Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МНОГО ЛИ ДОБРЫХ ПЛОДОВ ПРИНОСИТ ПСИХОТЕРАПИЯ?





Что в действительности говорят данные научных исследований о профессиональной психотерапии и почему психотерапию следует отвергать как христианам, так и нехристианам? Нам хотелось бы внести в этот вопрос ясность и заявить, что, согласно библейским и научным основаниям, мы противостоим профессиональной (предлагаемой за плату) психотерапии как в отношении верующих, так и неверующих. Наше заявление зиждется на истине Священного Писания и данных научных исследований, неизбежно ведущих к этому заключению. Мы живем в свободном обществе, где любой гражданин имеет право на получение профессиональной психологической консультации (душепопечения, психотерапии) и других подобных платных услуг. Дело, однако, осложняется тем, что установленная цена вступает в противоречие с данными научных исследован и й.

Отсутствие научной валидизации цены, устанавливаемой за те или иные психотерапевтические услуги, само по себе является достаточным основанием для отказа от подобных услуг. Наряду с эти м у христиан есть и другие, более веские, основания не принимать психотерапевтическо-

67


J

________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ- ПСИХОЛОГИИ ______________

го душепопечения. Сравнивая эти данные с источниками, дарованными в Божьем Слове, с помощью которых верующие, полу, чившие силу Святого Духа, служат друг другу, прискорбно видеть, что христиане прибегают к помощи такого безбожного и неэффективного метода, как психотерапия с лежащими в ее основе психологическими теориями.

Мы начнем с данных, почерпнутых нами из классических исследований психотерапии, затем расскажем о позитивных сторонах психотерапии в той мере, в какой они представлены в научных исследованиях. Потом для разностороннего, более широкого ее описания приведем подробности этих исследований. Мы покажем, что честный и справедливый анализ эффективности психотерапии может побудить каждого по меньшей мере усомниться в необходимости услуг профессиональной психотерапии, если вообще не отвергнуть их.

Психотерапия вредоносна?

Перед обсуждением вопроса о позитивных сторонах психотерапии следует уделить внимание вопросу о возможных нежелательных (или негативных) явлениях, возникающих в процессе психотерапии. Некоторым кажется, что обращение к психотерапии можно сравнить с приемом биологически активных пищевы)#добавок: польза вероятна, вреда никакого. Такое отношение к психотерапии является, по всей видимости, наиболее распространенным, однако данные исследований показывают, что оно далеко от реальности.

Обратимся к понятию «ятрогения», которое в медицинской литературе означает непредвиденные негативные эффекты терапии. Например, пациент с простудой по назначению врача принимает антибиотики, на которые дает аллергическую реакцию. Негативный эффект врачебного назначения в виде аллергической реакции можно назвать в широком смысле ятрогенией, т. к. здесь наблюдается непредвиденный негативный результат лечения.

Согласно результатам ряда исследований, аналогичные побочные эффекты выявляются и в процессе психотерапии, при этом они могут наблюдаться на фоне положительного исхода лечения. Таким образом, психотерапия может приносить человеку и пользу, и вред.

В одном из разделов «Руководства по психотерапии и модификации поведения», озаглавленном «Ухудшение состояния, нежелательные явления и оценка терапевтических реакций» сказано: 68


много ли добрых плодов приносит психотерапия?

...Как показала практика, в результате психотерапевтического вмешательства состояние некоторых пациентов ухудшилось... Многие из числа исследований последнего времени, в том числе прошедших тщательный контроль, документально подтверждают тенденцию к ухудшению состояния пациентов вследствие прохождения ими курса психотерапии... Проанализировав обширную литературу, основанную на фактических данных, и накопившиеся критические материалы по этой теме, приходится признать, что психотерапевтическое вмешательство отягощено, на наш взгляд, побочными явлениями, по крайней мере, у определенной части пациентов (выделено нами. — М. Б., Д. Б.)'.

В этом отношении группой ученых, изучавших нежелательные явления, возникающие в процессе психотерапии, был проведен специальный опрос 150 «опытных клиницистов, теоретиков медицины и ученых». В результате получено 70 обоснованных ответов, «представляющих широкий спектр научных взглядов некоторых корифеев в области психотерапии»2. Ученые пришли к следующему выводу:

Совершенно ясно, что подавляющее большинство специалистов в области психотерапии считают нежелательные явления, возникающие в процессе психотерапии, существенной проблемой, требующей особого

Вот что говорит в заключении своей книги, посвященной психотерапии, доктор Джеффри Массон, заместитель директора «Архива Зигмунда Фрейда»:

...Каждый входящий в кабинет психотерапевта, вне зависимости от убеждений последнего, должен понимать, что вступает в мир, где весьма велика вероятность того, что ему нанесут большой ущерб4.

Указывая на результаты множества исследований, мы не хотим выставлять ятрогенные эффекты психотерапии в трагическом свете. Здесь важнее следующее обстоятельство: люди в большинстве своем не допускают и мысли о возможных негативных явлениях, возникающих в процессе психотерапии, до тех пор пока исследователям не удается привлечь внимание публики к полученным ими данным. Дескать, неужели какие-то разговоры могут представлять опасность?


J

Существуют различные мнения о качестве и количестве нежела-тельных явлений, возникающих в процессе психотерапии, но тот факт, что данные последствия на самом деле имеют место, сомне-ний не вызывает. Исследователям до конца не понятно, как и почему в процессе психотерапии развиваются негативные явления, но реальность этих явлений можно считать доказанной, хотя в клинической практике они чаще всего игнорируются.

Доктор Теренс Кимбл написал книгу, в которой предостерегает публику от «разговорной терапии». Вот что он в ней говорит: «Очень часто психотерапия наносит людям весьма серьезный ущерб»5. Подзаголовок его книги таков: «Психотерапия может угрожать вашему душевному здоровью». Такое предупреждение должно висеть на дверях кабинета любого психотерапевта.

Данные исследований эффективности психотерапии

В 1952 г доктор Ганс Айзенк, выдающийся английский ученый, издал монографию, в которой давалась оценка эффективности психотерапии. На основании этого исследования доктор*Айзенк пришел к выводу о том, что «приблизительно две трети больных неврозами по истечении двухлетс начала заболевания, независимо от того, лечились они или не лечились с помощью психотерапии, либо выздоравливают, либо в их состоянии отмечается существенное улучшение»6. Пятнадцать лет спустя доктор Айзенк сообщил следующее:

Каких-либо достоверных свидетельств в пользу эффективности психотерапии до настоящего времени не получено. Данное обстоятельство теперь признано всеми, в том числе ведущими психоаналитиками и психотерапевтами, хотя дальнейший поиск, возможно, и приведет к обнаружению таких свидетельств7.

Два других исследователя того же времени, Б. Труа и R Каркхав, соглашаются с выводами доктора Айзенка:

...После тщательного изучения соответствующих исследований, мы можем подтвердить тот факт, что в своей оценке доктор Айзенк чрезвычайно точен. Пациентов, прошедших курс психологического консультирования и психотерапии, действительно поправилось в среднем не больше, чем пациентов с полным отсутствием любой терапии8.

70


много ли добрых плодов приносит психотерапия?

В последующие годы проводилось множество аналогичных ис-едований и выпущено немало книг с критической оценкой эффективности психотерапии. Ниже мы можем перечислить лишь несколько из них:

«Конец психиатрии» Э.ФуллераТорри,

«Общество психологического типа» Мартина Гросса,

«Миф о психотерапии» Томаса Заца,

«Психиатризация Америки» Берни Зилбергелда,

«Миф о неврозе» Гарта Вуда,

«Карточный домик» Робина Доуса,

«Молох психологии» Таны Динин.

Психотерапия, представленная в выгодном свете

Согласно исследованиям в более позитивном ключе, психотерапия, по-видимому, приносит добрые плоды. Однако при детальном ознакомлении с данными исследований позитивные результаты психотерапии теряют свой блеск.

Группа исследователей дает оценку эффективности психотерапии на примере птицы Додо, известного персонажа из книги «Алиса в Стране чудес». Однажды все животные промокли, и Додо нарисовал на земле круг (правда, круг вышел «не очень-то ровным»), потом расставил всех по кругу без всякого порядка: состязаясь, все могли бежать по кругу, как им вздумается, так что понять, как и когда должно кончиться это состязание, было трудно. Через полчаса, когда все набегались и просохли, Додо вдруг закричал: «Бег закончен!» Все столпились вокруг него и стали спрашивать, кто же победил. Додо погрузился в размышления, остальные стояли вокруг и молча ждали. Наконец, Додо произнес: «Победили все! И каждый получит награду!»9

Эта история, ставшая притчей во языцех психотерапевтической литературы, прекрасно иллюстрирует то, о чем говорится в различных исследовательских работах об эффективности психотерапии10. На предмет эффективности учеными были рассмотрены свыше четырехсот разновидностей психотерапии, и все они получили такую оценку: «Победили все\ И каждый получит награду». Иначе говоря, все формы психотерапии, по всей видимости, ведут к положительным результатам. Один маленький нюанс: по степени своей эффективности ни один метод психотерапии достоверно не

71


превосходит другой. За некоторым исключением результаты боль, шинства исследований сводятся к следующему: все формы пси. хотерапии ведут к умеренно положительным результатам причем в равной мере. Этот вывод в исследовательских труда)(получил название парадокса эквивалентности'1.

Описанный исследователями парадокс, очевидно, не знаком физикам и химикам. Поразмыслите над этим обстоятельством. Каким еще естественно-научным теориям, кроме психотерапии, знаком парадокс эквивалентности?

Существование парадокса эквивалентной эффективности психотерапии регулярно подтверждалось на протяжении многих лет. Доктор Моррис Парлофф, ссылаясь на «сбивающий с толку феномен приблизительно равнозначной эффективности всех форм психотерапии»12, говорит: *

Согласно результатам исследований эффективности психотерапевтического лечения сопоставимых групп пациентов, никакой количественной и качественной разницы в эффективности разных форм психотерапии не обнаружено13.

Около пятисот тщательно проведенных исследований с практически неизменной регулярностью указывают на тот факт, что все формы психологического лечения... можно признать сравнительно эффективными14.

«Руководство по психотерапии и модификации поведения» (далее «Руководство») называют «библией» исследований по результативности психотерапии. Как утверждается в последнем издании данного «Руководства»,

...В настоящее время метааналитические процедуры находят широкое применение в масштабных групповых сравнительных исследованиях, результаты которых в основном подтверждают этот вывод (т. е. почти полное отсутствие различий в степени эффективности тех или иных методов психотерапии)15.

Может показаться, что мы льем воду на мельницу психотерапии, а не наоборот. Но говорит ли парадокс эквивалентной эффективности за или против психотерапии? Если в поддержку профессиональной психотерапии ссылаться на этот парадокс, то это будет абсурдный и смехотворный аргумент Додо. Почему? Потому 72


МНОГО ЛИ ДОБРЫХ ПЛОДОВ ПРИНОСИТ ПСИХОТЕРАПИЯ?

т0 тогда надо признать, что действующее начало у всех методов психотерапии является общим.

раздел «Руководства» под названием «Итоги» делает аргумент равного успеха более весомым:

За некоторыми исключениями, которые мы рассмотрим ниже, существует масса доказательств в пользу того, что различные формы психотерапии не ведут к разнообразным специфическим результатам; тем не менее это научное открытие не признается законным в силу действия мощной оппозиции (выделено нами. — М. Б., Д. Б.)т.

Доктора Моррис Парлофф и Айрин Элкин заявляют:

Гипотеза специфичности предполагает наличие специальных преимуществ, связанных с применением определенных методов и методик и проведением экспериментов. Отсутствие эмпирических доказательств в пользу данного предположения заставляет сформулировать гипотезу неспецифичности или общих факторов17.

Психиатр Джером Франк говорит, что, с его точки зрения, «немного чести психотерапевту, если некий специфический метод, которым он овладел с таким трудом, не превосходит по эффективности все остальные»'8. Тот факт, что в настоящее время известно свыше четырехсот нередко диаметрально противоположных разновидностей психотерапии и десять с лишним тысяч часто несовместимых друг с другом психотерапевтических методик с лежащими в их основе различными психологическими теориями, должен поставить громадный знак вопроса, почему все они ведут к одинаково удовлетворительным результатам.

Здесь уместно вспомнить об одном довольно интересном и забавном факте, состоящем в том, что одни этнические группы воспринимают психотерапию не так, как другие. В «Руководстве» говорится, что «исследования групп этнических меньшинств недостаточно», тем не менее «большинство исследователей и практических специалистов полагают, что психотерапия среди представителей этнических меньшинств неэффективна»19. Поставив огромный знак вопроса в отношении эффективности психотерапии, мы обязаны рядом с ним поставить огромный восклицательный знак в отношении неэффективности психотерапии среди представителей этнических меньшинств.

73


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ ______________

Парадокс эквивалентности побуждает к поиску общих фак. торов психотерапии, которые должны быть присущи самы разнообразным ее формам, поскольку ни одна из них не превосходит по эффективности другую. В результате такого поиска в отношении психотерапии получены некоторые весьма интересные и убедительные данные. Однако перед обсуждением общих факторов психотерапии мы рассмотрим некоторые из возможных причин очевидного дрейфа исследовательских данных. т

Почему данные исследователей дрейфуют?

Последнее открытие, состоящее в том, что все формы психотерапии ведут к умеренно положительным результатам, противоречит открытию Айзенка и других исследователей 50-60-х гп прошлого века. Почему сомнения, в высшей степени критические оценки и даже осуждение в адрес психотерапии сменились дифирамбами, похвалами и даже восхищением? Каким образом исследователи эффективности психотерапии совершили дрейф от негативных оценок в сторону позитивных? Мы считаем, что ответ на этот вопрос находится в том, кто именно лечит и кто именно лечится.

Кто лечит. Исследования эффективности психотерапии обычно ведутся на клиентуре лучших психотерапевтов. К исследованиям обычно привлекаются избранные психотерапевты. Избранные психотерапевты — это заведомо талантливые специалисты или, по крайней мере, люди, которые дали согласие на участие в исследовании, поскольку уверены в своих душепопечительских дарованиях. Вот что говорят доктора Аллен Бёрджин и Майкл Ламберт в отношении обнаруженных ими позитивных результатов психотерапии:

...Мы полагаем, что в качестве основной причины новых открытий выступает тот факт, что к нашим исследованиям были привлечены наиболее опытные и компетентные психотерапевты20.

Позднее Аллен Бёрджин подтвердил достоверность этого вывода21. Ориентация в исследованиях на психотерапевтов высшей квалификации ведет к весьма резкому приращению процента позитивных результатов психотерапии.

Аллен Бёрджин сообщает, в какой мере результаты исследований эффективности психотерапии зависят от ориентации не на средних и ниже, а на лучших специалистов22. В связи с этим встают 74


МНОГО ЛИ ДОБРЫХ ПЛОДОВ ПРИНОСИТ ПСИХОТЕРАПИЯ?

вопросы, на которые у исследователей ответов нет. Во-первых, едетли психотерапия, проводимая специалистами средней квалификации, к лучшим результатам у их пациентов, чем у людей, не прибегавших к какому-либо психотерапевтическому лечению. Во-вторых, намного ли больше вреда приносит психотерапия, проводимая специалистами средней и низкой квалификации. И, наконец, в-третьих, какова доля психотерапевтов высшей квалификации среди всех специалистов этой области.

Каков в действительности процент специалистов высшей квалификации от числа всех психотерапевтов, неведомо никому. Никто не знает ответа на вопрос, не лучше ли вообще не лечиться у психотерапевтов, чем лечиться у специалистов средней и низкой квалификации. Мы не знаем масштабов того разорения, которое приносят людям психотерапевты средней и низкой квалификации.

Не все ясно и в отношении того, как много в настоящее время психотерапевтов высшей квалификации. Исследователи Труа и Митчелл говорят: «Исходя из результатов последних исследований следует отметить, что лишь один из трех человек, прошедших профессиональную подготовку по психотерапии, имеет навыки межличностных отношений, необходимые для оказания пациентам существенной помощи»23. Два других исследователя считают компетентными специалистами только пятую часть всех психотерапевтов24. И, наконец, третья группа исследователей указывает на то, что «теплое и сочувственное отношение к пациентам — это весьма важный фактор, определяющий позитивные результаты психотерапии», однако «программы специализации не помогают студентам в существенной мере овладевать навыками межличностных отношений»25. Авторы сборника статей под названием «Психотерапия во что бы то ни стало» обращают внимание на тот факт, что «одним из чаще всего упоминаемых источников нежелательных явлений в процессе психотерапии выступает личность самого психотерапевта»26.

Однако ориентация на психотерапевтов высшей квалификации не является единственной методологической особенностью современных исследований эффективности психотерапии. Другой подобной особенностью является та, что львиную долю психотерапевтов, принимающих участие в исследованиях, составляют не занимающиеся частной практикой специалисты. В одном обзорном исследовании указано, что за период в четверть века удалось

75


найти только 15 работ, посвященных исследованию эффективности психотерапии, проводимой частнопрактикующими специалистами. Подобных исследований очень мало потому, что частнопрактикующие психотерапевты весьма неохотно соглашаются принимать в них участие27.

Кто лечится. За период с начала психотерапевтическоЙ'эры до последнего времени число потребителей психотерапевтических услуг выросло в несколько раз. Еще больше выросло число лиц, по мнению специалистов, нуждающихся в психотерапевтическом лечении. «Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств» (DSM) сделалось для психиатров официальным кондуитом по идентификации и категоризации душевных расстройств. В 1952 г. в DSM-I входило 106 различных диагностических категорий28. Руководство 1994 г., DSM-IV, включает уже 340 различных психиатрических классификационных дефиниций29. Согласно данным о наблюдавшемся в США психотерапевтическом буме, пациентов, прошедших в 1960-1995 гп курс психотерапевтического лечения, оказалось больше, чем за все предыдущее время, и, что важнее всего, обращались они по более тривиальным вопросам, чем когда-либо прежде.

На основании всего, что было сказано до сих пор, естественно предположить, что психотерапия ведет к позитивным результатам в первую очередь тех, кто меньше всего в ней нуждается. За последние годы психотерапевтическое лечение проходило все большее и большее число людей по все менее и менее серьезным показаниям. Эти менее всего нуждающиеся в психотерапии группы людей проходили все более и более серьезное лечение, показывая постоянно улучшающиеся результаты в сравнении с меньшинством, больше нуждавшимся в психотерапии. Кроме того, как было показано выше, в практике работы с тревожными больными почти все формы психотерапии приносят позитивные результаты.

Общие факторы

В отношении парадокса эквивалентной эффективности (напомним, никакая из множества разновидностей психотерапии не превосходит по своей эффективности другую), описанного в 1970-е гг., «Руководство» предлагает три возможных объяснения. Перед рассмотрением этих объяснений отметим, что в исследовательских трудах часто встречается такое пояснение: 76


МНОГО ЛИ ДОБРЫХ ПЛОДОВ ПРИНОСИТ ПСИХОТЕРАПИЯ? ______

Хотя общие факторы, определяющие эффективность психотерапии, присущи самым разнообразным ее формам, в ключевых гипотезах всех психотерапевтических школ эти факторы даже не упоминаются30.

После описания парадокса эквивалентной эффективности (все формы психотерапии ведут в среднем к одинаковым — умеренно позитивным — результатам), как и следовало ожидать, встал вопрос о том, какие конкретно факторы являются общими для психотерапии или какие факторы обеспечивают в среднем умеренно позитивные результаты всей психотерапии и всех психотерапевтов?

В любой психотерапевтической ситуации клиент (пациент) и консультант (душепопечитель, психотерапевт) вступают в символическую коммуникацию, чаще всего в разговорной форме, представляющую собой средство реализации терапевтического потенциала того или иного метода. Таким образом, клиент, консультант и их взаимодействие в разговорной форме суть три наиболее очевидных перспективы анализа с целью обнаружения общих факторов психотерапии. Из этих трех перспектив намного более важной, нежели две другие, представляется личность клиента (пациента) — человека, который подвергается психотерапевтической процедуре. Собственно говоря, здесь уместно подчеркнуть, что клиент (пациент) — это не только самый важный фактор терапии, но и единственный фактор, существенно превосходящий остальные как по отдельности, так и вместе взятые.

Личность клиента (пациента). Как сказано в «Руководстве», эффективность психотерапии определяется прежде всего личностными качествами клиента. В разделе «Руководства» под названием «Итоги» отмечается следующее:

...Именно клиент, а не терапевт, отрабатывает новые формы поведения. Если клиент не мотивирован, не принимает советов, не поддается терапевтическому руководству, то ничего не происходит. Вместо споров о действенности той или иной терапии, не лучше ли посмотреть, насколько активен в процессе психотерапии сам клиент!31

Клиенты, позитивно настроенные на достижение конкретных Результатов и проходящие многообразные формы терапии у разных психотерапевтов, несомненно, приобретают новые формы


поведения значительно эффективнее, чем те, кто не желает актив* но изменяться, какие бы многообразные методы психотерапии какими бы терапевтами по отношению к ним ни применялись.

Помимо того, что привносится в процесс терапии личностью самого клиента, выделяют некоторые факторы, которые так или иначе воздействуют на клиента и определяют эффективностьдеи-хотерапии. Из множества других факторов, оказывающих влияние на клиента, следующие четыре меньше всего зависят от формы применяемой психотерапии и личности ее проводника. Эти факторы имеют специальные названия: влияние ре- грессии, иллюзия эффективности, эффект плацебо и поло, жительные ожидания. Вот что говорит об одном из таких факторов доктор Робин Доус:

Большинство людей начинают курс психотерапии в крайне удрученном состоянии, которое под конец, причем вне всякой связи с терапией, закономерно изменяется к лучшему. Этот феномен получил название влияния регрессии. Между тем вследствие регрессии у пациентов возникает впечатление, что именно психотерапия помогла им поправиться, причем при полном отсутствии терапевтического эффекта32.

Доктор Дейвид Майерс в книге «Самодовольная самость» подчеркивает, что лечение у психотерапевта часто сопровождается «иллюзией эффективности». Иллюзия эффективности — это ложное представление о причинности33. Имеются свидетельства в пользу того, что участие в разнообразных сеансах, лечебных и терапевтических мероприятиях ведет к спонтанному улучшению психического состояния клиента (пациента). Здесь можно усмотреть наличие причинно-следственной связи — улучшение наступает после сеанса психотерапии или другого терапевтического мероприятия. Человек приходит к выводу, что данная терапевтическая активность, по всей видимости, и вызвала улучшение его состояния. Как говорит психотерапевт Аллен Фромм, перемены в окружающем, конкретная и разнообразная деятельность нередко ведут к спонтанному улучшению34. Доктор Майерс дает этому феномену следующее объяснение:

Свой вклад в иллюзию эффективности вносит феномен «регрессии к среднему». Впадая в отчаяние и депрессию, люди начинают искать помощи, и тогда любая активность может показаться клиенту и терапевту достаточно эффективной35. 78


МНОГО ЛИ ДОБРЫХ ПЛОДОВ ПРИНОСИТ ПСИХОТЕРАПИЯ?

Как считает Артур Шапиро, профессор кафедры психиатрии ме-пицинской школы «Маунт Синай», эффективность психологического консультирования может объясняться также эффектом плацебо. Эффект плацебо наблюдается там и тогда, где и когда пациент исповедует веру в панацею, в роли которой могут выступать разнообразные лекарства, личности, методы и процедуры. Такая вера является одним из общих факторов психотерапии. Однако панацея в виде пилюль, личностей, методов и процедур может быть обыкновенной фальшивкой, несмотря на вполне очевидный лечебный эффект. Вот что в связи с этим говорит профессор Шапиро:

В наше время психоанализ с множеством его терапевтических ответвлений, по сути дела, исполняет роль кровопускания, применявшегося в недавнем прошлом в расчете на феерический плацебо-эффект36.

Если третья часть соматических больных находит облегчение в медицинских плацебо, то какова доля психотерапевтических пациентов, получающих облегчение от своего рода психологического плацебо? Группа исследователей из Уэслианского университета провела сравнительное исследование преимуществ терапии, основанной на эффекте плацебо. В качестве такого лечения выступали вспомогательные процедуры без использования психотерапевтических методов (например, обсуждение текущих событий, групповое чтение пьес и прослушивание музыкальных записей). Исследователи пришли к такому заключению:

...Тщательно рассмотрев около 500 исследовательских работ, посвященных изучению эффективности психотерапевтических методов, мы не нашли убедительных данных в пользу хотя бы одного психотерапевтического метода, эффективность которого превосходила бы... эффект плацебо37.

На одном из ежегодных собраний членов Американской психологической ассоциации доктор Артур Шапиро выступил с критическими замечаниями в адрес своих коллег по цеху, в своей деятельности не уделяющих должного внимания плацебо-эффекту и потому искажающих результаты своих исследований38. Доктор Шапиро уверен, что с учетом плацебо-эффекта «обнаружить существенные различия между показателями эффективности психотерапии и плацебо-терапии не представляется возможным»39.


А вот что пишет Ганс Айзенк в одной из своих последних работ:

Общая тональность полученных за последние годы научных данных заключается в том, что по-прежнему остается в силе вывод, к которому мы пришли в нашей работе 1952 г.: в рамках описанной ситуации эффективность психотерапии определяется неспецифическими илипацебо-эффектами40.

Плацебо влияет не только на заинтересованное лицо, оно затрагивает всех людей, так или иначе с ним соприкасающихся. Принимаясь за дело, люди склонны рассчитывать на успех предприятия. Эффект плацебо, наряду с другими только что упомянутыми факторами, весьма существенно подрывает доверие к сообщениям о любых позитивных результатах, полученных профессиональными психотерапевтами. Хотя некоторые исследователи и выступают против этой идеи, никаких серьезных и обоснованных возражений с их стороны до сих пор не поступало, о чем мы скажем ниже, когда поставим на карту само существование профессиональной психотерапии.

По идее доктора Артура Шапиро, есть некий общий фактор, способный приносить успех разным школам психотерапии. Он называет этот фактор «эффектом положительных ожиданий» и поясняет ее следующим образом: «Лечебные процедуры отличаются по эффективности лишь в той мере, в какой они способны порождать у клиентов положительные ожидания разной степени»41. Согласно этой гипотезе, когда процесс разговорной терапии порождает у пациента положительное ожидание, он начинает поправляться. Таким образом, согласно профессору Шапиро, каким бы из множества методов психотерапии ни пользовался психотерапевт, успешность его усилий будет связана с положительными ожиданиями его пациента. Следовательно, существенное значение имеют не символические коммуникации сами по себе, а положительные ожидания пациента. Подчеркнем еще раз: положительные ожидания — это то, что привносит в процесс терапии сам пациент.

Влияние регрессии, иллюзия эффективности, эффект плацебо и положительные ожидания пациента — вот четыре общих фактора, обеспечивающие положительный результат психотерапии уже на начальном ее этапе. Терапевты, способные с помощью этих факторов повысить качество и значимость психотерапии, уместной в рамкахлюбых доступных для всехтера-

80


много ли добрых плодов приносит психотерапия?

певтов лечебных процедур, могут обеспечивать позитивные результаты психотерапии вне зависимости от сути тех или иных используемых ими методов.

Личность консультанта (душепопечителя). Из трех перспектив психоанализа, представленных клиентом (пациентом), консультантом (душепопечителем) и символической коммуникацией в разговорной форме, второй по важности перспективой предстает личность консультанта. Исследователям прекрасно известно, что способности консультанта к установлению межличностных отношений существенно важнее его профессиональных навыков. Психиатр Э. Фуллер Торри сообщает:

Согласно исследовательским данным, определенные личностные качества психотерапевта, как то: добросовестная эмпатия, бескорыстная сердечность, неподдельная искренность и честность, представляют собой необходимые и важнейшие условия эффективной психотерапии.

В дальнейшем этот исследователь обращает внимание на тот факт, что «психотерапевты, обладающие этими качествами, последовательно и убедительно достигают лучших терапевтических результатов по сравнению с теми, кто их лишен»42. Как замечает доктор Джером Франк,

Любой человек, обладающий хотя бы толикой сердечной теплоты, здравого смысла, чуткости к чужой беде и желания помочь ближнему может быть полезен множеству кандидатов на получение помощи психо-

ИсследовательАллен Бёрджин утверждает, что «перестройка отношений, по-видимому, является функцией любого общения, и прежде всего общения личностей, разделяющих одинаковые убеждения»44. Доктор Льюис Томас замечает: «Большинство знакомых мне психотерапевтов набили руку на лечении пациентов, хотя лечение, если оно приносит пользу, на самом деле является обыкновенной дружбой»45.

Исследование общих факторов эффективности психотерапии, которые обеспечиваются психотерапевтом независимо от используемого им терапевтического метода, свидетельствует о «существовании твердых доказательств в пользу того утверждения (те-

63ак U49 Q1


I

перь это почти трюизм), что теплые и поддерживающие терапевтические отношения способствует успешной терапии»46.

Коммуникация (терапия) в разговорной форме. Последнее по значимости место в терапевтической ситуации занимает коммуникация в разговорной форме, которая ведется в рамках различных направлений психотерапии. Психологические теории и методы, которые проявляются в разговорной форме, составляют в сравнении с клиентом и консультантом третью и наименее важную по значимости перспективу анализа. Во избежание недоразумений еще раз повторим, что наименее важным (в смысле ожидаемого личностного роста) компонентом психотерапевтической ситуации является не сама по себе символическая коммуникация в разговорной форме, не диалоговое взаимодействие, а только специфика психологических теорий и методов ведения беседы. Психологический тип символической коммуникации (разговорной терапии) ведет к равно умеренным позитивным результатам, между тем как сам факт данной коммуникации является общим для четырехсот с лишним разновидностей психотерапии.

Доктор Джозеф Уортис поясняет это положение следующим образом: «Вопрос о том, насколько эффективной может быть психотерапия, следует свести к простейшему выражению, а именно насколько эффективным может быть разговор». И продолжает: «Данное простейшее утверждение не подлежит исследованию. Самоочевидно, что разговор может быть весьма полезен»47.

Но как психотерапевту, как сказано в «Руководстве», установить с клиентом «сердечные и поддерживающие отношения»?48 Прежде всего посредством разговора. Разговор — это либо клей, способный скрепить контакт, либо клин, способный разделить консультанта с его клиентом. Именно в беседе можно внушать веру, поддерживать надежду и проявлять любовь. Тем не менее ни одна психотерапевтическая школа даже не упоминает столь мощных компонентов терапии. Данное утверждение является верным в отношении всех форм разговорной терапии. В часто цитируемом нами «Руководстве» указывается, что «эмпатическая способность психотерапевта является надежным прогностическим показателем его успешности или неуспешности в роли психотерапевта»49.

Как утверждается в разделе данного «Руководства» под названием «Итоги», парадокс эквивалентной эффективности обязан своим существованием «атмосфере любви и внимания, сердечной

82


МНОГО ЛИ ДОБРЫХ ПЛОДОВ ПРИНОСИТ ПСИХОТЕРАПИЯ?

0ддержки и "приемлющего" понимания»50. Подчеркнем еще раз: данная атмосфера создается главным образом коммуникативными средствами в форме разговора вне зависимости от обусловливающих его психологических теорий и методов. Таким образом, любовь, обнаруживаемая в разговорной форме, а не содержание коммуникации, специфическое в отношении теории иЛи метода, выступает здесь в качестве общего фактора успешной психотерапии.

Общие факторы, которые ведут к позитивным результатам психотерапии, по всей видимости, не зависят от особенностей профессионального терапевтического процесса. Общие факторы в фокусе анализа клиента суть влияние регрессии, иллюзия эффективности, эффект плацебо и положительные ожидания. Общие факторы в фокусе анализа консультанта суть способность устанавливать межличностные отношения, сердечность, эмпатия и искренность. И, наконец, общие факторы в фокусе анализа взаимодействия, символической коммуникации в разговорной форме, суть возникающая в разговоре атмосфера любви и внимания.

Профессионал в сравнении с непрофессионалом

Вышеописанное исследование поднимает интересный вопрос о возможных соотношениях эффективности психотерапии с участием профессионала и непрофессионала. Исследователи Ган







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.