Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 7. Научные методы исследования





Метод как совокупность правил, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности для получения и обоснования объективно истинного знания.

Зависимость характера метода от предмета исследования, степени общности поставленных задач, накопленного опыта, уровня развития научного знания и т.д.

Методология как учение о методах, стремящееся упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность применения их в разных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными для реализации определенных научных целей.

Многообразие видов человеческой деятельности как фактор многообразия методов. Основания и классификация методов познания.

Методология науки как многоуровневая концепция методологического знания.

Основные группы методов. Философские методы. Методы, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится научное и обыденное познание: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и др. Научные методы исследования: методы построения эмпирического знания и методы построения теоретического знания. Методы научного познания: общие и специфические, эмпирические и теоретические, качественные и количественные и т.д.

 

Тема 8. Качественные методы социологических исследований

Качественные методы в социологии. Характеристики качественных методов. Теоретические основания качественных методов. Особенности стратегии качественного анализа. Виды качественных исследований. Возможности и ограничения качественных методов сбора данных. Сочетание методов количественного и качественного анализа.

Методы качественного социологического исследования. Недирективное интервью: общая характеристика метода. История метода: теоретико-метологические истоки, основатели, клиника З. Фрейда и психотерапия К. Роджерса. Правила, методика и техника проведения интервью. Обработка материалов интервью. Тактика и искусство интервьюера. Статус получаемых знаний. Моральные обязательства интервьюера. Соотнесение с клиническим и групповым видами интервью. Биографический метод: общая характеристика метода. Стратегия проведения. Анализ текстов. Обзор тематических областей. Правила транскрипции на бумаге. Методы оценки качества. Валидность, достоверность и надежность. Социокультурная специфика использования метода. Метод отдельного случая и особенности его использования в социологических исследованиях.

Тема 9. Количественные методы социологических исследований

Количественные (формализованные) методы в социологии: общая характеристика, основные достоинства и недостатки.

Теория измерений, ее применение в социологических исследованиях. Основные уровни измерения: номинальный, порядковый, интервальный. Средние величины (мода, медиана, квантиль, среднее арифметическое и т.д.) и их соотнесение с основными уровнями измерения. Линейные и многомерные распределения. Индексы. Методы графического и диаграммного анализа.

Понятие валидности инструмента измерения. Способы валидизации: прагматическая, конструктная, дискриминантная, очевидная. Понятие надежности инструмента измерения. Методы установления надежности: метод неоднократного тестирования, метод альтернативной формы, метод подвыборки.

Шкалирование в политическом анализе. Понятия шкалы, шкальной оценки. Методы шкалирования: Лайкерта, Гуттмана, Терстоуна. Метод семантического дифференциала.

Использование статистических методов в прикладном социологическом исследовании. Вычисление дисперсии. Корреляционный, регрессионный, факторный, кластер-анализ.

Контент-анализ как формализованный метод анализа документов.

Основные представления математической статистики. Подготовка данных к обработке. Элементарные приемы обработки информации. Группировка и визуализация эмпирических данных. Средние показатели вариационного ряда. Меры вариации и рассеяния. Индексы. Анализ временных рядов. Статистическое прогнозирование.

Представление о корреляционном анализе. Трудности в использовании статистики. Статистика и анализ голосований. Факторный анализ. Кластерный анализ.

Наиболее распространенные компьютерные программы статистической обработки информации. Пакет SPSS / PC+, его возможности и особенности использования в политологическом исследовании.

Общие сведения о пакете Statistica и его предназначении. Область применения пакета в исследовании социально-политического процесса. Основные возможностей пользовательского интерфейса.

Организация работы с данными. Вывод результатов статистического анализа и создание отчетов. Графические возможности и интерактивный графический анализ данных. Дополнительные возможности программы (макрокоманды и командные языки).

IV. Рабочая учебная программа

  Наименование разделов и тем   Всего Аудиторные занятия Само-стоя-тельная работа
Лек-ции Практи-ческие работы
Раздел 1        
1. Наука как вид познавательной деятельности        
2. Особенности социального познания        
3. Методология научного познания        
4. Основные методологические подходы в социальном познании        
Раздел 2        
5. Методология, методы и методика социологического исследования        
6. Методологическая составляющая программы социологического исследования        
7. Научные методы исследования        
8. Качественные методы социологических исследований        
9. Количественные методы социологических исследований        
Итого        

 

V. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации но итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. При изучении данного курса необходимо использовать не только основную и дополнительную литературу, предлагаемую для самостоятельной работы, но также многочисленные публикации в специализированных изданиях – таких, как «Философия», «Социологические исследования», «Журнал социальной антропологии и социологии», «Вестник Московского университета» (Серия «Социология и политология»), других многочисленных журналов, порталов, фондов библиотек и т.д.

2. Достаточно большое количество учебного и учебно-методического материала можно найти на специализированных веб-сайтах (на русском и других языках). Особенно это касается содержания тех сайтов, которые специально посвящены изучаемой тематике тех или иных практических занятий (См. подборку сайтов).

3. Надо иметь в виду, что данный курс имеет ярко выраженную методологическую направленность, поэтому при освоении содержания данной дисциплины очень большое внимание должно быть уделено не только получению необходимого минимума знаний, но и развитию специфических навыков и умений (данная рабочая программа содержит достаточно большое количество практических заданий и проблемных задач, которые могут быть выполнены в виде домашних заданий, обсуждены на семинарских занятиях, заседаниях научных конференций).

4. Изучение данного курса предполагает знание основ многих общих дисциплин, серьезную подготовку в области философии, логики, опирается на знание основ методологии и методов социологических и иных исследований, использование навыков проведения конкретных семинарских занятий применительно к специфической проблематике курса. Поэтому при изучении настоящего курса следует активно и последовательно привлекать весь багаж знаний, который получен при изучении родственных дисциплин.

Экзаменационные вопросы

1. Наука как вид познавательной деятельности

2. Социальное познание и его особенности.

3. Методология как теория научного познания.

4. Методология познания социальных процессов: сущность, структура, предмет, цель и задачи.

5. Основные формы научного познания как единицы методологического анализа (проблема, факт, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа).

6. Сравнительная характеристика социологического и исторического познания.

7. Понятие социального исследования.

8. Структура исследования социальных процессов.

9. Описание социальных факторов.

10. Интерпретация (объяснение) социальных фактов.

11. Социальный закон как основа для объяснения и формирования выводов.

12. Понятие методологического подхода.

13. Кризис рубежа XIX-XX вв. в социальных науках и возникновение новых методологических направлений.

14. Феноменология как методологический подход.

15. Структурно-функциональный анализ как методологический подход.

16. Институционализм как методологический подход.

17. Системнный подход в научных исследованиях.

18. Аксиологизм как методологический подход.

14. Методологический подход М. Вебера.

15. Методологический подход П.А.Сорокина.

16.Понятие научного метода.

17. Анализ и синтез. Абстрагирование и обобщение.

18.Индукция и ее виды. Дедукция.

19. Аналогия и моделирование.

20. Построение теоретического знания.

21. Построение эмпирического знания.

22. Сходство и отличие качественных и количественных методов исследования.

23. Выбор методики сбора и обработки социологических данных.

24. Качественные методы социологического исследования.

25. Количественные методы социологического исследования.

26. Соотношение теоретического и эмпирического знания в прикладной социологии.

27. Методологический индивидуализм и методологический коллективизм в социальном исследовании.

28. Детерминизм и индетерминизм в социальном познании.

29. Основные структурные составляющие программы социологического исследования.

30. Понимание и объяснение в социологическом исследовании.

 

VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 2008.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория и методология. М., 2003.

Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М., 2008.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

Дополнительная литература

Андреенков В.Г., Маслова О.М. Эмпирический базис социологичес­кой науки // Социологические исследования. 1987. № 6.

Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10. С. 76-86.

Алексахин С.В., Балдин А.В., Криницин В.В. и др. Прикладной статистический анализ данных: Теория. Компьютерная обработка. Области применения: Учеб.-практ. пособие для вузов. М., 1998.

Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. М., 2001.

Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен). М., 1996.

Арендт Х. Истина и политика. М., 2000.

Барсков А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии. М., 1994.

Белов Г.А. Современные концептуальные подходы и методы исследования // Кентавр. 1993. № 5. С. 147-150.

Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1958.

Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.

Бэкон Ф. Новый органон / Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1978. Т. 2.

Васильева Е.Г.Методика и техника конкретного социологического исследования: Учебно-методическое пособие. Волгоград, 2000.

Вебер М. Исследования по методологии науки. М., 1980.

Вебер М. Объективность социально-научного и социально-политического познания / Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958.

Возможности и границы познания. М., 1995.

Воробьев Е.Н., Рогачев И.Н. Аналитико-прогностическая работа. М., 1999.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.

Гемпель К. Логика объяснения. М., 1998.

Голофаст В.В. Методологический анализ в социальном исследовании М., 1981.

Границы науки. М., 2000.

Гудмен Н. Способы создания миров. М., 2001.

Гуров Ю.С. Методология и методика социологических исследований. Чебоксары, 1995.

Декарт Р. Рассуждение о методе / Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989.

Делез Ж. Логика смысла. М., Екатеринбург, 1998.

Ельмеев В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб., 1995.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994.

Ильин В.В. Философия науки. М., 2003.

История методологии социального познания. Конец XIX-XX вв. М., 2001.

Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М, 1999.

Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. Р/на/Д., 2006. С. 7-169.

Кохановский В.П. Философия и методология науки. Р/на/Д., 1999.

Кравец А.С. Методология науки. Воронеж, 1991.

Кузнецов Б.Г. Эволюция картины мира. М., 1961.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

Кузнецова Л.Ф. Картина мира и ее функции в научном познании. М., 1984.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

Лазасфельд П. Сфера методологии / Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965. С. 68-116.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

Лукашевич В.К. Научный метод: структура, обоснование, развитие. Минск, 1990.

Макинтайр Э.Ч. После добродетели. М., 2000.

Малкей Н. Наука и социология знания. М., 2003.

Методологические основы социологии: Социология как наука. В 2-х ч. Минск, 1992.

Методология науки: человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного познания: Сборник. Томск, 1996.

Микешина Л.А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. М., 2009.

Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуре. М., 1992.

Найссер У. Познание и реальность. СПб., 1997.

Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. М., 1970.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

Объяснение и понимание в социальном познании. М., 1990.

Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. М., 1997.

От логического позитивизма к постпозитивизму: Хрестоматия. М., 1993.

Петров Ю.А., Захаров А.А. Практическая методология. М., 1999.

Пирс Ч. Начала прагматизма. Т. 1. СПб., 200.

Подкорытов Г.А. О природе научного метода. Л., 1988.

Плотинский Ю.М. Моделирование социальных процессов. М., 2001.

Политология. Проблемы теории // Отв. ред. проф. В.А. Гуторов. СПб., 2000.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М., 1992.

Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8-10.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Проблема знания в истории науки и культуры. СПб., 2001.

Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.

Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1982.

Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. Киев, 1997.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.

Симанов А.Л. Методологическая функция философии и научная теория. Новосибирск, 1986.

Соколова Л.Ю. Историческая эпистемология во Франции. СПб., 1995.

Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. Минск, 1974.

Страус А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. М., 2001.

Татарова Г.Г.Методология анализа данных в социологии: Учебник для вузов. М., 1999.

Теория и метод. М., 1987.

Теория и методы в социальных науках. М., 2003.

Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М., 1998.

Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная стратегии: эмпирическое исследование как измерение в широком смысле // Социс. 2000. № 10.

Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. М., 1996.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Философия и методология науки. М., 1996.

Философия и методология науки: В 2 ч. М., 1994.

Философия науки. Учебное пособие для вузов. М., 2006.

Фишман Л.Г. В ожидании Птолемея. Трансформация метапарадигмы наук об обществе. Екатеринбург, 2004.

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

Шляпентох В.Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал. М., 2006.

Шрайбер В. Социальные науки: опыт анализа методологии // Свободная мысль. 1992. № 13.

Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.

Эндрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования. М., 2000.

Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986.

Юдин Б.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001.

Интернет-ресурсы по курсу

Всероссийский Центр Изучения Общественного мнения

http://www.wciom.ru

Государственный Университет Высшая школа экономики

http://www.hse.ru/

http://www.mrg.ru

Группа «Мониторинг.ru»

http://www.monitoring.ru

Группа ЦИРКОН

http://www.zircon.ru

ГФК-ВЦИОМ

http://www.vciom.ru

«Евро-Азиатский центр социальных исследований»

http://www.krav@chel.surnet.ru

Европейский Университет в Санкт-Петербурге

http://www.eu.spb.ru/

ИНДЕМ Региональный общественный фонд

http://www.indem.ru

Институт госуправления и социальных исследований МГУ

http://www.geocities.com/Athens/Olympus/9671/

Институт независимых социологических исследований

http://www.indepsocres.spb.ru

Институт социально-политических исследований РАН

http://www.ispr.ras.ni/

Институт социологии Государственного университета гуманитарного

образования (ИС ГУГО), Москва

http://www.isras.rssi.ru/Education.htm

Институт социологии РАН

http://www.isras.rssi.ru/institute-of-sociology.htm/

Интерсоциоинформ

http://www.inteltec.ru/intersoc

ИнтерЦентр (Междисциплинарный академический центр социальных

наук)

http://www.msses.co.ru/interc/index.html

Информационно-аналитическое управление РАГС

http://www.rags.ru/SUS-center.htm/

Интерсоциоинформ

http://www.inteltec.ru/intersoc

Исследовательский центр «Русская социология». Санкт-Петербург







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.