Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Метод эксперимента. Требования к организации и проведению. Особенности естественного эксперимента.





экспериментального отчета.

Метод Э..(Нечаев, Румянцев, Россалини в нач XXв.).Научное обоснование положений (дидактич) на основе эксперим. исслед-ий ребенка.Так, в 1901 г при пед-ом музее города Петрограда откр. I в России лаборатория экспер-го психол. исслед-ий. В 1908г – в Москве.Лазурский предложил естеств. эксперимент. М.Я. Басов выступал против лабораторного Э., был за м-д наблюдения.

Э. – это основной м-д в психол, предполагающий точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Зав.перем. – это переем, кот.может изменяться в отношении независимой(*память зависит от усталости), от физ. нагрузки, всевозможных внешних условий).

Общие треб-я организации и проведения Э.:

  1. Постановка цели.
  2. Определение переменных(стиль воспитания, уровень агрессивности)
  3. Планирование
  4. Проведение
  5. Обраб-ка результатов и составление отчёта.

Этап планирования вкл-ет в себя:

1. Выбор стратегии Э.(лангитюдный-длит-ый или поперечный срез,опред-е типа Э. – констатирующий или формирующий)

2. Просмотр лит-ры по теме.

3. Выбор параметров и способ измерения переменных.

4. Подбор испытуемых (* с целью изучения степени тревожности реб-ка)

5. Планирование процедур Э., подбор псих. средств(бланки, место, время), планир-е методов мат. статистики и фон наглядно представленного материала.

Требования

1) Четкое следование плану;

2)Аккуратно заполненный мат-статистич. материал и аккуратное их хранение.

Эксперимент — основной эмпирический метод научного исследования, получил широкое применение в педагогической психологии, В ходе эксперимента экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования.

Любой вид эксперимента включает следующие этапы:

1) постановка цели: конкретизация гипотезы в определенной за-

даче;

2) планирование хода эксперимента;

3) проведение эксперимента: сбор данных;

4) анализ полученных экспериментальных данных;

5) выводы, которые позволяют сделать экспериментальные дан ные.

Различается лабораторный и естественный эксперимент. В

лабораторном эксперименте испытуемые знают, что над ними проводят некое испытание, а естественный эксперимент проходит в обычных условиях работы, учебы, жизнедеятельности людей, и люди не подозревают, что являются участниками эксперимента. Как лабораторный, так и естественный эксперименты подразделяются на констатирующий и психолого-педагогический формирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент используется в тех случаях, когда надо установить наличное состояние уже имеющихся явлений. В ходе формирующего эксперимента изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, способностей и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием. Экспериментатор определяет цель исследования, выдвигает гипотезу, меняет условия и формы воздействия, строго фиксирует результаты эксперимента в специальных протоколах. Данные эксперимента обрабатываются методами математической статистики (корреляционный, ранговый, факторный анализ и т. д.).

Формирующий эксперимент при бихевиористском подходе к обучению сосредоточен на выявлении условий, позволяющих получить требуемую заданную реакцию обучаемого. Формирующий эксперимент при деятельностном подходе предполагает, что экспериментатор должен выявить объективный состав той деятельности, которую собирается формировать, разработать методы формирования ориентировочной, исполнительной и конт- рольной части деятельности.

Основные методы, которые используются для выделения объективного состава деятельности, делятся на два вида:

— теоретическое моделирование этой деятельности с последующей экспериментальной проверкой; — метод изучения этой деятельности у людей, как хорошо владеющих ею, так и у людей, делающих ошибки при ее выполнении.

Среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии — описательно-технической и психофизиологической характеристики профессиональной деятельности человека. Этот

метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиограммирования составляются профессиограммы или сводки данных (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психологических,

психофизиологических) о конкретном процессе труда и его организации, а также психограммы профессий. Психограммы представляют собой «портрет» профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК) и психологические и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профессиографии в психологии профессионального образования объясняется тем, что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств личности, заданных той или иной профессией, и строить процесс их развития исходя из данных науки.

Основываясь на таких методологических принципах психологии, как системность, комплексность, принцип развития, также принцип единства сознания и деятельности, педагогическая психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов (частных методик и процедур исследования). Однако один из методов всегда выступает в качестве основного, а другие — дополнительных. Чаще всего при целенаправленном исследовании в качестве основного в педагогической психологии выступает, как уже отмечалось, формирующий (обучающий) эксперимент, а дополнительными к нему являются наблюдение, самонаблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, тестирование.

Существенно также отметить, что всякое психолого-педагогическое исследование включает как минимум четыре основные этапа: 1) подготовительный (знакомство с литературой, постановка целей, выдвижение гипотез на основе изучения литературы по проблеме исследования, планирование); 2) собственно исследовательский (например, экспериментальный и социометрический); 3) этап качественного и количественного анализа (обработки) полученных данных и 4) этап интерпретации, собственно обобщения, установления причин, факторов, обусловливающих характеристик протекания исследуемого явления.

Эксперимент является средством проверки предусмотрений, прогнозов, которые делает теория. Любая теория является внутренне непротиворечащей системой знаний о части действительности и содержит такие основные компоненты:

• эмпирические факты и закономерности

• систему аксиом, постулатов, гипотез, которые описывают объект теории

• правила логического вывода, которые приняты в данной теории — логику теории

• основные теоретические знания — множество утверждений, выведенных из системы аксиом по логике теории на основе интерпретации эмпирических фактов.

Теории не только описывают реальность, а и прогнозируют определенные явления действительности. Точность и широта прогноза определяют ценность теории. В случае “дефицита” знание для объяснения фактов действительности возникают проблемы, постановка которых ведет к формулированию гипотезы относительно возможности ее решения.

Гипотеза (от грец. hypothesis — предположение то, что ложится в основу) — это научное утверждение, правдивость или ошибочность которого неизвестные, но могут быть проверенные в опыте эмпирическим путем. Как делает замечание Д. Кемпбелл, гипотеза является звеном, которое связывает “мир теорий” и “мир емпирий”.

С точки зрения возможности их эмпирической проверки выделяют такие виды теории:

• теории нижнего уровня, прямо связанные с эмпирией (как говорят, максимально нагруженные эмпирически), истинность которых можно проверить непосредственно например, анализ динамики малых групп есть возможным только на основе эмпирически виокремлених их отличий от других социальных сообществ

• теории среднего уровня, которые не непосредственно относятся с эмпирией, а позволяют выдвигать гипотетические утверждения, доступные эмпирической проверке, например теория поля согласно этой теории “квазипотреби” и, соответственно, “ системы напряжений”, что возникают, обусловливают поведение личности (известный фильм К. Левина о девочке Ханну, которая устала и старалась сесть отдохнуть на камень, который ее очень заинтересовал, и она хотела его осмотреть в результате две квазипотреби — желание сесть на камень и желание осмотреть его — привели к тому, что девочка “дзигою” крутилась вокруг камня) в этом случае выдвинутые в теории конструкты (“квазипотреби”, “ системы напряжений”) могут служить объяснениям других эмпирических закономерностей (например, эффекта Зейгарник — “прерванного действия”)

• теории верхнего уровня, которые непосредственно не выдвигают эмпирически нагруженных гипотез понятие в этих теориях имеют максимальную степень обобщенности, или, иначе говоря, статус категорий на их основе возможная разработка теорий среднего уровня, которые, в свою очередь, обеспечивают возможность эмпирического доведения (например, теория деятельности О. Леонтьєва конкретизируется в теориях среднего уровня, в которых уточняется, о каких видах деятельности речь идет (работа, обучение, игра), тем самым обеспечивается возможность конкретного эмпирического исследования).

При создании теории могут быть использованные индуктивный и дедуктивный методы. Индуктивный метод предусматривает движение от частного к общему, от фактов до теории, когда общее теоретическое знание выводится, исходя из закономерностей, которые были получены в единичных случаях. Е. Дзуки делает замечание, что понятия, которые были выведены индуктивным путем, в строгом понимании являются недоказанными, поскольку недоказанным есть самое положения о том, что можно делать универсальные (общие) положение, исходя из отдельных и частичных утверждений.

Исследовательница утверждает в связи с этим, что закон, который был получен с помощью индукции, на самом деле является хорошей гипотезой, которую нужно проверить в по возможности большему количеству экспериментов. Согласно дедуктивному методу гипотеза, наоборот, является общим утверждением, которое потом подлежит эмпирической проверке, когда сначала исследователь формулирует определенные постулаты, а потом собирает данные с целью проверки этих гипотез.

Оба этих метода дополняют друг друга и используются взаимоувязанно.

Если теория подтверждается, на ее основе можно делать новые прогнозы, которые также могут быть проверены в эксперименте. Если же теория не подтверждается, существуют две возможности: или теорию нужно модифицировать для объяснения новых данных, или модифицировать нужно эксперимент с целью более придирчивой проверки теории. Во всяком случае после того как на основе результатов эксперимента сделаны выводы необходимо вернуться к блока “реальный мир” и решить, что необходимо модифицировать — теорию, эксперимент или то и другое.

Стрелка, который ведет от блока “выводы” к блоку “реальный мир”, обозначает факт неперервности процесса научного познания действительности. Ведь на самом деле отдельный эксперимент не позволяет даты окончательный ответ на все вопросы, которые поставлены научной проблемой. Ученые беспрерывно формулируют теории, которые объясняют явления реального мира, и постоянно проводят эксперименты, чтобы проверить эти теории.

Вообще различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат эмпирической проверке. Теоретические гипотезы являются составляющими теорий и предлагаются для устранения внутренних разногласий в теории или для преодоления неузго дженостей теории и экспериментальных результатов. Теоретические гипотезы должны удовлетворять принципам фальсифицированности (быть отклоненной в эксперименте) и верификованости (быть подтвержденной в эксперименте).

Принцип верификованости есть относительным, поскольку всегда существует вероятность отклонения гипотезы в следующих исследованиях. Принцип фальсифицированности есть абсолютным, поскольку отклонение теории всегда окончательное. Следует заметить, что теория отвергается тогда, когда выявленный экспериментальный эффект, который воспроизводится и противоречит выводам из теории. Эмпирические гипотезы выдвигаются для решения проблемы в эмпирическом исследовании.

Выделяют такие их разновидности:

• о наличии феномена, когда в опыте приходится существование определенных фактов психической реальности (например, феномена конформизма)

• о наличии связи между феноменами (например, связи между уровнем интеллекта и порядком рождаемости)

• о наличии причинно-следственной связи между феноменами. Именно последняя разновидность гипотез и называют собственно экспериментальными гипотезами.

Экспериментальные гипотезы представляют собой конкретизацию теоретического предположения в сроках зависимой, независимой и дополнительных сменных. Хорошая экспериментальная гипотеза должна удовлетворять требованию простоты, то есть предлагать более простое объяснение исследуемого явления, иметь определенную теоретическую преемственность, то есть содержать предыдущие теоретические элементы, а также иметь операциональний характер, то есть быть такой, чтобы ее можно было проверить на практике, соотнося сменные с конкретными операциями, с помощью которых эти сменные можно было бы измерить.

В связи с этим далеко не все теории можно непосредственно проверить в эксперименте. Так, в частности, Л. Х'єлл и Д. Зиглер называют проблемы, которые возникают у экспериментаторов, которые хотят проверить, скажем, психоаналитическую концепцию З. Фрейда.

Это, во-первых, невозможность воспроизведения клинических данных в эксперименте, который сурово контролируется во-вторых, невозможность даты “рабочие” определения положением психоанализа, которые часто сформулированы таким образом, который с них можно сделать неоднозначные выводы в-третьих, затрудненность согласования с теорией результатов эксперимента, которые основываются на нечетких и неопределенных умозаключениях в-четвертых, теория психоанализа имеет характер “ послесловия”, то есть более адекватно объясняет прошлое, чем предусматривает будущее.

При этом это не означает, что психоаналитическая теория есть недостоверной. Скорее всего, по мнению исследователей, на данный момент не существует общепринятых методов и процедур операционализациї теоретических положений. Г. Готтсданкер делает замечание, которые именно в вопросе перевода абстрактных или теоретических понятий на язык конкретного эксперимента даже лучшие психологи иногда демонстрируют сомнительную логику.

Исследователь приводит пример такого сомнительного перевода, ссылаясь на классическое исследование К. Левина, который оказал влияние авторитарного, демократического и либерального стилей руководства на эффективность групповой деятельности. Это исследование проводилось в группе 10-летних мальчиков.

Проверка экспериментальной гипотезы о причинной связи двух явлений произ­водится следующим образом. Экспериментатор моделирует предполагаемую при­чину: она выступает в качестве экспериментального воздействия, а следствие — изменение состояния объекта — регистрируется с помощью какого-либо измери­тельного инструмента. Экспериментальное воздействие служит для изменения независимой переменной, которая является непосредственной причиной изменения зависимой переменной. Так, экспериментатор, предъявляя испытуемому сигналы различной околопороговой громкости, изменяет его психическое состояние — ис­пытуемый либо слышит, либо не слышит сигнал, что приводит к различным мотор­ным или вербальным ответам («да» — «нет», «слышу» — «не слышу»).

Внешние («прочие») переменные экспериментальной ситуации экспериментатор должен контролировать. Среди внешних переменных выделяют: 1) побочные пере­менные, которые порождают систематическое смешение, ведущее к появлению не­надежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых); 2) дополнительную переменную, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием. При проверке частной гипотезы уровень до­полнительной переменной должен соответствовать ее уровню в изучаемой реально­сти. Например, при изучении связи уровня развития непосредственного и опосредо­ванного запоминания дети должны быть одного возраста. Возраст в этом случае — дополнительная переменная. Если же проверяется общая гипотеза, то эксперимент проводится при разных уровнях дополнительной переменной, т.е. с участием групп детей разного возраста, как в известных экспериментах А. Н. Леонтьева по изуче­нию развития опосредованного запоминания. Дополнительная переменная, особо значимая для эксперимента, называется «ключевой». Контрольной переменной на­зывается дополнительная переменная, которая в факторном эксперименте стано­вится второй основной.

Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внеш­ние (побочные) переменные.

Исследователи различают разные виды независимой переменной: качественную («есть подсказка» — «нет подсказки»), количественную (уровень денежного возна­граждения).

Среди зависимых переменных выделяются базисные. Базисная переменная — единственная зависимая переменная, на которую оказывает влияние независимая переменная. Какие независимые, зависимые и внешние переменные встречаются при проведении психологического эксперимента?

4.5.1 Независимая переменная

Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Эксперимент, где это условие соблюдается, назы­вают чистым экспериментом. Но чаще всего в ходе эксперимента, варьируя одну переменную, экспериментатор изменяет вместе с тем ряд других. Это изменение может быть вызвано действием экспериментатора и обусловлено связью двух пере­менных. Например, в эксперименте по выработке простого двигательного навыка он наказывает испытуемого за неудачи электрическим током. Размер наказания может выступать в качестве независимой переменной, а скорость выработки навыка — зависимой переменной. Наказание не только закрепляет у испытуемого соответ­ствующие реакции, но и порождает у него ситуативную тревогу, которая влияет на результаты — увеличивает число ошибок и уменьшает скорость выработки навыка.

Центральная проблема при проведении экспериментального исследования — выделение независимой переменной и ее изоляция от других переменных.

В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:

1) характеристики заданий;

2) особенности ситуации (внешние условия);

3) управляемые особенности (состояния) испытуемого.

Последние часто называют «переменными организма». Иногда выделяют чет­вертый вид переменных — константные характеристики испытуемого (интел­лект, пол, возраст и т. д.), но, на мой взгляд, они относятся к дополнительным пере­менным, поскольку на них нельзя воздействовать, а можно лишь учесть их уровень при формировании экспериментальных и контрольных групп.

Характеристика задания — то, чем может манипулировать экспериментатор бо­лее или менее свободно. По традиции, идущей от бихевиоризма, считается, что экс­периментатор варьирует только характеристики стимулов (stimulus variables), но в его распоряжении гораздо больше возможностей. Экспериментатор может варьи­ровать стимулы или материал задания, изменять тип ответа испытуемого (вербаль­ный или невербальный ответ), менять шкалу оценивания и т.д. Он может варьиро­вать инструкцию, меняя цели, которых должен достичь испытуемый в ходе выпол­нения задания. Экспериментатор может варьировать средства, которые имеет испытуемый для решения задачи, и ставить перед ним препятствия. Он может изме­нять систему поощрений и наказаний в ходе выполнения задания и т.д.

К особенностям ситуации следует отнести те переменные, которые непосред­ственно не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуе­мым. Это может быть температура в помещении, обстановка, наличие внешнего на­блюдателя и т.д.

К основным структурным элементам отчета относятся:

  • титульный лист;
  • список исполнителей;
  • реферат;
  • содержание;
  • термины и определения;
  • обозначения и сокращения;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованной литературы;
  • приложения.

Планирование эксперимента (англ. experimental design techniques) — комплекс мероприятий, направленных на эффективную постановку опытов. Основная цель планирования эксперимента – достижение максимальной точности измерений при минимальном количестве проведенных опытов и сохранении статистической достоверности результатов.

Билет № 2







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.