Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ В XIII - сер. XV вв.





 

Именной словарь

 

Кий (годы жизни неизвестны) —легендарный лидер восточных славян, первый князь и основатель Киева как города-государства. Согласно легенде, приведённой автором «Повести временных лет», Кий, живший на днепровских горах вместе со своими младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедь, построил город на правом высоком берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. Также Кий назван основателем городка Киевец на Дунае. От Кия и его братьев летописцы выводили полянское племя.

Рю́рик (ум. 879) — летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Аско́льд (ум. 882) — варяг из дружины Рюрика, киевский князь в 864—882 гг. (правил совместно с Диром). Существует также версия, что Аскольд был потомком князя Кия — легендарного основателя Киева.

Оле́г (ум. 912)князь новгородский (с 879) и великий князь киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, предвидящий будущее. Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

И́горь (ок. 878—945) — великий князь Киевской Руси, согласно летописной традиции — сын Рюрика.

О́льга, в крещении Еле́на (ок. 890 — 11 июля 969) — княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси.

Святосла́в И́горевич (933 — март 972) — князь новгородский, великий князь киевский с 945 по 972 год, прославился как полководец.

Влади́мир I Святосла́вич (956 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.



Яросла́в Влади́мирович (или Яросла́в Му́дрый (979 — 1054) — Ростовский князь (987—1010), Новгородский князь (1010—1034), великий князь Киевский (1016—1018, 1019—1054). Появилась «Русская правда», ставшая первым известным сводом законов на Руси.

Влади́мир Все́володович Монома́х (1053—19 мая 1125) — князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью или племянницей византийского императора Константина IX Мономаха.

Мстисла́в Влади́мирович Вели́кий (1 июня 1076 — 14 апреля 1132) — Великий князь Киевский (1125—1132).

Алекса́ндр Яросла́вич Не́вский ( май 1221 — 14 ноября 1263) — князь Новгородский (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263), знаменитый русский полководец.

Иван Дани́лович Калита́ (1283 — 31 марта 1340) — князь Московский с 1325 (фактически с 1322), Великий князь Владимирский (ярлык от хана в 1331), князь Новгородский c 1328 по 1337.

Дми́трий Иванович (12 октября 1350 — 19 мая 1389), прозванный Донским за победу в Куликовской битве. Князь Московский (с 1359) и Великий князь Владимирский (с 1363), которым были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, был построен белокаменный Московский Кремль.

Иван III Васильевич (22 января 1440 — 27 октября 1506) — великий князь московский с 1462 по 1506 год. Произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр общерусского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов; принят Судебник — свод законов государства, и проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения.

Словарь терминов

 

БАСКАК — представитель монгольского хана в завоеванных землях Руси во второй половине XIII – начале XIY вв. Основной обязанностью баскака было наблюдение за сбором дани.

БОЯРЕ — на Руси IX – XVII вв. высшее сословие феодалов. В Киевском государстве потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, вассалы и члены княжеской думы, крупные землевладельцы. В период раздробленности – богатейшие и влиятельные феодалы, соперники княжеской власти. С XV века права бояр постепенно ограничивались. До отмены звания в начале XVIII в. бояре в Русском государстве занимали главные административные, судебные, военные должности, возглавляли приказы, были воеводами.

БОЯРСКАЯ ДУМА — 1. В Древнерусском государстве совет при князе членов старшей дружин. 2. В период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе. Термин, употребляемый в исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности и связанных с нею прав на феодально – зависимых крестьян. 3. В Русском государстве конца XV – начала XVIII вв. постоянный сословно – представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

ВАРЯГИ (от др. сканд. “дающие клятву”) — в русских источниках – скандинавы, наемные дружинники русских князей в IX – XI вв. и купцы, торговавшие на пути “из варяг в греки”.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ — Глава великого княжества на Руси X – XV вв. и в Русском государстве с XV до середины XVI вв.

ВЕРВЬ (ОБЩИНА, МИР) — название соседской (сельской) общины в Древней Руси.

ВÉЧЕ — народное собрание в древней средневековой Руси в X – XIY вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. В Новгороде, Пскове, Вятской земле сохранялось до конца XV – начала XVI вв.

ВОЕВОДА — военачальник, правитель у славян. На Руси известен с нач. XV до нач. XYII вв.; военный руководитель полка или отряда. В середине XVI в. воеводы возглавили городское управление. С 1708 г. стояли во главе провинций. Должность упразднена в 1775 г.

ВÓТЧИНА — 1. Древнейший вид феодальной собственности, родовое имение, передававшееся по наследству. Возникла в X– XI вв. (княжеская, боярская, монастырская).

ВОЛХВЫ — название в Древней Руси служителей языческих культов, знахарей, считавшихся чародеями и прорицателями.

ДРУЖИНА — вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Делилась на “старшую” (наиболее близкие к князю лица – “княжьи мужи”) и “молодшую” (“гриди”, “отроки”, “детские”, “мечники”).

ИЗГÓЙ — в Древней Руси ( XI – XII вв.) лица, вышедшие из своей обычной социальной категории. (Крестьяне, ушедшие из общины или выкупившиеся холопы).

КАБАЛЬНЫЕ ХОЛОПЫ — в Русском государстве XV — нач. XVIII вв. бывшие свободные люди, ставшие временными холопами до отработки представленного им в долг жалования.

КНЯЗЬ —1. Вождь племени, с развитием феодализма – правитель государства. 2. Почетный дворянский титул, с XVIII в. жаловался царем за особые заслуги.

КОРМЛЕНИЯ — система содержания должностных лиц (наместников, воевод) за счет местного населения на Руси. Ликвидировано земской реформой 1555-1556 гг. (Иван IV).

МЕСТНИЧЕСТВО — система замещения служебных должностей конца XV в. с учетом происхождения феодалов, их служебного положения и личных заслуг. Отменено в 1682 г. (Федор Алексеевич).

МОНАШЕСТВО (греч.) —социальная религиозная группа, члены которой берут на себя обязательства: “уход от мира”, отказ от имущества, воздержание (обязательное безбрачие), разрыв старых родственных и социальных связей, прикрепление к монастырю, подчинение его уставу.

ОБЩИНА— малая социальная группа, способная к биологическому воспроизводству, имеющая органы самоуправления, своеобразные формы ценностей и культуры. Для общинных отношений характерны замкнутость, натуральное ведение хозяйства, круговая порука.

ПОДСЕЧНО — ОГНЕВАЯ система земледелия; на освобожденных от леса землях (вырубка, выжигание) несколько лет выращивали сельскохозяйственные культуры, использовали естественное плодородие почвы. После утраты плодородия участок забрасывали и осваивали целинные земли, в связи с чем приходилось переезжать на новое местожительство.

ПОЛЮДЬЕ — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани и разбора судебных дел, позже – сама дань определенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XII в. фиксированная денежная повинность.

ПОСАДНИК — 1) Наместник князя в землях Древнерусского государства X – XI вв. 2). Высшая государственная должность в Новгороде в XII – XV вв. и Пскове в XIV – начале XVI вв. Избирался из знатных бояр на вече.

ПОСАД — 1). В русских княжествах X – XVI вв. торгово – промышленные населения вне городских стен, ставшие позднее частью города; иногда посады делились на слободы и сотни. 2). В Российской империи – небольшие поселки городского типа.

“РУССКАЯ ПРАВДА” — сборник норм древнерусского права, основной источник, свидетельствующий о правовых и социальных отношениях в Др. Руси. “Русская Правда” дошла до нас в списках XIII – XVIII вв., составляющих 3 редакции: Краткую ( XI в.); Сокращенную (2-я пол. XII в.); Пространную (нач. XIII в.). На составление “Русской Правды” повлияли нормы византийского и германо - скандинавского права. “Русская Правда” легла в основу договоров с немцами XII – XIII вв., Новгородской и Псковской судных грамот, Судебника 1497г.

СКИФЫ (греч.) — древние племена в Северном Причерноморье (YII в до н. э. – III в. н.э.). По сообщению Геродота делились на царских скифов, кочевников, землевладельцев, пахарей. В YI в. до н.э. создали государство, которое под ударами сарматов (III в. до н.э.) переместилось в Крым. После разгрома готами ( III в. н.э.) растворились среди других племен.

ТИУН (др.-исландск. – слуга) — княжеский или боярский слуга, управляющий феодальным хозяйством (XI- XVI вв.). Часть тиунов была несвободна. В «Русской Правде» упоминаются тиун-конюх (вира – 80 гривен.), тиун-огнищанин (вира – 80 гривен.) и тиун сельский (вира – 12 гривен.).

ТЫСЯЦКИЙ — военный предводитель городского ополчения (тысячи) на Руси до середины XV века. В Новгороде избирался из бояр на вече и был ближайшим помощником посадника. В городах без веча назначался князьями, должность – наследственная. К середине XV века должность тысяцкого исчезает, заменяясь наместниками.

ХОЛОПЫ (ст. слав. – раб) —в X – начале XVIII вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. «Русская Правда» выделяет три источника обельного (полного) холопства: самопродажа за долги при свидетелях, поступление в холопы без договора, брак с холопкой или холопом без договора. Кроме этого распространёнными источниками холопства были плен, опала князя, торговая несостоятельность, совершенное преступление и т.д. До нач. XVIII в. холопы не платили повинностей в пользу государства. С введением в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных крестьян, а с 1705 г. стали поставщиками рекрутов в регулярную армию.

ЯЗЫЧЕСТВО — традиционное обозначение политеистических (политеизм - многобожие) и пантеистических (пантеизм – учение, согласно которому Бог и мир неразличимы, бог во всем) религий. К языческим относятся первобытные верования – анимизм, фетишизм, шаманизм, тотемизм, а также верования египтян, ассиро-вавилонян, персов, греков, римлян, славян и др. Языческие боги чаще всего отождествлялись с духами природы, которым приносили жертвы. Термин «язычество» введен христианскими летописцами и указывает на неподлинную, вымышленную реальность чтимых язычниками богов (представления о богах имеют основания только в «языке» человека). У восточно-славянских племен не было единого поклонения языческим богам, для каждого племени существовала своя иерархия богов.

ЯРЛЫК ( тюрк. – повеление, приказ) —льготная грамота монголо-татарских ханов Золотой Орды подвластным светским и духовным феодалам. На Руси ярлык выдавался князьям и подтверждал право занять престол. Обязательная выдача ярлыков являлась одной из форм зависимости Руси от Золотой Орды (XIII-XY вв.).

ЯСАК (тюрк. – дань, подать)— дань у монгольских и тюркских племен, уплачиваемая натурой. В России XY- XX вв. – натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом, пушниной.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.