Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Всемирный день борьбы с бронхиальной астмой





По традиции ежегодно в первый вторник мая прово- дится День астматика. Цель мероприятия – повысить ос- ведомленность о заболевании и улучшить качество по- мощи астматикам. Сегодня около 300 млн человек во всем мире страдают от астмы, а к 2025 г. прогнозируется увеличение числа заболевших на 100 млн. Нельзя недо- оценивать опасности бронхиальной астмы – это заболе- вание уносит жизни 250 тыс. человек в год, а многих людей делает инвалидами. В России, по данным офици- альной статистики, насчитывается около 1 млн 380 тыс. пациентов с астмой, причем эти цифры эксперты при- знают заниженными в несколько раз. Отягощенная наследственность, ухудшение эколо- гической обстановки, активное и пассивное курение, работа на вредных производствах, частые респира- торные заболевания – все это факторы риска развития бронхиальной астмы. Хотя при правильном лечении люди с этим диагнозом могут вести обычный образ жизни, нельзя забывать о том, что при астме могут воз- никать тяжелые, в том числе жизнеугрожающие обост- рения. «Современные лекарства позволяют контролиро- вать симптомы бронхиальной астмы. За последние годы резко сократилось число госпитализаций и вызовов скорой помощи в связи с астмой, однако и сегодня почти у половины пациентов астма остается неконтроли- руемой. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо обучать и пациентов, и врачей правильно оценивать контроль симптомов, научить их оказывать промощь при при- ступе, грамотно пользоваться ингаляционными устрой- Всемирный день борьбы с бронхиальной астмой И Н Ф О Р М А Ц И Я ИНФОРМАЦИЯ ствами, знать нелекарственные меры, помогающие пре- дупредить симптомы болезни. Достижение контроля над бронхиальной астмой позволяет людям избавиться от приступов и не ограничивать свою повседневную ак- тивность. При этом нельзя недооценивать и экономиче- ский эффект от правильной терапии этого заболевания, ведь симптомы и особенно обострения бронхиальной астмы ударяют по семейному бюджету, а также при- водят к огромным расходам системы здравоохранения и потерям, связанным с временной нетрудоспособно- стью. Обострение бронхиальной астмы – очень серь- езное событие в жизни астматика. И дело не только в том, что обострение может угрожать жизни человека. Каждое обострение не проходит без следа для бронхов и общего течения заболевания, постепенно ухудшая функцию легких. Предупреждение обострений и необ- ратимого снижения легочной функции – это важнейшие долговременные цели терапии бронхиальной астмы. В нашем арсенале давно не появлялось новых классов препаратов для лечения астмы, и в этом отношении 2015 год примечателен. Согласно Глобальной инициативе по бронхиальной астме – авторитетным международным рекомендациям по лечению астмы, появился эффек- тивный М-холинолитик длительного действия. Это ин- галяционное лекарство не только расширяет бронхи, но и способно снижать риск обострений, улучшая прогноз у сложных категорий астматиков», – комментирует главный пульмонолог Департамента здравоохранения Москвы, профессор А.С. Белевский. Предоставлено агентством ag-loyalty.com

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В АСТМА-ШКОЛЕ

Школа здоровья для больных БА – регулярная форма занятий с больными, которые в течение оп- ределенного периода изучают ряд тем. Занятия проводятся: • для амбулаторных и стационарных больных; • как врачами, так и специально обученными медсестрами; • для всех больных БА; единственное требо- вание – сохранные интеллект и память (больной должен усвоить полученную инфор- мацию); в группу входят больные разного возраста и с разным стажем заболевания; • у больных с тяжелой формой БА необходимо дополнять групповые занятия индивиду- альным обучением. Набор в Школу здоровья для больных БА осу- ществляется в стационаре: о начале работы Школы оповещаются все врачи, которые составляют список пациентов, нуждающихся в обучении, и на- правляют их на занятия. На амбулаторном приеме участковые врачи со- общают больным предполагаемую дату начала за- нятий и затем по контактному телефону пациентов оповещают о начале занятий. Школа организуется приказом руководителя ме- дицинского учреждения. В приказе утверждаются: • лица, ответственные за выполнение этой работы; • инструкции, порядок и форма направления пациентов на обучение в Школу; • статистические формы регистрации и учета; • план и график работы; • помещение для проведения занятий, пере- чень оборудования. Обязательное требование – недопуск на после- дующие занятия пациентов, не посетивших 1-е за- нятие, т.е. Школа должна быть закрытым коллек- тивом, к которому на протяжении цикла занятий не присоединяются новые больные. Если не соблю- дать это правило, новые больные задают вопросы, которые уже обсуждались, и тянут группу назад. Группа проходит полный цикл занятий, после чего набирается новая группа. Число больных в группе не должно быть более 8–10. Предпочтительно обу- чение пациентов совместно с членами их семей, имеющими возможность влиять на образ жизни пациента. Занятия лучше проводить в учебном классе или другом помещении, в котором имеются столы, чтобы пациентам было удобнее произво- дить записи. Для каждого занятия необходим де- монстрационный материал: плакаты, буклеты, ле- карства, видеофильм и др. Цикл занятий может быть ограничен 5 уроками продолжительностью не более 1,5 ч. Общая продол- жительность цикла не должна составлять более 7–10 дней. Занятия желательно проводить ежедневно или, в крайнем случае, – с интервалом в 1–2 дня. В течение года обычно проводится 7–9 циклов, но при необходимости их может быть и больше. В летние месяцы обучение не проводится. На 1-м занятии необходимо предупредить больных, что они должны задавать вопросы по мере их возникновения, не дожидаясь конца за- нятия. Таким образом, монолог врача прерывается вопросами и замечаниями больных, и занятие из лекции превращается в беседу

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА аСТМА-ШКОЛЫ

В образовательную программу входят сле- дующие темы: 1. Что такое БА? 2. Почему возникает приступ. Аллергия и БА. 3. Хроническое воспаление и БА. Механизмы обструкции при БА. 4. Неаллергические причины БА. 5. Пикфлоуметрия. Бронхолитический тест. Правила построения графиков пикфлоуметрии. 6. Индивидуальные зоны контроля. 7. Ингаляционная терапия БА. Симптома- тическое лечение БА. 8. Лечение хронического воспаления при БА. 9. Глюкокортикостероидная терапия при БА. 10. Лечение обострения БА. 11. Лечение и профилактика вирусной и бакте- риальной инфекции

ОбУЧЕНИЕ В АСТМА- ШКОЛЕ

БА – наиболее распространенное заболевание бронхолегочной системы. Она может развиться в любом возрасте, однако почти у половины больных начинается в детстве. Чаще болеют БА лица жен- ского пола. Ею страдают 5–10% взрослого населения, что и определяет ее высокую социальную значи- мость [2, 4]. За последние 10 лет заболеваемость БА во многих странах увеличилась более чем на 50% (рис.1). В от- дельных африканских странах распространенность некоторых симптомов БА достигла 70% и более. Высок уровень заболеваемости (более 10% взрослого населения) в Австралии, Новой Зеландии, на Кубе. В странах Западной Европы распространенность БА составляет 50%. В России болеют БА примерно 2% на- селения, из которых около 1 млн имеют инвалид- ность в связи с этим заболеванием [4]. К сожалению, в большинстве стран мира не только не снижается заболеваемость БА, но и увели- чивается смертность от нее. Например, в США от БА ежегодно умирают 4 из 10 тыс. больных, а в Великобритании – 20. С середины 70-х годов про- шлого столетия в промышленно развитых странах отмечается постепенное возрастание смертности больных в возрасте от 5 до 35 лет, что является след- ствием нарастания тяжести течения процесса [5]. Заболеваемость БА у детей – от 2 до 15% с досто- верной тенденцией к росту. Проблемой остаются ги- подиагностика заболевания и недостаточное исполь- зование медикаментозных средств, в том числе у детей и подростков. БА у детей диагностируют в любом возрасте, даже на 1-м году жизни. У 50% детей болезнь стартует в возрасте до 3 лет, у 80% – в дошко- льном возрасте. Дебют БА у взрослых чаще рассматри- вают как экзацербацию БА детского возраста после длительной ремиссии, трактовавшейся как изле- чение [6]. Около 30% больных редко прибегают к использо- ванию противоастматических препаратов, 30% поль- зуются ими регулярно, 20–25% болеют тяжелой формой заболевания и вынуждены прибегать к приему нескольких антиастматических препаратов, 8–10% страдают инвалидизирующей формой болезни [6]. Расходы на борьбу с этим недугом ложатся тя- желым бременем на бюджет любой страны. Поэтому эта проблема и социальная, и экономическая.

На базе МСЧ в период проведения профосмотров была создана астма-школа. Это – тестовый вариант такой школы, так как на сегодня в Светогорске нет не только астма-школы, но и группы здоровья по ка- кому-либо заболеванию. Задачи астма-школы: повышение уровня знаний больных • о заболевании; обучение методам само- и взаимопо- • мощи; обучение методам пикфлоуметрии; • составление режима питания • и меню; формирование у пациентов правиль- • ного понятия о здоровом образе жизни; изменение отношения пациентов • к своему заболеванию и здоровью. Слушатели астма-школы были проан- кетированы до и после курса занятий, для чего использовались общая анкета и ан- кета, основанная на опроснике ТОБОЛ. Большинство пациентов отметили улучшение самочувствия. Уменьшились выраженность тревоги, раздражитель- ности (рис. 4). У больных улучшилось настроение, они меньше стали предаваться унынию и грусти, меньше думают о возможности неприятных ситуаций (рис. 5). Пациенты отметили улучшение сна. Если до посещения астма-школы сон часто прерывала необходимость приема лекар- ственных средств, вследствие чего были сонливость по утрам, слабость, снижение трудоспособности, то после занятий таких случаев стало меньше, увеличилась про- должительность сна. Пациенты чувствуют себя более бодрыми утром (рис. 6). Если до посещения астма-школы 75% респондентов не придерживались опреде- ленной диеты и режима питания или до- пускали погрешности, то после занятий в школе эта цифра снизилась до 60%. До посещения астма-школы 35% больных предпочитали одиночество, оста- вались со своей проблемой один на один, не считали нужным ее обсуждать; после курса занятий таких больных стало на 15% меньше. До посещения астма-школы 28 че- ловек проявляли определенную насторо- женность по отношению к врачам и медсестрам, а после за- нятий такое отношение к медицинским работникам сохрани- лось только у 20 человек. До посещения астма-школы большинство больных считали, что предложенное врачом лечение в большей или меньшей сте- пени им не подходит; после курса занятий увеличилось число Медицинская сестра 2011 № 5 пациентов, считающих, что предложенная терапия соответствует их состоянию (рис. 7). Причинами нарушения приема лекарственных средств до посещения астма-школы были высокая стоимость лекарственных средств, слабый видимый эффект, боязнь осложнений, трудности в использо- вании ингаляционных глюкокортикоидов. После по- сещения занятий отношение к приему лекарст- венных препаратов существенно изменилось; осо- бенно это касается приема ингаляционных глюко- кортикоидов (20% пациентов перестали их игнорировать). В результате обучения в астма-школе изменилось отношение к будущему: большинство пациентов счи- тают, что соблюдение назначенного лечения и ре- жима может сказаться на нем положительно. После курса занятий в астма-школе, которые про- водила медсестра, мы попросили больных оценить ее работу по 5-балльной системе. Большинство оценили работу медсестры как от- личную. Медсестра помогла пациентам овладеть в полном объеме необходимой информацией, нау- чила методике пикфлоуметрии, правильному ис- пользованию ингаляторов, само- и взаимопомощи, была доброжелательна, корректна.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.