Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что очищается в результате мантра-садханы





«Все кармы, совершенные в прошлом и порождающие причины наслаждения результатами, вместе и по отдельности, воплощенные в место, время и тело, поглощаются мантра-шакти, подобно душам, что рождаются в разных телах в утробе и лонах Владычицы речи».

«Сваччханда-тантра», гл.4, 114-117

Мантра-садхана вместе с визуализацией облика божества очищает причины для будущих рождений в сансаре, сжигая их семена звуковой вибрацией и растворяя их в пространстве чистого сознания.

Когда пробуждается сознание мантры, она наделяется могущественной силой (мантра-шакти). Эта сила вместе с осознанием проникает в тонкое тело, внутренний город из восьми частей, очищает его, а затем – полностью растворяет.

Этот процесс называется «растворение внутреннего инструмента» (антахкарана-лайя-чинтана).


Глава 2
Садхана начитывания мантры

Принцип Гуру-йоги и мантра-садхана

«Повторение мантр согласно правилам, наставлениями Гуру и в соответствии с предписаниями Вед называется джапой».

«Шандилья упанишада»

Мантра передается ученику Учителем во время ритуала посвящения, когда он вместе со звуком мантр передает тонкую прану и бхаву, преображаясь в божество или зарождая присутствие божества (дивья-бхаву).

После этого даются конкретные наставления по мантра-садхане, и если ученик будет им следовать, они приведут его к Освобождению.

Объединение мантры и созерцательного присутствия

«Не поклоняйся символу Шивы, сделанному из глины, камня, минерала или драгоценного камня. Поклоняйся только тому духовному символу, в котором воплощена вся Вселенная, состоящая из подвижных и неподвижных существ».

Абхинавагупта, «Паратришикха-виварана»

Если мантра выполняется в стиле прямого пути созерцательного недеяния сиддхов-авадхутов (Сахаджьи), то поддержание созерцательного присутствия в качестве фона для произносимой мантры является самым главным условием для достижения успеха.

Независимо от того, выполняем мы призывание божества или читаем мантру действия в ритуале, мы должны объединять естественное состояние и мантру, мы должны неуклонно пребывать в бесконечном распахнутом состоянии ума, подобном пространству.

Какую бы мантру мы ни читали, ключевым моментом является распознавание тонкой пустотной основы звука мантры, природы Ума, из которой рождаются все звуки, биджа-слоги и мантры.

«Благодаря созерцанию звука достигается сущность звука, наполнение речью».

«Сваччханда-тантра», гл.4, 275

Мантры не существуют сами по себе, они подобны радужным узорам на бесконечной поверхности ткани единого осознавания. Мантры есть игра энергии великой Пустоты.

Читать мантру – это значит, отталкиваясь от звука, проникать в суть Пустоты и обнаруживать в звуке светоносность.

Для этого мантра читается особым образом, так, чтобы состояние распахнутого ума, подобного пространству соединялось с каждым слогом.

Тот, кто понимает этот принцип, быстро достигает успеха в мантра-садхане.

«Там, где нет состояния двойственности, где не используются мантры и прочее, растворяются слог ОМ, нада и бинду – туда следует направиться.

Познав это труднодостижимое место, йогин не родится вновь никогда. У него нет начала, нет основания, нет направлений, нет также промежуточных направлений, нет звука, нет пространства. Созерцая его так, йогин обретет Освобождение».

«Сваччханда-тантра», гл.3, 28-30

Для того чтобы войти в состояние пространства, необходимо перед чтением мантры зародить взгляд, известный как шамбхави-мудра.

Лучшее место для практики шамбхави-мудры, а, значит, и джапы – открытое природное пространство.

«Общий вид дикой местности на расстоянии, без выделения находящихся там водоемов, гор, деревьев или даже с некоторой детализацией, приводит к целостному видению (пространства), будучи хорошо известным средством в осознании Бхайравы (Абсолюта)».

Абхинавагупта, «Паратришикха-виварана»

Общие принципы начитывания мантры

«Сосредоточенность, чистота, дисциплина речи, постоянное размышление о сущности мантры, отсутствие уныния приносят плоды в мантра-садхане».

«Тантра-антара»

1. Вначале начитывания выполняем ритуальное очищение рта (ачамана) или омовение. Если мы делаем омовение, то омываем все тело или лицо, руки и стопы.

2. Принимаем правильную позу с прямой спиной и расслабляемся для гармоничной циркуляции ветра.

3. Начинаем практику шамбхави-мудры, выполняем три неподвижности, зарождаем базовое присутствие, подобное пространству.

4. При выполнении длительной мантра-садханы (пурашчараны) желательно, чтобы джапа происходила в одном и том же месте и регулярно, в одно и то же время.

Направление, в котором необходимо садиться

«Для умиротворения джапа произносится в уме, для процветания – шепотом, при магии – вслух, (повернувшись) лицом, (соответственно), на север, восток и юг».

«Сваччханда-тантра», гл.2, 145

Мы всегда садимся лицом на восток в случае выполнения мокша-кармы и шанти-кармы, т.е. когда цель нашей джапы – призывание божества, самадхи, Освобождение и ничего более.

В других садханах, когда начитывается мантра действия, ради достижения каких-либо сиддхи, ради достижения плода, результата, направление может указываться отдельно в тексте передачи:

~ восточное направление соответствует богам, девам

~ север – видящим, мудрецам-прародителям, риши

~ запад – асурам

~ юг – духам предков (питрисам).

Чтение мантры: избегание ошибок и покаяние

«Следует непрерывно в сердце памятовать мантру».

«Тантра-сара», 13 ахника

При повторении мантры следует избегать следующих ошибок:

~ повторение во время блуждания ума

~ забывание о божестве, механичное повторение, когда дивья-бхава не возникает, такая ошибка называется «атма-дроха», пренебрежение божественным

~ сбивчивое, быстрое, неясное повторение, когда слоги сбиваются, сливаются, теряют свое звучание.

Мантру следует читать на средней скорости, ясно, отчетливо, так, чтобы хорошо слышать каждый слог. Не следует произносить лишние слоги, пропускать слоги.

Мантру нужно читать не слишком громко, не слишком тихо, следует избегать разговоров с другими и смешивания разных мантр.

Для того чтобы практика углублялась без отвлечений, можно выполнять покаяние (праяшчитту):

~ если совершается зевок или происходит прерывание мантры – следует выполнить ачаману или пранаяму,

~ за каждое отвлечение мысли – нужно возвращаться на одну бусину

~ за каждый механичный слог – возвращаться на две бусины

~ за сбивание, потерю слогов, лишние слоги, кашель, чихание, зевание – выполняется ачамана и возврат на три бусины

~ за каждое произнесенное слово при джапе – на пять бусин

~ за прерывание на длительный разговор, когда круг не завершен – выполняется ачамана и возврат на десять бусин или начинать круг сначала.

Также в этом случае, если надо, йогин может выполнять омовение лица, рук, ног и очищение языка и рта (мукха-шодхана) – если во время мантры были допущены отвлечения, посторонние разговоры.

Способы произношения мантры

«Если джапа не слышна для самого себя, она именуется ментальной (манаса). Та, которая слышна только для себя, известна как шепотная (упамшу). Та, которая слышна другим, именуется произносимой вслух. (Они) произносятся на четках со ста восемью бусинами и Меру».

«Сваччханда-тантра», 146-147

Мантру нужно читать ясно, отчетливо, ровно, не сбиваясь, ни тихо, ни громко, ни быстро, ни медленно, но так, чтобы слышать звук своего голоса. При чтении язык и губы должны шевелиться, участвуя в садхане.

«Джапа — это повторение мантр, в которое человек посвящен должным образом его Духовным Учителем и которое не противоречит правилам Вед.

Джапа бывает двух видов — с устным или мысленным произношением.

Мысленная джапа относится к созерцанию умом.

Устная джапа бывает двух видов — с громким и тихим произношением.

Громкое произношение приносит заслугу согласно тому, как об этом утверждается в Ведах, тихое дарует заслугу в тысячу раз большую. Мысленная джапа дарует заслугу в десять миллионов раз большую».

«Шандилья-упанишада», гл.1.2

Существует три способа повторять мантру:

~ громкое повторение (вачика- или вайкхари-джапа)

~ повторение шепотом (упамшу-джапа)

~ мысленное повторение (манасика-джапа).

«Грубая, проявленная речь (вайкхари) является внешней манифестацией, всего лишь придатком истинной внутренней речи (мадхьяма-вани)».

Абхинавагупта, «Паратришикха-виварана»

Повторение вслух (вачика)

Считается, что метод вачика годится для практик усмирения, одержания победы над вредоносными духами и демонами.

Повторение шепотом (упамшу)

Мантру не следует читать во время приема пищи, переживая страх, гнев, сильное возбуждение или сильный голод. Это касается мантры, читаемой шепотом (упамшу) и вслух (вачика), но не касается мантры, которая читается в уме (манаса).

Мысленное повторение (манасика)

Когда мы повторяем мантру мысленно, никакие упомянутые выше ограничения не берутся в расчет.

Когда мы читаем мантру, важно обращать внимание на внутреннюю речь – серию ментальных тонких образов, бхав, вспышек ясности, возникающих в сознании в момент проговаривания мантры[1].

Такая внутренняя речь является квинтэссенцией мантра-садханы, а ее внешнее выражение, т.е. звук, произносимый языком – это всего лишь приложение к ней.

Для того чтобы поставить ум под контроль и пресечь отвлечения и колебания, читая мантру, мы сосредотачиваемся на единстве звука, формы божества, речи и сознания. Повторение мантры с верой дарует реализацию и плоды там, где медитацией или созерцанием их обрести невозможно.

Скорость чтения мантры

«Открыв глаза, следует затем мысленно приступить к джапе. Переход от слога к слогу не должен быть ни быстрым, ни растянутым».

«Сваччханда-тантра», гл.2, 139

Мантру можно произносить разными темпами.

Если мантра читается в медленном темпе, это настраивает ум на созерцание, погружая в естественное присутствие. Этот темп рекомендован для индивидуальной садханы.

Слишком быстрая джапа может вызвать болезнь, а слишком медленная – погрузить в бессознательное пространство, в состояние глубокого отречения (вайрагьи) и разрушить материальное благосостояние и процветание.

Если мантра читается в среднем темпе, это обостряет осознанность, пробуждая бдительное, яркое и ясное созерцательное сознание (авадхану).

Этот темп используется при проведении ритуалов, нацеленных на достижение результатов, сиддхи. Этот темп годится для чтения, как в коллективных практиках, так и в уединении, в ритрите.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.