|
Вопрос № 29. Правосознание: понятие и классификация ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
* Сознание – это активная способность особой высокоорганизованной материи (человеческого мозга) отражать мир в идеальных образах и понятиях. Формы общественного сознания взаимодействуют между собой.
Сознание – особое свойство чел мозга, отражать окружающий мир. В зависимости от объекта разлиные формы сознания. Если отражается явление правового ряда, то это правосознание.
Правосознание – это идеи, мысли, чувства, эмоции, теории о праве, о системе юридических учреждений, об их функционировании в обществе, о перспективах их развития и т.д. - индивидуальное - групповое - общественное профессор явов Индивидуальное правосознание – правосознание каждого конкретного индивида, оно конкретно, т.к. его можно исследовать с помощью конкретных социологических методов. Состоит из нескольких методов: 1. Знание права (обыденное, научное, профессиональное) а) Обыденное – подчеркнуто из самых разных источников (в семье, из книг, фильмов и т.д.) Эти знания вероятностные (могут соответствовать действительности, но чаще всего не соответствуют). Такие знания есть у каждого. б) Научное – носит систематический характер(в смысле изуения), основано на серьезном изучении предмета. в) Профессиональное – сплав знаний и навыков их использования в жизни. 2. Отношение к праву (эмоциональная, психологическая сторона) - положительное (позитивное) - отрицательное - индифферентное (равнодушное) - резко отрицательное – правовой нигилизм (террористы, профессиональные преступники). Прямой корреляции между знанием и отношением нет. 3. Правовая установка – готовность к определенному поведению в правовой сфере (готовность в правомерному или противоправному поведению). а) стратегическая (самые различные чел чувства могут искозить) б) ситуативная – установки на поведение в конкретной ситуации. Стратегические и ситуативные правовые установки. 4. Поведение Групповое правосознание (абстрактно) – правосознание малых и больших социальных групп; общее, что есть в индивидуальных правосознаниях лиц, составляющих эту группу. Наибольший вклад вносит лидер. Навязывает свое отношение к праву другим.
Общественное правосознание (абстрактно) – правосознание общества в целом и правосознание политических лиц (партии, общественные движения). Уровень общественного правосознания имеет огромное значение. И является основой для важнейших юр. процессов в стране:
процесс правотворчества процесс правоприменения
Законы общества не могут быть выше правосознания общества.
Правовая идеология – индивид часть правосознания (идеи, мысли, теории)-интеллектуальная часть общественного правосознания. Правовая психология – эмоции, чувства о праве, о системе юридических его-то там.
Чтобы повысить правосознание нужно государству проводить работы для этого.
Вопрос № 30. Индивидуальное правосознание: понятие и структура
См. вопрос № 29
Вопрос № 31. Правосознание и правовая культура. Правовое воспитание Культура как некая сово-сть духовных и материальных благ, накопленных человеством. Культура – некие знания в какой-то области. Правовая культура = развитие правосознания(высокое правосознание) + правомерное поведение Государство заинтересовано в поднятии правовой культуры.
Формирование правосознания – процесс объективный, который складывается из целого ряда составляющих, не зависящих от субъекта (система права, законодательство, правоприменительная практика, микросреда).
Правовое образование: правовое обучение и воспитание.
Правовое воспитание – процесс формирования качеств в правовой сфере (понимается и как объективный, и как субъективный процесс). В субъективном смысле – целенаправленный процесс передачи какого-либо отношения. Процесс правового воспитания – воздействие на отношение к праву, на правовую установку. Правовое воспитание неразрывно связано правовым обучением
Правовое обучение направлено на формирование знания права. В процессе правового обучения происходит и правовое воспитание. Воспитание тесно связано со знаниями. Критерий эффективности – поведение в правовой среде.
Государство уделяет большое внимание этим вопросам. Направленность и масштаб правового обучения и правового воспитания зависит от режима государства и его политики. Законность должна быть основана на высоком правосознании и правовой активности.
Мероприятия государства по развитию правосознания: - НПА, связанные со школами, техникумами и вузами. «Основы знаний о гос-ве и праве» - в школах «Основы правоведения» - в техникумах «Основы права» - в вузах - Система правового обучения и воспитания в институтах повышения квалификации Макаренко – человека воспитывает все: люди, события, вещи.
Вопрос № 32. Понятие и определение законности
Законность – важнейшая цель общества в правовой сфере. Законность – - метод руководства гос-ва обществом - строгое неукоснительное соблюдение законов, иных НПА всеми государственными, общественными, кооперативными и иными (частными) предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами, основанное на развитом правосознании и правовой активности всех названных субъектов законности.
Должностные лица – группа людей, чьи действия наиболее остро затрагивают интересы граждан.
Краткий исторический экскурс: а) В России до 1917 года все определялось своеобразием формы правления. «Православие, самодержавие и народность». «Свод законов Российской Империи» б) С 1917 г. отношение к законности неоднозначно. Ленин подходил с чисто марксистских позиций. Связано с диктатурой пролетариата – власть, не связанная никакими законами, опирающаяся на насилие. Террористический подход. в) Переход к революционной (социалистической) законности. Декрет о суде № 1. Революционные суда должны базироваться на 3 основаниях: - прежние законы (царь + Временное прав-во) - новые революционные законы (декреты и постановления советской власти) - революционное правосознание Все больше и больше НПА, где провозглашается жесткая социалистическая законность. Идея правового гос-ва (Алексеев) г) В условиях рыночной экономики, где свобода личности определяется собственностью, важно укрепление законности: - правосознание - повышение активности населения (необходим высокий уровень правовой активности).
Принципы законности: 1. Верховенство закона – центральная роль отводится закону. Законы принимаются с соблюдением сложной процедуры. 2. Единообразие понимания и применения закона на территории все й страны (принцип единства). 3. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Закон консервативен, фиксирует ситуацию на настоящий момент. Понятие целесообразности неоднозначно. Нельзя пренебрегать правовыми нормами в угоду частным интересам. 4. Борьба с правонарушениями (в советское время – искоренение преступности в стране). Ликвидация нереальна. 5. Недопустимость противопоставления интересов личности и государства.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|