Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социология социальной сферы как наука





Развитие социологии и социологического образования в России в последнее десятилетие является важным фактором углубления социального познания и гуманитаризации образования, а также совершенствования социальной практики, ибо социология - это фундаментальная наука о человеке и обществе, о взаимодействии людей в процессе их деятельности. Когда общество идет к своему новому качественному состоянию, именно социология призвана проанализировать ситуацию, оказать помощь в выработке целостной концепции его развития.

Особое значение в условиях кризисного состояния нашей страны, стремительного нарастания проблем социального развития, растраты человеческого потенциала, разбалансированности социальных отношений приобретает фундаментальное исследование социальной сферы, ее особенностей, эффективности реализации ею своих функций, определения приоритетов, выстраивания реалистичной стратегии ее развития.

В связи с этим представляется значимым решение ряда теоретических проблем, таких как определение границ социальной сферы как объекта социальной политики, выявление противоречий, сложившихся между целями, потребностями, интересами людей и возможностями социальной сферы, а также самих групп и слоев населения в реализации своих интересов, связанных с социальным воспроизводством действительной жизни. Важным представляется уточнение эндогенных и экзогенных факторов, детерминирующих ее функционирование, разграничение социального от экономического, политического, культурологического, определение ориентиров, базовых ценностей ее самодвижения как интеграционной системы.

Не утрачивает своего значения и задача системных эмпирических исследований реальных социальных проблем. Возникает также необходимость подготовки специалистов-социологов, хорошо знающих "устройство" того пространства, на котором им предстоит профессионально трудиться, принципы функционирования социальной сферы, шкалу измерения социальных процессов, специалистов, способных на современном уровне знаний обеспечивать управление развитием социальной сферы.

К сожалению, сегодня в условиях нехватки подготовленных социологических кадров нашего профиля создание информационно-аналитических служб и отделов при администрациях регионов связано со значительными трудностями. Нередко исследования проводятся неквалифицированно, на крайне низком уровне, что лишь дискредитирует социологическую науку. Кадровое обеспечение исследований социальной сферы позволило бы снять эти проблемы, а также способствовало бы формированию социологического мышления у руководящих кадров и специалистов социальной сферы на местах.

Таким образом, три фундаментальные задачи науки - объективная оценка существующего знания, приращение нового знания и преподавание научного знания - оказываются тесно между собой связанными.

Попытки коррекции кризисных тенденций, требующие опоры как на теорию, так и на эмпирические исследования, стали предпосылкой становления социологической теории социальной сферы и способствовали выделению этой теории в самостоятельную область знания, образующую фундамент научной и профессиональной подготовки специалистов-социологов, ориентированных на работу в социальной сфере.

Следует отметить, что в западной социологии нет такой специальной теории, как социология социальной сферы, хотя само понятие используется в социологической науке, а в учебных заведениях ведется подготовка кадров по специальности "социальная политика". Возможно, это объясняется различиями в социокультурных традициях стран, в концептуальных подходах к дифференциации отраслей социологического знания.

Новая система знаний о социальной сфере, представленная в этой работе, строится на фундаменте теоретических ценностей, накопленных отечественной социологической школой. Она также учитывает мировой социологический опыт. Именно историческое своеобразие России, традиции и психологический склад российского народа, его поведенческие стереотипы, установки и мотивация наполняют категории социологии социальной сферы самобытным и вполне конкретным содержанием. Это - та самая социальная реальность, которая зависит в конечном счете от воли и сознания людей. Вместе с тем социокультурный опыт народа должен совершенствоваться, трансформироваться с учетом новых условий жизнедеятельности. И это обстоятельство также не может не оказывать своего влияния на процесс становления новой социологической теории.

Социологическая теория социальной сферы обеспечивает комплексное изучение объекта и представляет собой системное знание со сложной внутренней структурой, имеющей различные уровни, направления и тенденции в развитии ее предмета. В этой системе знаний следует выделить по меньшей мере три уровня его организации: теоретико-методологический, конкретно-социологический и социоинженерный.

Представляется, что социальную сферу как социально-философскую категорию нельзя изучить без общетеоретического анализа, опирающегося на философское и историческое знание, на данные социальной антропологии. Этот уровень предполагает интерпретацию ключевых понятий и раскрытие основной функции объекта, выделение в нем определенных компонентов, а также анализ его внешних связей с другими сферами жизнедеятельности общества. Предмет исследования здесь рассматривается как составная часть, как компонент определенного общественного целого.

Конкретно-социологический уровень исследований связан с операциональной разработкой понятийного аппарата, изучением реальных проблем социальной сферы, ее региональных особенностей. Он оснащен присущей ему методологической и процедурно-методической исследовательской базой, опираясь на которую можно успешно разрешить реальные противоречия функционирования и развития объекта, разрабатывать практические рекомендации по совершенствованию социальной политики, повышению эффективности адресной социальной защиты. Объектом исследований является вся социальная сфера или любой из ее компонентов. Социологический анализ ведется на макро-, мезо- и микроуровне, обеспечивая изучение реально существующих в нашем обществе социетальных, региональных и местных социальных проблем.

Проблематика социологических исследований определяется нарастающими противоречиями между социальными потребностями общества и усиливающейся деградацией социальной сферы. Они характеризуются разрушением потенциала социальной сферы, социальной инфраструктуры, интенсивным расслоением общества, ростом доли обнищавших и маргинализирующихся слоев населения, ухудшением качественных характеристик популяции, нарастанием региональных противоречий, связанных с дифференциацией положения различных территорий, ухудшением социального самочувствия населения, ростом социальной напряженности, а также необходимостью выработки эффективной социальной политики и системы социальной защиты.

Каждый уровень анализа и каждый из его аспектов предполагает специфическую постановку целей и задач исследований, конкретизация которых в рамках данной работы не представляется возможной. Можно указать лишь наиболее актуальные направления такого анализа. К ним следует отнести проблемы занятости и безработицы, изучения уровня потребительских запросов и жизни населения, культурно-духовных интересов, морально—психологического состояния, а также исследования потенциала социальной сферы, эффективности социальной защиты различных групп населения и типов семей. Все эти направления так или иначе интегрируются с научно-информационным обеспечением, анализом деятельности социально-аналитических служб, ведающих прогнозированием социальных процессов в обществе, регионе.

Социоинженерный уровень частной социологической теории решает задачи изменения организационных структур, повышения компенсаторных возможностей социальной сферы, эффективности социального воспроизводства различных групп населения, социального проектирования и создания технологий организации управления социальными процессами.

В условиях разрыва между социальной теорией и практикой (когда у одних возникает вполне обоснованное сомнение в возможности социальных наук и особенно социологии, на которую возлагались большие надежды, предложить что-либо серьезное для понимания и преодоления социального кризиса, у других - в возможности преодоления иррациональности самой социальной практики, ее стихийности и невосприимчивости к рекомендациям социальной науки) возникает необходимость дальнейшего развития социологической теории социальной сферы как научной и учебной дисциплины - дисциплины, которая имела бы непосредственное отношение к организации эффективной социальной деятельности общества, обеспечению расширения функций государства в области планирования и управления обществом.

Необходимость дальнейшей разработки социологии социальной сферы также связана с тем, что любое управленческое решение в социальной сфере затрагивает интересы людей, меняет их статус, трансформирует поведение множества взаимодействующих групп. При этом для разработки стратегии развития социальной сферы региона и общества в целом органам управления крайне необходима полная, точная, направленная информация о потребностях, интересах, ценностях, поведении общественных групп в тех или иных социальных ситуациях, равно как и о влиянии этого поведения на общественные интересы. Несомненно, в перспективе дальнейшего развития этой научной дисциплины выявятся новые исследовательские задачи в соответствии с реальным социальным запросом.

Пока еще теория социальной сферы в рамках общей социологии не обрела своего места. Автор этой работы, конечно, не мог не только решить, но даже поставить все вопросы. Не полностью завершена еще разработка многих фундаментальных теоретических и методологических проблем. Несмотря на несомненные достижения в эмпирическом изучении социальных проблем, опыт таких исследований должным образом не обобщен, не систематизирован. Между тем в нем обнаруживаются серьезные противоречия, без глубокого анализа которых невозможны дальнейшая исследовательская деятельность в социальной сфере и процесс обучения будущих специалистов.

Теоретико-методологические и эмпирические исследования требуют продолжения работы над категориальным аппаратом и переводом на язык теории множества феноменов и зависимостей, которые сегодня уже стали фактами обыденного сознания, но в аппарат науки пока не включены. Это относится прежде всего к фундаментальной категории "социальная сфера", непосредственно обслуживающей ее понятийный аппарат.

Задачей чрезвычайной важности является продолжение работы по методическому обеспечению социологических исследований социальной сферы, разработке новых систем аналитических и нормативных показателей и соответствующих им индикаторов, совершенствованию способов их измерения, расширению используемых видов социологической информации, обогащению методов сбора и анализа первичной информации.

Необходимо продолжение историко-социологического анализа мер, предпринимавшихся органами государственной власти, общественными структурами для улучшения социальных механизмов развития социальной сферы на разных исторических этапах развития России. Нужны социальные эксперименты, нацеленные на совершенствование ныне действующих социальных механизмов регуляции и развития социальной сферы, проводимые с участием социологов и под их контролем.

Важно поднять роль социологии в дальнейшей разработке социальной политики государства, в решении узловых теоретических и практических проблем социального развития общества, четком определении его конкретных целей. Значимыми являются проблемы определения этапности реализации социальных программ, формирования системы практических мер по их воплощению в жизнь, дифференцирования этих мер с учетом особенностей различных районов страны, социально—демографических, профессиональных, региональных групп населения. Важной задачей является обеспечение обратной связи в управлении социальной сферой, налаживании систематического контроля социологическими методами за ходом выполнения программ, протекания социальных процессов в обществе.

Таким образом, в дальнейшем развитии социологии социальной сферы предстоит продолжить работу над решением трех групп задач:

1) теоретико-методологических,

2) прикладных,

3) социоинженерных.

Первоочередным в реализации первой группы задач является продолжение разработки теории, методологии и методики изучения социальной сферы:

4 всего комплекса связей социальной сферы со средой;

4 социального механизма функционирования и развития социальной сферы как целостной системы и конкретных форм организации связей с материально—производственной, культурно-духовной и политической сферами;

4 основных механизмов, регулирующих процессы социального воспроизводства действительной жизни;

4 социальной дифференциации общества и его социальной структуры;

4 социальной активности населения в социальной сфере;

4 системы управления социальной сферой общества;

4 социальной политики как фактора развития социальной сферы;

4 социальной защиты как интегральной характеристики развитости социальной сферы;

4 социальных результатов функционирования механизмов, регулирующих процессы в социальной сфере;

4 отношений между группами людей, занимающими разное положение в обществе, различающимися не только неодинаковым участием в экономической жизни, источниками дохода, но и структурой личного потребления, уровнем личностного развития, типом общественного сознания, образом жизни;

4 процессов распределения и распределительных отношений, личного потребления и потребностей деятельностного бытия человека;

4 эффективности результатов социального воспроизводства субъектов жизнедеятельности, состояния и динамики социальной сферы, уровня социальной безопасности и защищенности населения как интегрального показателя ее развитости;

4 интересов, ожиданий и предпочтений различных социальных групп, осознание и оценку людьми факторов и условий своей жизнедеятельности, возможностей и перспектив развития, реализации своих творческих потенций;

4 специфических закономерностей функционирования и развития социальной сферы, общих и особенных характеристик социальных механизмов управления,

4 конкретных социальных проблем, регистрируемых реалий, позволяющих углубить интерпретацию наблюдаемых явлений и процессов.

Прикладные задачи состоят в том, чтобы провести конкретные социальные исследования проблем социальной сферы, дав ответы на вопросы:

4 в чем суть основных противоречий и дисфункций социальной сферы и каковы причины их вызвавшие?

4 каковы проблемные звенья в социальных механизмах функционирования социальной сферы, тенденции, динамика ее развития, каковы возможные и оптимальные модели развития?

4 можно ли говорить об эффективности и достаточности социальной инфраструктуры общества, региона, поселения?

4 каково влияние культурных факторов, норм, ценностей, унаследованных из прошлого и формирующихся сегодня в системе социальных институтов общества на социальную деятельность людей, их потребительское поведение?

4 каковы результаты действия социальных механизмов воспроизводства действительной жизни?

4 каковы результаты социального воспроизводства популяции?

4 каким образом складывается социальная структура общества?

4 каков состав и качественные особенности образующих ее социальных групп и какова их иерархия, межгрупповые взаимодействия?

4 каковы основные виды и формы социальной деятельности и поведения социальных групп?

4 какие тенденции здесь наблюдаются?

4 какие факторы определяют динамику поведения социальных групп, влияют на сдвиги в деятельности и поведении социальных групп?

4 какие группы являются лидерами активизации, а какие сдерживают ее?

4 какова система управления социальной сферой, ее основные структурные элементы, эффективность, степень влияния на процессы социального воспроизводства и деятельности социальных групп, повышение активности?

Социоинженерные, сводятся к следующему:

4 оценка эффективности социального воспроизводства человека, групп и механизмов его обеспечивающих;

4 прогнозирование важнейших тенденций динамики социальных процессов;

4 обоснование путей совершенствования системы социальных механизмов развития социальной сферы, социальной политики, социальной защиты.

Если целью социологии социальной сферы как науки является открытие и использование конкретных форм действия социальных закономерностей в деятельности различных групп, коллективов, классов, регионов, то социология социальной сферы как учебный предмет подчиняется достижению педагогических целей, решению задач обучения и воспитания. И как учебный предмет она существует в виде учебных курсов, программ, учебников, созданных педагогами на основе данной социологической теории, и требует ответов на очень важные вопросы: какими должны быть соотношение теоретической и эмпирической подготовки будущих специалистов, качество образования и профессиональной квалификации социологов?

3.3.2. Социология социальной сферы как учебная дисциплина

Учебный предмет "Социология социальной сферы" представляет собой систему педагогических знаний, созданную путем научно-методической переработки социологии социальной сферы как науки. Выделенное в качестве учебного знания содержание этой отраслевой теории изучается с учетом его исторического развития как системы развивающегося знания, имеющего альтернативные подходы и концепции, в порядке воспроизведения логической структуры социологической науки, ее различных школ и направлений, как следствие закономерностей формирования познавательных возможностей субъектов обучения. Профессиональная функция социологии социальной сферы состоит в том, что она закладывает фундамент научного знания, заботясь о его постоянном пополнении усилиями новых генераций ученых.

Место учебного курса "Социология социальной сферы" в подготовке специалистов-социологов, обучающихся в вузе социального профиля, определяют современные условия социально-экономического развития страны, специфические условия становления отечественной социологической науки и подчиненность университета Министерству труда и социального развития Российской Федерации, нашедшие отражение в разработанной профессорско-преподавательским коллективом социологического факультета МГСУ концепции социологического образования в университете. Эта концепция имеет в виду ориентацию модели всей подготовки студентов на социальную сферу. Этим отдано предпочтение конкретной сфере будущей деятельности социолога.

Содержание подготовки студентов в рамках данного курса определяется требованиями, предъявляемыми к работникам органов управления социальной защитой населения и социального развития общества, региона. Оно связано с формированием способности широко, творчески мыслить, глубоко понимать происходящие в обществе процессы, уметь адаптироваться к изменяющимся условиям общественной практики, профессионально решать конкретные задачи анализа социальных процессов, диагностики социальных проблем, предвидения изменения социальной обстановки, целеполагания, обоснования управленческих решений по достижению поставленных целей.

Учитывая, что наши выпускники скорее всего будут работать в сфере управления, где главное - гармонизация отношений "человек-общество-природа", предполагающая новый тип мироощущения, осознание чувства родства с природой, любви к ней, к отечеству, к окружающим людям как высшего блага, - педагогический коллектив ставит перед собой задачу формирования нового типа нравственности как выражения экологического и нравственного императива.

Важнейшим методологическим принципом описываемого учебного предмета является единство логико-содержательного и научно-методического подходов в оценке научного материала, вводимого в учебный предмет, а также учет принципов постепенности и долговременности социологического образования, преемственности социального заказа. Совершенно очевидно, что в условиях ограниченного числа часов, выделенных на изучение предмета, невозможно охватить все многообразие проблем социологической теории социальной сферы. Необходимо разумно ограничить себя в своем желании довести до студентов богатство этой частной социологической теории, но суметь заинтересовать их, показать, что социологическое знание социальной сферы позволяет решить профессиональные задачи в будущем.

При этом степень соответствия учебного знания научному диктуется и всегда будет диктоваться конкретными социально-историческими условиями. И развитие социологии социальной сферы будет постоянно влиять на изменение в учебном предмете и наоборот.

Читаемый в МГСУ курс социологии социальной сферы дает ответ на все вопросы студента:

- какова структура конкретной социологической теории?

- как ее фундаментальные положения переводятся в прикладные формы?

- в чем взаимосвязь методологии, методики и техники исследования социальной сферы, как она может повлиять на социальную практику, участвовать в выработке конкретных управленческих решений?

- какие возможности открывает использование математических, статистических методов и методов экономического анализа?

По нашему замыслу этот курс опирается на рациональное сочетание приобретения в ходе изучения данного курса исследовательских, конструкторских и социоинженерных навыков.

Обучение, как и профессиональная деятельность будущих социологов, тесно связано с четырьмя направлениями:

• эмпирико-аналитическое знание об отдельных социальных явлениях (социальная структура, связи между социальными действиями и пр.), основанное на методах эмпирических исследований и интерпретации их результатов;

• теоретическое, объясняющее знание о социальной деятельности, направленное на раскрытие функциональной деятельности, функциональных и казуальных связей между социальными явлениями на микро- и макроуровне;

• знание о социальной деятельности стратегического характера, направленное на познание ее материальных, организационных и временных условий, ориентирующее в решении тех или иных проблем посредством применения соответствующих методов социального планирования;

• критически-инновационное знание, позволяющее анализировать конкуренцию общественных интересов и вырабатывать по отношению к ним оценочную позицию.

Построение учебного плана нацелено на реализацию научного потенциала, заложенного в названных типах знания. Дальнейшая конкретизация проблемы "наука-учебный план" выявляется при рассмотрении соотношения учебных тем, перечня основных социологических категорий и фактов, предусмотренных для изучения в рамках этой конкретной учебной дисциплины. При этом социология социальной сферы включает в себя категории, социологические законы, методологические принципы, предмет науки, научный метод социологии.

Этим определяется построение учебного плана, в который включены темы, наиболее полно раскрывающие будущее предметное поле специалиста. Первая группа из них связана с изучением генезиса социальной сферы, социального механизма ее функционирования и развития как целостной системы, становления системы управления социальной сферой общества. Вторая - с историко-социологическим анализом формирования теории социальной сферы. Третья - с раскрытием предметного поля социологии социальной сферы, характеристикой ее категориального аппарата. Четвертая группа тем посвящена теоретико-методологическими проблемам социологии социальной сферы, раскрытию конкретных форм связей социальной сферы с материально-производственной, культурно-духовной и политической сферами, ее компонентов, факторов и закономерностей развития. Пятая - с изучением особенностей методологии, методики и техники социологического анализа процесса социального воспроизводства действительной жизни субъектов жизнедеятельности. Шестая - с социологическим обеспечением процессов управления социальной сферой.

Учитывая, что теория и эмпирия могут устаревать, хотя и с различной скоростью, в курсе делается акцент на методологии. Методология всегда остается, дисциплинирует мышление, придает курсу логическую стройность, повышает культуру анализа. Хотя и методике, вооружающей техникой исследования, уделяется большое внимание. Завершается курс деловой игрой с компьютерной поддержкой, представленной достаточно весомым объемом часов.

Пока социология социальной сферы как учебная дисциплина находится в стадии становления, особенно это касается ее прикладной части. Безусловно, это создает определенные трудности в ее преподавании. Как показывает практика, наибольшую сложность у студентов вызывает усвоение теоретико-методологических вопросов учебного курса, форм проявления закономерностей, определяющих пропорции, темпы и механизмы социального развития, принципов и методов управления социальной сферой, особенностей ее информационных и социальных технологий.

Курс требует большего сопряжения с преподаванием на факультете таких сфер профессиональной деятельности социологов, как социальная диагностика, планирование социального развития и социальная политика, управление обществом, социология предприятия, организации, персонала, с производственной и исследовательской практикой.

Составной частью модели подготовки социологов для социальной сферы, принятой в университете, является внедрение в учебный процесс поисково-деятельностного подхода, что в полной мере реализуется в данном курсе. Он предполагает ориентацию студента на активный поиск информации, на самостоятельное получение знаний по социологии при разрешении предполагаемых проблемных ситуаций, способствует использованию полученных знаний по социологии социальной сферы при решении узкоспециальных вопросов.

Новая парадигма социологического образования предполагает качественные изменения в методике преподавания. На смену традиционной лекции, в которой излагается система знаний и студент предстает как пассивный слушатель, потребитель информации, приходит проблемная лекция, на которой студент - активный субъект, продуктивно реагирующий на проблемное освещение темы. Между преподавателем и студентами возникает активная связь, стимулирующая их к мыслительной исследовательской деятельности, совместному творчеству.

Наряду с проблемными лекциями значимую роль играют практические занятия, проводимые в виде "круглых столов", мозговых атак, мини-исследований, студенческих конференций, деловых игр. Использование интерактивных форм обучения - необходимая предпосылка формирования активно мыслящей личности как основы профессиональных действий по прогрессивному преобразованию общества.

Этой цели служит и рубежный контроль за социализацией знаний студентами. В практику обучения вошли контрольная и курсовая работы, по итогам которых проводится конкурс исследовательских рефератов. Три года работы в таком режиме обучения свидетельствуют об эффективности этих форм.

Наш опыт использования поисково-деятельностного подхода в преподавании социологии социальной сферы, а также использования интерактивных методов обучения, форм рубежного контроля свидетельствует о том, что они способствуют преодолению принятого в прежние годы в гуманитарных вузах репродуктивного метода обучения социологии, улучшению восприятия прочитанного курса, а следовательно, и более высокому качеству обучения, позволяют учитывать индивидуальные интересы каждого студента, дают возможность использовать своеобразие социологии социальной сферы как учебной дисциплины. Самостоятельная работа помогает осмыслению студентами знаний, полученных в аудитории в процессе работы с литературой, формирует социологическую культуру, гибкость, дисциплину мышления, способствуя, с одной стороны, закреплению навыков, освоению социальных технологий решения типичных социологических задач, с другой - подготовке студентов к творческому, самостоятельному решению задач неординарных.

Нужно сказать, что подавляющее большинство дипломных исследовательских проектов, являющихся как бы венцом теоретической и практической подготовки будущих социологов, выполняется по проблематике социологии социальной сферы. На его защите выпускником демонстрируется готовность к самостоятельной научной и исследовательской деятельности, умение аналитически мыслить, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса.

Нам представляется очень важным, что реальная научно-исследовательская работа на факультете строится в основном в рамках социологии социальной сферы. Можно здесь выделить два более или менее ярко выраженных исследовательских направления: первое - информационно-технологическое, связанное с совершенствованием управления социальной сферой, и второе - с социальной защитой различных групп и слоев населения.

Активное участие преподавателей и студенчества в научно-исследовательской работе позволяет преодолеть искусственный отрыв вузовских преподавателей от активной поисковой деятельности, воссоединить преподавание и исследование, открыв тем самым путь к соединению нового знания с механизмами обучения, избежать накапливания консервативных элементов в учебном процессе и обеспечить процесс передачи знаний новым поколениям, преемственность обучения и формирования научной школы.

Однако обеспечение преподавания и исследовательской деятельности не должно держаться лишь на инициативе преподавателей. Нужны научная инфраструктура нового типа, материальная поддержка исследовательских проектов. Тогда вузовские ученые перестанут быть лишь ретрансляторами готовых знаний, превратятся в творцов нового, исследователей.

Наш опыт преподавания социологии социальной сферы свидетельствует, изучение студентами этой отраслевой теории позволяет выработать у будущих специалистов очень важные качества: чрезвычайно обостренное чувство социальной реальности, восприятие развития общества как динамичного процесса изменения социальных форм, за которыми отражаются судьбы конкретных людей; высокую ответственность, причастность к решению кардинальных проблем в социальной сфере общественной жизни.

В перспективе сверхзадачей профессорско-преподавательского коллектива социологического факультета является специализация выпускников в смежных областях, например по программе менеджмент в социальной сфере. Нам представляется, такая программа может быть использована и в подготовке магистров социологии. Это расширит возможности применения знаний, а также повысит конкурентоспособность выпускников, что немаловажно в наш век роста безработицы и невостребованности специалистов-социологов.

И нет сомнения, если социологическое образование и социологическая наука будут соответствовать практическим потребностям людей, восприниматься и востребоваться обществом для дела, то они будут эффективными и смогут нормально развиваться и в дальнейшем. В противном случае возможны кризисные ситуации как в социологической науке, так и в сфере образования.

Выводы

Дальнейшее развитие специальной социологической теории социальной сферы, вызванное потребностями практики, связано с решениями в ее рамках трех фундаментальных задач: объективной оценки существующего знания о социальных процессах, приращением нового знания и преподавания этого научного знания.

Социология социальной сферы как научная дисциплина обеспечивает комплексное изучение объекта и представляет собой системное знание со сложной структурой, имеющей различные уровни: теоретико-методологический, конкретно-социологический, социоинженерный. Дальнейшее ее развитие связано с информатизацией социальной сферы, необходимостью управления социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности и требует продолжения работы над категориальным аппаратом, методическим обеспечением социологических исследований, повышением роли специальной теории в разработке социальной политики государства, решении узловых теоретических и практических проблем социального развития общества, управления им.

Социология социальной сферы как наука и учебная дисциплина имеет различные целевые установки. Как наука она направлена на открытие и использование конкретных форм действия социальных закономерностей в деятельности различных групп, коллективов, классов, регионов. А как учебный предмет социология подчиняется достижению педагогических целей, решению задач обучения и воспитания и представляет собой систему педагогических знаний, созданную путем научно-методической переработки социологии социальной сферы как науки, порядок организации учебного знания. Этот учебный курс занимает важное место в подготовке специалистов для социальной сферы. Его содержание обусловлено требованиями, предъявляемыми к работникам органов управления социальным развитием и социальной защитой, и обеспечивается реализацией следующих методологических принципов:

логико-содержательный и научно-методический подход в оценке научного материала, вводимого в учебный предмет, постепенность, долговременность изучения дисциплины, преемственность, социальный заказ.

Учебный план социологии социальной сферы включает в себя будущее предметное поле специалиста и деловую игру с компьютерной поддержкой. Особенностью методики преподавания курса является акцент на поисковость, проблемность, интерактивность, индивидуальный подход и рубежный контроль за социализацией знаний. Важную роль в подготовке к будущей профессиональной деятельности играет участие студентов совместно с аспирантами и преподавателями в научно-исследовательской работе в рамках теории социальной сферы. Совместный научный поиск позволяет преодолеть искусственный отрыв вузовских преподавателей от активной поисковой деятельности, воссоединить преподавание и исследование, открыв тем самым путь к соединению нового знания с механизмами обучения, избежать накапливания консервативных элементов в учебном процессе и обеспечить процесс передачи знаний новым поколениям, преемственность обучения и формирования научной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существующая модель развития нашего общества характеризуется значительным снижением компенсаторных возможностей социальной сферы, беспрецедентной дифференциацией населения по доходному признаку, ведет богатых и бедных к одинаково угрожающим рискам и дисбалансам. Очевидна необходимость ее замены на приемлемую не только для России, но и для цивилизации всей планеты модель устойчивого развития, основанную на обеспечении гармоничного сочетания социальных и экономических приоритетов. Важную роль в поиске путей оптимизации социальных процессов в обществе может сыграть социология социальной сферы.

Становление социальной сферы общества наряду с материально-производственной, политической, культурно-духовной сферами, во всей их целостной причинно-следственной цепи связей, есть результат исторического процесса. Ее генезис представляет собой процесс взаимодействия спонтанных и целенаправленно организуемых обществом (государством) социальных институтов, осуществляющих непосредственное жизнеобеспечение, взаимодействие и воспроизводство социальных субъектов в конкретных исторических условиях их деятельности. Генетическим истоком социальной сферы является семья. Сужение ее воспроизводственных функций, замена род







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.