Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Причины невежества и небрежения





Нежелание размышлять и постигать смысл жизни. К сожалению, большая часть общества предпочитает жить, не задумываясь и не размышляя о сути своей жизни, им непривычно затруднять себя рассуждениями об истине своего предназначения. Они живут бездумно и, как признаются сами, никогда не задумываются о «далекой» смерти, не обращают на нее внимания. Масса нерешенных повседневных проблем и без этого отнимает у них много времени, чтобы тратить его на столь «мрачные» раздумья. Они забивают себе голову мелочными, меркантильными заботами, утопают в них, тем самым не могут подняться чуть выше желаний своего естества (нафса) и задуматься о самом главном итоге нашей жизни, о ее ежесекундно приближающемся конце. Даже сталкиваясь в повседневной жизни с чьей-нибудь смертью или упоминаниями о ней в разговоре, они тотчас же предпочитают сменить тему, «успокаивая» себя и собеседника нелепыми выражениями типа: "пусть Аллах пошлет ее нескоро", "о, Аллах, не дай никому этого"…

Суетность и беспорядочная стремительность жизни. Жизнь мирская очень суетна и стремительна. Если человек не сможет преодолеть мирскую суету и задуматься о своем предназначении, то, подхваченный ее все ускоряющимся темпом, он забудет об истине смерти, которая рано или поздно постигнет его. Этот человек не верует, и ему незнакомы такие понятия, как предопределение (кадар), упование на Всевышнего, покорность Воле Аллаха. С первых лет сознательной жизни он только и делал, что стремился бороться за спасение своей жизни и достижение все большего благосостояния. Эти люди даже не стремятся избежать мыслей о смерти, ибо они настолько заняты борьбой за выживание, что мысль о смерти даже не приходит им на ум. Они живут в постоянной погоне за все новыми мирскими благами, выгодами, целями. Но однажды, столкнувшись с самой главной реалией жизни, именуемой смертью, в самый непредвиденный момент в смятении и раскаянии они молят о возвращении обратно в бренный мир, однако их срок уже истек.

 

Заблуждение, порождаемое сведениями о рождаемости. Еще одной причиной, которая вводит людей в небрежительное безразличие к неизбежности смерти, являются данные о темпах рождаемости. Каждый день в мире кто-нибудь рождается и умирает. Численность людей на Земле ничуть не уменьшается, но даже увеличивается день за днем. У человека, бездумно прочитавшего эти статистические данные, появляется иллюзорное ощущение, что рождаемость компенсирует, уравнивает смертность, и жизнь все равно преодолевает смерть. Подобное заключение ведет к формированию пелены заблуждений, мешающей познать истинную суть жизни и смерти. Но представим себе такой период, где не рождался бы ни один младенец, тогда мы ясно увидели бы, что люди умирают один за другим и численность населения Земли быстро приближается к нулю. Именно тогда смерть станет понятнее человеку, ибо он увидит, как окружающие его люди уходят из жизни по одному, и он ясно осознает, что неминуемый исход в конце концов постигнет и его. Эту ситуацию можно сравнить с таким примером: заключенных из камеры смертников каждый день забирают на казнь по одному два человека. Число смертников в камере уменьшается. Даже годы спустя избежавшие казни ложатся спать с тревожной мыслью, не придет ли завтра и их очередь. Мысль о смерти ни на мгновение не покидает их.

Между тем рассматриваемые нами статистические данные, в сущности, очень похожи на приведенное сравнение. Число новорожденных не имеет никакого отношения к людям, которым предстоит умереть. Это всего лишь психологическое заблуждение. Никто из живших 150 лет назад людей уже не существует на Земле. Появившиеся на свет после них люди ничем не помогли им. Точно так же почти никто из живущих сегодня не останется в живых через 100 лет, так как Земля наша своего рода транзитная остановка, которая постоянно наполняется вновь прибывшими и освобождается отъезжающими.

 

Методы самообмана

Помимо причин, уводящих людей от осознания действительности и порождающих небрежение к смерти, люди обладают еще и склонностью к «утешительному» самообману. Рассмотрим в нескольких пунктах тактики самообмана, к которым прибегают люди в стремлении спрятаться подальше от тревожных мыслей о ежесекундно приближающемся конце, - словно страусы, зарывающие головы в песок.

 

Решение отложить размышления о смерти на старость: Этот механизм защиты наблюдается у людей молодых и среднего возраста. Как правило, люди данной возрастной категории планируют прожить как минимум 60-70 лет и решают оставить размышления об этом "гнетущем душу" событии лишь на последние годы жизни. Они не хотят растрачивать самые лучшие, молодые годы на думы о таких "печальных" вопросах. В наивном самообмане они полагают, что самое подходящее время для этих мыслей наступит тогда, когда они отстранятся от мирских хлопот и суеты. Таким образом, они успокаивают тревожащуюся душу, «логически объясняя» ей, что они все продумали и выделили определенный срок своей жизни для приготовлений к смерти и думам о своей участи в ином мире. Между тем человек, мыслящий подобным образом, глубоко заблуждается, строя столь долгосрочные и наивные планы, ибо ни у кого из людей нет гарантии даже того, будут ли они живы спустя миг. Ни один человек не знает, сколько ему еще суждено прожить, где и когда он умрет. Вокруг него каждый день умирает очень много его ровесников и даже людей моложе него. Газеты переполнены известиями о смерти. Он ежедневно узнает по телевизору большое количество новостей, связанных со смертью или гибелью людей. Зачастую он сам становится свидетелем смерти близких и родных самого разного возраста. Однако он сознательно не пускает к себе мысль о том, что однажды, может быть даже завтра, окружающие его люди станут свидетелями его смерти, прочитают сообщение о его гибели. Более того, ничего не изменится в его методе откладывания, даже если он проживет до ожидаемого им предела "старости", - он все равно будет продолжать следовать логике откладывания. Ему не избавиться от самообмана до тех пор, пока он не осознает своих заблуждений и не перестроит сознание.

 

Логика "искуплю заслуженное мною наказание в Аду, а потом попаду в Рай". Это довольно распространенное в обществе рассуждение, в действительности является глубочайшим невежеством и заблуждением, противоречащим ниспосланному нам Корану, ибо в нем нет ни единого айата, который давал бы людям возможность думать таким образом. В Коране нет ни одного упоминания о переселенных в Рай душах, искупивших свои грехи и отбывших свое наказание в Аду. Напротив, все айаты, касающиеся местопребывания душ людей в мире вечном, указывают на то, что в Судный День му’мины и неверные будут окончательно разделены, - му’мины будут приветствоваться в Раю на вечное пребывание в нем, а неверные будут отправлены в Ад на унизительные муки, которым не будет конца:

 

Они говорят: "Нас не коснется огонь, разве только на немного дней". Скажи: "Разве вы взяли с Аллаха договор и Аллах никогда не изменит Своего договора? Или вы говорите на Аллаха то, чего не знаете?" Нет! Тот, кто сотворит зло и кого окружил его грех, они - обитатели огня, они в нем вечно пребывают. А те, которые уверовали, и творили благое, те - обитатели Рая, они в нем вечно пребывают.

(Сура «Аль Бакара», 2:80/82)

В другом айате говорится так:

Так [поступают они], полагая, что пребудут в огне лишь несколько дней. Но ведь эти измышления сбивают их с толку в вопросах веры. (Сура «Аль Имран», 3:24)

Ад – место, где душа человека подвергнется невообразимым мукам, таким образом, даже если было бы возможно побыть какое–то время в Аду, ни один здравый человек не в состоянии представить себе степень Адских страданий. Ад – это место, где в самой высшей степени проявляются Имена Аллаха "Каххар" (Карающий), "Джеббар" (Всемогущий), исполненное муками, не сравнимыми ни с одним мучением, испытываемым в мирской жизни. Если человек, в беспомощности стенающий от боли, даже слегка обжегши кончик пальца, позволяет себе оставаться безучастным и пренебрежительным к мукам Ада, говорить о том, что он знает, с чем ему предстоит столкнуться, то состояние такого человека можно оценить как полную утрату рассудка. Можно лишь сочувствовать участи человека, не осознающего и безрассудно относящегося к тяжести мук наказания в Аду Всевышнего, не могущего постичь Могущество Аллаха и лишенного веры, Имана.

 

Логика «кому как не мне должно попасть в Рай». Существует категория людей, утверждающих, что они непременно попадут в Рай, ибо совершают в жизни целый ряд поступков, характеризуемые ими как добрые, и сторонятся деяний, оцениваемых ими как плохие. Знания этих людей о вере ограничиваются лишь тем, что известно им понаслышке, пустословием, полным выдумок. На самом деле представления этих людей о религиозности, выдуманные ими самими, не имеют ничего общего с совершенной моралью Всевышнего, ниспосланной нам в Священном Коране. Однако когда спрашивают их о том, веруют ли они, то данный тип людей говорит о себе как об образцовых и самых праведных мусульманах. Но, как сообщается нам в Коране, такие люди являются совершенными безбожниками, мушриками, придающими равных Всевышнему Аллаху:

Приведи им притчу о двух мужах: одному из них Мы даровали два виноградника, оградили их пальмовыми рощами, а между обоими виноградниками поместили ниву. В обоих садах созрели плоды, и ничто не пропало. И по Нашей воле между виноградниками стал течь ручей. У него было [много] плодов, и сказал он своему товарищу во время беседы: «У меня больше, чем у тебя, имущества, больше, чем у тебя, родни». Греша против самого себя [подобными мыслями], он вошел в свой виноградник и сказал: «Не думаю, чтобы виноградник мог когдалибо сгинуть. Не думаю также, что придет [Судный] час. Если же меня и возвратят к Господу моему [в Судный День], то я обрету там лучший конец, чем этот [виноградник]».

Сказал ему его товарищ, говоря с ним: "Разве ты не веруешь в Того, кто создал тебя из праха, а затем из капли, а потом выровнял тебя человеком? Но Он - Аллах, Господь мой, и я никого не придаю Господу моему в сотоварищи! (Сура «Аль Кахф», 18:32/38)

Из слов владельца сада, описанного в вышеприведенных айатах, видны открытое лицемерие и неискренность веры в Аллаха, сомнения в Судном Дне. Однако, несмотря на это, он уверен в том, что Аллах вознаградит его Раем, ибо он в невежестве своем полагает, что является примером истинного му’мина. И в сегодняшней жизни мы можем наблюдать множество типов людей, живущих согласно придуманным ими самими кодексам и законам праведности. В действительности же они осознают неискренность своей веры, но когда кто-то пытается сказать им об этой истине, тотчас же пытаются оправдать себя и придумывают всевозможные предлоги. Например, начинают говорить о том, сколь формально и маловажно соблюдение религиозных предписаний, главное - быть хорошим человеком в душе. Приводят в пример людей, которые стараются казаться строго исполняющими все предписания Всевышнего, тогда как на самом деле являются воплощениями безнравственности и аморальности. Через обвинение в неискренности и лицемерии других, они стремятся оправдать свое поведение, доказывая всем, что они «хорошие люди» с чистым сердцем, доброжелательные ко всем окружающим, щедрые, независтливые, не зарятся на чужое имущество, жен или дочерей. Они во всеуслышанье рассказывают всем, как много милостыни они подают нищим, всегда рады гостям и угощают их лучшими яствами, долгие годы работали на государственной службе, приносили пользу человечеству, и в заключение заявляют: так может ли человек быть более достойным мусульманином, нежели они сами? Но люди эти не знают или же осознанно пренебрегают одним - единственным и самым главным законом для истинного мусульманина: примером истинного служения Всевышнему являются не услужливость и задабривание соседей и окружающих, но искренняя преданность Всевышнему Аллаху и неукоснительное исполнение Его Высшей Воли и предписаний.

Самым ярким показателем их лицемерия служат бесконечные попытки выдумать множество предлогов и нелепых аргументов, которые могли бы оправдать их заблуждения и искаженное понимание сути веры. Вот, к примеру, несколько излюбленных выражений, часто используемых данным типом людей: «самое большое служение Аллаху – работать не покладая сил» или же «чистое сердце важнее всего». В одном из айатов Корана Аллах предупреждает людей, что те, кто лицемерят и неискренни к Господу, будут встречены в Аду, где уготованы им нескончаемые муки. Как сказано нам в 9-м айате суры «Аль Бакара»:

Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя, но того не разумеют.

 

Логика двойных стандартов. Люди смогли разработать в сознании еще один метод самообмана. Когда на ум приходят мысли о смерти и страх перед полным исчезновением охватывает их сердце, они тотчас же начинают «логически» рассуждать и приходят к заключению, что вероятность существования вечной жизни, обещанной Аллахом, равна 50 процентов на 50. Тем самым человек зажигает в душе своего рода луч надежды, что жизнь после смерти, скорее всего, существует. Но когда на ум приходят мысли о существовании целого ряда обязанностей и предписаний, возложенных на человека Аллахом, они тотчас же начинают «утешительно» думать о других 50 процентах вероятности, полагая, что, скорее всего, «вечной жизни вовсе не существует, а после смерти они превратятся в прахи и ничего от них не останется». Тем самым они подавляют в себе страх и тревогу за неизбежность предстоящих мук Ада. В обоих случаях неведение и небрежение опьяняют их сознание, они продолжают вести жизнь в плену иллюзий до тех пор, пока не окажутся лицом к лицу со смертью.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.