Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос № 29. Правосознание: понятие и классификация





 

* Сознание – это активная способность особой высокоорганизованной материи (человеческого мозга) отражать мир в идеальных образах и понятиях.

Формы общественного сознания взаимодействуют между собой.

 

Сознание – особое свойство чел мозга, отражать окружающий мир.

В зависимости от объекта разлиные формы сознания.

Если отражается явление правового ряда, то это правосознание.

 

Правосознание – это идеи, мысли, чувства, эмоции, теории о праве, о системе юридических учреждений, об их функционировании в обществе, о перспективах их развития и т.д.

- индивидуальное

- групповое

- общественное

профессор явов

Индивидуальное правосознание – правосознание каждого конкретного индивида, оно конкретно, т.к. его можно исследовать с помощью конкретных социологических методов.

Состоит из нескольких методов:

1. Знание права (обыденное, научное, профессиональное)

а) Обыденное – подчеркнуто из самых разных источников (в семье, из книг, фильмов и т.д.)

Эти знания вероятностные (могут соответствовать действительности, но чаще всего не соответствуют). Такие знания есть у каждого.

б) Научное – носит систематический характер(в смысле изуения), основано на серьезном изучении предмета.

в) Профессиональное – сплав знаний и навыков их использования в жизни.

2. Отношение к праву (эмоциональная, психологическая сторона)

- положительное (позитивное)

- отрицательное

- индифферентное (равнодушное)

- резко отрицательное – правовой нигилизм (террористы, профессиональные преступники).

Прямой корреляции между знанием и отношением нет.

3. Правовая установка – готовность к определенному поведению в правовой сфере (готовность в правомерному или противоправному поведению).

а) стратегическая (самые различные чел чувства могут искозить)

б) ситуативная – установки на поведение в конкретной ситуации.

Стратегические и ситуативные правовые установки.

4. Поведение

Групповое правосознание (абстрактно) – правосознание малых и больших социальных групп; общее, что есть в индивидуальных правосознаниях лиц, составляющих эту группу. Наибольший вклад вносит лидер. Навязывает свое отношение к праву другим.

 

Общественное правосознание (абстрактно) – правосознание общества в целом и правосознание политических лиц (партии, общественные движения).

Уровень общественного правосознания имеет огромное значение. И является основой для важнейших юр. процессов в стране:

 

процесс правотворчества

процесс правоприменения

 

Законы общества не могут быть выше правосознания общества.

 

Правовая идеология – индивид часть правосознания (идеи, мысли, теории)-интеллектуальная часть общественного правосознания.

Правовая психология – эмоции, чувства о праве, о системе юридических его-то там.

 

Чтобы повысить правосознание нужно государству проводить работы для этого.

 

 

Вопрос № 30. Индивидуальное правосознание: понятие и структура

 

См. вопрос № 29

 

 

Вопрос № 31. Правосознание и правовая культура. Правовое воспитание

Культура как некая сово-сть духовных и материальных благ, накопленных человеством.

Культура – некие знания в какой-то области.

Правовая культура = развитие правосознания(высокое правосознание) + правомерное поведение

Государство заинтересовано в поднятии правовой культуры.

 

Формирование правосознания – процесс объективный, который складывается из целого ряда составляющих, не зависящих от субъекта (система права, законодательство, правоприменительная практика, микросреда).

 

Правовое образование: правовое обучение и воспитание.

 

Правовое воспитание – процесс формирования качеств в правовой сфере (понимается и как объективный, и как субъективный процесс).

В субъективном смысле – целенаправленный процесс передачи какого-либо отношения.

Процесс правового воспитания – воздействие на отношение к праву, на правовую установку.

Правовое воспитание неразрывно связано правовым обучением

 

Правовое обучение направлено на формирование знания права.

В процессе правового обучения происходит и правовое воспитание. Воспитание тесно связано со знаниями.

Критерий эффективности – поведение в правовой среде.

 

Государство уделяет большое внимание этим вопросам.

Направленность и масштаб правового обучения и правового воспитания зависит от режима государства и его политики.

Законность должна быть основана на высоком правосознании и правовой активности.

 

Мероприятия государства по развитию правосознания:

- НПА, связанные со школами, техникумами и вузами.

«Основы знаний о гос-ве и праве» - в школах

«Основы правоведения» - в техникумах

«Основы права» - в вузах

- Система правового обучения и воспитания в институтах повышения квалификации

Макаренко – человека воспитывает все: люди, события, вещи.

 

Вопрос № 32. Понятие и определение законности

 

Законность – важнейшая цель общества в правовой сфере.

Законность –

- метод руководства гос-ва обществом

- строгое неукоснительное соблюдение законов, иных НПА всеми государственными, общественными, кооперативными и иными (частными) предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами, основанное на развитом правосознании и правовой активности всех названных субъектов законности.

 

Должностные лица – группа людей, чьи действия наиболее остро затрагивают интересы граждан.

 

Краткий исторический экскурс:

а) В России до 1917 года все определялось своеобразием формы правления. «Православие, самодержавие и народность».

«Свод законов Российской Империи»

б) С 1917 г. отношение к законности неоднозначно.

Ленин подходил с чисто марксистских позиций. Связано с диктатурой пролетариата – власть, не связанная никакими законами, опирающаяся на насилие. Террористический подход.

в) Переход к революционной (социалистической) законности. Декрет о суде № 1.

Революционные суда должны базироваться на 3 основаниях:

- прежние законы (царь + Временное прав-во)

- новые революционные законы (декреты и постановления советской власти)

- революционное правосознание

Все больше и больше НПА, где провозглашается жесткая социалистическая законность.

Идея правового гос-ва (Алексеев)

г) В условиях рыночной экономики, где свобода личности определяется собственностью, важно укрепление законности:

- правосознание

- повышение активности населения (необходим высокий уровень правовой активности).

 

Принципы законности:

1. Верховенство закона – центральная роль отводится закону. Законы принимаются с соблюдением сложной процедуры.

2. Единообразие понимания и применения закона на территории все й страны (принцип единства).

3. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Закон консервативен, фиксирует ситуацию на настоящий момент. Понятие целесообразности неоднозначно. Нельзя пренебрегать правовыми нормами в угоду частным интересам.

4. Борьба с правонарушениями (в советское время – искоренение преступности в стране). Ликвидация нереальна.

5. Недопустимость противопоставления интересов личности и государства.

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.