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности. 5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе исторических знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.