Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цель (она сформулирована в качестве одной из задач во введении) и задачи прикладного исследования





Объект и предмет исследования

Гипотезы исследования

Методическая часть (обоснование используемых методов)

Расчет выборки (обоснование типа выборки)

Методы обработки и анализа информации

Анализ эмпирических данных

Выводы

 

Заключение: соотношение теоретической и эмпирической частей работы, общие выводы по задачам и рекомендации.

 

 

III. РУБРИКАЦИЯ ТЕКСТА

Представление работы в виде "сплошного" текста не допускается.

Рубрикация текста работы представляет собой членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.п. Рубрикация в дипломной работе отражает логику научного исследования и по­тому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные ло­гически соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является абзац - отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Это композиционный прием, ис­пользуемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли высту­пали более зримо, а их изложение носило более завершенный харак­тер. Абзацы облегчают восприятие текста и его чтение.

Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пре­делах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

Деление текста на более крупные части нельзя совершать пу­тем механического расчленения текста. Основная часть, как правило, не может состоять лишь из одной главы, она состоит из нескольких, как минимум, из двух глав. Главы могут быть (но не должны обяза­тельно) разделены на параграфы. Деление работы на главы и пара­графы осуществляется так, чтобы части работы были пропорцио­нальными по объему и научному содержанию.

Глава - это часть текста, в которой содержится большая смы­словая единица, параграф - это подраздел текста внутри главы, со­держащий логически важную часть главы.

Делить основной текст на структурные части следует с учетом логических правил деления понятия. При разбивке главы на пара­графы следует выполнять следующие правила:

I. Перечислять все виды делимого понятия. Объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия, и глава по своему смысловому содержанию должна точно соот­ветствовать суммарному смысловому содержанию относящихся
к ней параграфов.

II. На протяжении всего текста избранный нами признак деления должен оставаться одним и тем же и не подменяться другими признаками.

III. По смыслу члены деления должны исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое.

IV. Деление должно быть непрерывным, т.е. в процессе деления нужно переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них.

 

Объем введения не может быть менее одной страницы. Опти­мальный размер введения - до 10% текста. То же самое относится к заключению, но все отклонения по объему должны быть в меньшую сторону. Остальной объем работы приходится на основную часть.

Существует несколько формальных систем нумерации струк­турных элементов, из которых наиболее подходящими для курсовой работы являются две.

Первая называется десятичной системой. В десятичной систе­ме применяются только арабские цифры для глав, а нумерация пара­графов образуется путем приписывания к номеру главы номера пара­графа, которые разделяют точкой. Таким образом, цифры "2.1" и "2.2" обозначают номера параграфов главы 2. Если параграф 2.2 де­лился бы на части, то для их обозначения использовалась бы сле­дующая нумерация: 2.1.1, 2.1.2 и т. д. Тем самым по номеру раздела легко определить его место в структуре всего текста.

Распространена и другая система, в которой главы обознача­ются словом "глава" с номером, а параграфы знаком "§" с указанием порядкового номера данного параграфа в главе. Например, "§ 2.1".

Выбор той или иной системы - дело вкуса, обязательно лишь последовательно придерживаться однажды выбранной системы на протяжении всего текста и следить, чтобы обозначение выделяемых частей текста соответствовало их месту в иерархии частей текста.

Не следует увлекаться делением текста на части: часть текста с любым заголовком не может быть меньше одной страницы. В дипломной работе бывает вполне достаточно разделить основную часть на 2-3 главы, а главу – на 2-3 параграфа. Каждый параграф в главе не может быть по объему меньше 6-7 страниц.

При написании текста следует следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует либо вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения мысли. Следует постоянно проверять, носит ли аргументация логи­чески стройный характер. Здесь можно воспользоваться таким пра­вилом: в идеале каждая глава, параграф и даже абзац должны быть такими, чтобы их можно было заменить тезисами.

Желательно, чтобы конец каждой главы, параграфа или абзаца имел логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчивать каждый параграф и главу подведением их итогов, из ко­торых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмот­рения проблемы, которое последует в новой главе или параграфе. Можно порекомендовать и другой прием, а именно: начинать каж­дую главу или параграф с вводного абзаца, который подсказывает читателю, о чем пойдет речь дальше.

Заголовки глав и параграфов работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заклю­чена. Нельзя включать в заголовок сокращенные слова и аббревиату­ры.

Любой заголовок в научном тексте должен быть по возможно­сти краток, т.е. он не должен содержать лишних слов. Однако и чрезмерная его краткость очень нежелательна, так как чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Особенно опасны за­головки, состоящие из одного слова. По такому заголовку сложно судить о теме следующего за таким заголовком текста.

 

 

IV. ЯЗЫК И СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ

Текст работы необходимо излагать грамотным литературным языком. Следует избегать длинных, нечетких предложений, общих фраз, трафаретных, штампованных выражений. Формулировать свои мысли надо четко, кратко, не допускать произвольных сокращений и двусмысленных толкований.

Язык и стиль дипломной работы являются частью пись­менной научной речи. Не существует свода "писанных правил" на­учной речи, но можно говорить о некоторых особенностях научного языка, уже закрепленных традицией.

Наиболее характерной особенностью языка письменной науч­ной речи является формально-логический способ изложения мате­риала. Личная манера изложения в современной научной литературе уступила место безличной. Иными словами, местоимение "я" не употребляется, а местоимение "мы" постепенно выходит из употреб­ления. (Можно считать, допустим, что...).

Для научного текста характерна смысловая законченность, це­лостность и связность. Важнейшим средством выражения логиче­ских связей являются здесь специальные функционально-синтакси­ческие средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (сле­довательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., не­обходимо рассмотреть...), итог, вывод (можно предположить что..., итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, ука­занные, рассмотренные, изученные, отмеченные и др.).

Не всегда такие и подобные им слова и словосочетания укра­шают слог, но они являются своеобразными "дорожными знаками", которые предупреждают о поворотах мысли автора. Читатель работы сразу понимает, что слова "действительно" или "в самом деле" ука­зывают, что следующий за ними текст предназначен служить доказа­тельством, а слова "с другой стороны", "напротив" и "впрочем" го­товят читателя к восприятию противопоставления, "ибо" - объясне­ния.

Наконец, имеются слова и выражения, которые вообще не следует использовать в научном тексте, например: "очевидно", "об­щеизвестно", "само собой разумеется", "естественно". Очевидным и общеизвестным положениям не место в научной работе. Не следует также употреблять местоимения "что-то", "кое-что", "что-нибудь" в силу их неопределенности.

Особенностью языка научного исследования является также отсутствие экспрессии и эмоциональных языковых элементов, разго­ворной лексики.

У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности. Объективность изложения - основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, ра­зумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо пола­гать), как возможный (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем вы­сказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя спе­циальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведе­ниям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

Качествами, определяющими культуру научной речи, являют­ся логичность, точность, ясность, краткость и грамотность.

 

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.