Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Комплекс потенциалов мозга, связанных с движениями





 

Одним из важных направлений в исследовании психофизиологии двигательного акта является изучение комплекса колебаний потенциалов мозга, связанных с движениями (ПМСД). Значение этого феномена для понимания физиологических механизмов организации движения очень велико, потому что изучение ПМСД позволяет выявить скрытую последовательность процессов, происходящих в коре мозга при подготовке и выполнении движения, и хронометрировать эти процессы, т.е. установить временные границы их протекания.

Компонентный состав ПМСД. Впервые этот комплекс, отражающий процессы подготовки, выполнения и оценки движения, был зарегистрирован в 60-е годы. Оказалось, что движению предшествует медленное отрицательное колебание – потенциал готовности (ПГ). Он начинает развиваться за 1,5 – 0,5 с до начала движения. Этот компонент регистрируется преимущественно в центральных и лобноцентральных отведениях обоих полушарий. За 500 – 300 мс до начала движения ПГ становится асимметричным – его максимальная амплитуда наблюдается в прецентраль-ной области, контралатеральной движению. Примерно у половины взрослых испытуемых на фоне этого медленного отрицательного колебания незадолго до начала движения регистрируется небольшой по амплитуде положительный компонент. Он получил название премоторная позитивность (ПМП). Следующее по порядку быстро нарастающее по амплитуде отрицательное колебание, так называемый моторный потенциал (МП, начинает развиваться за 150 мс до начала движения и достигает максимальной амплитуды над областью моторного представительства движущейся конечности в коре головного мозга. Завершается этот комплекс потенциалов положительным компонентом примерно через 200 мс после начала движения.

Функциональное назначение компонентов ПМСД. Принято считать, что потенциал готовности (ПГ) возникает в моторной коре и связан с процессами планирования и подготовки движения. Он относится к классу медленных отрицательных колебаний потенциала мозга, возникновение которых объясняют активацией нейронных элементов соответствующих участков коры.

Гипотезы относительно функционального значения ПМП различны. Это колебание рассматривают и как отражение подачи центральной команды от коры к мышцам, и как результат релаксации коры после завершения определенного этапа организации движения и как отражение процессов подавления ассоциированных движений другой конечности и как обратную связь от мышечных афферентов. В настоящее время некоторые авторы полагают, что ПМП являются лишь отражением начала моторного потенциала.

При регистрации МП у обезьян в составе МП были выделены два субкомпонента. Первый субкомпонент соотносят с активацией моторной коры, связанной с инициацией движения (синаптическая активность пирамидных нейронов), а второй – с активацией полей 2.3 и 4 по Бродману. Регистрация МП у человека, больного эпилепсией, позволила выделить в нем три компонента: первый компонент был назван потенциалом инициации. Он имеет высокую амплитуду и возникает после начала движения в прецентральной контралатеральной коре. Второй, возникающий после начала миограм-мы, более локализованный в контралатеральном соматосенсорном поле может быть связан как с инициацией движения, так и с сенсорной обратной связью. Третий компонент отражает импульса-цию, поступающую с мышечных афферентов в кору.

Следующий за МП позитивный потенциал рассматривается как отражение обратной афферентации, поступающей с периферических рецепторов (участвующей в операции сравнения между моторной программой и нейронной картиной ее исполнения) или процессов релаксации коры после выполнения движения.

Волна ожидания. Помимо ПМСД описан еще один электрофизиологический феномен, который по своей сути близок потенциалу готовности. Речь идет об отрицательном колебании потенциала, регистрируемого в передних отделах коры мозга в период между действием предупреждающего и пускового (требующего реакции) сигналов. Это колебание имеет ряд названий: волна ожидания, Е-волна, условное негативное отклонение (УНВ). Е-волна возникает через 500 мс после предупредительного сигнала, ее длительность растет с увеличением интервала между первым и вторым стимулами. Амплитуда Е-волны растет прямо пропорционально скорости двигательной реакции на пусковой стимул. Она увеличивается при напряжении внимания и увеличении волевого усилия, что свидетельствует о связи этого электрофизиологического явления с механизмами произвольной регуляции двигательной активности и поведения в целом.

Нейронная активность

Функциональные вертикальные колонки. В моторной зоне коры у человека имеются так называемые гигантские пирамидные клетки Беца, которые организованы в обособленные колонки. Пирамидные клетки, выполняющие сходные функции, расположены рядом друг с другом, иначе было бы трудно объяснить точную со-матотопическую организацию коры. Такие двигательные колонки способны возбуждать или тормозить группу функционально однородных мотонейронов.

Регистрация активности одиночных пирамидных клеток с помощью вживленных микроэлектродов у животных, выполняющих различные движения, позволила установить принципиально важный факт. Нейроны коры, регулирующие деятельность какой-либо мышцы, не сосредоточены в пределах только одной колонки. Двигательная колонка в значительной степени представляет собой функциональное объединение нейронов, регулирующих деятельность нескольких мышц, действующих на тот или иной сустав. Таким образом, в колонках пирамидных нейронов моторной коры представлены не столько мышцы, сколько движения.

Нейронные коды моторных программ. Кодирование информации в нейроне осуществляется частотой его разрядов. Анализ импульсной активности нейронов при выработке у животных различных моторных программ показал, что в их построении участвуют нейроны разных отделов двигательной системы, выполняя при этом специфические функции. По некоторым представлениям включение моторных программ происходит благодаря активации так называемых командных нейронов. Командные нейроны находятся, в свою очередь, под контролем высших корковых центров. Торможение командного нейрона приводит к остановке контролируемой им программы, возбуждение, напротив, к активизации нервной цепи и актуализации моторной программы.

Вовлечение командных нейронов в целостную деятельность мозга определяется текущей мотивацией и конкретной двигательной программой, направленной на удовлетворение этой мотивации. Двигательная программа, чтобы носить приспособительный характер, должна учитывать все сигнально значимые компоненты внешней среды, относительно которых совершается целенаправленное движение, т.е. должна строится на принципе мультисенсорной конвергенции.

 

Рекомендуемая литература

 

  1. Адам Г. Восприятие, сознание, память. – М.: Мир, 1983.
  2. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. – 1995, №1,с. 111 – 131.
  3. Батуев А.С. Функции двигательного анализатора. – Л.: Наука, 1970.
  4. Вартянян И.В. Физиология сенсорных систем. – СПб.: Лань, 1999.
  5. Дельгадо X. Мозг и сознание. – М.: Мир, 1971.
  6. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг.– М.: Высшая школа, 1980.
  7. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. – Л.: Наука, 1985.
  8. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. – М.: Наука, 1984.
  9. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий и неосознаваемое восприятие. – М.: Наука, 1983.
  10. Лебедев А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. – М., Наука, 1985.
  11. JIyрия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии /под ред. А.А.Смирнова, А.Р.Лурии, В.Д. Небылицына. – М.: Педагогика, 1978.
  12. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. – М.: МГУ, 1998.
  13. Нейрофизиологические механизмы внимания /под ред. Е.Д.Хомской. – М.: МГУ, 1979.
  14. Невская А.А., Леушина Л. И, Асимметрия полушарий и опознание зрительных образов. – Л.: Наука, 1990.
  15. Прибрам К. Языки мозга. – М.: Прогресс, 1975.
  16. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. – М.: Мир, 1995.
  17. Соколов Е.Н., Вайткявичус Г.Г. Нейроинтеллект. От нейрона к нейрокомпьютеру. – М.: Наука, 1989.
  18. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Мир, 1991.
  19. Хамская Е.Д. Мозг и активация. – М.: МГУ, 1973.
  20. Эвартс Э. Механизмы головного мозга, управляющие движением // Мозг.– М.: Мир. 1982.

Раздел IY.Возрастная психофизиология

Глава12. Основные понятия, представления и проблемы

 

Возрастная психофизиология – область психологии, возникшая на стыке психологии развития и возрастной физиологии. Предмет ее исследования – возрастные преобразования физиологических основ психики и поведения в ходе онтогенеза, в первую очередь, на его ранних (развитие) и поздних (старение) этапах. Поскольку период стационарного телесного функционирования (зрелость) охватывает приблизительно половину онтогенеза, можно сказать, что другая его половина (развитие и старение) находится в сфере компетенции возрастной психофизиологии.

Задачи возрастной психофизиологии заключаются в том, чтобы установить, как возрастные изменения организма сказываются на психическом функционировании. В том случае, когда речь идет о раннем онтогенезе, задача формулируется таким образом: как связанны между собой биологическое созревание и психическое развитие.

Психологи утверждают, что главным источником психического развития является социальный опыт, приобретаемый ребенком в процессе обучения и воспитания. Биологические факторы (генетические, морфологические, физиологические) выступают как условия, обеспечивающие возможность развития психики. Однако эти условия в ходе онтогенеза существенно изменяются, создавая на каждом этапе специфические предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей. Задача возрастной психофизиологии состоит в том, чтобы установить возрастное своеобразие этих условий, выявить последовательность их формирования в онтогенезе и показать, каким образом морфофункциональное созревание организма сказывается на психическом развитии ребенка.

Общее понятие о созревании

 

В возрастной физиологии при описании процессов онтогенеза используют, как правило, термины рост и развитие. Процессы роста характеризуются преимущественно количественным увеличением биомассы организма (за счет увеличения числа клеток и их размеров), поэтому они приводят к появлению количественных различий структур и функций развивающегося организма. Развитие подразумевает качественные преобразования, которые протекают за счет дифференцировочных процессов, обеспечивающих морфологическую и функциональную специализацию клеток, тканей и органов. Рост и дифференцировка – фундаментальные процессы, которые в силу различия биохимических механизмов всегда чередуются в ходе развития. Ростовые и дифференцировочные процессы обеспечивают образование органов (органогенез) и морфологических особенностей организма (морфогенез). Взятые вместе, эти процессы лежат в основе морфологического созревания организма.

Функциональное развитие, т.е. приобретение новых функций и преобразование уже имеющихся, наиболее полно описывается понятием системогенеза, разработанным в контексте теории функциональных систем П.К.Анохиным (см. главу 1.4). Образование систем (системогенез) осуществляется в соответствии со следующими принципами.

Функциональные системы и входящие в их состав компоненты созревают избирательно и в разное время (принцип гетерохронно-го развития). Гетерохронность закладок тканей и органов в эмбриогенезе и темпов их созревания – наследственно закрепленная особенность развития. Морфофункциональное созревание идет за счет избирательного созревания только тех частей органа, которые участвуют в приспособительной деятельности эмбриона или новорожденного (принцип фрагментации органа). Развивающиеся вначале как независимые отдельные компоненты функциональной системы (нервные, соматические и другие) в определенный момент объединяются и начинают функционировать как единое целое (принцип консолидации). С момента консолидации функциональная система становится дееспособной, и реально это происходит задолго до того, как все ее компоненты достигнут окончательной зрелости (принцип минимального обеспечения).

Функциональные системы, формирующиеся в раннем онтогенезе призваны обеспечить полноценную жизнедеятельность развивающегося организма. Они отвечают и за поддержание гомеостаза, и за формирование адаптивного поведения и за приобретение индивидуального опыта (Судаков, 1987; Александров, 1997).

Очевидно, однако, что не все системы организма имеют равное значение для развития и функционирования психики, поэтому в общем русле биологического созревания организма человека целесообразно выделить направление, которое имеет решающее значение для полноценного психического развития. Речь идет о так называемом психофизиологическом созревании. Психофизиологическое созревание – это процесс, определяющий последовательность возрастных изменений (морфо- и системогенез) в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций.

Созревание охватывает длительный период времени, поэтому для характеристики отдельных этапов развития используется понятие зрелости или степени зрелости. Эта характеристика меняется в ходе онтогенеза до тех пор, пока не достигнет конечного уровня, т.е. уровня полной зрелости, характерной для взрослого человека. С понятием зрелости связан основной принцип возрастной физиологии – принцип гетерохронности развития. В соответствии с ним различные системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что до достижения полной зрелости каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую психологические возможности данного возраста.

Критерии созревания

 

К настоящему времени выработаны определенные критерии, по которым можно судить о динамике процессов созревания и степени зрелости отдельных физиологических систем организма. Оценка зрелости может проводиться на морфологическом и функциональном уровнях, т.е. можно говорить о зрелости как самого субстрата (например, тех или иных образований нервной системы), так и его функций (в том числе поведенческих, например, способности к произвольной саморегуляции).

Специальные морфологические исследования позволяют судить о зрелости ЦНС по разным признакам. Это могут быть размеры нервных клеток, количество и длина их отростков, толщина слоя коры, размеры отдельных мозговых структур и т.д. Установлено, что важным критерием созревания, например, является образование изолирующей миелиновой оболочки на проводящих путях (нервных волокнах), в результате чего значительно увеличивается скорость проведения неравных импульсов.

Динамика морфологического созревания в настоящее время привлекает особое внимание психологов. По некоторым данным в интервале от рождения до двух лет происходит интенсивный и избыточный синаптогенез – образование синапсов (контактов между нейронами). Количество этих контактов в раннем онтогенезе значительно выше, чем у взрослых. Постепенно уменьшаясь, количество морфологических контактов доходит до уровня, типичного для взрослых, приблизительно к семи годам. Существенно, что сохраняются именно те контакты, которые оказываются непосредственно включенными в обработку внешних воздействий. Под влиянием опыта происходит процесс, который получил название селективной стабилизации синапсов (Goldman – Rakis, 1987).

Поскольку избыточная синаптическая плотность рассматривается как морфологическая основа усвоения опыта, эти данные свидетельствуют о высокой потенциальной способности к усвоению опыта детей раннего возраста. Кроме того, можно полагать, что воспринимаемый благодаря этому на данном возрастном этапе опыт образно говоря «встраивается» в морфологию мозговых связей, в известной мере определяя их богатство, широту и разнообразие.

Поскольку морфологические критерии разрабатываются на клиническом материале, в большинстве своем патологическом, особое значение для характеристики зрелости нормальной детской популяции имеют функциональные критерии психофизиологического созревания.

Функциональные критерии созревания. К числу таковых, в первую очередь, относятся показатели биоэлектрической активности головного мозга, определяемые по электроэнцефалограмме (ЭЭГ).

Возрастные изменения биоэлектрической активности мозга охватывают значительный период онтогенеза от рождения до юношеского возраста. При этом в ЭЭГ отражаются устойчивые индивидуальные и возрастные особенности этой активности. Кроме того, ЭЭГ различна в разных областях мозга одного и того же человека. Наконец, в ЭЭГ можно зарегистрировать различные типы вызванной активности: ответов мозга на внешние воздействия, которые будут различаться у разных людей в разных возрастах и в разных мозговых зонах (см. главу 2.1.1. и 2.1.2). Многие параметры индивидуальной ЭЭГ коррелируют с самыми разными психологическими особенностями человека. Все это делает ее очень удобным инструментом для изучения созревания центральной нервной системы.

По совокупности данных выделяются следующие признаки, характеризующие степень зрелости биоэлектрической активности головного мозга: 1) особенности частотно-амплитудного спектра ЭЭГ; 2) наличие устойчивой ритмической активности; 3) средняя частота доминирующих волн; 4) особенности ЭЭГ в разных областях мозга; 5) особенности генерализованной и локальной вызванной активности мозга; 6) особенности пространственно-временной организации биопотенциалов мозга.

Исследования возрастной динамики ЭЭГ проводятся в состоянии покоя, в других функциональных состояниях (сон, активное бодрствование и др.), а также при действии разных стимулов (зрительных, слуховых, тактильных). Они включают изучение частотного состава ЭЭГ, зональных особенностей и межзонального взаимодействия. Такой подход дает возможность установить, во-первых, динамику функционального созревания отдельных зон коры мозга; во-вторых, последовательность включения мозговых структур в совместную деятельность и совершенствование этой деятельности в процессе индивидуального развития.

Таким образом, функциональные критерии зрелости по показателям ЭЭГ мозга весьма разнообразны. Однако, интенсивная компьютеризация электрофизиологических исследований сделала возможной объективную оценку и формализацию множества показателей, извлекаемых из электроэнцефалограммы. Тем самым фактически созданы условия для возникновения новой области диагностики, условно обозначаемой как «нейрометрика». Использование стандартизованной процедуры регистрации фоновой и вызванной биоэлектрической активности, извлечение широкого спектра электроэнцефалографических показателей, построение полигонов распределений и получение нормативных данных открывают путь к индивидуальной диагностике функциональной зрелости ЦНС у детей разных возрастов.

Рефлекторные критерии созревания. Важное место среди функциональных критериев психофизиологического созревания занимают поведенческие, из них наиболее изучены показатели, отражающие возрастную динамику рефлекторной деятельности. Известно, например, что дети рождаются с целым набором безусловных рефлексов (поисковым, хватательным, сосательным, шейным, тоническим и др.). Наличие этих рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако, к концу первого года жизни большинство из них исчезает. При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства их этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь, средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением.

Таким путем простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль hi рает кора головного мозга. В разные сроки возникают способности к образованию положительных и тормозных условных рефлексов на внутренние (интероцептивные) и внешние (экстероцептив-ные) раздражители. Появление способности такого рода можно рассматривать в качестве маркера или показателя психофизиологического созревания.

Локомоторные критерии созревания. С психофизиологическим созреванием связываются также возникающие на определенном этапе раннего онтогенеза способности к перемещению в пространстве (локомоции). В специальных руководствах нередко приводится своеобразный календарь развития двигательной активности детей раннего возраста. В нем указывается, когда ребенок начинает сидеть, вставать, ползать, ходить, т.е. дается хронологическая последовательность появления возможностей младенца, постепенно обеспечивающих полноценную организацию двигательного поведения. Причем сроки созревания по этому календарю, видимо, в значительной степени определяются факторами генотипа.

Косвенно об этом свидетельствуют интересные факты, полученные при изучении развития навыков ходьбы у индейцев племени Хопи (БауэрД979). В системе традиционного воспитания Хо-пи туго спеленутых младенцев привязывают к доске, освобождая только один или два раза в день для смены пеленок. Таких младенцев сравнивали потом с детьми Хопи, которые росли без ограничения их двигательной активности. Оказалось, что дети той и другой группы начали ходить без поддержки в возрасте около 15 месяцев. Таким образом, жесткое ограничение движения радикально не меняет сроки созревания. Было бы, однако, преждевременно на этой основе судить о том, что опыт не оказывает влияния на локомоторное развитие младенца.

Жизненные наблюдения, экспериментальные и клинические данные, а также некоторые теоретические представления дают основания полагать, что определенная хронология психофизиологического созревания является условием развития перцептивной деятельности, речи, мыслительных операций. Однако, эти аспекты психофизиологического созревания изучены очень мало.

Тем не менее есть прямые указания на то, что биологическое созревание, в частности развитие двигательной активности связано с развитием речи. По утверждению известного психолога Е. Ле-ненберга дети начинают говорить не раньше и не позже, чем достигнут определенной стадии физического созревания. Этапы овладения речью реализуются на основе последовательности процессов созревания, причем можно установить отчетливые параллели между развитием движений и речи.

Темп созревания. Динамика функционального созревания ЦНС может быть охарактеризована как количественно, так и качественно. Качественные изменения предполагают возникновение новообразований в морфологии, биоэлектрической активности, поведении. Количественные изменения характерны для континуально меняющихся параметров, т.е. для тех параметров, изменения которых могут быть прослежены на длительных отрезках онтогенеза. Для некоторых из них даже предпринимаются попытки построения формальных математических моделей, описывающих закономерности возрастной динамики.

В связи с этим целесообразно остановиться на понятии скорости или темпа созревания. Темп характеризует интенсивность процессов возрастного развития ЦНС и других систем организма на отдельных отрезках онтогенеза. Темп возрастных преобразований изменяется в ходе развития, и ребенок переживает периоды ускорения и замедления биологического созревания.

Данное положение лучше всего иллюстрирует так называемый пубертатный скачок роста, суть которого в резком увеличении скорости ростовых процессов в период полового созревания. Ранние стадии пубертата связаны с активным выделением гормона роста, который стимулирует рост костей и поперечно-полосатой мускулатуры, поэтому в начале пубертата подростки быстро «удлиняются» и «худеют». Пубертатный скачок касается практически всех органов и тканей, хотя и не в равной мере. Количественным выражением этих процессов служат так называемые кривые роста, которые демонстрируют прирост оцениваемого показателя в зависимости от возраста.

Синхронность созревания. Выше указывалось, что принцип ге-терохронности предполагает разную скорость созревания различных систем организма, при этом выделяются два вида гетерохронии: внутрисистемная и межсистемная. Внутрисистемная гетерохрония характеризует разную скорость формирования различных по сложности компонентов внутри одной функциональной системы. Межсистемная гетерохрония в свою очередь характеризует разные сроки формирования отдельных функциональных систем на последовательных этапах онтогенеза.

Очевидно, однако, что различия в темпах созревания отдельных систем и их компонентов не должны нарушать возможности их согласованной работы, поскольку организм человека с момента зачатия функционирует как единое целое. По этой причине разница в скорости созревания с необходимостью ставит вопрос о согласованности и координации процессов созревания, протекающих в разных

физиологических системах и на разных уровнях в структуре индивидуальности развивающегося человека.

На физиологическом уровне проблема синхронизации роста и дифференцировочных процессов до сих пор остается нерешенной. Предполагается, что в синхронизации принимают участие центральная неравная и эндокринная системы организма. Доказано, например, синхронизирующее влияние на процессы дифференцировки и роста ряда гормонов (в частности, гормона роста и половых гормонов). Однако детальные механизмы синхронизации пока не изучены (Розен, 1994.).

Наряду с этим в высшей степени актуальной представляется проблема синхронизации процессов развития в структуре целостной человеческой индивидуальности (см. главу 1.5). По аналогии с вышесказанным ее можно условно определить как межуровневую синхронизацию. Реальное существование подобной синхронизации можно продемонстрировать на примере полового созревания, когда физиологические изменения влекут за собой существенные преобразования в психике подростка. В этой логике закономерно ставить вопрос о координации процессов психофизиологического созревания в структуре индивидуальности.

Гипотетически понятия синхронности и асинхронности можно рассматривать как противоположные полюсы континуума, один из которых представляет асинхронность, т.е. нарушение согласованности созревания одних структур/ функций / уровней по отношению к другим. Противоположный полюс континуума будет соответствовать крайней синхронности созревания. Чешский психолог И. Шванцара (1987) предложил следующую схему соотношения этих понятий.

 

 

Из этой схемы следует, что должен существовать некоторый оптимальный вариант синхронизации всех процессов развития, нарушения которого в ту и другую сторону ведут к искажению нормального хода онтогенеза. Допускается также существование вариантов: синхронно ускоренное и синхронно замедленное развитие, асинхронно ускоренное и асинхронно замедленное. Асинхронное развитие (как и крайне синхронное) предположительно сопровождается нарушениями соматическими и психическими.

Данная схема, безусловно, имеет гипотетический характер, поскольку используемые в ней понятия не могут быть представлены в виде измеряемых конструктов, и, следовательно, не могут быть проверены экспериментально. Тем не менее отсутствие экспериментальной разработки этих понятий отнюдь не снижает их значимости для понимания процессов созревания организма как целого.

Возрастная норма

 

Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что понятие нормы вообще и возрастной, в частности, определить и операционализиро-вать, т.е. представить в форме доступной для измерения, весьма сложно. Выделяются следующие подходы к определению понятия норма.

Статистический подход. Он базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям (например, рост, вес, показатель интеллекта). Величины измеренных по определенной шкале признаков всегда будут находиться в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств или признаков подчиняется нормальному закону. Такое распределение может быть представлено графически в виде кривой Гаусса или частотной кривой, которая имеет вид колокола и называется иногда колоколообразной кривой.

Как пишет известный словацкий ученый Л.Пожар: «с точки зрения статистической нормы, нормальным считается такое явление, которое находится в рамках средней величины или оговоренной меры распределения, как правило, выраженной в виде стандартного квадратичного отклонения. В противном случае такое явление считается ненормальным» (Пожар, 1996, с.50). Таким образом, статистические методы позволяют оценить однородность выборки и популяции с точки зрения изменчивости определенного количественного признака индивида.

Преимущества статистического подхода заключаются в том, что норму можно выразить в виде конкретного количественного показателя, например, средней величины или моды. Эта величина, служащая количественной характеристикой частоты появления определенного показателя, будет соответствовать общей норме, согласно которой большинство людей (детей и/или взрослых) признаются нормальными. Однако статистическое толкование нормы встречает ряд серьезных трудностей и расходится с реально существующими явлениями. Недостатки заключаются в следующем:

1) редко встречающиеся значения изучаемого признака признаются аномальными; в частности, при статистическом подходе одаренность следует рассматривать как отклонение от нормы, т.е. как патологию;

2) статистически определяемая норма имеет ситуативный характер; она дает представление о признаке «здесь и сейчас», и, строго говоря, не позволяет переносить результаты на другую популяцию, другие условия и другое время;

3) она применима, если используется один репрезентативный показатель; использование двух и более приведет к тому, что кривые распределения для каждого будут давать свой вариант границ нормы, а их объединение приведет к сужению диапазона нормы, взятого одновременно по двум и более показателям;

4) статистическое определение нормы не обеспечивает содержательного толкования самого понятия применительно к изучаемому признаку;

5) все функции, процессы и явления, которые нельзя выразить в количественном виде, вообще не могут быть оценены в категориях статистической нормы.

Функционально-системный подход. В теории функциональных систем обосновывается принципиально иной подход к понятию нормы. В этом случае норма понимается не как набор стандартных критерпев, а как процесс, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Психологическая и физиологическая норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняется оптимальная связь со средой и сохраняется оптимальное согласование всех функций организма (Судаков, 1984). Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды (Безруких, Фарбер, 2000).

Такой подход позволяет по-новому подойти к толкованию понятия нормы и обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержания (в отличие от статистической нормы). Однако такое толкование имеет слишком обобщенный характер и нуждается в конкретизации. Явно дискуссионными при этом подходе остаются способы описания возрастной нормы и установления ее критериев.

Медико-биологический подход. Этот подход базируется на имеющемся эмпирическом опыте, лежащем в основе оценки функционального состояния организма, в том числе центральной нервной системы. Считается, что о норме функционирования организма и психики человека можно судить по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения. Безусловно, однако, что сами нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения в зависимости от конкретных внутренних и внешних обстоятельств (социальных условий, развития науки и т.п.).

Иными словами, понятие нормы оказывается динамичной категорией, функционирующей, однако, в определенных пределах, которые, в свою очередь отражают наличие соответствующих структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики. В результате многолетних наблюдений, проводимых в медицине и возрастной физиологии, сложились вполне определенные и довольно четкие представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются и на статистические оценки возрастных изменений, т.е. статистические нормы.

Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения – их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленности развития. Большинство индивидуальных вариаций в развитии обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем. Таким образом, норму можно рассматривать как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития, последние могут группироваться в типы и образовывать типологические нормы.

12.1.3. Проблема периодизации развития

 

Проблема периодизации развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор не имеющих однозначного решения проблем и психологии, и физиологии. Об этом свидетельствуют различные подходы к периодизации развития, существующие в этих науках. Проблема в значительной степени определяется отсутствием общепризнанного критерия, т.е. такого признака или показателя, который был бы равно принят и признан представителями разных наук.

Требования к критерию периодизации были сформулированы еще Л.С.Выготским, который указывал: признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть: 1) показательным для суждения об общем развитии ребенка; 2) легко доступным наблюдению и 3) объективным. В качестве примера такого признака Выготский приводит процесс смены зубов. Действительно, это информативный показатель биологического созревания. Морфологи указывают, что он больше других соответствует календарному возрасту ребенка (Никитюк, Чтецов, 1990). Есть также данные о том, что существует корреляция между темпами смены зубов в дошкольном возрасте и некоторыми аспектами умственного (вербального) развития.

Тем не менее ограниченность такого критерия очевидна. Он охватывает слишком короткий период онтогенеза, и, кроме того, будучи частным признаком, не дает представления о сути процессов, происходящих в организме на выделяемых с его помощью этапах развит







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.