Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ?





Психоересь в нашем понимании — это смешение светских психологических теорий душе-попечения и основанной на них психотерапии со Священным Писанием, а также их вторжение в проповедь христианства и христианские традиции, особенно в том случае, когда они, эти теории и психотерапия, противоречат или ставят под сомнение христианский взгляд цестество человека, его устремления и выбор им того или иного поведения в разныхжизненных обстоятельствах. Неологизм «психоересь», составленный из двух частей — «психо...» и «ересь», мы впервые предложили в своей книге под таким же названием. Если последняя часть неологизма указывает на отступление от фундаментальной евангельской истины, то первая часть акцентирует внимание на том, что различные школы психотерапии и лежащие в их основании психологические теории представляют собой широкий путь к отступлению от евангельской истины.

Вопрос психоереси оставался для нас важнейшим на протяжении двадцати с лишним лет. За это время мы оказались свидетелями стремительного распространения в христианской 44


ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ?

еде плодов интеграции психологии с библейским словом во всем, что касается душепопечения, учения и проповеди. Нас огорчал тот факт, что в час испытаний множество верующих стали обещаться к плодам человеческой мудрости, не желая полагаться только на Бога и Провидение. Мы побуждаем христиан убедиться в том, что Иисуса Христа и Божьего Слова довольно для решения всех и всяческих вопросов жизни и смерти человека. Нам хотелось бы, чтобы все христиане в понимании самих себя и своих ближних полагались только на Библию, привыкали поступать по Духу и, преодолевая бремя различных испытаний, стремились к христианской зрелости.

На одном весьма выразительном рисунке под названием «Корни и побеги христианской психологии» изображено дерево с ветвями, каждая из которых символизирует того или иного деятеля из числа сторонников интеграции психологии с богословием; в свою очередь побеги на ветвях называются «Искатели Духа», «Семья и брак», «Медицинская помощь», «Диссоциативные болезни», «Самоуважение» и «Пастырское душепопечение»1. «Корни» с общим названием «Светские и гуманистические первопроходцы» представляют Карл Роджерс, Карл Густав Юнг, Зигмунд Фрейд, Абрахам Маслоу, Бэррес Скиннер и Вирджиния Сатир. Все они — ярые враги христианства, причем не вызывает сомнений тот факт, что первые трое занимались оккультизмом. У каждого из этих «корней» имелись твердые метафизические убеждения, положенные в основание соответствующих антибиблейских и антихристианских направлений психотерапии.

Только представьте себе такое дерево с колдовскими, светскими, гуманистическими и религиозными корнями. Из написанного нами ясно, что эти «корни» явно не от Бога. Неужели плоды с такого дерева должны вкушать христиане? Не походит ли оно на «дерево познания добра и зла» (Быт. 2:9)? Иисус говорит:

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь (Мф. 7:15-19).

45


Мы исходим из того, что дерево «христианской» психологии необходимо под корень срубить. Его крона осеняет верующих, но корни его, несомненно, мирские, и соки, текущие по его капиллярам, состоят из идеологий агностиков, атеистов и оккультистов. Психотерапевтические учения, которые распространяются и используются христианами, разрабатывались не христианами, а врагами библейского Бога.

Психоересь в качестве стратегического отступления от норм здравого библейского учения является коварнейшим средством подрыва христианства. Увы, сращение психоереси и христианства представляется одной из его, христианства, тенденций развития. Несмотря на растущее осознание людьми пагубности психобизнеса, в деле христианского душепопечения он продолжает процветать. Постоянно растет число христиан, на профессиональной основе совершающих «обряды» психотерапии, и параллельно этому умножается численность взыскующей подобные услуги христианской клиентуры2.

Имея в виду небиблейские корни психотерапии и лежащих в ее основе психологических теорий, что может (если вообще может) оправдать христиан, пропагандирующих психотерапию и пользующихся ею, а также попустительствующих ее распространению? Как получилось, что психотерапия сделалась в Церкви желанной и даже популярной? Почему Церковь за последние пятьдесят лет перешла от почти полного отвержения психотерапии к почти полной, безоговорочной, горячей ее поддержке? Наверное, потому, что, по мнению большинства христиан, истины психотерапии составляют часть Божьей истины, общей благодати и общего откровения.

Общая благодать и психотерапия

Богословская концепция общей благодати является одним из тех каналов, посредством которых психотерапия и лежащие в ее основе психологические теории проникают в христианскую Церковь. В силу общей благодати, благодати от Бога для всехлюдей, естественный человек наделяется врожденным нравственным чувством и может на основании своего живого опыта мыслить, рассуждать, оценивать и делать определенные умозаключения. Человек не заслуживает Божьей благодати, но богословская концепция общей благодати исходит из того, что благими Божьими дарами обладают все без исключения люди. Ее примером в отношении всего человечества выступает следующий текст Священного Писа- 46


ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ?

я:«...Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и доб-оыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).

В силу общей благодати неверующие могут обнаруживать в себе добродетель и любить ближних; потому же они наделены талантами в искусствах и науках и способностью их реализовать. Следующий текст Священного Писания подкрепляет концепцию общей благодати:

...Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, — в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела чело-веков через Иисуса Христа (Рим. 2:14-16).

Язычники не имеют особого откровения, но «дело закона у них написано в сердцах». Общая благодать закона, «написанного в сердцах» людей, способствует ограничению зла и предопределяет меру нравственности и благоденствия общества. Наряду с этим за общей благодатью стоит и общая ответственность: все люди согрешают и подпадают под Божий гнев и суд, и все отчаянно нуждаются в особой Божьей благодати, данной в особом откровении. Иначе говоря, все согрешающие, лишенные Божьей славы (см.: Рим. 3:23) и находящиеся под Божьим судом, нуждаются в спасении. Общая благодать ограничивает грех и способствует его выявлению. Она же может обеспечить человеку высокую нравственность и социальную ответственность, но только не спасение.

Сердце человека, несущее на себе печать нравственного закона, в своих естественных проявлениях остается крайне испорченным. И только особая Божья благодать способна искупить человеческое сердце и путем освящения повести человека к грядущему прославлению. Психотерапия и лежащие в ее основе психологические теории не помогут человеку «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» и «обновиться духом ума... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24). Психотерапия и лежащие в ее основе психологические теории не могут спасать и освящать. Они бессильны помочь христианину в постижении тайн человеческого сердца, в преодолении трудностей и накоплении мудрости.


________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ" ПСИХОЛОГИИ _____________

Всякая ли истина от Бога?

Люди, которые хотят сделать психотерапию и лежащие в ее основе психологические теории богоугодными в глазах христиан, стараются объединить психологические теории и методы со Священным Писанием. При этом они исходят из того, что «всякая истина — от Бога», т. е. все истины можно собрать в единый свод, в котором библейское откровение и психология будут гармонировать друг с другом. На первый взгляд это утверждение кажется правдоподобным и даже истинным. Но давайте подумаем, что можно было бы поставить с обеих сторон от знака равенства в уравнении «всякая истина» Божья истина».

Прежде всего, что мы называем истиной? Хотя известно несколько определений понятия «истина», их общим элементом является следующее: истина — это все, что верно, подлинно и реально. Истина есть самое полное выражение всего, что бытует. Если категория «всякая истина» есть «самое полное выражение всего, что бытует», тогда всякая истина просто не может не быть Божьей истиной. Однако мешанина идей, мнений и даже очевидных фактов с клеймом «истина» редуцирует саму истину до неполного человеческого восприятия того, что бытует.

Вся совокупность психологического знания, в лучшем случае представленная данными человеческого опыта и его истолкованием, в слепоте невозрожденного человеческого сердца (как сказано в Библии, «будучи помрачены в разуме, отчужденьцртжизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф. 4:18)), подвержена искажению.

Далее перед психотерапией и основными психологическими теориями встает проблема человеческого воображения, или спонтанного субъективизма, еще одного характерного свойства невозрожденных людей. В связи с действием бесконтрольного воображения психологические теории и методы ведут к дальнейшему отступлению от «самого полного выражения всего, что бытует». Вместо «самого полного выражения всего, что бытует» психотерапия и лежащие в ее основе психологические теории поставляют определенные результаты субъективных наблюдений и их анализ, произведенный с помощью неуемного воображения, что неизбежно ведет к искажению истины. Если девиз «всякая истина — от Бога» подразумевает подобные идеи, то неизбежен вывод, что все, в своей деятельности ориентирующиеся на этот девиз, заведомо ошибочно трактуют природу низших истин, не говоря уже о природе истин высших. 48


ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ?

Превознося данные человеческого опыта, субъективные мне-ия и толкования до высоты и могущества Божьей истины, явленной в Иисусе Христе и зафиксированной в Божьем Слове, проповедники психологии среди христиан, преклоняясь перед человеческой мудростью, обнаруживают невысокое мнение о Священном Писании.

Вот что говорит, рассуждая о девизе «всякая истина — от Бога», известный американский протестантский библеист Джон Моффат: «Мне думается, этот лозунг во многих отношениях выступает вербальным эквивалентом идолослужения; это нечто, приемлющее только видимость истины, не будучи истиной в реальности»3. Джон Моффат следующим образом поясняет сказанное им:

Никто из числа пользующихся выражением «всякая истина» не говорит напрямую, что преклоняется перед развращенным разумом человека как перед Божьим откровением, однако именно это с удручающей неизменностью и происходит на деле. Так же на первых порах и идолы только олицетворяли, а не заменяли Бога4.

Далее Джон Моффат показывает, куда может завести верующего человека лозунг «всякая истина — от Бога»:

Попробуем вообразить себе разговор Надава с Авиудом перед утренним богослужением в пустыне. Один мог бы обратиться к другому с такими словами: «Послушай-ка, не всякий ли огонь от Бога? Если Бог — Творец всякого огня, тогда всякий огонь — от Него». Можно представить себе речи, с которыми сыны Израилевы обращались к Аарону после восхождения Моисея на гору Синай: «Не всякое ли богослужение от Бога?» Обе аналогии представляются на первый взгляд правдоподобными, хотя по здравом размышлении начинаешь понимать, сколько в них двусмысленности и лжи, такой же, как и в девизе «всякая истина — от Бога»5.

В отличие от понятия «всякая истина», любимого теми, кто включает в него все воспринимаемое человеком с помощью органов чувств, постигаемое его разумной способностью, замышляемое в сердце, приобретаемое от ближнего, а затем переплетаемое с содержанием Священного Писания, другое специфическое понятие, «Божья истина», обнимает все абсолютно, совершенно верное. Бог есть истина, и Бог передает Свою истину через Своего

4 3ак. 1449 49


Сына, Который называет Себя истиной (см.: Ин. 14:6), через Сво§ записанное Слово, предстающее совершенной истиной (см.: Ин 17:17), и через Святого Духа, Которого называют Духом истины наставляющим верных на всякую истину (см.: Ин. 16:13). Удивительно, как человек сходит с ума по психологии, когда у него есть все, что предусмотрел для него Бог в Своем Сыне, Слове и Духе! В силу общей благодати и общего откровения всякий человек воспринимает действительность фрагментарно и субъективно, имеет полузнание и несовершенную нравственность. Такова общая благодать, преломленная греховной природой человека. Любая открывающаяся ему истина тотчас оскверняется его неправедностью. Несмотря на особое откровение и особую благодать, гнев Божий «открывается... с неба» для всехлюдей, попирающих своей неправедностью истину, извлеченную посредством общего откровения и общей благодати (см.: Рим. 1:18). Неужели христианам в поисках попечения своей души на путях праведности стоит доверять проповедникам психологии и психотерапии? Воистину, общее откровение и общая благодать служат весьма слабым и даже опасным оправданием погружения в психотерапию и лежащие в ее основе психологические учения, каждое из которых было задумано и задействовано помраченным разумом.

Общее откровение и психотерапия

Размышляя о том, как Бог открывается человеку, богосрвы указывают на общее и особое откровение. В одной книге на богословскую тему Брюс Демейрст и Гордон Льюис следующим образом описывают эти откровения:

Общее откровение заключается в самораскрытии Бога через природу, священную искупительную историю и нравственный закон, записанный в сердце человека, в силу чего все люди во все времена и повсюду приобретают фундаментальное понимание Творца и его нравственных законов. Особое откровение заключается в самораскрытии Бога через знамения и чудеса, через проповедь пророков и апостолов, через дела и слова Иисуса Христа, в силу чего избранные люди в назначенное время и в назначенном месте приобретают более глубокое познание личности Бога и понимание спасительной миссии Его Сына6.

В письменной форме особое откровение зафиксировано Библией, непогрешимым и святым Божьим Словом. 50


ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ?

В попытке сделать из Священного Писания подпорки для своих 0рий, адепты разных школ психологии и психотерапии апелли-0укуг прежде всего к богословской концепции общего откровения. Они утверждают, что посредством общего откровения Бог попускает существование психологического знания о человеке. Однако общее откровение не дает человеку познать всю глубину своей души. Люди узнают о себе истину посредством особого откровения (в Божьем Слове), ибо Господь предусмотрел это еще до того, как психология начала притязать на знание человеческой души.

Библейская первооснова, на которой строится богословская концепция общего откровения (имеется в виду 1 -я глава Послания апостола Павла к Римлянам), используется адептами психологии в оправдание поиска внебиблейских данных для постижения естества человека, дополнительного психотерапевтического руководства в любой жизненной ситуации и решения самых важных жизненных вопросов. Здесь мы видим, что именно Бог открывает человечеству о Самом Себе помимо особого откровения.

Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуе-тились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце... (Рим. 1:19-21).

Можно ли использовать данный текст в оправдание широчайшей экспансии психотерапевтических теорий и методов? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим, о чем здесь говорится и о чем не говорится. Демейрст обращает внимание на три важных в плане общего откровения тезиса, которые сформулированы в этом тексте. Он пишет:

Несомненно, locus classicus* в плане самораскрытия Бога через природу являются рассуждения апостола Павла в Рим. 1:18-21. Здесь апостол наиболее основательно рассматривает отношения между общим откровением и человеческим познанием Бога. В этом ключевом тексте Павел выдвигает по крайней мере три важных тезиса.

Locus classicus {лат.) — классическая цитата.

51


Во-первых, тезис о том, что абсолютную истину о Боге человек нахо. дит в природе (ст. 19-21).

Во-вторых, тезис о том, что познание Бога передается человеку через общее откровение (ст. 20).

В-третьих, тезис о том, что человек неуклонно подавляет истину общего откровения (ст. 21-32) (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)7.

В книгах, посвященных общему откровению, обсуждаются различные мнения относительно того, что именно Бог открывает человеку в общем откровении. Демейрст анализирует различные решения этого вопроса Августином, Ансельмом, Аквинатом, Лютером, Кальвином, пуританами и др. В разделе, посвященном богословским взглядам Жана Кальвина, Демейрст пишет:

...Бремя доктрины Кальвина состоит в том, что естественный человек, приобретающий природное знание о Боге, тотчас его подавляет. Он не стремится углублять своего боговедения Божьими делами, он не хочет в уничижении молить о дополнительном просвещении, но в обольщениях своего сердца забывает о Боге, дабы утвердиться в своей автономности8.

Особое внимание в отношении общего откровения Демейрст обращает на позицию пуританских богословов, отличающуюся от кальвинистской:

Таким образом, исходя из очевидного величия, разумного устройства и красоты вселенной, люди по справедливости должны вынести заключение как о бытии Бога, так и о Его сущностных качествах. Все видимое в природе убедительно свидетельствует не только о существовании Бога, но и о Его единстве, предвечности, всемогуществе, премудрости, совершенстве и святости (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)9.

1 -я глава Послания апостола Павла к Римлянам посвящена прежде всего самооткровению Бога. Но разве многое о людях открывается через познание «невидимого Его... от создания мира»? Разве за познанием сущности Бога, «вечной силы Его и Божества» лежит глубокое познание сущности человека? По разным причинам на оба вопроса мы отвечаем нет. Несомненно, человек был создан по образу и подобию Бога, однако сходство Бога и человека имеет свои пределы.

52


ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ?

бог предвечен, Он существовал всегда; люди же рождаются и, приобретая разнообразный и уникальный опыт, претерпевают известное развитие. Человеке его атрибутами смертности явственно отличается от Бога с Его атрибутами вечности и бесконечности. Кт0 не прославляет Бога как Бога и не благодарит Его, тот «осуетился в умствованиях своих» и неправильно Его понимает. Их видение искажено настолько, что они поклоняются твари, а не Творцу- Могут ли они иметь правильное понимание Бога и человека, созданного по Его образу и подобию? «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы», однако грех и восстание против Бога искажают взгляд человека до такой степени, что для отчетливого видения общего откровения люди нуждаются в особом откровении.

Трудно оправдать учение, согласно которому неверующие могут познавать Бога и человеческую душу через общее откровение. Вот что говорит об этом Корнелий Ван Тиль:

После того как в мир вошел грех, человек перестал правильно понимать природу и самого себя. При этом может ли человек, наблюдающий за природой, приходить к обоснованным выводам о природе Боге и обретать нечто помимо искаженного понимания Бога? Образец естественного богословия, сочиняемого нечестивцами, не желающими исповедоваться в своем грехе, представлен в 1-й главе Послания к Римлянам10.

Обратите внимание на обвинительный акт, вынесенный человечеству в 1 -й главе Послания к Римлянам. Что можно узнать о Боге, взирая на творение, человек приемлет, но открывшуюся истину он тотчас подавляет. Как могут Фрейд, Юнг, Маслоу, Роджерс, Эллис и другие теоретики психологии, подавлявшие истину о Боге неправдой, постигать общее откровение о людях, созданных по образу и подобию Бога? В 1 -й главе Послания к Римлянам апостол Павел недвусмысленно утверждает, что все не познавшие и не прославившие Бога как Бога «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели...» (ст. 21-22). Отвергнув самораскрытие Бога через особое откровение, они утратили способность подлинного постижения внутреннего человека в себе и ближних через общее откровение.

53


Бог являет Свою «вечную силу... и Божество» через творение но для познания Его в полном объеме нужно знать Его особое откровение. Люди не могут познать Божьей «широты и долготы, и глубины и высоты» (Еф. 3:18) или «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3:19) без особого откровения. Бог уже явил в Своем Слове, каким в Его глазах выглядит человек, как ему следует познавать Бога и как он должен духовно расти. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17). Не существует ни одного направления психотерапии, способного хотя бы на шаг приблизить человека к этой цели.

Если общее откровение дает общее знание о Боге, то Библия дает общее знание о человеке. Такова точка зрения проповедников психологии и психотерапии. То есть, заявляют они, общее знание о человеке надо углублять данными дополнительных исследований. И вот, чтобы заполнить то, чего, по их мнению, в Библии нет, проповедники психологии и психотерапии начинают искать то, что, по их мнению, есть в общем откровении, посредством дополнительного исследования человеческой души, воли, чувств и поведения. В толковании человеческой души они исходят из своих воззрений на общее откровение с непременным учетом мнения не-возрожденных людей.

Бог по милости и благодати допускает неверующихисследо-вать Его вселенную и открывать ее физические законы. Однако между постижением законов аэродинамики, например, и постижением глубин человеческой души есть существенная разница. В то время как нечто, в человеческой душе ограничивающееся несущественным, поддается наблюдению везде и всюду, ее глубины уклоняются от научного исследования и зачастую недоступны человеческому пониманию. На основании наблюдений разум человека может приходить к определенным заключениям, но в любом случае они будут поверхностными и искаженными. Все, находящееся глубже поддающегося непосредственному наблюдению, непременно будет выливаться в нечто поверхностное и субъективное.

Священное Писание вносит ясность в отношении того, кто способен постигать внутреннее «я» человека. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать 54


ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ?

аЖДоМУ по ПУ™ ег0 и по пл°Дам Дел его>> (Иер. 17:9-10). Устроение человеческого сердца, его души, ума и духа известно лишьТвор-му Бог творит всякого из Своих детей действием Святого Духа — это область Его интересов, Его поле деятельности, Его область знаний, и только Он по праву посылает откровения.

Через общее откровение человек открывается только в общем, так что не следует самонадеянно принимать частное, разработанное такими теоретиками психологии и психотерапии, как Фрейд, Юнг, Маслоу, Роджерс, Эллис и др., за откровение, полученное от Бога. Природный человек может знать о человеке только поверхностное, явленное в общем откровении. Чем глубже он проникает в душу человека, тем больше нуждается в особом откровении. Психология не может управлять греховной природой человека, Божьими средствами исцеления от греха и Провидением — источником духовного роста. В лучшем случае психологии по силам рождать смутные догадки о важнейших аспектах человеческой личности. На этом поле доверять можно только Божьему Слову.

Общее откровение не ведет к спасению, не говорит о возрождении, освящении и духовном росте во Христе. Психологические теории и психотерапевтические методы в лучшем случае ограничиваются неким пособием подревней греховной природе, иначе говоря — плоти. Им не по зубам «новый человек, созданный по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:24). Библия недвусмысленно характеризует неверующих как «помраченных в разуме, отчужденных от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф. 4:18). Вот почему христианам бессмысленно с помощью психологии стремиться к совершенствованию души и вот почему им не надо прилагать плоды человеческой мысли к решению жизненно важных вопросов.

«Мудрость психологии» — это как раз та человеческая мудрость, о которой предупреждает Господь: «...чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:5). Тех из нас, кто считает, что христианам не пристало сопрягать мирскую психологию с Библией, часто сбивают с толку расхожие лозунги типа «всякая истина — от Бога». Однако вспомним, что психология, которой мы противостоим, не есть истина. Психология есть мешанина из мифов и сугубо субъективных мнений. Какую же из четырехсот разновидностей психотерапии (которые лишают друг друга права голоса, по крайней мере, до определенной степени) и десяти тысяч психотерапевтических методик

55


p

(многие из которых несовместимы друг с другом) уместно почитать за Божью истину, явленную в общем откровении? Ответ может быть один: ни одна из разновидностей и методик психотерапии не имеет никакого отношения к Божьей истине! Все это «прекословия лжеименного знания». Христианам надо слушаться увещеваний Павла, обращенных кТимофею: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь» (1 Тим. 6:20-21).

Размышляя о библейских предостережениях относительно безумных умозрений, задумайтесь, зачем Богу метать бисер и открывать сокровеннейшие тайны человеческой души Своим врагам? Павел ясно излагает отношение Бога к человеческой мудрости:

Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? <...>...Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков....Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное... для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением... (1 Кор. 1:19-20, 25, 27, 29-30).

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов (1 Кор. 2:14-16).

Потом он предупреждает колоссян:

Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу... (Кол. 2:8).

Мы уже заметили в этой главе, что психологические теории, притязающие на постижение греховного состояния человека и разрабатывающие методы трансформации его личности, построены на субъективизме теоретических умозрений их творцов. Их


ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ?

е0рии — не истины в последней инстанции, а только их убеждения. Их теории — не истины общего откровения, а плоды их субъективного воображения.

В качестве систем убеждения все эти теории больше напоминают религию, чем науку. Каждая из них основана на субъективной вере и включает в себя внебиблейские представления: внебиблейское понимание сущности греховного состояния человека; внебиблейское учение о душе, воле, эмоциях и поведении; внебиблейское истолкование поведения человека и внебиблейское терапевтическое руководство по трансформации его личности. Мы утверждаем, что эти мирские сведения, содержащие второстепенную информацию, проистекают не из общего откровения. Вероятнее всего, их поставляет правитель тьмы, чему не следует удивляться, ведь сатана может принимать вид ангела света.

Мы не считаем психотерапию, которую выводят из общего откровения, Божьим благословением. Мы полагаем, что психотерапия — это фальшивка, сфабрикованная с целью подорвать подлинное христианство. Определенные аналогии между деланным и подлинным провести можно, но всякий принимающий деланное за чистую монету напоминает идолопоклонника. Как сыны Израи-левы извлекали выгоду из поклонения идолам в дополнение к служению Иегове, так и современные христиане извлекают выгоду из психологии и психотерапии в дополнение к посещению церкви, чтению Библии и молитвам.

Особое откровение и психотерапия

Выше мы приводили доводы в пользу того, что профессиональная психотерапия с лежащими в ее основе психологическими учениями представляет собой по меньшей мере духовную подмену, сомнительную в лучшем случае и вредную — в худшем. Однако христиане соблазняются психотерапией еще и потому, что доводы в ее пользу они находят в особом откровении. Они полагают, что существует возможность поверять приемлемость психотерапии и лежащих в ее основе психологических теорий Священным Писанием (особым откровением).

Христиане из числа тех, кто проповедует и практикует психотерапию, не возражают против того, что некоторые психологические теории и методы противны букве и духу Библии. Наряду с этим они считают, что все тщательно подобранное ими из области психотерапии и лежащих в ее основе психологических теорий со-

57


ответствует одному из трех критериев: 1) встречается в Писании, 2) не встречается в Писании, 3) не противоречит Писанию. Далее они утверждают, что могут пропустить через «библейское сито» все теории и методы психотерапии, чтобы в конечном счете составить свой профессиональный арсенал только из приемлемого с библейской точки зрения.

Однако довод о возможности существования библейской психотерапии, основанной на человеческой мудрости, является ложным. Это легко понять, если вспомнить о существовании четырех сотен разновидностей психотерапии с лежащими в их основе психологическими теориями и десяти тысячах психотерапевтических методик. Многие из сторонников этого ложного довода (назовем его «доводом библейского сита») пытались найти библейское обоснование собственной «окрошки» из множества разновидностей и методик психотерапии. Учтем при этом, что общий арсенал «христианской» психологии за редким исключением состоит из всех направлений и разновидностей светской психотерапии, в то время как частный арсенал — «окрошку» в ограниченном масштабе — каждый психотерапевт собирает самостоятельно. Для этого он пропускает множество разновидностей и методик психотерапии через собственное «библейское сито», оставляя только то, что, по его мнению, является «библейским». Но поскольку каждый христианский психотерапевт имеет свое «библейское сито», более или менее востребованными оказываются все разновидности и методики психотерапии. *

Воистину, если взять, к примеру, ту или иную методику «разговорной терапии» из числа новейших или предложить свою, доморощенную, то непременно найдутся христианские психотерапевты, которые назовут ее библейской (ибо она встречается в Библии), нейтральной (ибо она не встречается в Библии) или не противоречащей Библии. Чтобы найти в Библии психотерапевтические идеи, они используют эйзегезу — прием произвольного искажения библейского текста посредством введения в его интерпретацию собственных воззрений интерпретатора. Экзегеза, в отличие от эйзегезы, выводит из библейского текста только то, что ему присуще изначально.

Применение эйзегезы заметно расширяет сферу того, что при желании можно аргументировать цитатами из Священного Писания. Если таким образом некоторые из самых видных христианских психотерапевтов могут выявить у пациентов Эдипов комп- 58


ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ?

кс и с опорой на Библию обосновать существование фрейдист-гких защитных механизмов, тогда в принципе почти все разновидности и методики психотерапии могут пройти испытание эйзеге-зой- Например, один христианский психотерапевт объявил по радио в масштабах всей страны, что ему «известно около сорока защитных механизмов, и почти все они описаны как в Священном Писании, так и в исследованиях по психотерапии»11.

Чтобы отыскать в Священном Писании психологические теории и методы, христианские психотерапевты используют его весьма творчески. Они находят в нем сколько угодно мыслимых теорий и методов, между тем как множество других, не упоминающихся в нем, относят к разряду нейтральных или не входящих с ним в противоречие. Они исходят из следующей ложной посылки: если нечто в Священном Писании отыскать невозможно, стало быть, это нечто относится к разряду нейтрального; если же это нейтральное напрямую Библией не отвергается, его можно считать библейским по духу. Согласно такому ошибочному методу определения библейского, громадное число несовместимых друг с другом теорий и методов следует признать соответствующими библейскому духу.

Если бы эти разновидности и методики психотерапии были воистину библейскими, то между христианами, которые проповедуют и практикуют психотерапию, наступило бы согласие по вопросу, какую из разновидностей и методик психотерапии можно признать библейской, а какую нельзя. Но такого согласия нет и в помине. Стан дельцов от христианского психобизнеса в этом смысле представляет собой постыдное зрелище. В конце концов получается «окрошка» из тех или иных разновидностей и методик психотерапии.которые, по субъективному мнению того или иного христианского психотерапевта, соответствуют Священному Писанию, нейтральны или не противоречат ему. У каждого христианского психотерапевта оказывается свой эклектичный набор разновидностей и методик психотерапии, отличающийся от набора других психотерапевтов.

Занимаясь подготовкой материалов к нашей предыдущей книге о христианстве и психотерапии, мы задавали себе и другим один вопрос: «Какая психотерапевтическая техника, с точки зрения христианских психотерапевтов, наиболее эффективна?» Ответить на него никто из тех, с кем нам удалось поговорить, не смог. Тогда нам пришлось составить небольшой опросник, куда


мы включили список из десяти основных разновидностей психотерапии. Этот опросник мы раздали членам Христианской ассо-циации психологических исследований. Каждый респондент должен был проранжировать перечисленные в списке разновидности психотерапии, оказавшие влияние на его практическую деятельность. Несколько пустых строчек предназначалось для тех, кто пожелает дополнить список не включенными в него разновидностями психотерапии.

Результаты опроса показали, что христианские психотерапевты (душепопечители) проявляют эклектизм в отношении своих «излюбленных» разновидносте<







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.