Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Источник: Антология мировой философии. Античность. Минск, 2001. С. 52-53.





128.

...Все должен знать ты:

Испиты круглой моей неустрашимое сердце

И не присущи ей туманные мнения смертных.

34.

Пусть не принудит тебя накопленный опыт привычки

Зренье свое утруждать, язык и нечуткие уши.

Разумом ты разреши труднейшую эту задачу,

Данную мною тебе.

IV 5.

Путь же; есть небытие, и небытие неизбежно.

Путь этот знанья мне даст.

VII 1.

Не доказать никогда, что небытие существует.

Не допускай свою мысль к такому пути изысканъя.

IV 7.

Небытия ни познать... не сможешь,

Ни в слове выразить.

VI 3.

Ты избежишь дурного пути изысканья, —

Что измышляют невежды,

Люди о двух головах. Беспомощно ум их блуждает.

Бродят они наугад, глухие и вместе слепые.

Вздорный народ! Бытие и небытие тем же самым

И не тем же самым зовут. И путь во всем видят обратный.

VIII 15.

Выть или вовсе не быть – вот здесь разрешенье вопроса.

IV 3.

Есть бытие, а небытия вовсе нету;

Здесь достоверности путь, и к истине он приближает.

V 1.

Одно и то же есть мысль и бытие.

VI 1.

Слово и мысль бытием должны быть.

VIII 34.

Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.

Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье,

Мысли тебе не найти.

 

VIII 3.

Не возникает оно, [бытие], и не подчиняется смерти.

Цельное все, без конца, не движется и однородно.

Не было в прошлом оно, не будет, но всев настоящем.

Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь начало?

Как и откуда расти?

VIII 21.

Гаснет рождение, так и смерть пропадает без вести.

И неделимо оно, ведь все оно сплошь однородно.

VIII 26.

Так неподвижно лежит в пределах оков величайших,

И бег начала, конца, затем что рожденье и гибель

Истинным тем далеко отброшены вдаль убежденьем.

VIII 30..

...Могучая необходимость

Держит в оковах его, пределом вокруг ограничив.

Так бытие должно быть, необходимо, конечным:

Нет ему нужды ни в чем, иначе во всем бы нуждалось.

VIII 42..

Есть же последний предел, и все бытие отовсюду

Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара

С правильным центром внутри.

VIII 50.

Этим кончаю яречь правдивую и обсужденье Истины.

Ты же теперьприслушайся к мнениям смертных,

Звукамобманчивых слов дальнейших прилежно внимая.

 

Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т. М„ 1979. Т. 1. С. 258—261

Человека в общем порядке представь через единство света — человеческую природу — и инаковость телесной тьмы...

Оставаясь человечески конкретным, единство человечности яв­но свертывает в себе сообразно природе своей определенности все в мире. Сила ее единства все охватывает, все замыкает в пределах своей области, и ничто в мире не избегает ее потенции. Догады­ваясь, что чувством, или рассудком, или интеллектом достигается все, и замечая, что она свертывает эти силы в собственном един­стве, она предполагает в себе способность человеческим образом

прийти ко всему. В самом деле, человек есть бог, только не абсо­лютно, раз он человек; он — человеческий бог {humanus deus). Че­ловек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он — микрокосм, или человеческий мир. Область человечности ох­ватывает, таким образом, своей человеческой потенцией бога и весь мир. Человек может быть человеческим богом; а в качестве бо­га он по-человечески может быть человеческим ангелом, человече­ским зверем, человеческим львом, или медведем, или чем угодно другим: внутри человеческой потенции есть по-своему все.

В человечности человеческим образом, как, во Вселенной уни­версальным образом, развернуто все, раз она есть человеческий мир. В ней же человеческим образом и свернуто все, раз она есть человеческий бог. Человечность есть человечески определенным образом единство, оно же и бесконечность 2, и если свойство един­ства — развертывать из себя сущее, поскольку единство есть бы­тие, свертывающее в своей простоте все сущее, то человек обладает силой развертывать из себя все в круге своей области, все произво­дить из потенции своего центра. Но единству свойственно еще и ставить конечной целью своих развертываний самого себя, раз оно есть бесконечность; соответственно у творческой деятельности че­ловека нет другой конечной цели, кроме человека. Он не выходит за свои пределы, когда творит, но, развертывая свою силу, достигает самого себя; и он не производит чего-то нового, но обнаруживает, что все творимое им при развертывании заранее уже было в нем са­мом, ведь человеческим образом, как мы сказали, в нем существует целый мир. Как сила человека человеческим образом способна прийти ко всему, так все в мире приходит к нему,- и стремление этой чудесной силы охватить весь мир есть не что иное, как свертывание в ней человеческим образом вселенского целого.

 

Локк Д. Опыт о человеческом разуме­нии II'Сочинения. В 3 т. М., 1985. Т. 1. С. 96—97, 103, 151 — 152

1. Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, дос­таточно для доказательства того, что оно неврожденно. Некоторые считают установленным взгляд, будто в разуме есть некие врож­денные принципы, некие первичные понятия... так сказать запе­чатленные в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир. Чтобы убедить непредубежденных читателей в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врожденных впечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких первоначальных понятий или принципов. Ибо, я думаю, все охотно согласятся, что дерзко пред­полагать врожденными идеи цветов в существе, которому бог дал зрение и способность воспринимать при помощи глаз цвета от внешних вещей. Не менее безрассудно считать некоторые истины природными отпечатками и врожденными знаками, ибо ведь мы ви­дим в себе способность прийти к такому же легкому и достоверному познанию их и без того, чтобы они были первоначально за­печатлены в душе...

6. Общее согласие как главный довод. Ничто не пользуется таким общим признанием, как то, что есть некоторые принципы, как умозрительные, так и практические (ибо речь ведут и о тех и о других), с которыми согласны все люди. Отсюда защитники приведенного взгляда заключают, что эти принципы необходимо
должны быть постоянными отпечатками, которые души людей по­лучают при начале своего бытия и приносят с собой в мир столь же необходимо и реально, как и все другие присущие им способ­ности.

7. Общее согласие вовсе не доказывает врожденности. Довод со ссылкой на всеобщее согласие заключает в себе тот изъян, что, будь даже в самом деле верно, что существует несколько призна­ваемых всем человечеством истин, он все-таки не доказывал бы врожденности этих истин, если бы удалось показать, что
имеется другой путь, каким люди приходят ко всеобщему согла­сию относительно вещей, о которых они сходятся во взглядах, а я предполагаю, что это показать возможно.

8. Положения: «Что есть, то есть» и «Невозможно, чтобы од­на и та же вещь была и не была»не пользуются всеобщим признанием. Но, что гораздо хуже, довод со ссылкой на всеобщее согласие, которым пользуются для доказательства существова­ния врожденных принципов, мне кажется, скорее доказывает, что их нет, ибо нет принципов, которые бы пользовались признанием всего человечества...

9. Эти положения не запечатлены в душе от природы, ибо они
неизвестны детям, идиотам и другим людям.
Ибо, во-первых, оче­видно, что дети и идиоты не имеют ни малейшего понятия или по­ мышления о них. А этого пробела достаточно, чтобы расстроить всеобщее согласие, которое должно непременно сопутствовать
всем врожденным истинам; мне кажется чуть ли не противоречием утверждение, будто есть запечатленные в душе истины, которых душа не осознает или не понимает, так как «запечатлевать», если это имеет какой-нибудь смысл, означает не что иное, как способствовать тому, чтобы некоторые истины были осознаны...

15. Шаги, которыми разум доходит до различных ис­тин. Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место (empty cabinet), и, по мере того как разум посте­пенно осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена. Затем, подвигаясь вперед, разум абстрагирует их и постепенно научается употреблению общих имен. Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения. С увеличением материала, дающего ра­зуму работу, применение его с каждым днем становится все бо­лее и более заметным. Но хотя запас общих идей и растет обык­новенно вместе с употреблением общих имен и рассуждающей деятельностью, все-таки я не вижу, как это может доказать их врожденность...

25. Откуда мнение о врожденных принципах. То, что люди наш­ли несколько общих положений, в которых могли не сомневаться сразу, как только их поняли, это, на мой взгляд, прямо и легко вело к заключению, что они врожденны. Это, будучи однажды при­нято, избавило ленивого от мук исканий и остановило сомневаю­щегося в его исследованиях и коснулось всего, что было однажды названо врожденным. А для тех, кто претендовал на роль ученых и учителей, было немалой выгодой установить в качестве принци­па принципов то положение, что нельзя подвергать сомнению прин­ципы. Ибо, установив раз принцип, что есть врожденные прин­ципы, они внушили своим последователям необходимость при­нять некоторые учения как такие принципы, чтобы отвлечь людей от пользования собственным разумом и способности суждения, заставив принимать все на веру и слово, без дальнейшего иссле­дования. При такой слепой доверчивости легче было ими управ­лять и сделать их полезными для тех, кто обладал умением и имел задачу наставлять их и руководить ими. Обладать авторитетом диктатора принципов и наставника неоспоримых истин и понуж­дать других на веру принимать за врожденный принцип все, что может служить целям учителя,— это немалая власть человека над человеком.

 

 

Задание 16.

Парменид

«О ПРИРОДЕ»







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.